13. История беотийских Фив

     1. КАДМ. Кадма греки помнят и почитают как героя и еще за то, что он принес в Элладу письменность из Финикии. Но чтят его не только греки: немцы, например, открывшие в 1817 году новый серебристо белый металл, назвали его кадмием в честь этого героя.
     Когда Агенор, царь Тира, разослал своих сыновей на поиски пропавшей Европы*, Кадм поступил умнее своих братьев: он ни дня не рыскал по белу свету, а сразу отправился к дельфийскому оракулу и вопросил его о судьбе Европы. Бог ответил, что беспокоиться о Европе нет никаких оснований, потому что она неплохо устроилась и, когда придет время, объявится сама. Он же должен взять себе корову в проводники и основать город там, где, утомившись, эта корова ляжет на землю. После этого Кадм отправился в путь через Фокиду, увидел отбившуюся от стада корову и последовал за ней. Проходя через Беотию, корова прилегла, и там теперь находится город, который сначала назывался Кадмеей, а потом стал называться Фивами.
     Желая принести эту корову в жертву богине Афине, которую в Финикии тоже уважали и называли Онкой, Кадм послал нескольких своих людей за водой к источнику Ареса. У древних греков была мания посвящать каждый источник какому-нибудь богу или герою. Арес, довольно самовлюбленный бог, когда ему посвятили источник, стал считать его своей собственностью и держал там сторожем дракона, который растерзал тех из посланных Кадмом людей, кто недостаточно быстро бегал. Разгневанный Кадм убил дракона и по совету Афины, непременно появляющейся там, где убивают драконов, засеял землю его зубами. После этого из земли стали подниматься мужи в полном вооружении, которых назвали спартами, потому что «спарт» по-древнегречески означает «посеянный» (не путать со спартанцами, жителями Спарты, никакого отношения к Фивам в ту пору не имеющими). Выросшие из земли спарты что-то не поделили между собой и начали ожесточенно убивать друг друга, в результате чего в живых осталось всего пятеро – Эхион, Удей, Хтоний, Гиперенор и Пелор, от которых потом пошли многие знатные фиванские роды. Из одного такого рода вышел генерал Эпаминонд, который в IV в. до н. э. победил спартанцев, до того считавших себя непобедимыми.
     По требованию Ареса божественный суд приговорил Кадма за убийство сторожа к восьми годам исправительных работ в пользу Ареса. Когда Кадм отбывал этот срок, он познакомился с Гармонией, дочерью Ареса и Афродиты, и влюбился в нее при полной взаимности с ее стороны. По истечении восьмилетнего срока Зевс заставил Ареса отдать Гармонию в жены Кадму. Боги, покинув небо, пировали в Кадмее и прославляли свадьбу гимнами. Аполлон пел эпиталаму: «Пою тебе, бог Гименей**, ты, кто соединяет невесту с женихом ...», по слухам сочиненную самим Гименеем и затем использованную Антоном Рубинштейном в его опере «Нерон». Кадм подарил своей молодой супруге пеплос и ожерелье, которое ему изготовил сам бог Гефест. На той свадьбе Деметра познакомилась с Иасионом, и это привело к основанию города Трои (об этом мы подробно расскажем, когда будем излагать историю этого города).
     У Кадма и Гармонии родились дочери Автоноя, Ино, Семела и Агава и сын Полидор. На Ино женился Афамант, на Агаве – Эхион, на Автоное – Аристей, сын Аполлона и Кирены***. Впоследствии две дочери Семела и Ино погибли из-за происков Геры (как это случилось мы подробно расскажем в следующем разделе), и Кадм поэтому был сердит на богов (он не знал, что Гера за это получила от Зевса хорошую затрещину, а обе дочери были извлечены из Аида и стали богинями). Когда еще и внук Актеон, сын Автонои, погиб по вине Артемиды****, Кадм вообще сошел с катушек и, громко хлопнув дверью, ушел из Фив куда глаза глядят, прихватив с собой жену Гармонию.
     Пришли они на Балканы к энхелейцам, которые подвергались постоянным нападениям иллирийцев и потому обратились к оракулу, чтобы узнать, как избавиться от такой напасти. Зевс, чувствуя некоторую вину перед Кадмом, попросил Аполлона сказать энхелейцам, что им надлежит избрать в качестве предводителей Кадма и Гармонию. Послушавшись оракула, они избрали их своими вождями в борьбе с иллирийцами и одержали победу. Кадм воцарился у иллирийцев, и Гармония там родила сына Иллирия, унаследовавшего иллирийский трон. Когда жизнь Кадма подошла к концу, боги превратили его и Гармонию в драконов и Зевс отослал их на Острова блаженных.
     Так утверждает Аполлодор, у других же писателей собираются по крупицам следующие подробности. Сначала Арес превратил в дракона только одного Кадма как раз перед тем, как Атропа собиралась перерезать своими ножницами нить его жизни. Думается, что Арес сделал это, явно имея намерение назначить Кадма сторожем источника взамен убитого им дракона. Но Гармония, бессмертная дочь Ареса, подняла скандал, заявляя, что вовсе не желает расставаться со своим мужем и, если нет другого выхода, то пусть боги и ее превратят в дракона. Зевс выполнил это пожелание, а когда Арес заикнулся о том, что ему нужен сторож, молча показал своему сыну кукиш и отослал новоиспеченных драконов на Острова блаженных. Когда же в источнике Ареса оказался труп Дирки, о чем вскоре будет рассказано, то Арес потерял к нему всякий интерес.

