158. Армянский ревком

В духе фильма "Виляя собакой" ("Wag the Dog") для укрепления власти полезно устраивать маленькие победоносные войны. Правившей в Армении дашнакской партии в 1920 году не нужно было придумывать конфликты. Противник находился рядом.

Можно было даже говорить о нескольких противниках, поскольку дашнакское правительство испортило отношения со всеми соседями. Оставалось только победить. Первый успех был достигнут в борьбе с местными большевиками, которые обнадеженные стремительной победой Советской власти в Азербайджане, попытались свергнуть правительство дашнаков.

После первомайских демонстраций в Ереване и Александрополе (впоследствии - Ленинакан, затем - Гюмри) коммунисты перешли к восстаниям. Особенно активно действовал Авис Нуриджанян, настаивавший на немедленном выступлении. 2 мая на сторону большевиков перешел экипаж бронепоезда "Вардан зоравар" под командованием Саркиса Мусаеляна, с помощью которого восставшие заняли вокзал Александрополя.

Александропольский комитет большевиков обратился к Армянскому комитету Компартии (Арменкому) с просьбой начать вооруженное восстание. 10 мая Арменком принял решение начать восстания в Казахе и Александрополе, для чего был образован Армянский ВРК. Командующим красными войсками был назначен Саркис Мусаелян.

Руководство дашнаков спешно сформировало правительство во главе с Амазаспом Оганджаняном. Начавшееся было в Карсе восстание было подавлено правительственными войсками 10 мая. 13 мая дашнакский командующий Сепух предъявил Александропольскому ВРК ультиматум с требованием немедленной сдачи.

Вечером 13 мая большевики приняли решение прекратить восстание. На следующее утро правительственные войска заняли Александрополь. Были подавлены отдельные восстания в Сарыкамыше, Нор-Баязете, Казахе и Зангезуре. 23 мая дашнаки заняли Дилижан и Каравансарай (Иджеван).

По Армении прокатились массовые аресты, в ходе которых были схвачены 500 большевиков, 20 из которых были расстреляны (С.Алавердян, С.Мусаелян, Б.Гарибджанян, Е.Севян, А.Мелконян и др.). Уцелевшие участники восстания сбежали в Баку.

Однако пока дашнаки укрепляли свои позиции внутри страны, части Красной Армии приблизились к границам Армении. 25 мая Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение "продолжить переговоры с правительством Армении, не беря на себя инициативы немедленной советизации с помощью русских войск".

Позиция новых властей Баку была сформулирована еще 29 апреля комиссаром по иностранным делам Советского Азербайджана Гусейновым, который потребовал от правительства Армении:

"Рабоче-крестьянское правительство Азербайджанской Советской Республики, в лице Революционного Комитета, требует: во-первых, очистить от ваших войск земли Карабаха и Зангезура, во-вторых, отойти к вашим границам и, в-третьих, прекратить межнациональную резню.

В противном случае Революционный Комитет Азербайджанской Советской Социалистической Республики будет считать себя в состоянии войны с Армянской Республикой. Для ответа на наш ультиматум вам дается три дня."

За три дня война не началась, но предупреждение было не последним. 4 июня нарком по иностранным делам Советской России Чичерин телеграфировал в Ереван:

"Согласно достоверным сведениям, в Карсе и в других районах Армении арестованы сотни коммунистов. Правительство Армении допускает самосуд и тайно расстреливает коммунистов. В частности, расстрелян тов. Микоян [скорее всего, имелся в виду Мелконян]. Советское правительство с большим возмущением узнало о произволе, который чинится в отношении деятелей коммунистического движения".

Однако, вместо войны, 20 июня в Москве начались переговоры с армянской делегацией, в которую входили Левон Шант, Левон Зарифян, Амбарцум Тертерьян и др. В рамках налаживания контактов в июле 1920 года в Ереван был направлен специальный советский представитель Б.В.Легран (будущий директор Эрмитажа).

Дашнаки не спешили с ответом на советские предложения. А тем временем, части 11-й армии 5 июля заняли Горис в Зангезуре.

