Моника Беллуччи. Глава 14

ГЛАВА 14.  «ТО ЛЕТО СТРАСТИ». АНДРОГИНЫ И АНГЕЛ.

Фильм Филиппа Гарреля «То лето страсти», представлявшийся Моникой Беллуччи на Венецианском кинофестивале, вызвал у меня поначалу чувство смеха и некоего раздражения от такой «нелепой» и тем более чрезвычайно «малобюджетной» поделки. Но это – только поначалу. Возмужав духом, я очень хорошо понял этот фильм.
Действительно, все действующие персонажи картины – дураки (конечно, кроме Моники-Анжель), и я смеялся над ними искренно. И это затуманивало истинный смысл сюжета картины, вернее, её идейной части, уходящей глубоко в личностно-мистическое понимание  человека искусства.
Все действующие лица фильма – андрогины. Андрогин -  существо, в котором мужское и женское начала слиты в уникальном гармоническом единстве. Это – ангелы во плоти. Но вопрос  в том, по какому пути идёт этот «ангел», что с ним происходит в жизни, в жизни в мире. Выбирает ли он соответствующее ангельству, или карёжится, деформируется миром и злом мира, или становится «бесом». Последнее – ни-ни, не дай Бог, а вот второе – это привычная и обычная, к сожалению, проблема для современной жизни.
Анжель – это ангел, свершившийся, любящий Бога и искусство. И вот этот ангел оказывается каким-то образом супругом крайне «деформированного» андрогина Фредерика (роль Луи Гарреля), жуткого внешне и бездарного в художестве. Фредерик обольстил красавицу своей любовью и своим почитанием, в чём с одной стороны можно увидеть глупость и наивность ангела, а с другой – «вальсирование»  андрогина Фредерика на грани бесовства. Присутствие в их доме светлых андрогинов – Поля со своей подругой, - делает ложь отношений супругов невыносимой, и в кадре появляется другой андрогин – киношник Роланд, делающий карьеру режиссёра. Роланд – это андрогин уникальный, андрогин-ребёнок, который разбивает уродливую семью и становится другом Анжель в жизни и любовником в искусстве. Но он опять же мучит Анжель своей детской глупой мудростью и своим «непониманием женщины».
Страсть как страдание, а не как ложное именование пылкой любви – вот истинный пафос фильма. Действительно, где в фильме пылкая любовь, где эрос, где увлечение и влечение – ничего этого нет! Есть только страдания ангела от андрогинов, деформированных миром и жизнью, ложным отношением к своему «я» - творческому и экзистенциальному.
Фредерик – горький сирота, и он очень страдает по жизни.  Уникальное  лицо Луи Гарреля – это маска страдания истинного андрогина от мира и от самого себя, от своей лени и глупости. Но он делает свой выбор – ритуально рвёт Библию Анжель, и становится самоубийцей, убив перед этим творческую «идиллию» Анжель и Роланда.
В чём же причина горестей всех этих андрогинов ? Вопрос повисает в пространстве, рисуемом, признаться, пессимистической кистью Филиппа Гарреля и его соавторов. Но так ли горек конец фильма?
Светлые андрогины рожают ребёнка и женятся, мучительный урод Фредерик погибает, и на его отпевании все собираются в церкви, и даже «революционер» Поль задумывается над вечным. Боже, исправь пути наши, дай прозрение и радость!


Рецензии