Жизнь и творчество

                Валерий Дмитриевич Никитин проживает в Ясногорске с 16-
                летнего возраста, человек с активной жизненной позицией,
                оптимист по натуре, знаком многим жителям города и района.
                Более 20 лет своей жизни он отдал педагогическому труду.
                Преподавал изобразительное искусство, трудовое воспитание,
                физкультуру, был классным руководителем, вёл изостудию во
                Дворце Культуры, был руководителем вокально-инструментального
                ансамбля профтехучилища, участвовал в соревнованиях по
                мотокроссу, радиолюбитель. Сейчас – на пенсии, с удовольствием
                занимается творчеством, для этого есть и время, и желание.

Мы идём с ним по направлению к квартире, которую Валерий Дмитриевич использует в качестве мастерской художника. Здесь рождаются его живописные полотна и скульптуры.

- Здравствуйте, – миловидная женщина средних лет звонко приветствует моего спутника. Я Вас только что вспоминала.
- Что так? – удивился.
- Да просто Вы хорошим учителем у нас были. Всегда вспоминаю.

Валерий Дмитриевич уже давно не преподаёт, но его с благодарностью вспоминают бывшие ученики, приглашают на встречи. Видно, что, работая в школе, частичку своей души он подарил ученикам.
 
В мастерской я увидела картины, написанные акварелью и маслом, графику, скульптуры. Талантливые работы! Видна рука мастера.

- Теперь у меня достаточно времени для творчества. Раньше больше приходилось заниматься материальным обеспечением семьи. Сейчас выставляю свои работы на международном художественном сайте. Люди смотрят, берут в свои коллекции. Самое главное в жизни – иметь возможность заниматься тем, что нравиться. Я с удовольствием занимаюсь творчеством – леплю, пишу картины, совершенствую свою технику. Нет предела совершенству. Жизнь продолжается!


А мне стало интересно – как проявляется талант? С ним надо родиться? Или это дело наживное – можно и научиться? Вопросы немного наивные, но всё же.

- Как вы считаете - талант можно взрастить? Нужно ли развивать талант? Если его не заметить, то заглохнет, так и не проявившись?
- Талант с большой буквы, если он заложен в человека изначально, обязательно проявится в какой-то момент.  Другой вопрос – будут ли условия, для того, чтобы он развивался и совершенствовался. И захочет ли сам человек его развивать или нет.

- Когда у Вас проявился талант, на Ваш взгляд?
 
- Я начал рисовать в детстве, как это и бывает обычно. Первым созерцателем моего творения стал отец. Я нарисовал Аврору, мне казалось, что получилось очень хорошо, и показал ему.

- И отец оценил по достоинству?

- Видимо да, - засмеялся Валерий Дмитриевич. - Он молча начал сам рисовать, но его Аврора была ещё хуже. Я сейчас вспоминаю с улыбкой этот эпизод. А тогда немного расстроился. И до пятого класса талант у меня как бы замер. В начальной школе меня тоже не оценили – как со стихами-песнями, так и с рисованием. 
А в 5 классе на уроке рисования в 20-й школе г. Щёкино произошёл интересный случай. Учительница принесла однажды на урок чучело зайца для рисования с натуры.

Моя работа получилась лучше всех в классе,  меня похвалили. Хотя рисование на тот период моей жизни не было приоритетным занятием. Я занимался спортом, был школьным фотографом, увлекался химией, а к рисованию очень прохладно относился. Но мой рисунок произвёл тогда впечатление и на учительницу, и на одноклассников.
Это, пожалуй, был первый успешный опыт в области рисования. Но и после этого в школьные годы рисование не стало для меня чем-то значимым в жизни.

Так продолжалось до педагогического института. Здесь мой преподаватель, Валерия Фёдоровна Сюзева, смогла рассмотреть во мне какую-то искорку. Причём, я не прилагал абсолютно никаких усилий. По-прежнему не считал рисование занятием достойным серьёзного внимания. Быстро выполнял задание, рисовал 15 минут и уходил в буфет или в музыкальный зал играть на пианино. Но все мои рисунки, сделанные в аудитории, отбирались для выставок - натюрморты, гипсовая капитель и другие.

