Серебряная земля у кромки воды
"АГА, Я УБИЛ ВЕТЕР..."
Отправляясь в путь, никогда не надо забывать, что по какой бы земле ты ни шёл, ты в гостях у целого народа. А может быть, как это сложилось на Чукотке, в гостях у двух народов - чукчей и эскимосов.
Сейчас на Чукотском полуострове проживает около одной тысячи эскимосов и шестнадцать тысяч чукчей. Эскимосы проживают на скалистом побережье Берингова моря. Они наследники древней и самобытной культуры, сложившейся около 4000 лет назад. В 8-9 веке н.э. к ним присоединились чукчи - охотники на дикого оленя. Произошло слияние морской и оленеводческой культур. Сегодня это единое явление.
Познакомиться с бытом и культурой коренного населения полуострова не просто, не только в силу его географического положения, но и потому, что за последние десятилетия эти народы утеряли многое, что составляло глубинные пласты их жизни. Из осколков трудно сложить целое. Но есть на полуострове отдельные места - хранилища драгоценных накоплений.
Эскимосский посёлок Ново-Чаплино находится в 30 км восточнее Бухты
Провидения на берегу залива Ткачен. "Ткачен" означает "закрытый". По узкому ущелью к Ново-Чаплино проложена вездеходная дорога.
Мы едем в вездеходе по этой дороге. За пеленой мокрого снега то скрываются, то вновь появляются склоны гор, отдалённо напоминающие Хибины. Наконец, горы расступаются, и становится виден прсёлок. Дымит труба котельной. Всюду на Чукотке это первый признак человеческого жилья.
Воскресенье. В посёлке пустынно. На здании магазина красуется амбарный замок. Привязанная собачья упряжка заволновалась при виде чужаков. Неподалёку в небольших сарайчиках (собачниках) завыли голодные собаки.
Перед любой поездкой на собаках не принято кормить упряжку. Собаки знают: чем быстрее они побегут, тем быстрее получат пишу.
Невольно останавливаемся у привязанной упряжки. Рассматриваем собак. К нам подходят два брата Володя и Саша. Это их собаки. Они с гордостью рассказывают о своей упряжке.
В прошлом году эскимосы Чукотки и Аляски устроили соревнования собачьих упряжек на участке побережья от Бухты Провидения до Уэлена. Упряжка братьев пришла первой. Одной из упряжек управляла 24-летняя чукчанка Вера Раноутагина. Теперь она участвует в нашей женской лыжной экспедиции, состоящей из 10 москвичек, японки Такако Такано, канадки Джулии Хайд и чукчанки Веры.
Володя и Саша приглашают взглянуть на только что добытого лахтака.
Морской заяц, или лахтак (Erignathus barbatus) — ластоногое
семейства тюленьих (Phocidae). Единственный вид рода Erignathus.
Один из самых крупных представителей семейства настоящих тюленей
(и самый крупный в фауне России). Длина тела — до 2,5 м,
подмышечный обхват 148—161 см. Масса изменчива по сезонам в
зависимости от упитанности, зимой достигая 360 кг. Круглая
голова и ласты кажутся небольшими по сравнению с массивным
телом.
Согнувшись, вхожу в сарай. Непривычный для европейца резкий запах заставляет приложить усилия, чтобы моё лицо не исказилось гримасой отвращения. На полках вдоль стен сарая замороженная рыба. На полу - двухметровая, ещё не разделанная, туша лахтака. На серебристый мех животного из открытой двери сарая ложится вьюжный снег.
Для европейца убитый лахтак - это просто мёртвый зверь. Для эскимоса - это гость. Анимизм - одухотворение сил природы - лежит в основе древней религии северных народов. Эти верования до сих пор сохраняют своё влияние на мироощущение эскимосов и чукчей. Жизнь на Арктическом побережье и раньше, и теперь требует от людей большого напряжения физических и духовных сил. Для выживания в Арктике имеет значение в с ё! Особенно это касается рачительного отношения к окружающей природе.
Обычаи, приёмы охоты, язык местного населения доведены до необходимого совершенства. В языке эскимосов, например, встреча с моржом (характеристика направления и особенностей его движения) описывается 15 понятиями. Более 20 местоимений описывают точное местоположение зверя относительно охотника. Охотник владеет 40 наименованиями различных ремней, входящих в его снаряжение. Таково богатство и специфика эскимосского языка.
Когда долгая пурга не даёт охотиться, наступает время вынужденного досуга. В прежние времена такие пурги могли привести семью к голоду.
