Армейские будни. Введение в Дедовщину. Ч. 8
Армейские будни… Введение в «Дедовщину»… рассказ восьмой
Чтобы понять дальнейшие события, избежать обвинений в мой адрес в похвальбе и прочего для меня негатива, проведем небольшой экскурс в понятие «Дедовщина».
Ни дядя Вася (1945-1953 гг), ни дядя Саша (1958-1962 гг) не знали понятия
« Дедовщина».
В царской армии (и ранее) было понятие - дядька и племянники. К старослужащему прикрепляли двух новобранцев, за обучение и воспитание которых он и отвечал. На старых фото дядька всегда сидит, новобранцы стоят по обе стороны. Дядьку всегда можно было узнать по усам. Новобранцам усы не разрешались. Любой дядька к племянникам относился отечески, так как племянники прикрывали его спину в бою. Он в свою очередь учил их, как выжить в атаке или обороне. Если погибал племянник (или попадал под трибунал за трусость), весь труд дядьки был напрасен. К тому же дядька подвергался осуждению со стороны старослужащих и офицеров, за то, что не сберег племянника. (По словам моего деда).
Поэтому предыдущие поколения понятия «Дедовщина» не имели…
А «Дедовщина» появилась в конце шестидесятых и начале семидесятых годов.
Вот как трактуют эти причины аналитики:
- Дедовщина - фактически часть более глобального явления, называемого "неуставные взаимоотношения". Сюда относятся разные пороки, например, землячество (аналог дедовщины, но на национальной почве). Младшее и среднее звено командного состава может применять для поддержания дисциплины те же неуставные методы, в конце концов, просто неформальная группа людей, сдружившихся в учебном подразделении, может запросто захватить власть в коллективе (хотя такие случаи редки). В узком смысле дедовщиной называют подобные порочные отношения между солдатами срочной службы, имеющими за плечами различные сроки этой самой службы.
-
Дедовщина может иметь несколько уровней градации по степени унижения человеческого достоинства. (В конкретном воинском коллективе могут присутствовать только некоторые уровни - это можно назвать "степенью глубины дедовщины").
1. Имеет место некий ритуал перехода (или перевода) военнослужащего из одной неформальной группы (по сроку службы) в другую. До того, как человек не прошел данный, ритуал члены группы демонстративно не признают его за "своего".
2. Работы, которые по уставу должны выполнять все военнослужащие в равной степени, независимо от срока службы, непропорционально перераспределяются на молодых солдат. Типичный пример: молодой и старослужащий назначаются в наряд: молодой усиленно драит шваброй пол, а старослужащий изредка подмахнет веником.
3. Работы вообще перекладываются на лиц, никакого отношения к ним не имеющих. Пример: в наряд назначили только двух старослужащих, которые вместо выполнения своих обязанностей заставляют за них работать молодых, никакого отношения к этому наряду не имеющих.
4. Старослужащие заставляют молодых выполнять за них некоторые сугубо личные работы: заправлять постель, стирать портянки и т.п.
5. Старослужащие заставляют молодых определенным образом развлекать их: например, считать дни до дембеля или даже разыгрывать перед ними некое театрализованное представление.
6. Жестокие издевательства старослужащих над молодыми.
Сегодня все солдатское общество делится на следующие группы:
Категория военнослужащих
Жаргонное наименование
военнослужащие, еще не принявшие присягу и живущие в отдельной казарме
карантин, слон, мамонт, салабон
военнослужащие первого периода службы (до 0,5 года)
дух, салабон, щегол, чижик, гусь
военнослужащие второго периода службы (0,5 - 1 год)
молодой, морж, леник, щегол, старший гусь
военнослужащие третьего периода службы (1 - 1,5 года)
котел, черпак, помазок, фазан
военнослужащие четвертого периода службы (1,5 – 2 года)
дед
военнослужащие, находящиеся в части после выхода приказа об увольнении в запас (дембельского приказа)
дембель, карантин
В семидесятом году, когда это только зарождалось, у нас было несколько иначе.
