Каменка. Святые трёх приделов

2018. Каменка.  Святые трёх приделов

С высокого берега, на котором расположилась храмовая территория, раскрывалась изумительная картина.  Простор, не вместившийся в раму, вобрал в себя спокойную реку, поле противоположного берега, полосу деревьев, отражавшуюся в неподвижной воде. Лёгкие белые облака на синеве затягивали небо. Прибрежные деревья раскинули кроны за забором, оградившим местную пасеку с парой цветущих деревьев и теплицей. Холм, поднявшийся к площади храма,  украсили жёлтые одуванчики, рассыпавшиеся среди дикоросов. Бетонная ограда около ступеней повторила профиль холма, слева от которого виднелись сельские дома с разноцветными крышами и деревьями между ними.
Бело-зелёный Храм с двумя входами возвышался над  чистой плиточной площадью, огороженной прозрачным кованым ажуром, державшимся за  белые столбы с зелёными шапками. 
Над средним приделом возглавляла симметрию храма колокольня, колокола которой готовились к службе. Боковой фасад храма ритмично украсили пять окон  с обрамлением, зелёный кант поверху и белая кирпичная кайма под парапетом. Блестели купола. Крайние приделы закруглялись  алтарными ротондами.
Мраморная вывеска  информировала: «Памятник истории и культуры  регионального значения ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1805-1825 годы».
 

Впервые летописцы документов отметили церковь Покрова Пресвятой Богородицы села Каменка в 1623-м году. В нескольких дворах небольшого села обосновались  переселенцы из города. Спустя два века на высоком берегу среди вековых деревьев была построена каменная Покровская церковь с двумя симметричными приделами, между которыми  находился главный престол Покрова Божией Матери. Правый придел – во имя святого Прокопия Устюжского, левый – во имя Николая Чудотворца. При пятикупольном храме с сияющими крестами действовали школы и библиотека с тремястами пятьюдесятью старинными книгами.  Почитали прихожане в храме Святой Крест, доставленный из деревни Сорокиной. В 1825-м году храм строился  силами прихожан вручную без нынешней строительной техники. Из Спасской церкви Тюмени в июле шёл Крестный ход в Каменку в честь Прокопия Устюжского. Издавна привлекал прихожан  сельский святой источник Николая Чудотворца.
 По велению смутного времени с 1930-го года церковь служила зернохранилищем, продуктовым и промышленным складом. В конце восьмидесятых годов прошлого века перед поруганным храмом встал выбор – быть музыкальной школой, музеем или церковью. Жители села сделали правильный выбор. Здание отремонтировали, позже освятили и установили колокола.


Придел святого Николая Угодника был отделён полиэтиленовой занавесью, у стены держалось на Голгофе Распятие, возле которого стояли вазоны с букетами. Усечённая  пирамида словно выстроилась из серых камней, на ней устойчиво стоял православный Крест, сохранившийся с давних времён  с узким изображением Распятия.  На нижней грани основания выделялся символ Головы Адама.  Медальоны  с Ликами были размещены на концах и перекладинах Креста, покрытого сзади тюлевой занавесью. Крест с Распятием имел притягательную силу: входившие прихожане вставали  на колени и кланялись по особому ритуалу.

У окон на двух классных досках была развешаны стенды. На одной белела крупная надпись «Петров пост» и висел плакат с пышным древом, возвышавшимся над обнажёнными  корнями. Его красные яблоки вобрали в себя слова. 
 Тема плакатов на второй доске была посвящена памяти гибели Царской семьи. Чёрно-белое фото семьи Романовых с белыми девочками и царицей, Алексеем в матроске и императором Николаем в военной форме вошло в сердца россиян печальной известностью.  С грустью читались строки:  «В Тобольске  к царской семье относились почтительно. Но этому пришёл конец, когда семью вывели…  После переселения в город Екатеринбург  начались грубое отношение и издевательства к царской семье».
Другие строки и икона «Собор Святых Новомучеников Российских от безбожников избиенных» воодушевляли: «Решение Архиерейского Собора «За многими страданиями, перенесенными Царской Семьёй. В страданиях, перенесённых Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры… Именно в осмыслении этого подвига Царской Семьи Комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжён Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».