29 июля Б.В.Легран напомнил министру иностранных дел Армении, что "дружественные и мирные намерения Советской России не встречают со стороны правительства Армении того отклика, который являлся бы залогом скорейшего и успешного окончания начатых мирных переговоров".

Напоминание совпало с успехами Красной Армии на Западном фронте. На этот раз доводы показались убедительными, и 10 августа в Тифлисе между Б.В.Леграном и представителями дашнакского правительства А.Джамаляном и А.Бабаляном было заключено соглашение о прекращении военных действий между частями Красной Армии и дашнакскими войсками.

Однако в этот же день в Севре под Парижем был подписан договор, передававший Армении территории Эрзрумского, Трапезундского, Ванского и Битлисского вилайетов. Таким образом, дашнакское правительство включило себя в число победителей, не прибегая к оружию. Нужно было только прийти и взять то, что было подарено Антантой.

Но все обязательства, взятые турецкой делегацией в Севре, были тут же отвергнуты Великим национальным собранием Турции, а Мустафа Кемаль демонстративно отдал приказ о захвате территорий, присоединенных по условиям Брест-Литовского и Батумского договоров. Попытки советских дипломатов предложить свои услуги в качестве посредников были турками отвергнуты.

Впрочем, и дашнаки не собирались пользоваться советскими предложениями. 18 сентября армянские войска взяли город Ольты (Олту), а 24 сентября атаковали турецкие позиции в районе Бардиза и Кетека. Дальше дашнакскому командованию продвинуться не удалось.

Понеся значительные потери, армянские войска были вынуждены отойти к Сарыкамышу. В ночь с 27 на 28 сентября турецкие войска перешли в наступление. На следующий день турки заняли Сарыкамыш, Кашызман и Ардаган. Щедрые подарки Антанты были потеряны в течение суток.

Бюро Дашнакцутюн издало обращение: "Турецкие паши поставили себе целью утопить Армению в крови и стереть трудовой армянский народ с лица земли. Каждый из нас обязан в любое время быть в распоряжении партии и незамедлительно выполнять данные ему поручения. Товарищи, все за дело, все на фронт".

Правительство не хотело говорить то, что более откровенно признал бывший премьер Хатисян: "Армянские правящие круги допустили крупную ошибку. Мы выдвинули чрезмерные требования, без учета своих сил и международных возможностей." Но это было только началом конца.

5 октября ЦК Компартии Армении обратился с воззванием, в котором говорилось: "Мы обращаемся к вам, рабочие и крестьяне Армении, с призывом собрать разрозненные революционные силы и, сплотившись под знаменем Коммунистической партии, рука об руку с пролетариатом Советской России, сбросить с себя ярмо отщепенцев международного империализма - армянских дашнаков".

12 октября советский представитель в Ереване Б.В.Легран предложил дашнакскому правительству отказаться от Севрского договора, пропустить на свою территорию части 11-й армии и принять советское посредничество для урегулирования пограничных конфликтов.

Вслед за этим отряды во главе с Погосом Тер-Давтяном и Гарегином Нжде 14 октября разбили советские гарнизоны в Сисиане и 19 октября - в Кафане. Ответом на эти атаки стал ввод частей 11-й армии под командованием Курочкина в Зангезур. Однако главный удар по армянской армии последовал со стороны Турции.

28 октября турецкое командование возобновило наступление и уже 30 октября овладело Карсом. Губернатор Карса Степан Коргонян сделал вывод: "Карс пал непобежденным. Он стал жертвой  преступного безразличия". Но то, что началось потом, больше напоминало повальное бегство 1917-1918 годов.

Дезертирство в армянской армии приняло катастрофические масштабы. Те, кто остался в строю, отступили к реке Арпачай (Ахурян). 3 ноября дашнакское правительство Армении предложило турецкой стороне перемирие.

5 ноября дашнаки обратились за помощью к странам Антанты. На эту просьбу откликнулся только американский консул Мозер, сообщивший, что США ничем помочь не могут. 7 ноября огонь был прекращен. По условиям перемирия, армянские войска отошли от реки Арпачай, а турки заняли Александрополь. Но одной уступкой дело не закончилось.

