Я хочу вернуться в то место...

Если бы была возможность, я бы хотела вернуться в те места и те дни, когда я была молода и счастлива своим прожитым детством. Оно было счастливым! И вот я возвращаюсь  мысленно, но очень на верном пути. Я вспоминаю всё это, и мне кажется, что ничего и не кончалось. Звоню маме, сестре и мы вместе вспоминаем наше прошлое, но такое близкое, Настоящее жизни.

Я хочу вернуться в то место, где мы с мамой и моей младшей сестрой ходили за щавелем.
Огромное поле, как тогда мне казалось, на котором рос чистый щавель, пах свежей травой и летом. Да, иногда встречались экскременты животных - коров, которые паслись на этом лугу, но даже лёгкий запах навоза (мины, как мы их называли шуткой) не мешал и не портил целостных ощущений. Лето! Детство! Нарвём каждый по полному целлофановому пакету этого щавеля, ещё и слегка утрамбованного, и только тогда будем возвращаться домой. Щавель – это такая кисленькая травка, кладезь витамина «С»(ц). Ничего приметного в ней на внешний вид нет, но, сколько удовольствия и полезного кроется в ней. Собирали мы её для приготовления Щей с щавелём. Обычные Щи готовятся из капусты, а есть Щи из щавеля. Они готовятся немного по-другому, так как в конце варки в супчик добавляется… Тадам! Яичко! Щавелевые щи очень вкусные, с необычной кислинкой, не мешающей общему вкусу, а наоборот придающей пикантность супу. Яичко тоже делает своё дело, но больше, как мне кажется, эстетически. Холодные такие щи, в жаркую погоду, будут заменой русской окрошке – будут освежать, насыщать ваш организм и радовать. Видимо витамин «С» - витамин радости, потому что после приёма таких щей, хочется улыбаться и радоваться.
А ещё из щавеля мама готовила пироги. Я очень люблю пироги. Пироги из щавеля – это тоже радость, потому что они вкусные, сладкие (в них кладётся много песка, для разбавления кислинки щавеля). Причём сахар всегда вытекает из пирожка через дырочки, и при запекании, этот песок, карамелизуется по краям пирога. Так что пироги с щавелем двойное удовольствие – пирог с щавелем плюс запечённая карамель.
Вы думаете, что я вам рассказываю рецепты? А вот и нет! Чувствуете, как во время чтения этих рецептов у вас выделяется слюна? Это как раз то, чего я и добивалась от вас, чтобы и вы почувствовали в своём воображении вкус щавелевых щей или пирогов с щавелём и карамелью. А может кто-то пробовал все эти блюда? Тогда, вы вспомнили, как они вкусны, хороши и полезны. Вот поэтому я хочу вернуться в то место и то время, потому что воспоминания доставляют мне радость. Я и сейчас собираю щавель на лугу или в своём огороде. Для своей семьи готовлю всё те же щавелевые щи и готовлю чудо щавелевые пироги с карамелью и, собирая или готовя щавель, я вспоминаю те дни, улыбаясь своим воспоминаниям.
Я хочу вернуться в то место, где мы жили на летних каникулах, у бабушки в деревне.
Запах скошенной травы, как свежей, так и сухой. О, этот аромат свежести и лёгкости. Лёгкость, потому что мы были молоды, потому что мы были детьми. Несмотря на то, что приходилось много трудиться, я со слезами на глазах вспоминаю это время. Слезами радости и счастья от прожитых таких прекрасных детских дней.