На фотокартине семьи перед расстрелом царица Александра сидела на стуле, стоявший в военной форме император Николай обнял наследника Алексея. По краям встали слуги. Предельно серьёзные взгляды устало сосредоточились на преодолении последнего испытания,  и жертвы с горьким укором смотрели сквозь палачей в  наше время с надеждой на понимание.
На фото иконы ручной работы царские страстотерпцы предстали Ликами с контурными нимбами: Святой Николай в синей рубахе и белых брюках, в царской красной мантии с горностаем, святая Царица в такой же мантии, святой Алексей в военной форме, святые Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия в белых платьях. Дети держали кресты в руках.
Внизу на большом листе, обрамленном зелёной ветвью и белыми цветками, распределились пять  фотографий  под заголовком:  «Акция «Белый цветок». Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Каменка». Символом милосердия Благотворительная акция напоминала о том, что поддержка тяжело больным детям творит чудо верой и любовью. 

…В среднем приделе велись реставрационные работы. Леса поднимались к потолку, алтарь был затянут полиэтиленом. Киот с главной иконой Покрова Пресвятой Богородицы временно находился в правом приделе.
Праздник Покрова пришёл из Византии и отмечается 14-го  октября.  Явление Матери Божией произошло в десятом веке во Влахернской церкви Константинополя, где хранились риза Богоматери, Её головной покров (мафорий) и часть пояса. Ночью юродивый Андрей увидел озарённую светом  Богородицу в сопровождении святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Сияющая небесной Славой Пресвятая Дева слёзно молилась за христиан, сняла со Своей головы блестящее покрывало и распростёрла его над людьми. Андрей и Епифаний созерцали чудо: «доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Её, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Спустя четыре века русский паломник увидел в церкви икону Пресвятой Богородицы, написанную так, как Её видел святой Андрей -  славянин, в юности попавший в рабство.
В двенадцатом веке храм в честь Покрова на Нерли был построен князем Андреем Боголюбским, который и установил этот праздник Божией Матери.

В правом приделе резной алтарь был расположен симметрично  левому, но отличался шириной, оформлением и ковровой  дорожкой до аналоя с праздничной иконой Воскресения.  Верхний алтарный ряд был оформлен в виде лепестков с иконами -  в середине Святая Троица и по три иконы по краям. Над Царскими вратами  - Тайная вечеря и по краям по пять небольших икон. Рядом с Богородицей был  расположен лик Архангела.
 Лики Святой Троицы утверждали звучащий  Символ Веры, который пытался разрушить ересью раскольник Арий, но его в четвёртом веке осудил Первый Никейский Собор во время правления  императора Константина Великого. Если человек отверг православный Символ Веры, то его нельзя назвать верующим христианином.
Временно занимал предалтарное место у окна киот с иконой Покрова Пресвятой Богородицы. На стене у алтаря притягивала сердца небольшая икона Умиление, отобразившая  счастливое мгновение Пресвятой Богородицы во время Благовещения: восторженная светом Дева Мария со скрещенными руками наклонила голову и  опустила ресницы в знак целомудренного согласия.
Букет белых цветов украшал место у аналоя, вазы стояли у киота и вдоль стены.

Рядом на простенке висела редкая икона святого Прокопия Устюжского.  Осунувшееся красивое лицо темноволосого человека с короткой тёмной бородой  в простой рубахе и накидке заставляло задуматься о сути его нелёгкого подвига. Углы губ святого печально опустились, и тёмные круги под глазами показывали его страдания. В длинных пальцах левой руки Святой держал три кочерги дужками кверху, а жестом правой руки указывал на них.

