Выпрямление имен. Книга 3. Глава 5

Знатность подобна большому несчастью в жизни

 В статье историка Гульнары Абдуллаевой "Великий ханский визирь" приведена биография знаменитого крымчанина Сефер-Гази:
"За Сефер-Гази шла слава мудрого и достойного государственного мужа. Он никогда не принимал необдуманных решений. Посчитав, что союз с поляками для ханства более выгоден, чем военная кампания в союзе с Хмельницким, открыто заигрывающим  с русским царем, Сефер-Гази решился предотвратить возможный удар в спину со стороны казаков. Он согласился на встречу с поляком Оссолинским, заранее зная, что последний готов пойти на любые условия крымско-татарского правительства.
 
 Наставник Ислама Гирая, Сефер-Гази - личность в истории Крымского ханства значимая и весьма популярная. Современник не менее известного первого министра Франции кардинала Ришелье, Сефер-Гази добился своего положения исключительно благодаря своему таланту дипломата. Однако в отличие от своего французского коллеги, прославившегося хитростью и коварством ради собственных выгод, крымский визирь был человеком честным и умным. Так, без намека на лесть, отзывались о нем современники. Великий визирь был любим народом, умел искусно улаживать конфликты между мурзами, и пользовался их поддержкой. Ислам Гирай III хан, в свою очередь, ценил своего первого министра, именно с ним в начале своей карьеры он разделил печаль ссылки и, опять же благодаря ему ,радость победы.

 Сефер-Гази был выходцем из капыкулу (личная ханская гвардия), сыном мужественного воина по имени Джан мурзы. Можно сказать, что вся его жизнь была неразрывно связана с ханом Исламом Гираем. Возможно, по этой причине некоторые источники сообщают, что Сефер-Гази являлся аталыком (воспитателем) будущего хана. Но, несмотря на то, что это сегодня пока недоказуемый факт, наставником Ислама Сефер-Гази все же был. Свою карьеру он начал при султане (принце) Хусама Гирае, служа у него мир-ахуром (шталмейстером). А позже добился назначения баш-аги к молодому калге при хане Бахадире Гирае, которым и был Ислам, недавно возвратившийся из польского плена.

  В 1640 году крымский хан умер и на его место был избран его сводный брат Мухаммед Гирай IV. Ислам Гирай вместе со своим двором удалился в родовые владения в местечко Халич. Последовал за ним и Сефер-Гази. Однако уже через четыре года визирь бывшего калги, стал хлопотать о его избрании ханом, по его мнению, это было вполне справедливо. Ислам Гирай был старше своего сводного брата-хана, уже был у власти и познал тонкости государственного управления. К тому же Мухаммед Гирай, еще со времен правления Джанибека Гирая, восстановил против себя родных братьев убийством брата Азамата Гирая, и не пользовался уважением и поддержкой в народе.

По этой причине Сефер-Гази не теряя зря времени и будучи от природы человеком практичным и умудренный житейским опытом, завел выгодные связи с влиятельной стамбульской верхушкой. Его ходатайства почти увенчались успехом, но верховный визирь Османской империи Джеван Мухаммед паша вынужден был приостановить дело, так как возникли непредвиденные обстоятельства, которые отбрасывали тень на репутацию Ислама Гирая. Помимо личных достоинств Сефер-Гази был главным руководителем внешней политики, привлекая к тонкостям дипломатии своего сына Ислама мурзу, который добился на этом поприще немало успехов.
 Занимая должность визиря, Сефер-Гази получал треть годовых доходов, уплачиваемых вассалами Крымского ханства, однако эти деньги он тратил на благотворительные дела. Поддерживал малоимущих, строил в городах и окрестностях мечети, фонтаны-чешме, колодцы. Его родственники так же отличались благотворительностью. Сестра великого визиря Айше ханым на свои средства выстроила в Акмесджите постоялый двор, и все доходы передавала на городские нужды.

     В самом начале ханства Ислама Гирая Сефер-Гази возложил на чиновника ханской канцелярии, кадия Хаджи Мехмеда обязанность придворного историографа. Кадий с большой ответственностью пошел к поручению, и под псевдонимом Сенаи, 1 августа 1651 года закончил свой труд «История хана Ислама Гирая III», известная сегодня как «Книга походов Ислама Гирая».
   Десятилетнее правление Ислама Гирая совпало с историческими событиями, в которых непосредственно принял участие верховный визирь Сефер-Гази. С 1620 по 1622 год в городе жил на положении пленника Богдан Хмельницкий. Он попал в плен в битве под Цецерой и был продан мурзе Ярусу.