     В заключение этого раздела скажем несколько слов о незавидной судьбе драконов. Аполлон, убивший дракона Пифона*****, подал людям дурной пример, т. к. после этого каждый герой почитал за честь убить в течение своей жизни хотя бы одного дракона, и драконы начали хищнически истребляться. А ведь это довольно умные и полезные твари: если их правильно дрессировать, получаются отличные сторожа, древние правители часто приспосабливали их для охранения своих сокровищниц, царь Ээт приручил дракона для охраны золотого руна, сад гесперид охранялся драконом Ладоном, а богиня Деметра даже впрягла этих крылатых тварей в свою колесницу. Особенно любил дрессировать драконов бог Арес, и понятно его возмущение, когда труды, потраченные на охранителя его источника пошли насмарку. Арес неоднократно предлагал принять закон, охраняющий драконов, но боги его не поддержали и к настоящему времени популяция полностью исчезла с лица земли. Единственный дракон, которого еще можно видеть, находится на небе: предполагают, что созвездие Дракон есть не что иное, как Пифон, превращенный в созвездие богиней Геей. Два дракона Кадм и Гармония, разумеется, до сих пор обитают на Островах блаженных, но эти острова обнаружить и занести на карту пока не удалось.
______________________
* См. главу 9(6).
** Гименей – бог свадеб, сын Аполлона и музы Урании. Эпиталама – древнегреческая свадебная песня.
*** Глава 4(4).
**** Глава 4(4).
***** См. главу 2(5).
======================
Иллюстрация: Кадм убивает дракона. Роспись килика.


     2. РОЖДЕНИЕ ДИОНИСА. Влюбившись в Семелу, Зевс тайно от Геры, разделил с ней ложе. Но Гера, явившись к Семеле в виде ее няни, убедила ее просить Зевса, чтобы тот явился к ней в своем настоящем облике. Когда Зевс поклялся ей сделать все, о чем она только его ни попросит, Семела, введенная в обман Герой, попросила его прийти к ней в том самом виде, в каком он пришел свататься к Гере. Не имея из-за клятвы возможности отказать Семеле, Зевс прибыл на колеснице с молниями и громами. Семела, от страха упав замертво, родила семимесячное дитя, а дом загорелся. Зевс извлек дитя из огня и зашил в свое бедро. После смерти Семелы остальные дочери Кадма решили, что Семела разделила ложе с каким-то смертным и после этого стала говорить, будто бы ее любовником был сам Зевс, за что и была убита молнией. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы на своем бедре. Лукиан из Самосаты, которого мы уже не раз цитировали, передает по этому поводу следующий диалог, случившийся между Гермесом и Посейдоном.

     П о с е й д о н.  Гермес, можно повидать Зевса?
     Г е р м е с.  Нельзя, Посейдон.
     П о с е й д о н.  Все-таки ты доложи.
     Г е р м е с.  Не настаивай, пожалуйста: сейчас неудобно; ты с ним не можешь увидеться.
     П о с е й д о н.  Он, может быть, сейчас с Герой?
     Г е р м е с.  Нет, совсем не то.
     П о с е й д о н.  Понимаю: у него Ганимед.
     Г е р м е с.  И не это тоже: он нездоров.
     П о с е й д о н.  Что с ним, Гермес? Ты меня пугаешь.
     Г е р м е с.  Это такая вещь, что мне стыдно сказать.
     П о с е й д о н.  Нечего тебе стыдиться: я ведь твой дядя.
     Г е р м е с.  Он, видишь ли, только что родил.
     П о с е й д о н.  Что такое? Он родил? От кого же? Неужели он двуполое существо и мы ничего об этом не знаем? По его животу совсем ничего не было заметно.
     Г е р м е с.  Это правда, но плод был не здесь.
     П о с е й д о н.  Понимаю: он опять родил из головы, как некогда Афину. Плодовитая же у него голова!
     Г е р м е с.  Нет, на этот раз он в бедре носил ребенка от Семелы.
     П о с е й д о н.  Вот молодец! Какая необыкновенная плодовитость! И во всех частях тела. Но кто такая эта Семела?
     Г е р м е с.  Фиванка, одна из дочерей Кадма. Он с ней сошелся и она забеременела.
     П о с е й д о н.  И теперь он родил вместо нее?
     Г е р м е с.  Да, это так, хоть и кажется тебе невероятным. Дело в том, что Гера, – ты знаешь ведь, как она ревнива, – пришла тайком к Семеле и убедила ее потребовать от Зевса, чтобы он явился к ней с громом и молнией. Зевс согласился и пришел к ней, взяв с собой огнемет, но от этого загорелся дом и Семела погибла в пламени. Тогда Зевс разрезал себе бедро и положил туда плод, чтобы он там созрел. И вот теперь, на третий месяц, он родил ребенка и чувствует себя нездоровым от родовых болей.
     П о с е й д о н.  Где же сейчас этот ребенок?
     Г е р м е с.  Я отнес его на гору Нису и отдал нимфам на воспитание; зовут его Дионисом.
     П о с е й д о н.  Так, значит, мой брат приходится этому Дионису одновременно и матерью и отцом?
     Г е р м е с.  Так выходит. Но я пойду: надо принести ему воды для раны и сделать все, что нужно при уходе за роженицей.

