160. Союзные договоры

Сложившийся в ходе Гражданской войны союз Советских республик вполне мог перейти в привычную государственную форму единой России с отдельными автономиями. Но опыт государственного строительства при необходимости создания буферных образований и борьбе с националистами требовал считаться с относительной независимостью советских республик.

Степень суверенитета зависела от конкретной обстановки. Для облегчения мобилизации использовали республиканское руководство, а для координации действий против общего врага прибегали к единому командованию.

Такое же взаимодействие требовалось и при восстановлении национальных экономик. В новой обстановке было недостаточно чисто военного объединения. Нужен был хозяйственно-политический союз. Важнейшим шагом было заключение соглашения с Украинской ССР.

Быстрое подписание этого документа облегчило проведение VIII Всероссийского съезда Советов, поскольку в нем участвовал Председатель Совнаркома и по совместительству нарком иностранных дел УССР Х.Г.Раковский.

Не имея принципиальных расхождений, стороны быстро пришли к согласию. 28 декабря 1920 года в Москве был подписан Союзный рабоче-крестьянский договор между РСФСР и УССР. 29 декабря этот документ был ратифицирован съездом Советов РСФСР.

Одновременно шли консультации по аналогичному договору с Белорусской ССР или, как тогда ее называли, Социалистической Советской республикой Белоруссией (ССРБ). Белорусский вариант союза затягивался из-за желания вернуть в состав республики Витебскую и Могилевскую области.

Наркомат иностранных дел РСФСР не рекомендовал производить территориальные переделы в разгар переговоров с Польшей, заявив: "Мы еще не знаем, через какие перипетии может пройти судьба Белоруссии, и увеличивать загодя ту территорию, которая через эти перипетии будет проходить, было бы крайне неосторожно."

Против расширения Белоруссии выступил также РВС Западного фронта. Не устраивали главу ЦИК ССРБ А.Г.Червякова и требования Польши предоставить лесные концессии в белорусских пущах. Только 10 января Центральное бюро (ЦБ) КП(б)Б на основе доклада Червякова приняло решение о подписании союзного договора.

Нарком по иностранным делам ССРБ И.А.Адамович получил санкцию на оформление союза с РСФСР. 16 января договор был подписан. Тексты "союзных рабоче-крестьянских" договоров с Украиной и Белоруссией почти не отличались.

Даже в преамбуле обоих документов одними словами говорилось: "исходя из провозглашённого Великой пролетарской революцией права народов на самоопределение, признавая независимость и суверенность каждой из договаривающихся сторон и сознавая необходимость сплотить свои силы в целях обороны, а также в интересах их хозяйственного строительства, решили заключить настоящий Союзный рабоче-крестьянский договор".

Далее следовало заявление, "что из самого факта прежней принадлежности территории ... республики к бывшей Российской империи... не вытекает никаких обязательств по отношению к кому бы то ни было".

Самое существенное обязательство содержалось в 3-й статье, согласно которой объединялись наркоматы военных и морских дел, внешней торговли, финансов, труда, путей сообщения и почт и телеграфа, а также Высшие советы народного хозяйства. Объединенные наркоматы входили в состав Совнаркома РСФСР.

Одновременно создавался институт уполномоченных в Совнаркомах Украины и Белоруссии, контролируемых ЦИК и съездами соответствующих республик. Детали работы объединенных наркоматов должны были определяться особыми соглашениями.

Контроль за работой союзных органов возлагался на "Всероссийские съезды Советов депутатов рабочих, крестьян и красноармейцев, а также и Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет", в который вводились представители Украины и Белоруссии.

В украинском варианте оговаривалось: "На съезде Советов каждая из заключивших Договор сторон в праве потребовать, чтобы по необъединенным комиссариатам другая сторона имела лишь совещательный голос."

Собственно по вопросу об объединении наркоматов претензий почти не было. Возражения касались других вопросов. После подписания договора 32 белорусских деятеля обратились с призывом к правительству РСФСР передать в состав ССРБ Витебскую и Гомельскую губернии, а также два уезда Смоленской губернии.

Однако уже 15 февраля 1921 года ЦБ КП(б)Б назвало "Заявление тридцати двух" "невыдержанным и необоснованным в коммунистическом духе". Вопрос о союзном договоре рассматривался на V Всеукраинским съезде Советов, проходившем в Харькове 25 февраля - 3 марта 1921 года.

Делегаты украинского съезда приняли резолюцию, в которой потребовали от ВУЦИК "немедленно приступить в согласии с Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом к развитию и конкретизации тех пунктов договора, которые касаются отношений между Украинским и Всероссийским ЦИК". При этом съезд подчеркнул, что хозяйственный план УССР должен быть составной частью единого хозяйственного плана федерации советских республик.

Заключенные союзные договоры не были абсолютно новыми в практике отношений между советскими республиками. Координация деятельности наркоматов была обычной практикой в ходе Гражданской войны. Кроме того, объединение ведомств было только частью фактического сближения республик, за которым стояло единство Красной Армии, ВЧК, дипломатической службы. И главное, за ними стояло единство правящей коммунистической партии.

Следующим этапом была разработка общего для всех республик договора и введение единого гражданства. Современные националисты, добравшись до власти, часто обвиняют большевиков в коварстве и цинизме, поскольку красные, декларируя независимость, охотно подчинялись требованиям ЦК РКП(б) и СНК РСФСР.

Борцам за национальное своеобразие трудно понять политиков, готовых пожертвовать локальными амбициями во имя классовых интересов. Поэтому они воспринимают союзные договоры 1920-1922 годов, как обузу, сдерживавшую подлинную независимость. Впрочем, практика современного глобализма ставит националистов в тупик перед необходимостью подчинения наднациональным органам даже по пустякам.


1. Н.В.Михайлова. О концептуальной эволюции национальной и федеративной политики в России. Публичное и частное право. 2012.

2. Боевое содружество советских республик. 1919-1922 гг. Сборник статей. М. Наука. 1982.

3. Образование Союза Советских Социалистических Республик. Сборник документов. М. 1972. С. 166—168.

4. А.В.Тихомиров. Взаимоотношения БССР и РСФСР в 1919-1921 гг.: противоречивое партнерство. Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2003. № 3.

5. Советское содружество народов: сборник документов. 1917-1922. М. Политиздат. 1972.

6. Р.Г.Абдулатипов, Л.Ф.Болтенкова, Ю.Ф.Яров. Федерализм в истории России. В 4-х томах. М. 1993.

7. Образование и развитие СССР (в документах). М. 1973.

8. А.И.Коваленко. Советская национальная государственность. Минск. 1983.

9. Л.М.Карапетян, Г.М.Хачатрян. Суверенитет народов в многонациональном государстве. Советское государство и право. 1990. № 11.

10. Э.В.Тадевосян. Советская национальная государственность. М. 1972.

11. В.С.Шевцов. Национальный суверенитет. М. 1978.

12. В.С.Шевцов. Государственный суверенитет. М. 1979.

13. А.И.Лепешкин. Советский федерализм (теория и практика). М. Юридическая литература. 1977.

14. А.К.Безуглов. Суверенитет советского народа. М. 1978.

15. О.В.Берендеев. Демократический централизм Советской Федерации. М. 1982.


Рецензии