…
До присяги – салажонок, зелень пузатая, салабон…
От присяги до 0,5 года – салага…
От 0,5 года до года – молодой…
От года до 1.5 лет – старик…
От 1.5 лет до приказа – дед…
После приказа – дембель…
Переход солдат из одной категории в другую часто связан с переходным обрядом - переводом. Формы перевода различны в различных частях; существует, например, такой обряд: солдат должен получить столько ударов ремнем, сколько месяцев ему осталось служить, все это он должен переносить молча.
…
В нашей части лупили мокрой пряжкой…но только салаг и молодых.(правда молодых – сухой)
Очень интересно читать воспоминания некоторых военнослужащих, относящихся к тому периоду. Видно, что поменялись люди, которые пришли в армию. Оказалось, что порядок в русской армии держался не на уставе, и не на страхе перед побоями, а на этих самых неуставных отношениях - дружбе, товариществе, поддержке, наставничестве. И когда в армию в массе пришли люди, не способные на эти чувства, армейская дисциплина рухнула. В общем, конечно, похоже на то, что происходило во всей стране.
ПРИЧИНЫ
Начавшийся в начале 60х годов надлом, был вызван тем, что элита, вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, начала разворачивать ситуацию в свою пользу. Прагматизм и жесткая ответственность за результат, сменилась волюнтаризмом и безответственностью. Армии это, понятно, тоже коснулось. Именно тогда шли большие сокращения, резались на металлолом корабли и самолеты, уничтожался сержантский корпус. Генералы, которые пытались противодействовать этому идиотизму, были смещены. А их место заняла новая, «паркетная» генерация, более обеспокоенная своим личным благополучием, чем реальным повышением боеготовности.
Советская армия в 60-70-х гг. находилась в сложном положении: внешней ощутимой угрозы не было (никто всерьез не верил, что буржуи завтра нападут - они, кстати, открыто и не напали!), а внутренняя политика стремительно уходила от принципа закручивания гаек во всех областях. В мирное время система армейских наказаний - всякие наряды вне очереди - рассчитана, в сущности, на школьника.
С другой стороны, советское общество от времен революции к 70-м года неуклонно двигалось по пути демократизации, утверждения законности и пр. (в хорошем смысле). К тому же, люди освобожденные революцией от многовекового гнета, все больше и больше чувствовали вкус и способность к свободе. "Мы не рабы" - читал каждый в букваре[4]. Однако армия по своей сути не терпит никакой свободы и демократизации, это не в обиду армии, просто так оно и есть. Если бы было обратное, армия не смогла бы выполнять свои функции. Что же мы имели со своей всеобщей воинской повинностью? Масса людей, приходящих в армию, становилась все более и более трудно управляемыми. Никто уже не хотел быть солдатами-рабами, готовыми беспрекословно выполнить любой приказ.
Однако, Система по-прежнему обязывала превращение в кратчайшее время молодого призывника в автомат, беспрекословно выполняющий приказы. Поэтому переход офицеров и сержантов на неуставные методы поддержания дисциплины был предрешен.Выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.
Таким образом, общими причинами первого уровня являются:
Снижение степени солидарности советского общества, и вследствие этого – деградация управленческих механизмов общества, демократизация общества и ослабление дисциплины[5].
Частные причины второго уровня
1. Разложение армии в мирное время. Попустительство высшего военного и политического руководства.
Чем легче служба, тем более проявляется тенденция к дедовщине. Когда все заняты своими служебными обязанностями "по горло" на дедовщину просто нет времени.
Конечно, одна из причин дедовщины в СА - разложение армии в период длительного отсутствия боевых действий. И свойственно оно вообще всегда и везде всем без исключения армиям. Армия должна воевать, т.е. соответствовать своему предназначению. Длительный мир для уставных взаимоотношений вреден. Но настоящая проблема все же заключалась не в мирном времени. А в том, что солдат в мирное время "предоставили самих себе". Если этого не делать, то война ли, мир ли - разницы не будет, если за солдатами имеется постоянный контроль.
Вот и получается, что в бардаке армии в мирное время виноваты не армия и мирное время по своей сути, а те, кто имеет право и возможность уделять армии внимание, либо предоставлять ее саму себе. То есть, деградация армии в мирное время не есть закон природы, а есть следствие политической близорукости или управленческой бездарности в структурах, стоящих над армией.
