Томас Гейсборо. Портрет Сары Сиддонс

Томас Гейсборо.Портрет Сары Сиддонс (1785).Лондонская Национальная галерея.

                На закате своего творчества Томас Гейнсборо признался, что никогда не любил писать портреты. Но именно портреты принесли ему наибольшую славу. Гейнсборо утверждал, что никогда не стремился соревноваться с другим видным портретистом того времени – Рейнолдсом, но творчество обоих явно развивалось во взаимном соперничестве. В целом и Рейнолдс, и Гейнсборо – два великих мастера, внесших огромный вклад в развитие английского портретного жанра и прославившие его, хотя каждый шел в развитии этого жанра своим путем.

           СИДДОНС, САРА КЕМБЛ (Siddons, Sarah Kemble) (1755–1831), английская актриса. Родилась 5 июля 1755 в Брекноке (Уэльс).

              В 1782  с триумфом – выступила на сцене «Друри-Лейн» в роли Изабеллы в пьесе Гаррика Роковой брак (The Fatal Marriage). Известность актрисе принесли ее классическая красота, мастерство сценической речи, но прежде всего трактовка образа леди Макбет: Сиддонс считается едва ли не лучшей леди Макбет в истории мирового театра. К числу других ее актерских удач относятся Дездемона и Волумния в шекспировском Кориолане.
 
           Сара Сиддонс –  одна из примадонн во времена творчества Рейнолдса и Гейнсборо, работа с которой почиталась за большую честь. Оба художника, каждый в свое время, писали ее портреты, но по-разному подошли к решению художественной задачи. У Рейнолдса она предстает перед зрителем в образе трагической музы, а весь портрет насыщен символико-цветовыми приемами.

             Совсем иная женщина смотрит с портрета Гейнсборо. Здесь зритель видит изящную строгую леди, которая спокойно сидит и задумчиво смотрит куда-то вдаль. Но если долго всматриваться в образ женщины, то постепенно приходит ощущение, что это не просто некая английская леди; в ее точеных и привлекательных чертах чувствуется некое особое благородство, и благородство не крови, а духа. Эта женщина – прежде всего характер, личность и должна быть интересна именно с этой позиции. А за внешним спокойствием открывается внутренняя собранность, отчего рождается чувство недосказанности, некоего таинственного ореола вокруг образа.

             В плане художественного воплощения Гейнсборо, как и во многих других картинах, цветовой акцент переносит на холодные тона. Голубой, белый и черный – вот определяющие начала, единство которых неповторимо смотрится на фоне темно-красного полотна, призванного лишь оттенить их.

Сиддонс оставила сцену в 1818 после ряда триумфальных прощальных спектаклей.


Рецензии