Валерия Фёдоровна посоветовала мне принять участие в художественном конкурсе, посвящённой 45-летию Победы. Эта моя работа, зенитка, что стояла у трамвайного депо, была сделана с натуры буквально в течение семи минут на остановке, где я коротал время в ожидании трамвая. Этюдника у меня ещё не было. Просто вытащил подставочку, краски, сел на лавочку и сделал этот рисунок. Я его даже не хотел сдавать, у меня были ещё два огромных плаката. Но плакаты не прошли. А вот этот рисуночек занял 1 место, мне дали премию 50 рублей.

- И вот тут Вы почувствовали, наконец, что рисование – это дело, достойное внимания?

- Нет, не почувствовал, - снова улыбается Валерий Дмитриевич. - Хотя премия была кстати. Я купил этюдник, краски и платок для мамы. Но тягу к рисованию не почувствовал и в тот момент. Лишь позднее, когда сам стал преподавать в школе этот предмет, рисование меня по-настоящему увлекло. Начал писать, вникать в этот процесс, делать копии известных художников.  Захотелось совершенствоваться, осваивать новые техники. Поступил на худграф в Москве. Конкурс был 12 человек на место. Но сразу поступил, опять же не напрягаясь. Думаю, что не расстроился бы, даже если не поступил. Как-то просто шёл по жизни.

- Вы прекрасно владеете техникой не только живописи, но и скульптуры…

- Интерес к скульптуре у меня появился позднее. Хотя всегда нравился Mикеланджело Буонарроти - и как скульптор, и как художник. Зачитывался книгой Ирвинг Стоун «Муки радости». Но сам я не лепил.  Интерес к скульптуре проявился только в процессе обучения на худграфе.

- Какой-то преподаватель заметил искорку?

- Не совсем так. Я больше общался с преподавателем по рисунку, куратором Добрыниным Аркадием Михайловичем. Мы с ним часто добирались до института на одном автобусе. В дороге обсуждали темы рисунка. Он привил мне интерес к этому виду творчества. Рисунок – это работа карандашом. До него я вообще не понимал, не знал, что есть хорошие рисовальщики. Он показал мне работы Фешина, это художник наш, уехавший в Америку, большой мастер своего дела. И указал на составляющие, которые выделяют меня среди рисовальщиков, особо отметил мои угольные наброски.

- Рисовальщик и художник – это две важные составляющие одного творческого процесса? Можно ли быть хорошим художником, но слабым рисовальщиком? И наоборот.

- Можно. Бывает графика, а бывает живопись. Это специализация. Можно быть скульптором, но не быть живописцем. Но скульптор должен быть и рисовальщиком. Рисование развивает мышление, подбирать пропорции, объёмное видение. Так что данные для овладения мастерством скульптора у меня были. Но на тот момент, я вообще не знал, даже не подозревал, что могу лепить. Свою первую работу, трилистник, слепил очень быстро. Преподаватель отметил, что у меня природный дар объёмного зрения. Впоследствии всегда легко получалось лепить с натуры.

- Работа над скульптурой – довольно трудоёмкий процесс. Что нравится в этом деле?
 
- Нравится сам процесс. Никогда не успокаиваюсь, очень сложно остановится, начинаешь что-то исправлять. Это очень увлекает.
На диплом меня направила наш декан, скульптор. Дипломной работой была гальванопластика, панно. Делал в домашних условиях. Проект утверждался большой комиссией. Гальвано скульптура – это длительный процесс. Но меня он увлекал. Были ещё мелкие работы, русалочка, животные, которые у меня забирали в институт, на выставки.
По окончании института открылась выставка в Манеже, на которой были представлены работы лучших выпускников художественных вузов. Там экспонировались несколько моих живописных работ и скульптура.
Запомнился забавный эпизод с этой выставки. Один искусствовед, пожилой знаток живописи, заинтересовался моим творчеством. Он спросил, почему мало работ представил. На что я моментально ответил первое, что пришло на ум:
–А я не тем занимаюсь.
- А чем?
- Девчонок люблю.
- И это правильно. Божья искра от тебя никуда не уйдёт. А вот это… – с такой тоской произнёс, - смеётся Валерий Дмитриевич.