Мы с моими братьями и сёстрами, которых у меня было много, так как у бабушки было 11 детей, ходили ворошить траву, чтобы просохла и высохла как следует; собирали граблями и таскали небольшие снопы высохшей травы на сеновал; собирали колорадских жуков на ростках картофеля (это такие жуки в пижаме в черно-белую полоску))), проходя километры усадов, которые были у деревенских жителей по нескольку штук; окучивали картофель, для того, чтобы клубни картофеля в земле завязывались крупными; пололи траву на огороде. В пору созревания ягод в лесу (земляника, малина) рано утром в 5 утра нас – ребятню, будили, кормили и с взрослыми отправляли, собирать эти ягоды. Ягоды мы собирали и в бидоны, и в банки, если ягод много, а тара заканчивалась и наполнялась, наш дядя срезал бересту с берёз и делал кули, огромные кули из бересты, в которые мы продолжали собирать ягоды. Ягод в то время 80-е годы 20 века было в лесу очень много, а лето было практически всегда тёплым. Лесная малина, как правило, мелкая ягода, но очень ароматная и вкусная. Из-за своего маленького размера собирать её приходилось долго, чтобы наполнить тару, ведь возвращаться домой с пустыми ёмкостями было не принято. Ребятам помладше выдавалась тара поменьше, но иногда и её они не могли наполнить за всё время, поэтому набрав свою ёмкость, помогаем всем скопом им. Конечно в лес мы брали и покушать, так как шли на долгое время, и попить. Но иногда воды не хватало и дядя наш, добывал воду из канавки. Такая маленькая 50*50 канавка, глубиной около метра, может меньше, наполнялась летом дождевой водой, пропитывалась землей и травой, растущей вокруг канавки. Вот эту воду дядя набирал в куль из бересты, которую сделал заранее, процеживал через марлю, которую мы обязательно брали с собой, чтобы накрывать открытые ёмкости с набранными ягодами, и мы пили такую воду. Она конечно своеобразная на вкус, но чистая и вкусная. Всей ватагой, с полными ёмкостями ягод мы шли уставшие домой, такие расслабленные и счастливые. Приходили с леса мы к обеду, в час, а то и в два дня. Там нас ждал уже готовый обед из русской печи. О, это просто объедение! Всё, что готовила бабушка в печи, всё было вкусным! Бабушка готовила каши, супы, лепёшки, пироги и другие яства. Всё готовилось в печи. На скотном дворе у неё были корова, бараны, овцы, свинка, куры. Когда резали что-то из живности на мясо – это был праздник. Мясо хранилось в отдельно стоящем от дома погребе, такой треугольной формы спереди. Открывая дверь, тебе необходимо спуститься вниз по лестнице к продуктам, которые хранились там. Чего там только не было! Но в первый день резки, часть мяса шла на стол. В этот раз варился суп из баранины, потому что зарезали барана. Мне, конечно, очень жаль барашка, и поросёнка, но такова жизнь, чтобы жить, нам нужно питаться. А мы по сути своей хищники.
Ах, какой же суп наваристый получался и вкусный. Хотя слово вкусный не расскажет вам до конца, как он был прекрасен, если, конечно, вы сами не пробовали такой суп. Это был просто бабушкин шедевр. Свежесрезанные листья капусты, свежая морковка с огорода, лучок, зелень всевозможная, это были чудо Щи. Я и сейчас, вспоминая и рассказывая вам об этом, пускаю обильно слюну. Мясо было свежим, мягким и вкусным. Не было в нём никакого неприятного привкуса, только привкус удовольствия и желание попросить добавку; Хлеб бабушка покупала в магазине и иногда пекла в печи, но тогда хлеб из магазина был очень ароматным и вкусным. Нальют каждому в миску такого супа, прям из чугунка (ведь в печи готовили в чугунах, то есть посуда из чугуна), возьмёшь ломоть чёрного хлеба в руку и кушаешь «за обе щёки». Такая была поговорка у нас, когда очень вкусно. Наешься, и клонит ко сну, но после плодотворного похода в лес за ягодами и обеденного маленького перерыва нас ждал не менее плодотворный труд – перебирание собранных ягод. Ааа!!! Кажется, пропади оно пропадом, тогда мы так и думали. А сейчас я вспоминаю это с улыбкой, слезой и трепетом. Награда была прекрасной. Мы, наконец, были свободны, а вот взрослым приходилось дальше варить варенье из собранных ягод. Компот бабушка не варила, она зимой его не пила, жила она одна тогда практически, а везти с собой было напряжно, машин ни у кого тогда не было, всё везли на себе, варенье имею в виду.  Варенье варится, а пенка скапливается сверху него при варке. Наваристую пенку снимали ложечкой аккуратно с варенья и складывали в кружку. Пенка на куске от батона белого хлебушка, свежим, только что принесённым из магазина (батон белого хлеба был за праздник, чаще всего привозили буханки белого хлеба, а буханка была не такая вкусная, как батон) и с чаем вприхлёбку, было такой радостью для детей - лакомство. А ещё нам детям, как добытчикам ягод из леса, была награда – миска ягод с молоком. Вот это было счастье. Это и было наградой нам за труды. А потом мы всей ватагой шли купаться на дальний пруд. У бабушки в деревне было два пруда (ближайших): один измельчал, и там хозяйки полоскали бельё после стирки, ведь водопровода в деревне ни в одном доме не было, как и газа. Второй, дальний, был для купания. Освежившись, мы были уже не такими усталыми, и хотелось жить дальше. 
