Командорские зарисовки. Бухта Радости

Вспоминаю наши семейные  походы по побережью. Значительная часть береговой линии острова Беринга окаймлена скалами-непропусками.  Ты бредешь по морскому берегу и в один прекрасный момент натыкаешься на непреодолимое препятствие в виде утеса причудливой формы: одна сторона его еще принадлежит песчаной лайде, другая – уже омывается океанскими водами. Таким образом – либо карабкайся на неприступную кручу обрыва, ведущую на верхнее плато(а оно расположено подчас на значительной высоте – добрая сотня метров!), либо пускайся вплавь… Но мои родители с самого начала четко уяснили себе такие вещи и  во время прилива не ходили… Помню, отец переносил меня на закорках вброд. Вода доходила до середины его бёдер – он брел, покачиваясь, с видимым усилием. И – мне было страшно, но я не подавал виду!
                ***
            Морские ежи  выглядят довольно своеобразно:  сильно сплющенный  сфероид, поросший темно-зелеными иглами. Как уверили нас местные жители-алеуты, икра ежа очень вкусна и полезна – собирать их для получения икры нужно обязательно в  полночь полнолуния.  На прибрежной полосе рядом с поселком Никольское этих ежей – пруд пруди. Помню, набрали мы почти полное ведро(вот зачем, спрашивается?).. На первой же порции икры, которую достали из панциря, меня чуть не стошнило: на вид она напоминала баклажанную, а на вкус – сырую рыбу, обильно политую настойкой йода… Уж не помню, куда в тот раз  дели этих злосчастных ежей, но как и у всех сельчан, в доме у нас хранилось множество панцирей этих созданий – красивейшая вещь, как и все, созданное морем…
                ***
        Теперь-то я знаю, что того, кто хоть раз был на море, оно уже не отпустит! Случилось так, что я познал не только видимые волны этого осязаемого морского мира: была еще и вполне отдельная реальность – реальность иного мира, которая много лет спустя после детства стала являться в моих снах…  Эти местность мистически и  прочно связана с Петербургом . Просто потому, что экспедиция, открывшая острова, была задумана и снаряжена именно  Питере в бытность Петра. Хоть и говорят, что правил нами в те времена не настоящий царь, а голландский подменыш-масон – какое это теперь имеет значение? Славные страницы российской истории были вписаны в ту эпоху…
                ***
        Хочется рассказать о поездке на место гибели кораблей под командованием датчанина Витуса Беринга. В плавании  уже умиравший от цинги командор флота его величества  почил в бозе  среди неприветливых, почти арктических ветров – в сырой землянке… Говорят, он был неуживчивым и сварливым, этот моряк… Впрочем, любое поверхностное  мнение неистинно и нужно пожить рядом с человеком лет с пяток, чтоб верно судить о нем…
    Добирались мы до Бухты Командор(именно в этой бухте триста лет назад  умер Беринг) на вездеходе. Он взрывал стальными траками гусениц  темно-зеленый растительный тундровый покров, оставляя за собой две полосы глинистой бедной почвы… Они выглядели, как раны на плоти огромного существа. Впрочем, это мало волновало людей: такова жизнь… Дорог на острове через тундру не было и такие следы, не заживающие много лет потом, оставлялись машинами после каждой поездки такого рода…
                ***
       До места мы добрались без приключений. Грохот дизельного движка долго еще стоял в ушах…Была осень и местные мелкие речки были до отказа забиты мертвой рыбой – нерест почти закончился… Запах вокруг стоял не из приятных! Впрочем, ко всему привыкаешь… Первым делом мы пошли на памятник командору, установленный русскими моряками: чугунная плита с надписью и  высоким крестом. Я плакал – было жалко моряков, умиравших в точно такую же осень от цинги без всякой надежды на помощь.
                Потом мы долго бродили по берегу. Красивейшие, фантастические пейзажи! Они много лет потом снились мне, но это уже совсем другая история… Прямо на прибрежной полосе громоздились бескрайние галечные россыпи. Кстати сказать, в них без труда можно было найти множество полудрагоценных камней…  В песке мы нашли множество стеклянных бус, порядком обточенных морскими волнами: их везла с собой экспедиция Беринга для меновой торговли с туземцами…
                ***
           А дома ждала школа… Начинались сезоны ураганных ветров.
   
               


Рецензии