     Надо добавить, что перед тем как отнести Диониса к нисейским нимфам Гермес попытался спрятать его у Афаманта* и Ино, попросив их, чтобы ввести в заблуждение Геру, воспитывать его как девочку. Однако Геру обмануть не удалось: проследив, куда спрятан Дионис, разгневанная Гера поразила Афаманта безумием, и он убил своего старшего сына Леарха, приняв его за оленя, а себя вообразив охотником. Ино же со вторым сыном Меликертом на руках бросилась от него бежать и кинулась в морскую пучину. Там она стала морской богиней, приняв имя Левкофеи, а ее сын стал морским богом и получил имя Палемона. Эти имена они получили от моряков, которыми те стали звать их на помощь, когда поднималась буря. В честь Меликерта были учреждены Сизифом Истмийские игры. Гермес же, чтобы спасти Диониса от Геры, превратил его в козленка и отнес в Азию к нимфам, жившим на горе Ниса. Позднее Зевс поместил этих нимф среди звезд, назвав их Гиадами**. Вместе с нимфами Диониса воспитывал и Силен, рассказывавший ему всякие забавные истории, а его дети – сатиры и силены развлекали Диониса пением и плясками.
_____________________
* Об Афаманте см. гл. 6(3).
** Гиады (плачущие) – нимфы дождя и рассеянное звездное скопление в созвездии Телец, на греческом небе оно появляется перед сезоном дождей.

     3. СТРАНСТВИЯ ДИОНИСА. Когда Дионис вырос и нашел виноградную лозу, Гера и в него вселила безумие, и он стал бродить по землям Египта и Сирии. Вначале ему оказали гостеприимство Протей, сын Посейдона, и его супруга Нереида Псамата. Протей жил на острове Фарос близ Египта и пас там тюленьи стада своего отца.
     Затем Дионис отправился во Фригию, где был исцелен Реей и посвящен в таинства. Ликург, сын Дриаса, который был царем эдонов, первым оскорбил Диониса, изгнав его из своей страны. Дионис нашел прибежище в море у Фетиды, сопровождавшие же его сатиры и вакханки были захвачены в плен. Но Рея освободила пленников, а самого Ликурга лишила рассудка. Став безумным, он разрубил своего сына топором, полагая, что подрезает виноградную лозу. Тогда земля перестала приносить плоды, и бог возвестил, что она станет плодородной лишь тогда, когда будет умерщвлен Ликург. Выслушав это предсказание, эдоны отвели Ликурга к горе Пангей, где дикие звери разорвали его на части.
     Пройдя через Фракию и всю Индийскую землю и поставив там стелы, Дионис пришел в Фивы. После того, как Кадм покинул Фивы, царскую власть там получил Пенфей, которого Агава родила своему мужу Эхиону (Полидор, сын Кадма, был еще мал). Дионис, совершавший турне по разным странам с целью пропаганды виноградарства и виноделия, имел при себе немалочисленную и довольно шумную свиту из сатиров и вакханок. Несмотря на эту свиту, Пенфей категорически отказался признать двоюродного брата богом и потребовал от него унять свою ораву, т. к. он, Пенфей, совершенно не выносит шума. В ответ на это Дионис заставил многих фиванских женщин, среди которых оказалась и Агава, покинуть свои жилища и предаться вакхическому служению на склонах горы Киферон. Пенфей лично отправился туда во главе своей полиции, чтобы прекратить эти вакхические неистовства, но не тут-то было: вакханки в припадке неистового безумия приняли появившихся людей за животных и стали рвать их на части, а мать Пенфея Агава растерзала его самого.
     После того, как вся Беотия, а затем Аргос признали божественность Диониса, он стал посещать острова. Желая переправиться с острова Икарий на остров Наксос, Дионис нанял триеру, принадлежащую тирренским пиратам. Они приняли его на борт, но проплыли мимо Наксоса и взяли курс на Азию, желая продать его там в рабство. Но Дионис превратил мачты и весла в змей, наполнив корабль ветвями плюща и пением флейт. Пираты, охваченные страхом, попрыгали в море и превратились в дельфинов. После этого Диониса повсюду признали богом и стали его почитать. Дионис же направился в Аид и вывел оттуда свою мать, назвав ее Тионой, чтобы ввести в заблуждение Геру, и с ней поднялся на небо. Гера, конечно, поняла, кто такая Тиона, но как она ни злилась, ей пришлось это проглотить.
     В Фивах после гибели Пенфея воцарился Полидор, который признал божественность Диониса, приходившегося ему племянником, и поэтому спокойно процарствовал до конца своей жизни. Он был женат на Никтеиде, дочери Никтея, и от этого брака родился Лабдак.
     Унаследовав престол, Лабдак не последовал примеру своего отца и богом Диониса не признавал, поэтому тот напустил на него вакханок и он закончил свою жизнь в точности так же, как Пенфей. От него остался годовалый сын Лаий, а власть захватил Лик, брат Никтея, который был выбран на должность стратега, а фактически стал правителем и правил в течение двадцати лет.
     Поясним, кто такие братья Никтей и Лик и почему они оказались в Фивах. От Алкионы, дочери Атланта, бог Посейдон имел сыновей Гириея и Гиперенора. От Гириея и нимфы Клонии и родились Никтей и Лик. Эти сыновья дружили с Пенфеем и благодаря этой дружбе оба стали гражданами Фив. Никтей женился на Поликсо, дочери спарта Хтония, и от этого брака родились Никтеида и Антиопа. На Никтеиде, как сказано выше, женился Полидор, с Антиопой же сошелся Зевс.

