Вот я и домой пришел - со свиданьицем!

Уходя на фронт, миллионы советских воинов в минуту прощания со своими любимыми шептали им два сокровенных, похожих на заклинание слова: «Я вернусь!». Однако многим из них не суждено было сдержать это обещание, судьба лишила их даже последней воинской почести – достойного погребения.

Около 2,5 миллионов солдат и офицеров до сих пор числятся в списках пропавших без вести. Никто достоверно не знает, сколько их еще лежит на местах былых сражений – в санитарных захоронениях, воронках или на поверхности земли, там, где застала смерть… Каждое лето сотни поисковых отрядов выезжают на места боевых сражений, чтобы отыскать и с воинскими почестями перезахоронить останки тех, кто уже более семидесяти лет числится безвестно пропавшими.

ОНИ ЛЕЖАЛИ В ОБНИМКУ

Наша встреча с командиром поискового отряда «Набат» Сергеем ВАСИЛЕНКО состоялась накануне печальной даты – годовщины начала Великой Отечественной войны – в музее «БОЕВОЙ СЛАВЫ», экспозиции которого состоят из уникальных артефактов войны, многие из которых были обретены во время поисково-археологических работ. Истории, связанные с находками, порой настолько удивительны, что требуют отдельного описания.

За плечами Сергея Василенко семнадцать лет поисковой деятельности и двадцать одна поисково-археологическая экспедиция, однако, две командировки в Невельский район Псковской области оказались особо памятными. И вот, что рассказал о них командир балаковских поисковиков:

- Невельский район является приграничным с республикой Беларусь, ожесточенные бои здесь проходили в начале войны, а потом и зимой 1943 года. В этой местности на протяжении многих лет работают хорошо организованные и подготовленные отряды поисковиков. В 2016 году, после десятилетия поисковых работ в Ленинградской области, мы решили передислоцироваться на территорию Псковской области.

Несмотря на то, что отряд «Набат» участвует в поисковом движении с 1996 года, (за этот период времени были найдены и перезахоронены останки более пяти тысяч воинов, из их числа установлены личности 114 военнослужащих) к нам отнеслись, как к новичкам. Сказали: «Ребята, вы сначала докажите свой профессионализм, а уж потом решим, какой фронт работы вам можно доверить», - вспоминает Сергей.

«Боевое крещение» на новом месте было таким: нам дали копию старой военной карты, на которой в 1943 году командир подразделения собственноручно отметил место временного захоронения четырех своих бойцов. Карта, как говорят «дотошная» - с множеством подробностей, главный ориентир - ныне не существующая деревня Полуйково, в окрестностях которой и было сделано захоронение.

Задача была «простой»: найти деревню, проселочную дорогу, пройти по ней до опушки леса, отсчитать двадцать шагов, и… где-то там найти захоронение. Зная, до какой неузнаваемости может измениться местность за 77 лет, не все верили в успешный исход.

С первого раза деревеньку Полуйково мы не нашли, от нее не осталось никаких следов, все заросло деревьями и кустарником. Прошли мимо. Зато вышли к вымирающей деревушке Ламино. Тишина, никого нет, но куры бродят, скот пасется… При виде группы людей в камуфляже местные жители попрятались по домам, и было видно, что за нами скрытно наблюдают из-за занавесок. Постучался в один дом – не открывают, но, поняв, что мы не уйдем, из окна выглянула бабушка. Объяснил ей, кто мы такие, и что нам нужно.

Бабушка рассказала, что Полуйково мы прошли, зато утешила известием, что очертания леса с военных времен не изменились, если пойдете по старой дороге, то опушки не минуете.

Вернулись, нашли опушку, отмерили 20 шагов и начали с помощью металлических щупов искать место захоронения. Первый раскоп оказался пустым, зато во втором обнаружили останки четырех человек. Крайним оказался лейтенант, на хорошо сохранившихся погонах – два скрещенных топора, символ саперных подразделений.
Сразу обратил на себя внимание тот факт, что скелет лейтенанта находился в необычном положении - в обнимку с другим скелетом. Ребята придумали романтическую версию, мол, возможно, что второй скелет это девушка медработник, они любили друг друга, а когда погибли, их похоронили вместе.