…В тринадцатом веке в Новгород прибыл  с   товаром богатый немецкий купец Прокопий. Он был красив:  русые кудри, статный, высокий. Он был храбр, умел защитить себя и других, когда в море купцам пришлось отбиваться от пиратов. Богач был поражен красотой церквей, звоном  колоколов, церковными службами. Зашёл в монастырь, в котором шла служба, и больше не захотел возвращаться на родину -  решил принять православие. Всё, что имел, раздал бедным и монастырю. Сердце Прокопия тронули  жития преподобных и юродивых, добровольно подвергавшихся  лишениям и трудам. Новгородцы узнали о том, что Прокопий принял святую веру.  Им  было непонятно, как это можно было так уйти жить в монастырь, и приходили  смотреть на того, кто раздал богатство. Только истинные православные понимали подвиг бывшего купца.  Он решил уйти туда, где его никто не знал. Людская слава сделалась для него тяжким бременем.
Без всяких средств, в бедной одежде Прокопий ушел из монастыря и терпел в пути насмешки, оскорбления и побои, переносил непогоду.  Долго брёл по бездорожью из города в город. Одежда его пришла в негодность, обувь износилась. По ногам сочилась кровь, но когда донимала боль, путник вспоминал терпение Христа, во время распятия гвоздями. Прокопия мучил голод, но последний сухарь он отдал голодной волчице.  Когда растрёпанный путник в рваном рубище пришёл в Великий Устюг, то горожане смеялись над странным нищим, а дети  забрасывали камнями.  Он же только молился за обидчиков.
Устюг и стал местом его подвига, назначенного Промыслом: ночи праведник проводил в слёзных молитвах, а днем юродствовал по улицам. Когда уставал, то в любую погоду ложился в непокрытом сарае, на  навозе, на голой земле или на камне. Везде гонимый, полунагой и босой  Прокопий избрал для житья угол паперти соборного храма Успения Божией Матери. Блаженный человек всегда носил в руке три кочерги. Люди заметили: когда он размахивал  кочергами дугами кверху, то в тот год радовал хороший урожай; если же оборачивал кочерги книзу, то огорчал неурожай. Прокопий делился подаянием с нищими. В морозный день подаренную кем-то шубу отдал другому бедняку.  Он жил, как святой. 

Одним из предсказаний праведного Прокопия было спасение города от каменной тучи. Однажды было ему видение – Великий Устюг погибнет из-за грехов людей, погрязших в страстях. В храме юродивый обратился ко всем: «Приближается гнев Божий, покайтесь, братия, во грехах ваших, умилостивляйте Бога постом и молитвой, иначе город погибнет от града огненного». Устюжане  посмеялись и не обратили  внимания на слова праведника. Молился за  город  один Прокопий.
Через неделю в жаркий воскресный день июля появилось черное облако. Приблизившись к городу, оно выросло, и день превратился в  ночь. Молнии и  громовые раскаты   беспрерывно тревожили воздух. Люди  испугались, вспомнили о проповеди Прокопия  и побежали в соборный храм. Прокопий на коленях со слезами молился перед иконой Царицы Небесной. И стар, и млад встали на колени. Весь народ с плачем долго молил: «Владычице, спаси нас!»  От иконы потекло  благоуханное миро, которым наполнили  сосуды, и оно помогало исцелению. Гул прокатился над городом,  огромная туча прошла мимо, и  удар грохнул в двадцати верстах от города. Утихли громы, разошлись тучи. Сельчане крестным ходом пришли на место стихии,  увидели  лежавшие навалом огромные камни и выжженную землю. Ужаснулись - город мог погибнуть, но молитвой юродивого был спасён.

В зиму Прокопий так же ходил без одежды и обуви - Господь хранил святых от холода. Но в очередную лютую зиму праведник не выдержал страшную вьюгу – постучался в один дом, другой – не пустили, люди быстро забыли добро и палками прогоняли его от своих домов. Ослабевший старостью и терзаемый морозом, он пытался найти тёплый угол, но оставленный всеми, переносил  страдания. Завьюжило снегом дома, мороз и северный ветер погубили скот.
Святые люди думают, что они грешные, потому что  душа у них чистая.  Юродивый решил про себя, что ему грешному  настала пора умирать.  Он пришёл на свою паперть, скорчился от стужи, плача молился, и почувствовал, что замерзает. Вдруг послышался голос Ангела: «Прокопий, где ты ныне пребываешь?» Праведник ответил ему: «Сижу во тьме, окован цепями, в смертной сени». Ангел ударил его сверкающей ветвью по лицу,  Прокопий ожил в награду за его смиренную жизнь с Христом в сердце,  и ему стало тепло.