     4. ЗЕТ И АМФИОН. Говорят, что Зевс застал Антиопу спящей в роще и овладел ею, приняв облик сатира. Когда она забеременела, как она думала, от сатира, то, боясь гнева отца, бежала в Сикион к Эпопею*. Никтей узнал, где она находится и потребовал у Эпопея выдать дочь. Тот ему отказал, и Никтей пошел войной на Сикион, но потерпел поражение и был убит. Некоторое время спустя в поход на Сикион отправился Лик и покорил его. Эпопея он убил, отомстив так за своего брата, а Антиопу захватил и увел. В пути Антиопа родила двух сыновей – это произошло в Элевтерах в Беотии. Дети были по приказу Лика брошены, но их подобрал пастух, который стал их воспитывать, назвав одного Зетом, другого Амфионом. В то время как Зет посвятил себя пастушеским занятиям, Амфион стал музыкантом: лиру ему подарил Гермес, его единокровный братец.
     Между тем Лик держал Антиопу в голоде и холоде, он и его жена Дирка обращались с ней очень жестоко. Но однажды ей удалось уйти. Она пришла туда, где были брошены ее сыновья, и разыскала дом, где они жили. Те сначала хотели прогнать ее, думая, что это сбежавшая рабыня, но воспитавший их пастух узнал ее и сказал, что эта женщина – их мать. Тогда они убили Лика, а Дирку привязали к быку и потом бросили ее труп в тот источник, у которого Кадмом был убит дракон и который с тех пор называют Диркой. Захватив власть в городе, они укрепили его стены: утверждают, что камни во время строительства сами двигались под звуки лиры Амфиона. Лаия же близнецы изгнали, и тот отправился в Пелопоннес, где нашел приют у Пелопса.
     Зет женился на Фиве, дочери реки Асопа, у которого было двадцать дочерей и среди них сестры-близнецы Фива и Эгина, о последней мы упоминали в рассказе об Эаке. По имени своей жены Зет и назвал город Фивами, а раньше он назывался Кадмея. Его брат женился на Ниобе, дочери Тантала, которая родила ему семерых сыновей и столько же дочерей. Будучи многодетной матерью, Ниоба по своей глупости стала хвастать, что она плодовитее богини Лето, и хотя это была истинная правда, та воспылала гневом и направила Аполлона и Артемиду против детей Ниобы. Артемида выстрелами из лука умертвила дочерей Ниобы в ее собственном доме; сыновей же, которые охотились на склонах горы Киферон, застрелил Аполлон. Говорят, что стрелы этого бога невидимы для людей, но их попадание приносит людям чуму. Из юношей выжил только младший, которого, как и отца, звали Амфионом, а из дочерей осталась старшая, Хлорида, которая была замужем за Нелеем. Амфион, желая отомстить за смерть своих детей, напал на жрецов храма Аполлона, тогда бог застрелил и его. Ниоба же, оставив Фивы, пришла к своему отцу в Сипил и там, взмолившись богам, превратилась в камень, который струит слезы днем и ночью.
________________
* Эпопей – сын Посейдона и Канаки, см. главу 6(1).


