Мороженые яблоки

Как могло так случиться, что я, в общем-то, деревенская девчонка, до пятнадцати лет(!) не то, чтобы попробовать, но даже и не видела никогда, и не слышала ни от кого бы то ни было о таком продукте, как мороженые яблоки? Объяснения этому нет до сих пор, но, однако же, это чистый и неоспоримый факт из моей биографии...

Осознанные детские годы мои прошли в провинциальном, как вновь стали называть, городке тульской области - Белёве. В те поры это был довольно-таки промышленный (несколько заводов: кирпичный, хлебозавод, консервный, молокозавод, депо, швейная фабрика... Белёвская пастила в те времена была настолько обычным лакомством, что мы её за таковое и не считали!), очень чистенький, ухоженный город на левом, более крутом берегу Оки, глубоководной лишь по центру своего течения со множеством коварных омутов-воронок, с прекрасным "диким" (их тогда ещё не "одомашнивали") песчаным пляжем по правому пологому берегу, охотно посещаемому местными жителями в летние жаркие дни, для чего было просто нужно пройти по мосту, что находился в районе автовокзала. Это, так скажем, взрослый пляж, ну, а для детворы настоящим "раем" являлась "зелёнка" - мелководная обширная заводь, дно которой было сплошь покрыто какой-то очень нежной, прямо-таки шёлковой на ощупь травой. От того и прозвали "Зелёнка"! Заводь эта была настолько мелкой и так прогревалась, что родители не испытывали ни малейшей тревоги за своих отпрысков, приставив, конечно, кого-то из старших детей для наблюдения за мелюзгой, с удовольствием не вылезавшей на берег часами...  Можно с очень большой долей вероятности утверждать, что многие если не все белёвцы ранние свои годы провели средь ласкового летнего гостеприимства данной заводи! Не миновала эта участь и вашу покорную слугу, поскольку в Белёв моя семья переехала когда мне исполнилось шесть лет, а брату было три с половиной года.

До сих пор, говоря о том времени, не могу удержаться от счастливой улыбки. Прекрасное, беззаботное детство! Здесь я пошла в первый класс, здесь же и окончила начальную школу, то есть 8 классов, что по времени совпало с очередным переводом отца (железнодорожников часто тогда перебрасывали с места на место) теперь уже совсем близко к Туле. Слёз было пролито если и не море, то небольшое озерцо точно... Никак не могла прижиться на новом месте: всё не так, всё раздражало... но об этом как-нибудь в другой раз...

В начале 70гг в Туле с продуктами было совсем не плохо. На железной дороге зарплаты всегда находились на должном уровне, из чего делаю вывод, что нашей семье денег хватало на всё, поскольку мясо покупали только на рынке, овощи-фрукты тоже. Это уже после, спустя лет десять, как-то вдруг стало быстро пустеть на полках магазинов, вследствие чего и на рынках взлетели цены... Но туляки особо не горевали: Москва рядом, а в столице НИКОГДА никаких перебоев с продуктами не было и быть не могло - если не там, то тогда где же?!

И вот как-то раз мы с мамой были на центральном рынке Тулы, закупили всё, что она считала нужным, и с полными сумками шли на конечную остановку автобуса, что как раз и располагалась в то время в непосредственной близи с означенным рынком. И всё бы ничего, но вдруг моё внимание привлекла довольно-таки внушительная очередь к одному из открытых прилавков. Скользнув взглядом по товару, я просто остолбенела от удивления: вся эта масса народу желала купить ГНИЛЫЕ яблоки, которые были навалены в деревянные ящики... Всё это ну никак не укладывалось в моей голове... Это насколько же нужно быть бедным и отчаявшимся, чтобы выстаивать на морозе очередь за... чем? Как это, вообще, можно было есть?

Пока я пыталась понять в чём тут дело и хоть как-то осмыслить то, что вовсе не осмысливалось, мама ушла уже достаточно далеко от меня и, приостановившись, громко с раздражением в голосе окликнула: " Ты, что там, уснула, что ли?" Очнувшись от резкого окрика, я тут же прибавила шаг и вскоре поровнялась с нею.
"Что с тобой? - вновь раздражённо спросила она - Что ты там увидела?" "Мам... - всё ещё находясь под сильным впечатлением, промямлила я - Там люди стоят в очереди за гнилыми яблоками, представляешь?" "За чем? - воскликнула, уже удивляясь она, - За чем они стоят?" "За гнилыми яблоками..." - повторила я, чувствуя себя почему-то чуть ли не виноватой...

Поставив сумки на лавочку, поскольку мы тем временем пришли уже на автостанцию, мама приказала мне ждать, а сама чуть ли не бегом побежала обратно в ту сторону, откуда мы только что пришли - на рынок... Автобуса что-то долго не было, как, впрочем, и моей родительницы тоже... Я уже начинала замерзать, когда они, словно сговорившись, почти одновременно появились рядом со мною. В руках у мамы был какой-то газетный свёрток, но что в нём находилось я узнала только дома, когда она, развернув его, высыпала в тазик с водой гремящие, словно слепленные из камня, те самые гнилые яблоки, что так поразили моё воображение... Онемев, я не знала, что и сказать... "Мам?" "Подожди немного, пусть оттают... Дочь! Ну, ты даёшь! - расхохоталась она и, повернувшись к отцу, продолжила - Представляешь, вот эта дылда впервые увидела мороженые яблоки сегодня! Гнилые, говорит... Я и не сразу поняла о чём она... Только потом сообразила..."

Не помню уже, попробовала ли я в тот раз этот оказавшийся таким экзотическим для меня продукт или нет... Скорее всего, нет, поскольку не выносила насмешек над собою от кого бы они не исходили, а уж от близких и тем более...

Да... Но с тех пор "гнилые" яблоки - любимое лакомство, которым я частенько балую себя даже и летом! Подумаешь, делов-то: наложил в морозилку и забыл дней на десять, а потом... Наслаждение!

Интересная всё-таки штука, эта память... Надо же, что всплыло из её глубин... Но, как говорится, из песни слов не выкинешь!   

   


Рецензии