Ребята постарше даже учились доить корову: утром в 4 утра и вечером после 9. А бабушка ходила на пастбище ещё доить коровку. Дел в деревне невпроворот, особенно летом. Запастись как травой для скотины на зиму, так ещё и дровами на весь год. Огород и лес приносят много плодов для зимы, поэтому это нужно бережно вырастить и собрать, но ещё и законсервировать, засушить. Засушить! Как же я могла забыть про самое любимое моё дело – поход в лес за грибами. На это я могла пойти даже после похода в лес за ягодами, когда кажется, что сил больше нет, а всё потому, что собирать грибы в лесу я очень люблю. Подберёзовики, белые, подосиновики, маслята, сыроежки и другие не менее важные грибы. Лес – это моя стихия! Запах леса всегда вдохновлял меня к жизни, к счастью, к радости и умилению того, что природа первозданная красива и прекрасна! Деревья могучие и не очень, росли здесь годами, летами, веками. Они стоят крепко в земле и поддерживают друг друга. Тянутся к небу, к солнцу, кто быстрее. Стоят деревья, шепчутся, качаясь на ветру. Скрип их мощных стволов всегда приводил меня к мысли, что деревья разговаривают так, что-то обсуждают. Я в ответ разговариваю с ними. Вы не подумайте, что я сумасшедшая, хотя мне тоже иногда так кажется, но, говорят, что с растениями нужно разговаривать, так они будут чувствовать, что важны вам и небезразличны, и, будут хорошо расти, а если цветущее растение, то и цвести будут хорошо. Кошке или собаке скажи ласковой интонацией, и она будет ластиться к тебе, скажи грозно, и животное с опаской или злобой посмотрит на тебя. Так и деревья, так и всё живое, ласку чует. Будешь ласково говорить и получишь то, что хочешь от леса, да ещё и под защитой его будешь. Мне всегда казалось, когда я прошу у леса дать знак, где грибы растут, сразу найдёшь, если только, конечно, грибов и вправду здесь нет. И ведь наверняка лес подаёт тебе знаки, что нет грибов, но мы не понимаем. Как жаль!

Лес. Ты всегда даёшь мне силу, заряд энергии, бодрости. Только зайдя внутрь леса, я понимаю, что становлюсь сама собой, такая как есть, чистой без фальши. Я улыбаюсь жизни, лесу, траве, жучкам, которые там живут. Я очищаюсь в лесу, видимо, поэтому меня так сильно держит моё настоящее трудовое место, потому что оно находится вокруг леса, деревьев, воды и пения птиц. Зимой здесь всё стихает, лишь падающий ночью снег и тишина вокруг, после трудовой суеты, дают мне силу и уверенность в завтрашнем дне, дают мне силы идти дальше, несмотря на трудности. Закончишь трудится в такой день, выйдешь усталая на улицу, поднимешь лицо вверх на встречу падающим снежинкам и вновь и вновь улыбнёшься жизни и счастью - быть. Весна! И вновь всё оживает и снег меняется с травой и зеленью местами, и вновь пение птиц, шум воды, колыхание деревьев на ветру и радость, что снова лес приглашает меня посетить его и восхититься им.
Бродишь по лесу, а в лесу птиц, видимо-невидимо! Как можно не наслаждаться пением птиц! Их пение я тоже люблю и всегда не устану, и не перестану с упоением слушать. Вот зяблик распелся, продолжая свою прекрасную песенку на все лады. А вот пеночка прощебетала.
«Ку-ку, ку-ку…»,- слышу я кукушку. «Сколько мне ждать кукушка, когда милого встречу?» - «Ку-ку, ку-ку, ку-ку…» - продолжает куковать эта птичка в лесу. Соловушка, чибис или скворец, я люблю песни каждого. Вот жаворонок поёт, когда мы с бабушкой ворошим сено. Спасибо тебе жаворонок за музыку. Я думаю, жаворонок уважает людей, которые трудятся, поэтому и парит над ними со своей песенкой восхваляющей труд каждого. Но я, как и многие люблю соловья. Его песня заставляет меня до мурашек на теле забыть всё плохое, отрешиться на время от настоящего, наслаждаться природной музыкой. Его песенка то протяжная, то отрывистая. Открываешь окошко, которое смотрит в лес, а там, в ближайших кустах заливается мой любимец. Я даже жду вечера, чтобы вновь услышать его пение. И сейчас я пишу этот рассказ в июне, а на задворках места, где я нахожусь, поёт соловей. Слышите? «Фи-фи-фитю. Фи-фи-фитю. Ты, ты, ты, ты, ты. Тррр, пиу, фитю. Тррр, пиу, фитю. Фити, фити, фити…» Всех переливов я не могу вам передать. Лучше послушайте его и хорошо бы на живом концерте возле леса или кустарника рано утром или поздно вечером в мае и июне месяце. Он поёт в любую погоду, требует лишь вашей любви и желания, поёт бесплатно,  так что билетов покупать не нужно (улыбаюсь), нужна только тишина и полное погружение в его пение. Хоть с виду он сероват и неказист, не обладает красивыми пёрышками или носом, зато голос его достойно держит первые позиции нашего лесного хит-парада. Жаль, что поёт он только в мае и июне месяце, но сейчас у нас есть интернет и можно слушать соловья сколько душе угодно.
