Священномученик Уар Шмарин

Священномученик Уар (Шмарин), епископ Липецкий.

Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских
4/17.09 – Собор святых Воронежско-Липецкой епархии
10/23.09 – день мученической кончины (1938 г.)

Священномученик епископ Уар (Шмарин Петр Алексеевич) родился 11 октября 1880 года в селе Новая Ситовка Больше-Избердеевской волости Липецкого уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье.
Из рассказа его дочери Клавдии: «Он лишился отца, когда ему было два года. Рос в бедности, с шести лет пас гусей у местного священника. Старый батюшка обратил внимание на смышленого парнишку и определил его в церковно-приходскую школу, которую он успешно закончил, а затем, чуя тягу к знаниям у мальчика, пообещал ему помочь учиться дальше, если он даст слово, что будет священником. Папа дал ему такое обещание и был направлен учиться на казенный счет сначала в тамбовскую гимназию, а потом в Духовную семинарию, по окончании которой женился на Стрельниковой Клавдии Георгиевне, моей маме: она к тому времени окончила Тамбовскую гимназию».

В 1902 году Петр Алексеевич окончил учительскую семинарию в селе Ново-Александровка Тамбовской губернии, стал работать учителем. Чтобы исполнить данное священнику слово и быть рукоположенным в священнический сан, надо было сначала жениться, и он посватался к 16-летней девице Клавдии из старинного донского казачьего рода, только что окончившей гимназию.

21 марта 1904 года он был рукоположен во диакона и направлен служить в Саратовскую епархию. Здесь у диакона Петра и Клавдии Георгиевны родилось трое детей.
До 1910 года служил в селе Колояр Вольского уезда Саратовской епархии.

28 октября 1910 года был рукоположен во иерея.

Священноначалие предложило отцу Петру отправиться или в Америку, или в Финляндию. Он выбрал Америку, но жена и ее семья воспротивились этому, и он подчинился желанию родственников, поехал в Финляндию.

Служить отец Петр начал на острове Манчинсаари на Ладожском озере. Он не считал полученное им образование достаточным и всю жизнь занимался самообразованием. Собрал дома большую библиотеку. Знал все религиозно-философские течения того времени и был сведущ в вопросах, которые горячо обсуждались тогда в образованном обществе. У него были обширные знания по медицине и собрана большая библиотека по специальным медицинским вопросам. К нему за медицинской помощью обращались крестьяне всех окрестных селений. Прихожане уважали и любили его. Приход находился неподалеку от Валаамского монастыря, и монахи часто приезжали к нему. Отец Петр был человеком открытым, общительным и с каждым мог найти общий язык. В его доме всегда кто-нибудь жил, и за стол никогда не садились одной только своей семьей, но всегда были гости. В Манчинсаари в семье родилось еще трое сыновей.

В 1917 году отец Петр – священник в селе Мустамяги Выборгского уезда Выборской губернии в Финляндии.

После отделения Финляндии от России выехал с семьей в Петроград.
Отправив семью на родину к матери, он остался на время в Петрограде.
В 1918 году дети его заболели тифом, а когда выздоровели, заболела жена. Болезнь ее развилась столь стремительно, что, несмотря на посланную телеграмму, отец Петр смог добраться до Ново-Ситовки лишь когда жену уже похоронили. Горе усугублялось тем, что священник остался один с шестью сиротами и нужно было решать, что делать с ними. В Петрограде был голод, и взять их к себе он не мог. Выручили родственники жены, которые взяли детей на воспитание. Дети поселились у брата бабушки в Лебедяни. Тот был когда-то купцом, до революции у него был большой дом. Вскоре к ним приехал из Петрограда отец.

С 1918 (или 1919-го) года отец Петр – священник в селе Тютчево Лебедянского уезда Тамбовской губернии, в десяти километрах от Лебедяни.
Прихожане подарили семье священника корову, стали помогать продуктами. Семья в это время могла считать себя вполне обеспеченной.
Однако пришло время принять исповеднический крест. Начались гонения. Священника Петра несколько раз арестовывали, но аресты были кратковременными – подержат несколько дней и отпустят. Главной темой бесед при арестах было требование снять сан, на что отец Петр всегда мужественно отвечал категоричным отказом.

В 1922 году во время обновленческого раскола он остался верным патриарху Тихону.

В 1924 году священник Петр был арестован и заключен в тюрьму Лебедяни. На допросах сотрудники ОГПУ вновь предлагали ему снять сан. «У Вас большая семья, Вам будет очень трудно в новых условиях, – говорили они, – снимите сан. Вы человек высокообразованный, нам такие люди нужны. Мы строим сейчас новое государство, и нам нужны образованные люди. Мы Вам дадим хорошую, престижную работу, квартиру, обеспечим Вас всем, у Вас не будет никаких забот. Единственной помехой, чтобы все это Вы получили, является Ваш сан. Снимите его – и Вы все получите».
Но Батюшка отвечал: "Того, чего вы добиваетесь, – этого вы никогда не добьетесь. Уж я такой человек: во что верую – тому никогда не изменю, так что напрасны все ваши усилия". Столкнувшись с его непреклонной волей и учитывая, что он выходец из бедного крестьянского сословия, власти тогда его отпустили. После этого детей забрал к себе в Петроград брат жены, а старший сын – Николай (будущий священник) – остался в Тютчево.