9 ноября в Ереване были получены новые условия турецкого правительства, согласно которым армянские войска должны были отойти к востоку от линии Алагяз - Кирмзли - Кулиджан - станция Налбанд - Воронцовка. По новому договору Армении разрешалось иметь 1500 солдат при 8 орудиях и 20 пулемётах. Часть спорных территорий передавалась под турецкий контроль для организации референдума. Оставшаяся часть Армении фактически превращалась в протекторат.

8 ноября дашнакское правительство обратилось к "мировому сообществу" с призывом, в котором звучало разочарование: "Мы оставлены одни". На это обращение отозвалось только Советское правительство, которое в ноте НКИД РСФСР от 11 ноября предложило посредничество в урегулировании конфликта. Однако посреднические услуги не приняли ни дашнаки, ни турки.

Согласились принять советскую помощь только в армянском парламенте, отвергнувшем турецкий ультиматум. В тот же день боевые действия возобновились. После короткого обострения конфликта дашнакское правительство вечером 15 ноября согласилось с турецкими требованиями, и 18 ноября в Александрополе было заключено перемирие.

Принятие ультиматума окончательно подорвало авторитет правительства Оганджаняна, которое ушло в отставку 23 ноября. Вновь сформированный кабинет возглавил Симон Врацян, возглавлявший одно время миссию при генерале А.И.Деникине. О сближении с Советской Россией новый премьер не помышлял. 25 ноября в Александрополе возобновились армяно-турецкие переговоры.

Однако коммунисты не собирались молча ждать логического завершения дашнакского курса. 22 ноября в Баку был сформирован Военно-революционный комитет Армении под председательством Саркиса Касьяна, в который вошли Асканаз Мравян, Саак Тер-Габриелян, Исаак Довлатян и Авис Нуриджанян.

28 ноября Армянский ВРК находился уже на территории Армении. 29 ноября Советская власть была установлена в Дилижанском уезде.

На следующий день ревком послал В.И.Ленину из Каравансарая (Иджевана) телеграмму, в которой говорилось:

"Да будет известно вождю мировой революции, что крестьяне Делижанского и Каравансарайского уездов, возмущенные преступной политикой дашнакского правительства и углубляющейся анархией в стране, подняли знамя восстания. Коммунистическая партия Армении сейчас же взяла на себя руководство этим стихийным движением и создала Ревком Армении, объявив Армению Социалистической Советской Республикой."

К этому моменту положение дашнаков ухудшилось настолько, что они поддавались любому давлению, не заботясь о суверенитете. 30 ноября советский представитель Б.В.Легран встретился с премьером Врацяном и поставил вопрос об отношении армянского правительства к провозглашенной в республике Советской власти.

Врацян намек понял. Главнокомандующий Дро заявил, что его солдаты не будут воевать против большевиков. 1 декабря бюро партии Дашнакцуцюн, ее парламентская фракция и правительство Республики Армения на совместном заседании 1 декабря одобрили решение о советизации Армении.

2 декабря, не дожидаясь полного краха, представители правительства Армении Дро (Д.М.Канаян) и Тертерьян подписали с советским дипломатом Леграном соглашение, решавшее судьбу дашнакской партии.

В этом документе говорилось: "1. Армения провозглашается независимой Социалистической Советской Республикой. 2. До созыва съезда Советов Армении образовывается временный Военно-Революционный Комитет, к которому переходит вся власть в Армении... 6. В Военно-Революционный Комитет входят пять членов от коммунистической партии и два члена от группировки левый Дашнакцутюн по согласованию с коммунистической партией..."

Остальные министры ограничились заявлением: "Учитывая создавшееся в стране под воздействием внешних обстоятельств положение, правительство Армянской Республики на своем заседании 2-го декабря 1920 года приняло решение отказаться от власти и передать всю полноту Военной и Гражданской власти Верховному главнокомандующему армией, кем назначить военного министра Дро."

Одновременно при главкоме учреждалась должность комиссара, которым был назначен Силин. Армянская армия, в рядах которой находился рядовой (будущий маршал) Баграмян, перешла на сторону Ревкома. Однако, капитулировав перед коммунистами, дашнакское руководство решило уравновесить это решение капитуляцией перед турками.