     5. ЭДИП. Некоторое время спустя после гибели Амфиона умер и Зет, и тогда в Фивы вернулся Лаий. Воцарившись в Фивах, он женился на Иокасте, дочери Менекея, который сам был сыном Пенфея. Некоторое время у них не было детей и Лаий, вопросив об этом оракул, получил ответ, что детей от Иокасты ему лучше не иметь, ибо родившийся сын станет отцеубийцей. Лаий все же, будучи во хмелю, сошелся с женой. Когда родился сын, он проколол ему лодыжки пряжкой и отдал пастуху, чтобы тот его выбросил. Пастух оставил ребенка на склонах Киферона, а пастухи Полиба, царя коринфян, подобрали младенца и принесли его к царице Перибее. Та, приняв ребенка, вылечила ему лодыжки и назвала Эдипом, дав ему это имя из-за распухших ног, потому что «эдип» означает «пухлоногий». Когда Эдип вырос, он выдавался среди сверстников своей силой, и однажды, позавидовав ему, они назвали его подкидышем. Он стал расспрашивать Перибею, но та ничего не стала рассказывать, а было бы лучше, если бы рассказала, потому что после этого упрямый Эдип встал на колесницу, поехал в Дельфы и там вопросил оракула о своих родителях.
     У Дельфийского оракула была странная манера не давать прямых ответов, а то и вообще отвечать не на тот вопрос, который задан, так что император Феодосий был, может, прав, когда этот оракул прикрыл. Эдип получил ответ, что ему нельзя возвращаться на родину, ибо он убьет своего отца и женится на своей матери, а поскольку сам он считал своими родителями тех, кто его воспитал, то после этого предсказания не поехал в Коринф, а поехал в Фивы. Проезжая через Фокиду, он встретился на узкой дороге с ехавшим тоже на колеснице Лаием. Глашатай Лаия потребовал уступить дорогу, а так как Эдип медлил выполнить приказание, то заколол одного из коней Эдипа. Разгневанный Эдип убил и глашатая, и самого Лаия, после чего явился в Фивы.
     Там после смерти Лаия царская власть перешла к Креонту, брату Иокасты. Во время его царствования на Фивы обрушилась немалая беда: богиня Гера наслала на город чудовище Сфинкс, порождение Тифона и Ехидны, имевшее лицо женщины, туловище львицы, а при этом еще и крылья. Сфинкс уселась на Фикейской горе и стала задавать проходящим фиванцам загадку: «Какое существо становится поочередно четырехногим, двуногим и трехногим?» Кто не мог ответить, того Сфинкс моментально съедала. Оракул предсказал фиванцам, что они лишь тогда избавятся от Сфинкс, когда разгадают ее загадку. Загадка, которую у нас разгадает каждый школьник, для фиванцев оказалась очень трудной, поэтому Сфинкс не голодала, а среди погибших оказался даже один из сыновей Креонта. Тогда этот царь возвестил, что тому, кто разгадает загадку, он передаст царскую власть в Фивах и отдаст в жены вдову Лаия. Прослышав об этом, Эдип разгадал загадку, сказав, что существо, которое имеет в виду Сфинкс, есть человек: т. к. человек в детстве ползает на четырех конечностях, когда становится взрослым, ходит на двух ногах, а в старости берет в качестве третьей опоры палку. После этого Сфинкс кинулась с вершины горы в пропасть и разбилась, несмотря на свои крылья, а Креонт выполнил обещание: Эдип получил царскую власть в Фивах и женился на Иокасте, не подозревая, что это его мать. Та родила ему сыновей Полиника, Этеокла и дочерей Исмену и Антигону.
     Однако жители Фив стали умирать от неведомой болезни, а оракул сказал, что Фивы избавятся от этого, когда изгонят убийцу Лаия. Эдип обратился к прорицателю Тиресию, и тот по линиям его руки моментально вычислил, что убийца Лаия – сам Эдип и что Лаий – его отец. После этого Иокаста повесилась, а Эдип, ослепив себя, покинул Фивы, послав проклятие своим сыновьям, которые не высказали ему никакого сочувствия. Сопровождаемый дочерью Антигоной он прибыл в Аттику к храму эвменид (милостивых), так в Аттике называли трех эриний*, которые имеют вид разъяренных женщин с плетьми в руках, так что называть их милостивыми можно лишь в порядке откровенной лести. Храм находился в Колоне близ Афин, придя туда, Эдип сел у алтаря, моля о защите, и был радушно принят, но некоторое время спустя он умер. Антигона же вернулась в Фивы.
___________________
* Эринии (лат. фурии) – разгневанные, богини кровной мести.