Лето выдалось жарким, всё зеленело и росло. Ночью восьмого июля вышел Прокопий из соборной паперти, лёг на землю, осенив себя крестным знамением, сложил  руки на груди и с молитвой испустил дух. В ту же летнюю ночь неожиданный крупный снег покрыл землю, а над телом блаженного Прокопия навеяло высокий сугроб. Устюжане думали, что погиб их урожай, но к вечеру снег растаял, не повредив растительности. Священнослужители заметили, что блаженный не пришёл на утреннюю молитву, когда он всегда молился в углу.  Стали искать его по городу. Лишь на четвертый день увидели нерастаявший снег, разрыли и  обрели святые мощи у стены храма. Прокопий Устюжский почил, покрытый чистым снегом, как саваном. Сугроб служил ему покровом и не таял, хотя везде было уже сухо. Священнослужители перенесли его в церковь. На том месте, где обретено было тело праведника, водрузили  крест, а потом построили часовню.

Прошло тринадцать лет.  Собиралась рать на Казань, и с Великого Устюга пришли ратники в Нижний Новгород, где свирепствовала смертная болезнь. Блаженный Прокопий просил в ночных видениях горожан, чтобы они пообещали поставить в Великом Устюге церковь в его память, и минует их болезнь.  Спасшиеся  ратники по возвращении в Устюг поставили церковь в честь святых  князей Бориса и Глеба и великомученика Георгия. Но эта церковь сгорела от молнии. Тогда через двести лет там построили  церковь во имя праведного Прокопия, так как святость его была засвидетельствована многими чудесами.
Местом, где подолгу сидел блаженный, был камень на берегу реки Сухоны возле собора.  Он молился за рыбаков в  лодках, чтобы не утонули. «Положите здесь мои кости, на этом месте, а камень сей, на котором сижу ныне, положите на моей могиле, и воздаст вам Господь благое в день праведного суда Своего». Таким был святой Прокопий Устюжский. Он молился о мире, о каждом человеке. Московский Собор 1547 г. причислил праведного Прокопия к лику святых.


 Проповедь среди святых ликов заставила задуматься о том, что не стоит заботиться о сиюминутном. «Не будьте рабом чрева. Об одежде меньше заботьтесь, чем о пище, она меньше нужна.  Избыток следует оставить на завтра. Земная забота должна быть одна – искать Царство Божие и Правду в Нём».
 Никто не может служить двум господам: «не можете служить Богу и Маммоне» «Маммона» - божество богатства, житейских благ: все то, что прельщает человека. Нельзя одновременно Богу угождать и житейскими благами увлекаться. Человек поглощен заботой о завтрашнем дне и постоянно думает о том, чтобы всё приобрести. Жизнь его заполнена суетой, страхом и волнением. 


***
Садовник Иоанн много работал, но денег не копил: что оставалось, всё раздавал. Но однажды, подумав,  стал откладывать на черный день и о нищих забыл. Скопил он себе денег, и пришёл для него черный день. Открылась на его ноге рана, и он слег. Все деньги истратил, а помощи не было. Чтобы не умереть - решил вытерпеть отсечение ноги. Вспомнил свою жизнь и стал каяться. Явился к нему Ангел Господень: «Иоанн! Где же твои деньги, которые ты собирал?» Заплакал Иоанн: «Согрешил я, Господи, прости меня, впредь не буду!»  Коснулся Ангел болящей ноги, и стал Иоанн здрав. С той поры он грехом считал накопление денег. Если бы он не откладывал на черный день, то и болезни  бы не было, а раз не доверился Промыслу Божию, то случилась беда.


К чему копить сокровища и гоняться за славой и удовольствиями?  Придет смерть, и ничего не нужно будет - всё уйдёт.  Но человеку хочется большего. Выше всего должно быть для нас Царствие Божие и исполнение заповедей Божиих. Если Его Правду мы поставим целью жизни, то Бог даст всё, в чем мы нуждаемся в земной жизни. «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его», и необходимые блага, «приложатся вам».

 2018, село Каменка Тюменской области


Рецензии