Ослабление младшего командного состава (старшин, сержантов)
В 1968 г. были ликвидированы полковые школы младших командиров, и сержантов начали готовить в учебных дивизиях. Полковые школы имели ряд существенных преимуществ, они отвечали требованиям индивидуального подбора. Кандидатов в сержанты отбирали через некоторое время после прибытия молодого пополнения и его адаптации в новых условиях. Не прерывалась связь будущего командира со своим подразделением. В казарму сержант приходил уже признанным лидером. После ликвидации полковых школ сержантский состав потерял всякое влияние в казарме.
Если сравнивать с армиями западных стран, то прослеживается существенная разница - перенасыщенность офицерами и полное отсутствие профессионального сержантского и унтер-офицерского состава. В американской армии сержант - это немалая власть и это профи. И именно на нем лежит львиная доля обязанностей по поддержанию дисциплины. В нашей - такой же солдат-срочник, только с лишней лычкой. Вовсе не факт, что эта лычка придаст ему авторитет в среде таких же 20-летних. В прежней СА (первых послевоенных лет) это хотя бы частично компенсировалось наличием "старорежимного старшины" - вспомните, например, культовый фильм "А зори здесь тихие". Теперь такие старшины вымерли как мамонты. Планировалось, что эту роль на себя возьмут прапорщики, но на практике прапоры это чуть ли не поголовно хозяйственники в частях. Однако природа не терпит пустоты - место профи-сержантов и старшин заняли "деды". Но дедовская власть имеет одну существенную особенность - она насквозь неофициальна и посему в большей степени подвержена злоупотреблениям - тем более, что поддержание дисциплины для дедушек побочная задача, хоть и связанная с их благополучием.
Причина исчезновения сверхсрочнослужащих – скорее всего в естественном развитии общества. В самом деле: жизнь при Сталине, особенно в колхозе, была, скажем так, не сахар. От такой жизни быть призванным в армию, а то и сверх срока остаться - не самый худший вариант. Улучшилась жизнь "на гражданке" - имеем относительное ухудшение жизни в армии. С соответствующим изменением отношения к призыву и сверхсроку.
Влияние кампании против стукачества, проводимой “шестидесятниками”.
Компания шестидесятников против стукачества также немало способствовала процветанию дедовщины, т.к. жаловаться на издевательства стало неприличным и более осуждаемым в обществе, чем сами издевательства.
Прочно перепутав и объединив понятия ябедничества и открытого призыва о помощи “шестидесятники” сделали очень много для разобщения людей. Была блокирована в голове мысль об обращении за помощью к органам государства, специально поставленных для защиты закона и граждан СССР.
Определенную роль сыграли стереотипы холодной войны. В основе психологической войны против СССР лежал метод усиления и развития естественных трудностей и противоречий, имеющихся в каждом обществе. Одним из таких слабых мест в СССР были противоречия между руководящим звеном и народом. Велась работа по расширению этой щелки до пропасти. В частности, кампания против стукачества - нельзя обращаться к начальникам, ибо они враги, а надо обращаться к "своим" - паханам, дедам.
Ухудшение призывного контингента и проникновение преступных элементов.
Появление дедовщины - следствие изменения морального климата в армии, т.е. приход в армию "не тех" людей - как офицеров, так и солдат.
Призывной контингент значительно уменьшился, а численность всех государственных военных формирований (а это не только армия) сохранилась на прежнем уровне! Поэтому пришлось призывать значительно большее количество людей. Достичь этого можно только одним - ощутимым снижением требований к призывному контингенту.
Особняком стоит принципиально новая проблема в армии, частично связанная, а именно - проникновение в армию по призыву лиц, связанных с оргпреступностью. Т.е., молодой человек поварился уже в "бригаде" и угодил в армию.
Судимый - неполноценный член общества. На режимный завод, в НИИ , институт такому было тяжело устроиться. Один человек с преступным мышлением может разложить массу нормальных людей, особенно ежели имеет замашки вожака.