По окончании института мне была дана лицензия на право выставляться в Ясной Поляне.

Кроме этого, ежегодно участвовал в выставках в Ясногорском музее и на учительских конференциях. Выставляться в музее – меня это, честно, тяготило. Приходилось покупать самому рамки, оформлять, отвозить туда, привозить назад. Стёкла бились. В конце концов, мне это дело надоело. В результате - дарю работы друзьям.
Их можно увидеть в Италии, в Орле, Туле в частных коллекциях, на сайте Тула Арт (http://tula-art.ru/) и на международном сайте https://www.artmajeur.com/nikitin

- А где скульптуры можно посмотреть?
- Пока только дома и на кладбище - в семейном некрополе.
Дома Русалочка хранится, сделал её после приезда с моря.
 
- На Ваш взгляд, в наше время интерес к скульптуре возрастает?

- Не очень, что-то. Скульпторов больше, чем заказов.

- А что Вы, как профессионал, думаете о скульптурах города Ясногорска?

- Скульптура - это застывшая музыка, как и архитектура. Но Ясногорску в этом плане очень не повезло, на мой взгляд. Памятники Ленину выполнены безупречно, но это - серийные скульптуры, в них нет души. Был красиво оформленный фонтан в парке, очень жаль, что его не удалось сохранить.

Появился не так давно памятник Екатерине возле вокзала. По нему у меня есть некоторые замечания, но, в общем – неплохо, украшает наш город.

Хотелось бы видеть трёхмерные изображения героев Советского Союза и России, бюсты достойных людей, прославивших Ясногорский район. Это очень важно для воспитания молодёжи. Но нет ни одного. Не думаю, что требуется много денег, чтобы создать аллею Славы почётных жителей Ясногорска, например, в парке. Чтобы молодёжь видела и гордилась. Мало пока уделяется внимания этому. А это очень важно – воспитание молодёжи на примерах, достойных подражанию. Без прошлого нет будущего. Если активно не заниматься воспитанием, если ничего не предпринимать, мы потеряем ещё одно поколение.

- У Вас было много учеников, есть среди них по-настоящему талантливые?

- Конечно, помимо уроков в школе я вёл изостудию во Дворце. Талантливых детей много. Но судьбы у всех складывалась по-разному, творчество часто уходило на задний план. Некоторые всё же посвятили свою жизнь творчеству. Один из учеников – Ширяев Дмитрий. Молодец, талантливые работы у него! Основное время он учился, конечно, в интернате. Но на каникулах ходил ко мне в изостудию.
Ещё одна девочка, Наташа, работает в мастерской Зайцева. Портфолио делала под моим руководством.

Самая главная награда – ученики помнят мои уроки. Они проходили весело, чувство красоты старался им привить, чтобы они научились видеть и ценить прекрасное не только в искусстве, но и в повседневной жизни.

...Когда я уходила из мастерской художника, на город опускался вечер,  люди возвращались с работы, гуляли. В последние годы Ясногорск словно возрождается потихоньку. Появились уютные уголки для отдыха, ухоженные клумбы, ротонда в парке.  Возможно, со временем увидим новые достопримечательности, выполненные с участием  местных мастеров. В этом небольшом городке есть талантливые люди!

 Вопросы задавала Вера Полуляк, http://www.proza.ru/avtor/veya529
(Публикуется с согласия интевьюера)


Рецензии
Лишний раз убеждаюсь, что талантливый человек талантлив во многих областях.
Интересно, когда и как проявляется интерес к творчеству.
Талант, наверное, когда-нибудь проявится, но как долго этого ждать?
Так что "Талантам надо помогать, Бездарности пробьются сами".
Хотелось бы увидеть примеры творчества Валерия Дмитриевича.

Всего доброго.
Творческих успехов во всем.

Ольга Жуковская   10.07.2018 21:46     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Ольга. Работы можно посмотреть на Тула-арт, ссылки даны в тексте. Литературное творчество буду дополнять мемуарами, стихами и песнями .

Валерий Никитин   11.07.2018 09:24   Заявить о нарушении