Моника Беллуччи. Глава 15

ГЛАВА 15.  «ПО МЛЕЧНОМУ ПУТИ».

История этого фильма началась с довольно скандального, можно даже сказать – катастрофического события. На сербском кинофестивале в  январе 2013 года, в котором как гость Эмира  Кустурицы участвовала и Моника, это режиссёр устроил акт поношения американского кино и американской культуры, «лицом» которого он избрал великого Брюса Уиллиса. «Шутка» довольно гадкая, и Моника, получается, участвовала в оскорблении своего любимого Брюса.
С этого начинался  удивительный фильм. С этого ли? Режиссёру хочется задать вопрос: не было ли началом, затравкой его величайшего произведения использование его «слоганом» слов частушки из рассказа Василия Белова «Мальчики»:  «Сербиянка, сербиянка,/
Сербиянка модная, / Сербиянка, ешь картошку, / Не ходи голодная»?
Итак, фильм начал сниматься  ещё в 2013 году, но закончены съемки были только летом 2015-го. Картина посвящена боснийской войне на фоне общего эсхатологического полотна «прекращения времени» (символ «безумных» часов). «Конец» очевиден в образе отвратительной семьи Божевичей – и в старухе, и в дочке, и особенно в женихе купленной ими Невесты-Моники герое-снайпере Жаге. Главный герой Коста (роль Кустурицы), душа которого «переполнена несчастьем, больше нет места», добрейший человек, обманом «засватанный» омерзительной «дочкой» Меленой, находит свой «свет» в любви к Невесте,  с которой его соединяет Бог, уничтожив руками натовских солдат-злодеев ненавистных Божевичей.
Спасаясь от солдат, слуг мстящего Невесте генерала, спасаясь от воплощённого в них «зла мира», Коста и Моника обретают истинную любовь. Зло между тем «берёт своё», убивая Невесту на минном поле. Перед этим она произносит великие слова: «Только это и имеет смысл – любить кого-то изо всех сил».
Новая жизнь в любви начинается со сцены падения в водопад, и все кадры вплоть до церковной темы заставляли меня рыдать навзрыд. Кустурицу и его фильм как бы освещает божественный свет, и в этом великое его достоинство. Заканчивается, и не заканчивается эта тема в монашеском «подвиге любви» Косты, когда подвижник носит издалека камни на поле смерти своей возлюбленной, в чем можно увидеть не только его желание «ноге человеческой и скотской не ступать по этому святому месту», но и символ освящения этого поля маленькими «петрами». Монах встречается с любимой, пребывающей в Раю, и обещает Невесте скорый небесный брак.
«По Млечному пути» имеет великую силу христианской проповеди, и я осмелюсь сказать, что с появлением этого фильма в мире настало «новое время». Многочисленные фестивальные награды этой картины и Моники как великой актрисы констатируют и фиксируют это время. Любимую нашу Монику настигла слава, слава всемирная, слава духовная, и всё сказанное выше о смысле и значении её творчества становится актуальным именно сейчас, сегодня, когда она стала на путь сценарного творчества на духовно-нравственные темы,  не оставляя своей концепции красоты, сходящей в ад людской к милым, любимым людям.
Очевидно, Кустурица не понял творческого пафоса Моники, когда вложил в уста её героини следующие слова: «Красота принесла мне только несчастье, она пробуждает в людях худшее, как твоя (Косты) доброта». Впрочем, это – её горькое прошлое в непризнанности и скандальности, но прошлое внешнее, далёкое от истинного смысла её творчества. Наверное, в ознаменовании этого Моника играет без грима, являя миру своё истинно красивое и удивительно-доброе лицо.
В конце отметим ещё один яркий эпизод Кустурицы: Коста вытаскивает Монику из рыбацкой сети, как рыбу. В этом можно увидеть не только христианский образ «ловца человеков», но и, возможно невольное, обращение к первым кадрам Моники Беллуччи в кино -  к рыбе умбре,  попавшей в свою житейскую любовь, как в некий садок.
Рыба  свободна!


Рецензии