В 1926 году отец Петр принял монашеский постриг с наречением имени Уар.
20 августа был хиротонисан во епископа Липецкого.

Епископ Уар стал непоколебимым оплотом Православия в Липецком крае и непримиримым борцом с обновленчеством. Он примкнул к единомысленным ему епископам, верным Христу и истинному духу Православия – Даниловскому братству, исповедовавшему живое и целостное Православие превыше внешних "канонических" форм, за которыми виделось новое обновленчество.

В это время был арестован его сын священник Николай и заключен в лагерь. Три сына в Петрограде заболели туберкулезом и приехали в Липецк. Как ни старался Владыка их вылечить, все трое вскоре один за другим умерли.

Архипастырская деятельность Епископа, его верность Православию, известность среди верующих все более беспокоили богоборческие власти.
25 декабря 1934 года осведомитель Липецкого горотдела НКВД сообщал: «Деятельность епископа Уара все усиливается и усиливается. Популярность его все возрастает. Он делается любимцем граждан г. Липецка и окружающих деревень верст за 60. Он имеет большое влияние на верующих. Он является большой объединяющей силой. Под его руководством священники вербуют себе единомышленников…»
Власти стали искать повод избавиться от него.
В первых числах апреля 1935 года, во время Великого поста, стало известно, что власти имеют намерение послать 10 апреля бригаду рабочих для снятия колоколов с Христо-Рождественского храма селе Студенки. Это вызвало сопротивление верующих, после чего в течение месяца арестовали священника, диакона, старосту храма и наиболее активных прихожан. Все они были заключены в тюрьму Липецка. Оставшийся на свободе священник согласился лжесвидетельствовать против епископа Уара и арестованного собрата-священника. Под давлением следователей, сбитый с толку лжесвидетельствами, согласился давать показания против Епископа и арестованный пастырь.
8 июня 1935 года на основании этих свидетельств епископ Липецкий Уар был арестован и заключен в тюрьму.
11 сентября выездной сессией спецколлегии по уголовным делам Воронежского областного суда осужден по статьям 58-10 ч. 2, 58-11 УК РСФСР по групповому "делу епископа Уара (Шмарина). Липецкая епархия, 1935 год" за "антисоветскую агитацию".
Приговор: 8 лет заключения.
После суда было разрешено свидание с родственниками. К Владыке пришли его дети. За время мучительного тюремного заключения и следствия священномученик стал выглядеть значительно старше своих лет, но духом был спокоен. "Не плачьте и не переживайте, – сказал он им. – Живите, как жили. Живите честно. За меня не мстите. Главное – прожить жизнь достойно".
На следующий день Владыку этапом отправили в лагерь.

До марта 1936 года он содержался в заключении в городе Мичуринск Тамбовской области.

С 8 февраля 1937 года содержался в исправительно-трудовом лагере в Караганде.
Из лагеря владыка Уар писал письма родным: "Живу, слава Богу, жаловаться не на что. И физический труд на пользу".
В этот же лагерь попал и староста Липецкого собора, который писал: "Владыке приходится очень тяжело. Он больной и немощный, а его заставляют тяжело работать. Но вы его все знаете, он никогда не унывает, сам крепится и всех поддерживает".
Из-за тяжелых болезней Епископа перевели на должность счетовода. Все это время он жил в одном бараке, где в основном были осужденные по политическим статьям. Но в 1938 году его перевели на участок под названием Меркеле и поместили в барак, где были собраны уголовники.
23 сентября 1938 года после многодневных избиений уголовниками владыка Уар скончался.

Епископ Уар был захоронен в Караганде на кладбище Самарского отделения Карагандинского лагеря (ныне это село Самарка Мичуринского района Карагандинской области).

Священномученик епископ Уар (Шмарин) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года.

Литература:
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 994.
2. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 6. С. 324.
3. Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917-1997. Т. 9. М., 1997. С. 766.
4. Помнить поименно: Книга памяти жертв политических репрессий Липецкого края с ноября 1917 года. Т.1. Липецк, 1997. С. 11-13.
5. Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.
6. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2002. Кн. 6. С. 167-183.
7. http://www.vob.ru/saints/shmc/index.htm (Святые земли Воронежской и Липецкой).
8. http://pstbi.ru

Документы:
Список репрессированных в годы Советской власти священно- и церковнослужителей по Липецкой обл. Том_Лист С.64.


Рецензии