     6. «СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ»*. Этеокл и Полиник, дорвавшись до царской власти, долго спорили и договорились, что будут править по очереди через один год. Первым правил Этеокл, ему это понравилось и он, не желая передать правление Полинику, попросту изгнал его из Фив. Полиник прибыл в Аргос, прихватив с собой ожерелье и пеплос, которые Кадм подарил Гармонии перед свадьбой. Царем Аргоса в это время был Адраст, сын Талая. Полиник ночью подошел к его дворцу и стал задираться с Тидеем, сыном Ойнея, тоже бежавшим в Аргос, но из Калидона. Дело уже дошло до рукопашной, когда появился разбуженный шумом Адраст и разнял их. На щите Полиника была голова льва, на щите Тидея – голова вепря, а Адрасту некогда было предсказано, что он выдаст своих двух дочерей за льва и вепря. Поэтому он женил этих драчливых рыцарей на своих дочерях – Тидея на Деипиле, Полиника на Аргии, обещал вернуть их на родину и поначалу стал готовить поход против Фив.
     Амфиарай, сын Оиклея, был прорицателем и знал, что все вожди в этом походе, погибнут, за исключением Адраста. Поэтому он и сам не хотел принять участие, и других стал отговаривать. Тогда Полиник пришел к Ифию, сыну Алектора, и просил его сказать, как можно заставить Амфиарая отправиться в поход. Тот отвечал, что этого можно достигнуть, если Эрифила получит в подарок ожерелье. Когда-то между Амфиараем и Адрастом была распря, и Эрифила, сестра Адраста, помирила их. Амфиарай женился на Эрифиле, и они с Адрастом поклялись, что если между ними снова случится какой-либо спор, то они будут полагаться на суд Эрифилы. Поэтому Полиник подарил ей ожерелье, несмотря на то, что Амфиарай запретил жене брать подарок от Полиника, и стал просить ее, чтобы она убедила Амфиарая принять участие в походе. И вот, когда нужно было отправляться в поход против Фив и Амфиарай стал отказываться, Эрифила, получившая в подарок ожерелье, заставила мужа принять участие в походе.
     Собрав войско, Адраст в числе семи вождей поспешил выступить в поход на Фивы. Вожди же были следующие: Адраст и Мекистей, сыновья Талая; Амфиарай, сын Оиклея; Капаней, сын Гиппоноя; все они были из Аргоса. Полиник же, сын Эдипа, был из Фив; Тидей, сын Ойнея, был из Этолии; Партенопей, сын Меланиона и Аталанты, – из Аркадии.
     Прибыв в Немею, которой правил царь Ликург, сын Ферета, они стали искать воду. Дорогу к источнику им показала Гипсипила, которая нянчила маленького Офельта, сына Ликурга и Эвридики. Для тех, кто читал про аргонавтов, скажем, как она там оказалась. Лемносские женщины, узнав о спасении Фоанта, убили его, а Гипсипилу продали в рабство в Немею**.
     Пока Гипсипила показывала дорогу к источнику, оставленный ею ребенок погиб от укуса змеи. Спутники Адраста убили змею, тело мальчика предали погребению и Амфиарай объявил его родителям, что эта смерть – знамение, которое предвещает будущие события. Мальчика они назвали Архемором, что означает «вестник судьбы», и в его честь учредили Немейские игры, во время которых Адраст победил в конных ристаниях, Тидей – в кулачном бою, Капаней – в прыжках, Амфиарай – в метании диска, Мекистей – в метании копья, Полиник – борьбе, Партенопей – в стрельбе из лука и Этеокл, сын Ифия, – в беге.
     Когда войско подошло к Киферону, то выслали вперед Тидея, чтобы он потребовал от Этеокла уступить царскую власть Полинику, как было ранее условлено. Но Этеокл отказался, а Тидей, испытывая фиванцев, стал вызывать на поединок одного за другим и над всеми одержал победу. Тогда фиванцы отправили пятьдесят воинов, чтобы они напали на него из засады, когда он будет возвращаться. Тидей, разумеется, всех перебил, кроме одного, которого отпустил для информации, и вернулся в свой лагерь. Так утверждает Аполлодор. Мы, однако, думаем, что Тидей количество напавших на него фиванцев десятикратно преувеличил, хотя справится и с пятерыми одному есть тоже подвиг немалый, но уже похожий на истину.
_________________
     * В заголовке использовано название заключительной части трилогии о Фивах др.-греч. драматурга Эсхила (525–456 до н. э.). Первые ее части называются «Лаий» и «Эдип». Трилогия и сатировская драма «Сфинкс» принесли автору победу в состязании драматургов (467 г. до н. э.).
     ** В скором времени после описываемых событий Гипсипила была возвращена на Лемнос ее сыном от Язона Эвнеем, ставшим царем Лемноса.


