152. Штурм Турецкого вала

Старое обещание Айдозле Мехмет-Паши: "Скорее Дунай потечёт вспять и небо упадёт на землю, чем сдастся Измаил" звучало вполне актуально на Перекопе, где сохранились следы старых укреплений турецкого времени. Но в отличие от своего османского коллеги, Врангель не верил в прочность своей обороны. Он уже отдал приказ о начале эвакуации.

Вопрос стоял не о будущих победах, а о сроках предстоящего бегства. Многое в этих планах зависело от хода боев на рубежах Крыма, и прежде всего - на Перекопе. Для обороны перешейка П.Н.Врангель выделил части 1-го армейского корпуса, от которого к этому времени осталось 4300 штыков и сабель.

Фактически половина этой численности приходилась на Дроздовскую дивизию, которая была переброшена в Армянский Базар (Армянск). Непосредственно на Турецком вале расположилась Корниловская дивизия. 13-я пехотная дивизия была оставлена в Воинке до подхода Марковской дивизии.

Против отборных сил белых должны были действовать части 4-й и 6-й армий Южного фронта. 13-я армия оставалась в резерве, а 1-й и 2-й Конным армиям предстояло вступить в бой уже после взятия Перекопа. Непосредственно перед Турецким валом располагалась 51-я стрелковая дивизия, которая к этому времени уже пыталась овладеть перекопскими укреплениями.

На первых порах здесь войскам 6-й армии противостояли части 2-го армейского корпуса белых. Уже вечером 29 октября красноармейцы предприняли попытку сходу овладеть Перекопом, но были отбиты.

В ночь на 1 ноября 51-я стрелковая дивизия вновь двинулась на Турецкий вал. Красноармейцы шли без артиллерийской подготовки и были отражены плотным огнем. К рассвету шестая рота 456-го стрелкового полка прорвалась на вал, но, не получив поддержки, отступила, потеряв большую часть бойцов.

С подходом основных сил Южного фронта началась интенсивная подготовка к штурму Перекопа. Основной удар должна была нанести 6-я армия под командованием А.И.Корка. Командование Южного фронта планировало атаковать Турецкий вал силами 51-й стрелковой дивизий под командованием В.К.Блюхера, в распоряжение которого была передана основная часть армейской артиллерии.

Эти действия должны были сочетаться "с одновременным переходом Сиваша в местах, доступных для переправ". Для удара по врангелевским позициям на Литовском полуострове были выделены 15-я и 52-я стрелковые дивизии. Преодоление Сиваша облегчалось тем, что ветер выгнал воду из залива. Наиболее удобный брод красным показал житель Строгановки Иван Оленчук.

Около 4.00 8 ноября части 15-й и 52-й стрелковых дивизий вышли к Литовскому полуострову и атаковали Кубанскую бригаду. Части генерала М.А.Фостикова, оборонявшие этот участок, не выдержали удара. Около 8.00 советские войска заняли Литовский полуостров.

К этому моменту в бой должны были вступить части 51-й стрелковой дивизии, но густой туман не позволил красным начать артподготовку в намеченный срок. Огонь был открыт в 9.00, но подавить врангелевские батареи не удалось. Приехавший на Турецкий вал исполнявший обязанности командира Корниловской дивизии генерал Пешня, запретил своим подчиненным открывать огонь до начала штурма.

Врангелевец М.Н.Левитов вспоминал: "Линия окопов шла по самому гребню вала, а убежища были на нашем склоне его, таким образом снаряды противника попадали в обращенный к нему скат вала или перелетали через вал и рвались уже за валом, что и спасало нас. Но беда была с подвозом, — десятки лошадей были разорваны в клочья."

В 10.00 белое командование бросило против частей 15-й и 52-й стрелковых дивизий бригаду Дроздовской дивизии. Белым удалось оттеснить противника вглубь Литовского полуострова, но уже к вечеру их отбросили к селу Караджанай.

Штурм Турецкого вала начался в 13.25 и был очень быстро остановлен огнем врангелевцев. К этому моменту ухудшилась обстановка и на Литовском полуострове, где в связи с повышением уровня воды в Сиваше нарушилось снабжение переправившихся частей. Новые атаки позволили 51-й стрелковой дивизии ценой больших потерь к 22.00 приблизиться к рву перед валом.

