Незадачливый печник

    Кубань, 1961 год. Усть-Лабинский район. Хутор Третья речка кочеты, на Октябрьской улице. Лежу на чердаке бело-стенной времянке, построенной для проживания при постройки нового дома, после переезда с улицы Чапаева. С конька крыши доносится шум винта флюгера, построенного мной в виде самолета кукурузника. Чердак полностью заполнен свежим сеном для кормления коз. Внизу пасутся наши козы, бородатый козел, коза и козленочек Борька, привязанные к кольям, вбитым мною в землю. Слева находится большой дом с железной крышей, множеством окон со ставнями, похоже, что построенный еще до революции зажиточным крестьянином. Сейчас в нем живет соседка, тетя Галя Голева с сыном Виталием, моим ровесником. Дом окружен деревьями, сливы, вишни, абрикосы и шелковицы, плодами которой, крякая, топчась вперевалочку, питаются утки после купания в мелком с цементными стенками бассейне. Под окнами дома разнообразные, благоухающие цветы. На задворках блестя на солнце, стоит пилорама с бензиновым двигателем “Улитка” Соседка выделила нам половину огорода для постройки нашего дома. Огороды наши, разделенные мелкой канавкой сделанной  тракторным плугом, упираются в речку. Забора нет. В конце огорода у речки, на грядках с огурцами, старательно копошится в белом платье тетя Галя. Хорошо лежать на чердаке, если бы неназойливые летающие осы перед моим носом, к своему прилепленному к фронтону гнезду. В своей будке лежит наша собачка Рыжик, изредка повизгивая во сне. Моя же задача поглядывать на коз, чтобы не запутались в привязи. Но я поглядываю на кусок асбестоцементной трубы, который лежал перед калиткой закопанный в кювете и извлеченный для замены на более длинную трубу. А не применить ли этот отрезок трубы в качестве дымохода  построенной мной в огороде летней печки. Кирпичей осталось много после изготовления колодца. Каждая кирпичина полукруглой формы с буквами завода изготовителя. Сделаю-ка я печь, подобную нашей изготовленной мамой в Чапаево. Намесил таз глины оставшейся после постройки печи во времянке. И быстренько, соорудил печь с жестяной плитой. Вертикально установил трубу, обмазал глиной. Красота! Когда подсохнет, побелю подсиненной известью. Ну, что начнем. В топку положил пучок соломы и наломанных стеблей подсолнечника, в народе корешков. С нетерпением поджигаю солому.
- Горит!
Для полного эффекта насыпаю на плиту семечки. Сначала шел дым, потом посветлел. Размышляю, щелкая семечки - Печка работает,
но не впечатляет, а положу-ка я в топку, рваный, резиновый сапог, валяющийся на глазах у забора. Вот совсем другое дело пошел дым, да не дым, а дымище, сплошная копоть. Все бы хорошо, да ужасная вонь и ветерок гонит сажу в
сторону вывешенного соседкой белья, после стирки. Да и козы начали метаться от дыма. А козел, задрал голову вверх, шлепая губами оголяя зубы, принюхиваясь к аромату воздуха, вытаращив свои со сливу глаза, топчет копытами землю. Коза стоит ровно, наблюдает за козлом. Козленок, прыгая веселится, подрыгивая задранным хвостиком. Решаю еще добавить соломы, чтобы быстрее сгорела резина. Через минут десять, происходит сильнейший выстрел из трубы печки. Я в недоумении. Труба накренилась. Одна стенка печи развалилась. В моих ушах стоит сильный гул со звоном. Козы, с кольями разгоняя уток, рванули в сторону дома соседей. Что делать? Загорелась вокруг печки сухая трава, начинаю тушить, чтобы огонь не дошел до стожка сена. Слышу мощный, истошный крик соседки Галины:
- Это что творится? Мария, Мария, Мария-яяя.
Спотыкаясь о грядки, зовет мою мать тетя Галя. Козы пока я тушил траву, успели сорвать с веревкой белье, бегают с ним от соседки. Я испугался и деру к речке, сижу в нашем каюке - плоскодонной лодке. Голос соседки доносится и сюда. Поздним вечером пришел домой, выслушал аннотации от родителей. Отец объяснил, что асбестоцементные трубы, особенно пропитанные влагой, нельзя применять при строительстве печей и устанавливать их в непосредственной близости к огню. Я позже сам убедился, видя на пожарах, как стреляют шиферные крыши. А соседке пришлось пасти наших коз, спасая огороды и сад до прихода с работы родителей. После этого случая я старался не попадаться на глаза тети Гали. И она это заметила. Однажды сын ее, Виталий позвал меня переночевать у них. Ему страшно находиться одному в таком домище, когда его мать уходила на работу в ночную смену. Она работала дояркой на ферме. Я спросил у него:
- А мать уже на работе?
Он ответил:
- Да.
Я конечно согласился.
- Заходи в комнату, сидай за стол.
Сидим и вдруг заходит с улыбкой, с тарелками, наполненными Кубанскими яствами тетя Галя.
- Хлопчики, давайте ужинать.
И при раскладке тарелок на кружевную скатерть:
- Толя, ты наверное испугался моей ругани? Не бойся, я только с виду такая грозная, а вредней коз животных нет.
Таким образом, добрая, умная соседка сняла мое казусное состояние, а наша дружба
c Виталием еще крепче стала. Я между нашими домами провел проволочную связь, разговаривали через громкоговорители, подключенные к проводам.


Рецензии