Когда в ночь на 3 декабря, руководитель армянской делегацией в Александрополе А.Хатисян запросил у Дро согласия на подписание мирного договора, тот предложил дипломатам решать этот вопрос самостоятельно. В результате документ был подписан в редакции, отдававшей Армению под полный турецкий контроль.

Однако 5 декабря в Ереван вошли советские войска, а Ревком заявил о непризнании Александропольского договора. Укрепление Советской власти сопровождалось созданием новых государственных институтов.

6 декабря в Ереване были приняты декреты о создании Красной Армии и Чрезвычайной комиссии Армении. 13 декабря Совнарком РСФСР принял постановление о выдаче Советской Армении ссуды в размере 3 миллиардов рублей.

Азербайджанский ревком в течение декабря отправил в Армению 48 цистерн керосина, 50 вагонов хлеба и другие продукты. Это было не так много, но позволяло покрыть первоочередные потребности. Турецкие власти вынуждены были смириться с неподконтрольностью уже захваченной территории.

В речи на VIII Всероссийском съезде Советов 21 декабря 1920 года В.И.Ленин сказал: "...Турецкое наступление было рассчитано против нас. Антанта рыла яму для нас и сама в нее попала, ибо мы получили Советскую Армению."

Однако первые успехи не означали безусловной победы. Проигравшая дашнакская партия готовилась к реваншу, сохранив свой контроль в Зангезуре. 25 декабря 1920 года в Татевском монастыре состоялся Первый съезд представителей населения Зангезура, который принял решение продолжать борьбу против Советской власти.

13 февраля 1921 года вооруженные силы дашнаков вторглись со стороны Зангезура в Даралагязский уезд, окружили и уничтожили в Кешишкенде батальон 180-го стрелкового полка. Затем дашнаки под командованием Нжде и Япона (Сако Амбарцумяна) заняли Ново-Баязет.

Пользуясь перемещением значительных сил 11-й армии в Грузию, 16 февраля в районе Башгярны - Кирпичлу выступил против Советской власти отряд дашнаков численностью до 1000 человек.

В духе более поздней истории три колонны шли на Ереван, четвертая была в Зангезуре, а пятая - в самой столице. По пути к своей цели дашнаки уничтожили отряд во главе с командиром 2-й бригады 18-й кавалерийской дивизии 11-й армии Ермоленко.

18 февраля правительство Советской Армении под прикрытием 178-го стрелкового полка переехало из Еревана в Камарлю, где располагалась 1-я Армянская стрелковая бригада под командованием М.В.Молкочанова, которая 45 дней отражала атаки дашнакских отрядов. Перед отступлением по приказу ревкома были расстреляны (или, как уверяли дашнаки - зарублены) арестованные лидеры дашнакской партии.

В Ереван на полтора месяца вернулось дашнакское правительство. Вернувшийся в столицу премьер Врацян послал В.И.Ленину телеграмму, в которой уверял, что он совсем не против Советской власти. Одновременно дашнакские министры обратились за помощью к Турции и Грузии.

Но грузинским меньшевикам в это время было не до дашнаков, а кемалистскому правительству хватало проблем в других частях страны, чтобы втягиваться еще и в конфликт с РСФСР.

Кроме того, свергнуть Советскую власть во всех частях Армении не удалось. В Дилижане был создан Военно-революционный комитет Дилижано-Караклисского района под руководством Г.А.Атарбекова, который начал активно формировать партизанские отряды.

После возвращения частей 11-й армии из Грузии, положение правительства Врацяна стало безнадежным. 2 апреля части Красной Армии заняли Ереван. Дашнакские отряды отступили в Зангезур, где 26 апреля под руководством Нжде была провозглашена Республика Лернаайастан (Республика Горная Армения).

1 июня ЦК КП(б) Армении обратился с воззванием "К рабочим и крестьянам Армении", призвав вернуть Зангезур в состав республики. Попытки договориться с Нжде о мирной сдаче провалились и 1 июля наркомвоен Армении А.Ф.Мясников (Мясникян) отдал приказ о походе в Зангезур.

29 июня было занято Бичанакское ущелье. Тогда же части Кавказской (бывшей 11-й) армии заняли Ангехакот и Мазра. 30 июня красноармейцы вошли в Караклис, 2 июля - в Герюси, 4 июля - в Татев и 7 июля - в Катарские рудники.