Несмотря на то, что в некоторых полках осталось меньше 40% от первоначальной численности, командование Южного фронта готовилось к новому штурму. Но П.Н.Врангель, опасаясь получить удар в тыл с Литовского полуострова, приказал своим войскам оставить первую линию обороны. В 3.00 9 ноября 455-й и 456-й полки РККА поднялись на Турецкий вал. Вслед за ними перекопские укрепления заняли 453-й и 454-й стрелковые полки. Белые отошли к Юшуни (Ишуни).

К новому рубежу обороны были стянуты почти весь 1-й и 2-й армейские корпуса и Конный корпус Барбовича. В районе Юшуни была сосредоточена значительная часть артиллерии врангелевской армии. В свою очередь командование Южного фронта перебросило на Литовский полуостров 7-ю кавалерийскую дивизию 6-й армии и 16-ю кавалерийскую дивизию 2-й Конной армии. К 16.00 9 ноября 15-я, 51-я и 52-я стрелковые дивизии РККА вышли к Юшуньским позициям. Пользуясь преимуществом в артиллерии, белые без труда отбили первый штурм второй линии обороны.

Однако повторить успехи Слащева девятимесячной давности Врангель не мог. На этот раз красные имели многократное превосходство, а в районе Турецкого вала и на Чонгарском полуострове сосредотачивались многочисленные резервы, способные отразить любую атаку. Для штурма Юшуни красные выдвинули около 200 пулеметов и 150 орудий.

Утром 10 ноября части 51-й стрелковой дивизии атаковали врангелевские позиции и к 9.00 овладели первой линией окопов. Вслед за ними 15-я и 52-я стрелковые дивизии отбросили 13-ю пехотную дивизию, однако были оттеснены контрударом 2-го корпуса и 1-й кавалерийской дивизии белых.

Следующий день должен был решить исход сражения, а заодно и судьбу Крыма. В результате атак и контратак 1920 года был серьезно разрушен город Перекоп, который утратил свой статус, превратившись в село. Еще долго среди железнодорожников существовала традиция давать гудок при пересечении Турецкого вала в память о погибших красноармейцах.


1. В.К.Триандафиллов. Форсирование Перекопского перешейка 7—11 ноября 1920 г. (Действия 51-й Московской стрелковой дивизии). Сборник трудов BHО. Книга четвертая. 1927. C. 135—190.

2. В.К.Блюхер. Статьи и речи. М. Воениздат. 1963. 228 с.

3. А.Широкорад. Штурм Перекопа: мифы и реалии. Military Крым. Симферополь, 2010. № 14. С. 19–25.

4. Н.Датюк. Штурм Перекопа. М. Воениздат. 1939. 76 с.

5. А.И.Корк. Взятие перекопско-юшуньских позиций войсками 6-й армии в ноябре 1920 г. Этапы большого пути. М. 1962.

6. 15-я Сивашская дивизия. Сборник в память пятилетия дивизии. 1918 - 29 июня 1923 г. Николаев. 1923.

7. Пятьдесят первая Перекопская дивизия. История боевой и мирной жизни за 5 лет. 1919 - 1924. М. 1925.

8. К.В.Ананьев. В боях за Перекоп. Записки участника. М. Госвоениздат. 1935.

9. М.Германович. Перекоп. Борьба классов. 1935. № 12. С. 82.

10. В.Верховский. Проводник (записано со слов Оленчука). Борьба классов. 1935. № 12. С. 84.

11. Перекоп и Чонгар. М. Государственное военное издательство. 1933. 80 с.

12. П.Сергеев. Прорыв укрепленной полосы. 51-я сд в штурме Перекопа. Военно-исторический журнал. 1940. № 1.

13. Перекоп: cборник воспоминаний. М. ОГИЗ. 1941. 264 с.

14. М.Н.Левитов. Оборона Перекопского вала. Материалы по истории Корниловского Ударного полка. Париж, 1974.

15. От Зимнего до Перекопа. Сборник воспоминаний. М. Воениздат. 1978.


Рецензии