     7. ТОРЖЕСТВО ФИВАНЦЕВ. Аргивяне же подступили к стенам города, имевших семь ворот. Этим беотийские Фивы отличались от египетских Фив, которые имели двенадцать ворот и за это назывались стовратными. Адраст встал у Гомолоидских ворот, названных так потому, что вблизи находилась гора Гомолоя. Капаней встал у Огигийских ворот, названных по имени царя Огига, сына Беота*, вблизи могилы которого они находились, Амфиарай встал у Пройтидских ворот, названных по имени Пройта. Мекистей встал у Онкаидских ворот, вблизи которых находилось святилище Афины-Онки. Полиник встал у Главных ворот, Партенопей – у ворот Электры, Тидей – у Кренидских ворот, получивших свое название вследствие близости к источнику Дирки**. Этеокл также вооружил фиванцев и назначил равное количество вождей. После этого они стали вопрошать прорицателя, как они могут одержать победу над врагами.
     Достопримечательностью Фив был слепой прорицатель Тиресий, сын нимфы Харикло и Эвера, который сам был сыном спарта Удея. Этот Тиресий некогда увидел у Килленской горы спаривающихся змей, он ударил их и превратился из мужчины в женщину. Пробыв женщиной несколько лет, он вновь подстерег этих же самых змей, когда они спаривались, и к нему вернулся прежний облик. Это стало причиной того, что в споре между Зевсом и Герой они избрали судьей Тиресия. Когда Гера стала спрашивать Зевса, почему он так часто изменяет ей, Зевс сослался на то, что мужчина испытывает меньшее любовное наслаждение, нежели женщина, и, чтобы сравняться с ней, должен иметь больше любовных приключений. Поскольку Гера утверждала обратное, возник спор, и они пригласили его рассудить Тиресия, поскольку тот побывал и мужчиной, и женщиной. Тиресий ответил, что если исчислить общее наслаждение в десять частей, то одна часть выпадает на долю мужчин, а остальные девять достаются женщине. За это Гера его ослепила, а Зевс одарил способностью прорицания и долголетием.
     Вопрошавшим его фиванцам Тиресий предсказал, что они победят, если Менекей, сын Креонта, принесет себя в жертву Аресу. Услышав это предсказание, Менекей заколол себя перед городскими воротами. Когда началось сражение, кадмейцы были отражены и их преследовали до самых городских стен. Капаней, схватив лестницу, попытался взобраться на городские стены, но Зевс поразил его молнией.
     После этого состоялись переговоры и оба воинства пришли к соглашению, чтобы Этеокл и Полиник решили в поединке, кому достанется царская власть, но в этом поединке противники убили друг друга. Вообще-то аргивяне шли на Фивы, что бы сместить с фиванского престола Этеокла и посадить Полиника. Логика подсказывала, что теперь, когда оба погибли, воевать нет никакого смысла и аргивянам надо просто уйти домой, тем более, что у Адраста оставалась проблема с другим зятем. Не тут-то было: Аристотель еще не родился и логику не изобрел, по этой причине разгорелось новое сражение.
     В этом сражении из фиванцев особенно отличились сыновья Астака: Исмар убил Гиппомедонта, сына Аристомаха, Леад – Этеокла, сына Ифия, Амфидик – Мекистея. Меланипп, последний из сыновей Астака, ранил в живот Тидея. Когда Тидей полумертвым упал на землю, Афина пожелала сделать его бессмертным. Об этом догадался Амфиарай, ненавидевший Тидея за то, что он убедил аргивян отправиться в Фивы. Поразив Меланиппа, Амфиарай отрубил ему голову и бросил Тидею. Тидей, получив эту голову, расколол череп и выпил из него мозг. Увидев это, Афина прониклась величайшим отвращением к поступку Тидея и оставила свое намерение.
     После этого аргивяне обратились вспять. Периклемен, сын Посейдона и дочери Тиресия Хлориды, убил Партенопея и стал преследовать Амфиарая, который обратился в бегство. Когда он его настиг и уже хотел поразить в спину, земля расступилась и Амфиарай вместе с колесницей и возничим провалился в расселину. Зевс его, однако, достал, почистил, сделал бессмертным и отправил на Острова блаженных.
     Из вождей, возглавивших поход, спасся только один Адраст благодаря своему коню Арейону. Этого коня родила Деметра от бога Посейдона. Рассказывают, что, когда Деметра блуждала по земле в поисках своей дочери, в нее влюбился Посейдон. Пытаясь избежать его объятий, Деметра превратилась в кобылицу и смешалась с табуном. Но, разгадав ее уловку, Посейдон, превратившись в жеребца, сошелся с нею и после этого она не могла принять свой обычный вид, пока не родила говорящего коня Арейона.
____________________________
* Беот – сын Посейдона, брат царя ветров Эола, по его имени названа область Беотия (глава 6(2)).
** Кренидские ворота – буквально «ворота источника».


     8. ПОХОД ЭПИГОНОВ. Креонт, к которому перешла царская власть в Фивах, бросил тела аргивян непогребенными, запретил их хоронить и поставил стражу наблюдать за выполнением приказа. Но Антигона, дочь Эдипа, похитила тело Полиника и тайно предала его погребению. За это Креонт приказал похоронить ее заживо. Адраст, придя в Афины, положил на алтарь ветвь молящего о защите и стал просить о погребении мертвых. Тогда афиняне отправились походом на Фивы и вынудили фиванцев передать трупы родственникам для погребения. В запылавший костер, на котором сжигалось тело Капанея, кинулась его жена Эвадна, дочь Ифия, и сгорела вместе с телом своего супруга.
     Через двадцать лет сыновья тех, кто погиб под стенами Фив, прозванные эпигонами (последователями), решили отправиться в поход на Фивы, чтобы отомстить за смерть отцов. Перед походом, они вопросили оракул, и бог ответил им, что они победят, если во главе похода встанет сын Амфиарая Алкмеон. Алкмеон же, помня о том, что его отец не хотел воевать с Фивами, и сам не желал этого, считая, что в гибели отца повинны не фиванцы, а его мать, вынудившая Амфиарая участвовать в войне. Однако его брат Амфилох не соглашался с ним, поэтому Эрифила, получив в подарок от сына Полиника Ферсандра пеплос, убедила своих сыновей отправиться в поход. Итак, эпигоны, избрав предводителем Алкмеона, пошли войной на Фивы. Во главе похода были следующие воины: Алкмеон и Амфилох, сыновья Амфиарая; Эгиалей, сын Адраста; Диомед, сын Тидея; Промах, сын Партенопея; Сфенел, сын Капанея; Ферсандр, сын Полиника; Эвриал, сын Мекистея.
     Вначале они опустошали деревни, лежащие вокруг Фив, но затем, когда фиванцы выступили против них, предводительствуемые Лаодамантом, сыном Этеокла, они стали отважно сражаться. Лаодамант убил Эгиалея, самого же Лаодаманта убил Алкмеон. После гибели Лаодаманта фиванцы укрылись за стенами города и Тиресий убедил фиванцев послать к аргивянам вестника для переговоров о мире, а самим спасаться бегством. Фиванцы отправили к врагам вестника, сами же, посадив жен и детей на повозки, бежали из города. Ночью, когда они остановились на отдых, умер Тиресий. После долгих странствий фиванцы основали город Гестиею и там поселились.
     Аргивяне, узнав о бегстве фиванцев, вошли в город, стали собирать добычу и срывать стены. Часть захваченного имущества они отправили в Дельфы вместе с дочерью Тиресия Манто, так как давали обет посвятить богу Аполлону после взятия Фив лучшую часть добычи.