Неподалеку с нами работали антропологи, мы пригласили их, и после исследования они вынесли вердикт: вторые останки принадлежат мужчине возраста 18-19 лет. Как выяснилось при более подробном осмотре останков, лейтенант во время минометного обстрела прикрыл юношу своим телом, но их убило одним осколком. Дело было в начале января 1943 года, возможно, их тела окоченели и смерзлись в таком положении, что невозможно было разъединить. Так и похоронили.

Можно считать чудом, но при лейтенанте оказался смертный медальон с хорошо сохранившейся запиской с данными. Во-первых, у офицеров было не принято иметь смертные медальоны, во-вторых, в 1943 году их перестали выпускать, и они вышли из массового обращения.

Благодаря записке, удалось установить личность погибшего. Им оказался КОМАРОВ Григорий Федорович 1914 года рождения, лейтенант, командир саперного взвода 1907 стрелкового полка 326 Рославльской стрелковой дивизии. Уроженец Мордовской АССР, Козловского района. Ближайшие родственники: жена Комарова Мария Ивановна. На момент гибели лейтенанту было 29 лет, он имел два ордена: Отечественной войны и Красной звезды (посмертно). Забегая наперед, скажу, что в Нижнем Новгороде коллеги-поисковики нашли дочь лейтенанта, которая всю жизнь безрезультатно пыталась найти хоть какую-нибудь информацию об отце. Погоны, осколок,  капсула с землей и частичкой праха лейтенанта Комарова хранятся в экспозиции нашего музея.

ГВАРДЕЕЦ СЕРГЕЙ ПИМЕНОВ…

- После такого удачного «боевого крещения» к отряду «Набат» стали относиться с уважением, более того, попросили направить наших опытных ребят в другие поисковые отряды, где было немало девушек. Дело в том, что почва в Невельском урочище песчаная, поднимать из глубины раскопа тонны сырого песка не каждому под силу, - продолжает рассказ Сергей.

- В лесу под деревней Мотовиловка в 1943 году был расположен эвакопункт – место, куда доставляли с передовой всех раненых. Медики там решали, кого отравить в тыловой госпиталь, кому необходимо оказать помощь на месте. Многие тут же умирали от тяжелых ранений и потери крови, их хоронили в одном большом могильнике, который нам поручили найти. И мы его нашли.

Санитарное захоронение оказалось большим – площадью 9 на 15 метров, а чтобы добраться до первых останков, необходимо было снять слой земли в 1,7 метра. Только спустя три дня  нам удалось поднять  останки 51 воина – они лежали друг на друге штабелями - в нижнем белье, никаких личных вещей при них обнаружено не было.
 
И лишь у одного на ноге был наложен лангет, под которым обнаружился сверток с тремя медалями: две «За отвагу» и одна «За боевые заслуги». Сразу удивило, что номера медалей «За отвагу» шли подряд: 731211 и 731212, то есть бойца в один день наградили двумя геройскими медалями. По номерам медалей удалось установить, что ими был награжден ПИМЕНОВ Сергей Антонович 1924 года рождения, гвардии рядовой, в РККА с 28 августа 1941 года. Место призыва: Московская обл., Куровский р-он. Место службы: 69 гвардейский стрелковый полк, 21-й стрелковой дивизии.

Позже в ходе работ с архивными документами выяснилось, что Сергей Пименов погиб, спустя три месяца с момента получения «крайней» медали, то есть даже толком не успел поносить награды. Видимо, он ими очень дорожил, поэтому даже в госпитале спрятал их под наложенными шинами. А умер, скорее всего, от большой потери крови и переохлаждения. Также выяснилось, что у Сергея осталось много родственников, ныне проживающих в г. Орехово-Зуево. Родители Пименова были старообрядцами, и по желанию родственников останки героя после богослужения были перезахоронены в семейной могиле, рядом с отцом и мамой.
 
