Жизнь есть жизнь

Семья Казанцевых жила в небольшом городе на берегу маленькой но красивой и глубокой речки. Добротный флигель, огород и сад служили уютным семейным гнездышком. Мария Тимофеевна была довольна тем, как сложилось её жизнь. Муж, Иван, ласковый и трудолюбивый, к тому же мастер на все руки. За что ни возьмется, все ему под силу: и обувку подошьет, и крыльцо починит, и дом поставит. Работает Иван на железной дороге. Имеет стабильный заработок, семья  благодаря этому живет в достатке.
Вырос сын Алексей. Окончил школу, поступил на курсы трактористов. А сама Мария работает нянечкой в больнице. За  доброе отношение к больным все зовут её мамкой.
Все это счастливое течение жизни в одночасье порушила война. Ивана на фронт забрали сразу. Алексей, отучившись, ушел воевать добровольцем. Каждый день Мария ждала весточек с фронта  от самых близких ей людей.  Заглядывала то и дело в почтовый ящик. Но весточки приходили редко. Наши  войска отступали.
Шел уже сорок второй. В один из дней, возвратившись домой после ночного дежурства, в окно увидела, как почтальонша Дуся, не бросив письмо в ящик, направилась к дому. Сердце у Марии оборвалось. «Кто?» - успел обжечь мозг вопрос. Ноги стали ватными. Она  еле дошла до двери.
 - Тут, Мария, тебе извещение…- робко начала почтальонша и тут же кинулась к женщине, падающей в обморок.
Погиб муж Иван. Выплакав свое бабье горе, Мария с головой ушла в работу. Фронт приближался,  в больницу стало поступать все больше раненых. Из последней весточки от Алексея Мария поняла, что сын сражается с врагом где – то неподалеку от родных мест.  Появилась ниточка надежды, может, Бог даст им встретиться. Зарево от взрывов снарядов уже полыхало за городом. Начался  артиллерийский  обстрел, за ним последовали налеты немецкой экскадрильи,  сбрасывающей фугасные бомбы и простреленные  пустые бочки и наводящей на мирное население панический страх. Во время одного из таких налетов разбомбило дом Марии. Её позвала к себе медсестра, которая тоже осталась одна после ухода мужа на фронт.
 В больницу  привезли новую партию раненых. Пятеро оказавшись с ранениями, не совместимыми с жизнью. Их положили на скоро сколоченные доски. Участь их была предрешена. Мария Тимофеевна, обходя  раненых, почувствовала какую - то тревогу и беспокойство. Подошла  к  обожженному  танкисту,  который пристально глядел  на нее уцелевшим глазом. Она поспешно отошла от него, представляющего страшное зрелище, но вдруг остановилась и, сама не зная, зачем, откинула простынь. У бойца не хватало мизинца на правой руке, как и у ее сына. В детстве он глубоко загнал занозу, от которой пошло воспаление, а затем и заражение. Пришлось ему ампутировать фалангу пальца. Ноги будто прилипли к земле, сердце так и рвалось из груди..
 - Сынок, Лешенька, родной ты мой…- вместе со стоном вырвались из груди матери слова.
Рыдая, Мария целовала  обгоревшее тело сына. Она вновь взглянула на его лицо. Из уцелевшего глаза вытекла слеза и взгляд его застыл. Он умер у нее на глазах.
 Потерявшую сознание Марию в больнице долго не могли привести в чувства. В палату, где она лежала, стали заходить раненые.  Приносили гостинцы, целовали и молча уходили. Утешать мать в постигшем её горе по-другому никто не умел. Но, окруженная молчаливой заботой, Мария Тимофеевна встала на ноги и приступила к своим обязанностям. Потеряв  родных, всю свою доброту и ласку она переключила на раненых. И стала для них второй матерью. Звали её со всех палат, просили  посидеть и подержать за руки, отчего, казалось, стихала  нестерпимая боль. При приближении фашистов больница была переформирована  в передвижной  госпиталь и Мария Тимофеевна двинулась вместе с ним по фронтовым дорогам. В этом городе уже ничего ее не удерживало.
Госпиталь  прошел от  Сталинграда до Вены, где и застала весь медперсонал долгожданная Победа. Закончилась проклятая война. Все, кто мог передвигаться,  выписывались из госпиталя и спешили  домой. В  одной палате лежал без ног капитан разведроты. Родные  у него погибли в оккупации . И главный врач госпиталя  попросил Марию Тимофеевну сопроводить раненого  и довезти  его до места.        Открыв дом, Мария положила на кровать капитана и  поняла, что  беспомощного человека в таком состоянии бросить  не сможет. Она подошла к кровати, погладила ему волосы. Он прижал к своим губам её руки.
 - Ну что, капитан, не возражаешь, если я у тебя останусь? -спросила Мария.
Ответом  капитана стали слезы благодарности и облегчения, и он еще сильнее прижал её руки  к своей груди.
… 9 мая 1946 года на центральной улице поселка люди обратили внимание на необычную картину. Женщина с сияющими глазами сопровождала две коляски. В одной сидел безногий офицер, увешанный орденами и медалями, в другой – лежал младенец. У прохожих светлел взгляд при виде семьи, выстрадавшей свое счастье. Они дарили всем троим свои улыбки и продолжали праздничное шествие с явным ощущением, что у всех них жизнь только начинается.


Рецензии