Тайна царя Итаки-как писались Илиада и Одиссея?

 
  (Скульптура на фото -царь Итаки Одиссей, царевна Церцея и еще маленький царевич Телемах)


   КАК И ЗАЧЕМ СОЗДАВАЛИСЬ ИЛИАДА И ОДИССЕЯ?



   Подходя к вековечной тысячелетней тайне мифической эпохи античности, я уже упомянул, что мифы и легенды укрепляли троны царей и держали в повиновении главное- сознание людей. Ресурсы царей были ограничены и любое народное волнение, даже просто измена жены могли уничтожить любого царька. А их были десятки.

   Но тут возникает огромный соблазн для вас читатели и для древних царей - солгать или сделать то, что сделано и что называется мифами и великими поэмами.

 То есть, в случае обычной лжи нам здесь не о чем говорить и нечего изучать, а тем более исследовать три тысячи лет, а по некоторым данным все пять тысяч лет, минувших с Троянской войны.

   Нет, древние не лгали и даже в мифах мы видим скорее поэзию чем грубый вымысел. Но поэзию по поводу реальности и с конкретными основаниями, географией и историческим моментом реальности того времени и того сознания.

Но здесь я нашел главное- великий результат царского решения проблемы создания мифов и великих поэм. Мы должны признать, что греческие цари и придворные поэты создали великую литературу и великую мифологию на все времена. И остается только выяснить как любимая нами реальность сочетается с этими великими творениями древних писателей, царям служивших.

   Но что же стояло за явлением мифов и поэм и как чудовища и нимфы могут быть признаны частью реальности в 21 веке, как они были признаны в годы Троянской войны? Вот что является вопросом нашего исследования и вот зачем нам нужны портреты и характеристики героев Одиссеи и Иллиады, любая мелочь может подтолкнуть к разгадке мифов и поэм древности.
 
   Итак мы уже доказали необходимость влиять на сознание современников их тогдашним царям. И  совсем не для какого либо обмана. Нет! Из лжи и обмана не сваришь каши и ей не утвердить престолов. Династия не протянет долго, если люди не верят в миф о происхождении своих царей.

Напротив, нужна была мобилизующая правда, вера, мотивация. Нужны были герои родины, Гераклы, Персеи, Тезеи, Одиссеи наконец. Им ставились памятники, в их честь приносили жертвы и кстати, кормили мясом жертв участников праздника и культовых обрядов. А мясо человек в те времена видел только по большим праздникам и оно было фактором привлечения к культам богов.


   А вот вопрос о том, насколько реальны те враги героев, которые им грозили и которых они усилиями победили - вот сердцевина проблемы.   

Необходимо было распространять славу предков царя, славу богов, крепящих силу царя и несущих ему победу в любых, а главное неравных войнах с превосходящими врагами. Потому что малое количество людей легко деморализовать количеством войск противника. Здесь начинает работать религия и вера в руководителя.

Каждому серьезному царю нужен был поэт, сказитель, вообщем работник сферы тогдашнего массмедиа...

   И вот хитроумный Одиссей, после двадцати лет  отсутствия на своем острове решает
 утвердить свой вечный престол в сознании людей . И возникает замысел создать великую поэму Иллиаду и царь нанимает на свои скромные средства жреца Гомера.
 Вот почему в поэме все так скованно и странно- как будто кто то стоит над душою автора и корректирует текст под какой-то сложный замысел, а не свободную литературу.

  Соавторство и плотное соучастие царя Одиссея в создании Иллиады очевидно по приметам. Единственное лицо, которое оставляет такой след в Иллиаде это Одиссей. Посмотрите на его роль - да он своим деревянным конем чуть ли не Трою сам взял! Малый царек ионических островов прямо таки лучший из греков и постоянно готов это подтвердить.

   В том , скупом на слова и коротким на память древнем мире вдруг мы читаем даже его мысли, никем не возможные к передаче и упоминанию кроме самого рассказчика!

   Из поэмы исчезает все случайное, личностное и авторское, остается только великая история, великая политика и великая греческая религия, являющихся и управляющих богов.

    Исподволь, крадучись, полутонами в Илиаде, косвенно создается приятный всем людям  образ добрейшего, хитрейшего строителя роковых троянских коней, и тд.

    Вокруг Одиссея вращается все - герой Ахиллес убийца и слишком жестокий, царь царей Агамемнон слишком вредный и жадный.

    Главное, чем выдал себя Одиссей -он один попадает из Трои дальше, в будущее и оно называется его именем Одиссея. Следовало мифологизировать себя битвами с легендарными тварями, без которых не складывается образ героя.

  Одиссея есть крайняя необходимость оправдать отсутствие царя на острове Итака.
Ведь увы, царь потерял интерес к возвращению и Бог весть когда оное состоится...
Одиссей плавал куда угодно, только не на Итаку. И море не любит его...Оно рушит и топит его корабли, забирает все сокровища Трои...Так бывает со всеми любителями легкой добычи изделий из чистого золота...все уплывет в другие руки...


И Гомер вовсе не хозяин в Илиаде и Одиссее, он словно озадачен кем-то как поэт, он выполняет особый царский заказ и очень документален и серьезен.

И конец истории Одиссея показывает его не с лучшей стороны. И проливает тусклый свет правды на многолетнее отсутствие Одиссея. Мы узнаем, что темное прошлое догоняет героев в старости. Оказывается, Одиссей загостился у островной царицы Церцеи. Политический визит перерос в брак...

Сколько таких цариц маленьких островков, не способных прокормить сильную армию для обороны от таких профессиональных гостей, его команда то ли любила, то ли грабила, а может все вместе? Сколько таких было на той по очень кривой и потому долгой дороге на несчастную Итаку?  Зачатый от него сын островной царицы и волшебницы Церцеи юный Телемах в поисках отца нападает на Итаку и в битве убивает Одиссея.

Вполне пиратский конец старого хитроумного пирата? Чтобы не узнать отца надо было быть немного пьяному, так легче идти в бой, цель которого нажива. Во многом знании много печали. В ту эпоху во время поединков и войны был порядок, противники благородные оглашали свои имена и происхождение, чтобы не быть убитыми бесславно и не стать неизвестными трупами.  Отсюда кстати, оглашение имен рыцарей на турнирах и перед поединками при случайных встречах. Это было очень полезно для родственников, желавших достойно похоронить убиенного, а в свидетелях боя рождало славу героев.

Как же горячему греку Телемаху удалось не услышать голоса отца и убить его? А может быть имя отца и спровоцировало однозначный конец -намеренное убийство?

 А заодно вызвать панику в противнике своим героическим прошлым. Иногда обмен данными приводил к примирению или передышке, паузе на войне. Спешить было некуда, по сравнению с нашим временем.

 Да и отец хорош, возраст для поединка с молодым рьяным пиратом уже был совсем неподходящий. Вот и подвела короткая кольчужка.

Да и сказать что-то надо народу - сын убил отца, как то стыдно править такой ценой, вот и появляется отговорка, не узнал, но ведь по карте приплыл на Итаку, где правил отец, а он прежде всего военный вождь -царь, ожидаемо, что придется с ним биться...Итог печален, но как то надо прикрыть пиратскую политику...Вот и отговорка - не узнал.

У очевидцев события осталось мнение, что на остров напали пираты...не спорю.

Считаю что за подобной древней литературой стоит чистейшая, реальная, кровавая и страстная политика древних царей и истоки всех мифов коренятся в сумраке сложных исторических обстоятельств.

 


Рецензии