13 (10?) июля 1921 года части Красной Армии под командованием А.И.Тодорского очистили последний опорный пункт противника - село Мегры. Лидеры дашнаков бежали в Персию, откуда большая их часть перебралась в Ливан. На какое-то время бывшие правители Армении ушли в тень, дополняя пеструю политическую картину Бейрута.

Однако с началом Великой Отечественной войны навыки дашнакских командиров Дро и Нжде были востребованы нацистами для создания Армянского легиона. Судя по всему, националистам недостаточно было двух капитуляций. Правда, проигранные войны политических дивидендов не приносят.


1. А.В.Кадышев. Армяно-турецкая война 1920 г. М. 1961.

2. О.Качазнуни. Дашнакцутюн больше нечего делать! Тифлис. Заккнига. 1927.

3. Ш.Амирханян. Майское восстание в Армении. М. 1926.

4. А.Багдасарян. Гражданская война в Армении. Ереван. 1928.

5. О.Варданян. Гражданская война в Армении. Ереван. 1931.

6. С.Вартанян. Победа Советской власти в Армении. Ереван. 1950.

7. Г.А.Галоян. Борьба за Советскую власть в Армении. М. 1957.

8. С.Хармандарян. Документы периода гражданской войны в Армении в 1921 г. Известия АН Армянской ССР. Общественные науки. 1957. № 2.

9. А.Н.Хейфец. Советско-турецкие отношения и вопрос об Армении в 1918-1921 гг. Ученые записки. МППИ имени В.П.Потемкина. М. МПГИ. 1951. Т. 14. 1. C. 283-312.

10. К.С.Худавердян. Годы больших свершений (к 50-летию Советской Армении). Историко-филологический журнал. 1970. № 4.

11. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. III. Вып. 1. М. Литиздат НКИД. 1928. С. 73-75.

12. Ц.П.Агаян. Победа советской власти и возрождение армянского народа. М. Мысль. 1981. 224 с.

13. А.Э.Хачикян. История Армении. Краткий очерк. Ереван. Эдит Принт. 2009. 264 с.

14. З.Григорян. Краткая история армяно-русских отношений (с момента их начала и до наших дней). День и ночь. 2015. № 6.

15. А.Г.Симонян. Освободительная борьба Зангезура 1920–1921 гг. Ереван. 2000.

16. М.С.Карапетян. Армения в 1912–1920 гг. Ереван. 2003.

17. Г.А.Галоян. Армения и великие державы. 1917–1923 гг. Ереван. 1999.

18. Э.А.Зограбян. Армяно-турецкая война 1920 г. и державы. Ереван. 1997.

19. С.Врацян. Республика Армения. Ереван. 1993.

20. Великая Октябрьская социалистическая революция и победа Советской власти в Армении. Сборник материалов и документов. Ереван. 1960.

21. Е.К.Саркисян. Из истории советско-армянских дипломатических отношений. Ереван. 1993. Т. 3. С. 3-17.

22. Г.П.Хомизури. Социальные потрясения в судьбах народов (на примере Армении). М. Интеллект. 1997.

23. История армянского народа в вопросах и ответах. Ереван. Издательство РАУ. 2009.

24. Джон Киракосян. Младотурки перед судом истории. Ереван. Айастан. 1986.

25. С.А.Алиханян. Роль Советской России в освобождении армянского народа. Ереван. 1964.

26. А.В.Квашонкин. Советизация Закавказья в переписке большевистского руководства, 1920-1922 гг. Cahiers du Monde Russe Annee. 1997. № 38 (1-2). P. 163-194.

27. С.Карапетян. К истории освобождения Зангезура от дашнакских банд. Известия Академии наук Армянской ССР. 1955. Т. 1. С. 31-42.

28. С.Хармандарян. Документы периода гражданской войны в Армении в 1921 г. Известия Академии наук Армянской ССР. 1957. Т. 2. С. 91-100.

29. С.Х.Карапетян. Коммунистическая партия в борьбе за победу Октябрьской революции в Армении. Ереван. 1959.


Рецензии