Косвенно это подтверждается воспоминаниями тех, кто служил во вреня первого студенческого призыва (весна-лето 1985 г.). Когда те студенты стали дедами, и пришел следующий призыв (второй студенческий), то дедовщина осталась только в ипостаси неравенства ("молодые" пашут, "деды" отдыхают), измывательства и большая часть культа были изжиты самими нашими "дедами" добровольно, т.к. они не испытывали в них потребности. Таким образом, очень многое зависит от внутренней культуры человека. То, что культура резко снизилась в 70-80-х, возможно связано с неким порогом урбанизации нашего общества. По наблюдениям очевидцев, очень легко вписывались в эту систему ПТУ-шники и общажники (не студенты). Деревенские были подобрее.
Повод: конфликт поколений.
Конфликт поколений – очень распространенное в обществе объяснение возникновению дедовщины в армии.
Период возникновения дедовщины приходятся на конец 60-х (– начало 70-х) гг. По времени он совпадает с переходом от 3-хлетнего на 2-хлений срок службы. Поэтому можно предположить, что имел место конфликт поколений. Про этот конфликт многие упоминают, однако имеются две интерпретации: 1) "трехлетки", дослуживавшие свой третий год, и начали вымещать свое неудовольствие на младшем призывы, которому нужно было служить только 2 года. По этой причине могло возникнуть много эксцессов, которые благодаря наличию мощных благоприятствующих факторов быстро развились в устойчивое явление дедовщины.; 2) для поддержания прежней численности именно тогда потребовалось существенно расширить призывной контингент, что привело к его ухудшению и проникновению преступных элементов.
Реже упоминают о еще более раннем конфликте, который произошел в 1945 году. Естественно, после войны военнослужащие, прошедшие фронт, не сразу увольнялись из армии. В то же время, пришли молодые, не нюхавшие пороха парни. Понятно, что было неудобно отправлять в наряд "старика", когда "молодой" сидит и курит. В дальнейшем такое разделение, уже не связанное с войной, стали претворять в жизнь повидавшие такую практику отдельные старослужащие. Отметим, что данное печальное явление почти не коснулась погранвойск.
Таким образом, демократизация общества и деградация его управленческих механизмов породили систему частных причин второго уровня, обеспечивших возникновение и воспроизводство дедовщины: попустительство высшего руководства привело к ослаблению младшего командного состава в армии, вследствие чего “деды” фактически заняли место младших командиров. Кроме того, произошло ухудшение призывного контингента, в армию стали проникать преступные элементы. Поводом к возникновению дедовщины стал переход с 3-х летнего на 2-х летний срок службы, что, видимо, привело к массовым эксцессам между старослужащими и молодыми. Благодаря наличию мощных благоприятствующих факторов, эти эксцессы очень быстро развились в устойчивое явление дедовщины.
Существенное влияние оказала кампания против «стукачества», проводимая “шестидесятниками”. Эта кампания привела к нарушению обратной связи, вследствие чего оказалось невозможно своевременно распознать опасную сущность явления дедовщины и принять меры к ее ликвидации на ранних стадиях.
*********************
Вот «коротко» о «Дедовщине» в Армии в 70 х годах прошлого века. Кстати, эта тема актуальна и до сих пор…
В девятом рассказе я напишу, с чем мне пришлось столкнуться в этой части… и, как я выходил из создавшегося положения…
Свидетельство о публикации №218071000141
Не соглашусь и с утверждением:
"Конечно, одна из причин дедовщины в СА - разложение армии в период длительного отсутствия боевых действий". - то что в Афганистане, где велись БД, не было дедовщины - ложь, рядом со мной десантник застрелил в упор деда, который его уже достал, причем предлог был простой- дед пошел на пост и не ответил на окрик "Стой, кто идет"
Кстати проявления схожие с дедовщиной были и в курсантской среде и в кадетской (см. мои мемуары http://www.proza.ru/2017/04/16/1683 ) и даже в офицерской, правда не в такой степени. Так что не все так просто.
Александр Жданов 2 10.07.2018 21:33 Заявить о нарушении
Влад Валентиныч 11.07.2018 01:11 Заявить о нарушении
Александр Жданов 2 11.07.2018 09:28 Заявить о нарушении