     9. АЛКМЕОН И ЕГО СЫНОВЬЯ. После похода Ферсандр стал хвастать, что именно он обеспечил победу, подарив Эрифиле пеплос, так как в противном случае она бы не уговорила Алкмеона возглавить поход и условие оракула не было бы выполнено. Алкмеон, узнав о том, что Эрифила и против него приняла подарок, загорелся страшным гневом. Он вопросил оракула, заслуживает ли Эрифила смерти, и, получив утвердительный ответ, убил ее; некоторые утверждают, что соучастником убийства был и его брат Амфилох. Умирая, Эрифила прокляла убийцу и сказала, что никакая земля не даст ему пристанища. После этого Алкмеона стали преследовать эринии, и он, впав в безумие, бежал к царю Псофиды Фегею, сыну реки Алфея. Фегей очистил Алкмеона от скверны убийства и дал ему в жены свою дочь Арсиною. В качестве свадебного подарка Алкмеон преподнес ей пеплос и ожерелье. Позднее земля из-за его присутствия перестала приносить плоды, и бог повелел ему отправиться к Ахелою и у него получить новое очищение. Алкмеон, придя к течению Ахелоя, был им очищен от убийства. Взяв в жены дочь Ахелоя Каллирою, он основал город на земле, намытой Ахелоем, и там поселился: эта земля была свободна от проклятия, так как появилась позже. Некоторое время спустя, Каллироя захотела получить пеплос и ожерелье и сказала Алкмеону, что не будет жить с ним, если не получит этих подарков. Алкмеон отправился в Псофиду и заявил Фегею, что ему суждено избавиться от безумия тогда, когда он отнесет ожерелье и пеплос в Дельфы и посвятит эти предметы Аполлону. Поверив, Фегей отдал их Алкмеону. Однако позднее раб донес, что он отдал эти предметы Каллирое, и тогда сыновья Фегея по приказу отца убили Алкмеона из засады. Арсиною же они отдали в рабство Агапенору в Тегею, сказав, будто бы это она убила Алкмеона.
     Каллироя же, узнав о гибели Алкмеона, упросила Зевса в минуту близости с ним сделать рожденных ею от Алкмеона сыновей Амфотера и Акарнана взрослыми, чтобы они могли отомстить за отца. И ее сыновья, внезапно став взрослыми, выступили в поход и настигли сыновей Фегея в доме Агапенора, где те остановились по дороге в Дельфы. Они умертвили убийц своего отца и направились в Псофиду. Войдя в царский дворец, они умертвили Фегея и его жену. Псофидяне кинулись их преследовать, и сыновья Алкмеона бежали до самой Тегеи, жители которой пришли им на помощь и обратили псофидян в бегство. Рассказав обо всем матери, сыновья Алкмеона отправились в Дельфы и посвятили по приказу Ахелоя ожерелье и пеплос богу Аполлону.

     Фивы позднее стали возрождаться под руководством Ферсандра, но этот царь, приняв участие в походе на Трою, погиб в Мизии от руки Телефа, сына Геракла. Дальнейшая бурная жизнь Фив, содержащая взлеты и падения, подробно излагается в учебниках истории. Сейчас Фивы по-прежнему самый большой город в Беотии: там живет ни много ни мало 36 с половиной тысяч человек.


Рецензии
Фиванский цикл - потрясающая история! За какой сюжет не возьмись - готовая трагедия. Я написал про фиванцев не меньше дюжины рассказов.

Константин Рыжов   20.04.2021 20:51     Заявить о нарушении
Согласен, но и история Афин, например, дает не меньше сюжетов. Да, по-моему, вся греческая мифология такова, не зря она нас так увлекает.

Юрий Козиоров   21.04.2021 16:24   Заявить о нарушении