Я ВЕРНУСЬ, ЧЕГО БЫ ЭТО НИ СТОИЛО!

В финале беседы я попросил Сергея вспомнить случай из поисковой практики, который вызвал у него наиболее сильные эмоции. Сергей Василенко, практически без раздумий рассказ историю о нашем земляке, уроженце села Быков Отрог Андрее Степановиче КИСТЕНЕВЕ.

28 июня 1941 года, уходя на фронт, Андрей Кистенев сказал жене такие слова: «Жди меня, я вернусь любой ценой, чего бы это не стоило!». Жена Анна Михайловна ждала любимого всю жизнь и умерла в 2003 году, так и не дождавшись мужа.

А 23 апреля 2016 года в ходе поисково-археологической экспедиции «Вахта памяти – 2016» на территории Смоленской области Ярцевского района поисковым отрядом  «Безымянный» были обнаружены останки солдат. У одного из воинов был найден медальон, сохранившийся в идеальном состоянии и принадлежал он Кистеневу Андрею Степановичу 1910 года рождения. В медальоне была указана и вся штатная информация…

Поисковики связались с нами, сообщили о находке, и в результате розыскных мероприятий было установлено, что в селе Быков Отрог проживает дочь Андрея Степановича - Тополева Нина Андреевна. С внуком Андрея Степановича мы поехали в Смоленскую область, где нам были переданы останки Андрея Кистенева. Можно считать мистическим совпадением, но когда мы ехали по территории села Быков Отрог с останками солдата, водитель машины по необъяснимой причине остановился возле какого-то дома. Как оказалось, именно из этого дома Андрей Кистенев уходил на войну. Уже много лет этот дом принадлежит посторонним людям, но боец вернулся именно к родному месту, спустя десятилетия сдержав свое обещание – вернуться любой ценой.

6 мая 2016 года Андрея Степановича похоронили рядом с женой. На этой церемонии присутствовали не только жители села, но и многие горожане. Даже губернатор приезжал, отложив запланированные дела и мероприятия. Было до слез трогательно видеть большой баннер в центре села, с изображением фотографии Кистенева и надписи: «С возвращением на родную землю, Андрей Степанович».
Спустя год ветераны боевых действий Балаковского отделения ВООВ «Боевое братство»  на собственные средства изготовили и установили памятник на могиле солдата. Когда меня спрашивают, для чего вы ищите, копаете, тревожите прах убиенных, ведь столько лет прошло – пусть себе лежат, я рассказываю эту и подобные истории. Вот, для чего!


Песня группы «Гуляй поле»
СО СВИДАНИЦЕМ
Ты укрой меня, укрой
Простынею белою.
Вот я и пришел домой,
Вишня моя спелая.


Выставляй вино на стол,
Что рыдать да маяться?
Вот я и домой пришел,
Со свиданьицем!

Ох, и сладко спится мне,
Пусть метель куражится.
А что воет пес по мне,
Тебе только кажется.


Позови соседей в дом,
Сядем, пообедаем
И поделимся потом
Радостям, бедами.!

Не был я крещенным в срок,
Господи, помилуй!
Пусть зайдет на огонек
Батюшка Василий.

Ты укрой меня, укрой
Покрывалом с кружевом.
Не кричи ты надо мной
Шепотом простуженным.


Рецензии
Алексей Анатольевич, прекрасная работа. Выступили слёзы. Какие всё же молодцы группы "Набат"! Особенно потряс Пименов Сергей Антонович! Две медали "За отвагу" в один день! Спасибо за Вашу работу.

Николай Таратухин   19.07.2018 19:28     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Николай! Спасибо за отклик. Я не написал, Сергей Пименов уходя на фронт добавил себе 2 года, так что ушел воевать в 16 лет. Однако, судя по фотографии, он был очень рослым и крепким человеком. А воевол геройски, как настоящий гвардеец!

Алексей Анатольевич Карпов   19.07.2018 20:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.