 
Вечереет. Мы идём за коровой, которую пригнали в стаде на ближайший луг. Корова медленно идёт домой, мы похлёстываем её прутиком слегка, направляя её правильное движение. Корова в загоне, значит, бабушке нужно идти доить нашу Бурёнку. За день в её вымени накопилось много молока, его необходимо сдоить. Вечером, когда народу много в доме, мы протапливали баню чтобы обмыться после пыльного трудового дня, помыть ноги. Мужики, как правило, садились на пол играть в карты. Играли долго, часами, пока бабушка не прогонит. Мы, поужинав и помывшись, садились у телевизора, потому что вечером всегда показывали по 1 каналу фильм. Один раз в неделю в сельский клуб привозили кино. Мы обязательно ходили на него. Кино возил бабушкин родственник Василий, он был инвалидом (что-то с ногами). Василий ездил на мотоцикле с коляской из ближайшего соседнего села, где и жил. Он часто катал нас, ребятню, на своём темно-зелёном драндулете (улыбаюсь), и мы были счастливы. Механик Вася привозил разные картины, но мы ходили на все. Я помню хит того времени «Табор уходит в небо», про нелёгкую судьбу влюблённых и очень гордых цыган.
Народа было летом у бабушки много, как помните, я говорила, что у неё было 11 детей и у каждого почти по 2 ребёнка. Говорю почти, потому что у двоих моих дядей так и не было детей, а у двоих родственников по 3-4 ребёнка, то есть по 3-4 моих братьей и сестёр. Вот какие молодцы. Так вот, народа было много и постелей всем не хватало, комнат было 2 всего. В одной комнате (задняя комната, как называли в деревне, она же столовая) стояла бабушкина кровать, стол и русская печь, куда мы забирались греться в нелётную погоду. Другая комната (передняя комната, она же гостинная) разделялась перегородкой. В большей части стояло две кровати, стол, телевизор, железная трубоподобная печь, которая топилась для нагрева комнаты. За перегородкой стояло только две кровати и небольшой проход, только чтобы подойти к кроватям. Поэтому в то большое пространство в гостинной на пол стелились матрасы и собственно, кому не хватило места, ложились туда. Была ещё терраса закрытая и огромные сени. В террасе редко кто спал, там был гардероб в виде сундука и пропахших в нём нафталином одежды и склад всего остального. Сени в деревнях называли такой, как бы коридор, между входной дверью в дом и дверью в комнаты или ещё такое место называли мост. Там же зимой хранились скоро-портящие продукты, для быстрого доступа к ним. Сени не отапливались, но летом там было комфортно отдыхать. Поэтому летом, при большом количестве гостей, бабушка стелила матрасы на пол в сенях. В основном спали там мужики, женщины и дети в доме.

Деревня. Русская деревня. Простота и настоящий неподдельный дух жизни. Все друг друга знают, все друг с другом здороваются. Каждый знает соседа и его жизнь, проблемы и успехи этой семьи. Никуда не скрыться, всё и все, как на ладони.
Мы идём с бабушкой в сельмаг (сельский магазин), не поздороваться, входя в магазин, было не принято, считалось плохим тоном, даже в селе. Все приветствовали бабушку, все её уважали в деревне и всегда спрашивали: «Паш (мою бабушку звали Прасковья, сокращенно Паша), это чьи ж дети с тобой?» И бабушка рассказывала, чьи мы и откуда. Все знали детей Прасковьи, кто, где живёт. Моя мама жила в Подмосковье и это считалось удачным браком и удачей в жизни, и я этим гордилась тогда.
А ещё помню почтальона на деревне. Приветливая такая женщина. Когда она идет по улице, сердце замирает, ведь возможно она несёт письмо из Подмосковья, от мамы и папы. Так я любила получать от неё письма. А бывает, придёт письмо лично бабушке, и всё равно это грело душу. Бабушка прочитает письмо и обязательно расскажет от кого оно и какие новости принесло. Возможно, кто-то уже в пути, значит, скоро будут гости. А гостям мы были всегда рады, ведь это - суматоха, радость, новые рассказанные впечатления, новые, свежие люди и их новости. Что-то новое всегда происходит с приездом свежих гостей. А придёт телеграмма, значит, точно жди. И вот из-за поворота показался дядя и его дети. Они идут пешком через две деревни, лежащие на пути следования к домику в деревне. Но мы тогда везде практически ходили пешком, потому что в село, деревню бабушки не ходил общественный транспорт, и потому что мы не боялись расстояний, а их преодоление нам казалось лишь дорогой счастья, - счастья, которое нас ждало всю зиму – увидеть нашу бабулю, нашу деревню. В той деревне осталось моё детство!


Рецензии