"Эти невольные досуги заполняются цветами воображения",- так писал Г.А.Меновщиков - собиратель эскимосских сказок. Хороший сказочник не прерывал рассказ несколько дней подряд. Знаменитый старик Ытаин говорил, что если рассказчик не верит в то, о чём рассказывает, то его не будут слушать, так как у него не будет "силы речи". Каждая эскимосская сказка заканчивалась под утихающий вой пурги словами: "Ага, я убил ветер!"
Теперь рассказы стариков полностью заменяет ради, телевидение. Но по воскресеньям люди в Ново-Чаплино любят собираться в клубе, чтобы попеть и потанцевать.
Отравляемся в клуб. Посёлок утопает в сугробах. Но и белые снега, закрывающие стены домов почти до второго этажа, не могут скрыть печальный облик строений, возведённых при социализме. Ощущение "зоны" с казёнными выкрашенными синей краской дверями и окнами, дымящей трубой котельной и неряшливо спланированными улицами, не покидает меня. Только близость моря, временами виднеющегося между домами, возвращает чувство свободы. Клуб - это неказистое одноэтажное здание с табличкой, которой не один десяток лет: "Дом культпросвет работы". Вместе со всей командой "Метелица" вхожу внутрь клуба. Помещение долго не топили. Видимо, гостей не ждали.
Внутри уже много народа. Пришли и старики, и дети. У пожилых эскимосок лица украшены татуировкой.
Благодаря исследованиям С.И.Руденко (середина ХХ века) нам известно
"В отличие от береговых чукчей, у эскимосов я повсюду видел татуировку как на лицах, так и на руках, особенно распространенную среди женщин. На севере, в районе мыса Дежнева, она не сложная: обычно несколько вертикальных прерывистых линий покрывают подбородок; иногда у уголков рта имеются кружки. На юге, от мыса Чаплина до поселка Сирэник, татуировка часто встречается довольно сложная, двумя линиями идущая от лба вдоль носа, покрывающая нередко обе щеки, подбородок, кисти с запястьем и предплечья рук. Техника эскимосской татуировки проста: нитку, натертую сажей, продергивают под кожей. Издавна самую сложную татуировку опытная женщина делала в течение одного, реже - двух дней. Мужчины татуировались редко, чаще всего их рисунки представляли собой круги или полукруги на щеках или у уголков рта, а также короткие линии на висках, и лишь у одного из исследуемых были фигурки человека (юхак) на лбу, над бровями".
В клубе так холодно, что мы не снимаем пуховок и шапок. Я, как человек чувствительный и внимательный, сразу ощущаю в воздухе незнакомую речь,как бы, ауру незнакомых мыслей. Наши женщины рассаживаются на лавки, стоящие вдоль стен помещения. Я хочу сделать несколько фотографий и остаюсь стоять, прислонившись к притолоке двери.
На середину комнаты выходят исполнители народных танцев и песен. Все они в обычной для этих мест одежде. Нет ничего специально-парадного в их виде. Мужчины берут в руки бубны - ярары. Небольшими палочками они ударяют по плоскости бубна. Звук ударов сразу наполнил всё помещение. Чёткий ритм заставляет моё сердце биться в унисон. Какая-то таинственная древняя мощь проснулась во мне от звуков этих бубнов. Когда спустя несколько лет, я присутствовала на выступлении японских барабнщиков, я не испытала ничего подобного...Ощущения, рождённые в холодном клубе заставляют думать, что это были бубны шаманов, легко добивающихся от слушателей нужного эмоционального состояния. Не скрою, что слёзы выступили у меня на глазах. А когда я вернулась в Москву, я отыскала записи эскимосских народных ансамблей. Каждый раз, когда моё настроение было "плохим", я включала эти записи и испытывала радость узнавания того состояния, которое настигло меня в клубе Ново-Чаплино.
Наблюдая за танцующими детьми, женщинами и стариками, вглядываясь в напряжённые лица певцов, я думала о Севере. При пении эскимосы делали выразительные жесты, мужчины подвывали монотонно,но и ритм, меняющийся по особым законам, продолжал властвовать надо мной. По временам певцы подражали реву и крику различных животных и птиц, что делали с большим искусством.
Сопричастность происходящему отрывала меня от земли. Я включалась в новую для себя жизнь, которая начиналась за стеной "Дома культпросвет работы" и звенела заоконной пургой, через которую завтра нам предстояло идти на лыжах по снежным пространствам февральской Чукотки.
Но стоя у стены холодного клуба я с восторгом повторяла про себя:
" Ага, вы убили ветер!".
1991-2018г.
Может быть продолжу, хотя не знаю, кому это интересно.
Свидетельство о публикации №218070800825