В 1648 году в Бахчисарай, уже как гетман, Богдан Хмельницкий прибыл со своим сыном Тимофеем просить помощи и поддержки хана против поляков. К этому году польская шляхта уже третий год задерживала выплату дани Крымскому ханству, и Ислам Гирай согласился поддержать казаков в войне против Речи Посполитой. Благодаря коннице крымских татар во главе с орским военачальником Тугай беем, казаки одну за другой одерживали победы: под Желтыми Водами, Корсунем, Пилявцами. Решающее сражение оставалось на Западной Украине под Зборовым. Тут - то и пришла на помощь полякам дипломатия Сефер-Гази, закончившаяся подписанием Зборовского мирного договора 1649 года.

Преследуя интересы своего государства, Сефер-Гази продиктовал условия своего договора, на которые польский король Ян-Казимир вынужден был согласиться. Речь Посполитая обязывалась уплатить в ханскую казну 200 тысяч талеров единовременно и в дальнейшем - по 90 тысяч ежегодно. Кроме того, возместить все расходы, которые понесла крымская конница в войне с поляками.
Летом 1654 года Ислам Гирай, во время большого празднества по случаю обрезания своих сыновей, неожиданно умер. А новым ханом снова был избран Мухаммед Гирай IV. Некоторое время Сефер-Гази оставался верховным визирем при новом хане, однако Мухаммед помнил происки хитрого визиря и вскоре сместил его с должности. Но это показалось ему мало, и, найдя повод, он казнил Сефер-Гази, конфисковав все его имущество. Этой казнью Мухаммед Гирай восстановил против себя весь крымский народ.
 В то же время сын казненного визиря - Ислам бей - отправил халифу-султану в Стамбул жалобу, которая была принята к сведению, и спустя некоторое время Мухаммед Гирай был смещен."


Нужно сердце свое сделать предельно беспристрастным

В 1727 г. в эпоху хана Менгли Герая II шейхами, выходцами из Коньи (орден Хальвети), основавшими в Карасубазаре суфийский монастырь, была построена мечеть Текие Хан Джами. Менги II Герай был одним из самых достойных правителей Крыма 18 столетия, с частью нося имя великого предка, жившего двумя веками ранее. Помимо прочих добродетелей, Менли II Герай отличался искренней религиозностью. Стремясь глубже постигнуть смысл взаимоотношений Творца и творения, он обращался в своих поисках и к мистическому учению суфиев. Общины суфиев разных направлений (тарикатов) существовали во всех крупных городах Крымского ханства - в Бахчисарае, Гезлеве, Карасубазаре и др. Поскольку Менги II Герай любил общество мудрецов и богословов, проводя в беседах с ними значительное время, он был знаком с большинством суфийских деятелей Крыма.

Мечеть Текие Хан Джами являлась одним из тех мест Карасубазара, которая хранила память о событиях, происходивших в ханские времена. Этой мечети сейчас нет - она была разрушена в 1930 году. Впрочем, в небытие ушла не одна только мечеть: в Крыму больше не существует и суфийского тариката (ордена дервишей) Хальвети, к которому принадлежали карасубазарские шейхи. Последний хальветийский зикр (ритуальный танец) провёл на азизе в Кала-Асты под Карасубазаром Сеит-Ибрагим Эфенди. Практически стёрлась в народе и память о Менгли II Герае, строителе карасубазарской Хан-Джами.

В истории Крымского ханства зафиксированы  переходы части переселенцев из одного села в другое. Свидетели писали: «Падишах неоднократно посылал к хану приказание уничтожить этот город Карасу, так как его подданные, а в особенности иноземцы, проживающие в Каффе, постоянно уходят с семьями на жительство в Карасу и таким образом пропадает подать, viva Karag, как они говорят. На все эти приказания хан ответил, что паше следует управлять помягче, не подвергая подданных дурному обращению, и тогда в Каффу возвратятся не только подданные падишаха, но и многие из подданных хана перейдут туда же, так как Каффа богатый приморский город, и не останутся в Карасу".

В 1735 году началась русско-турецкая война, в следующем, 1736 году русские войска под командованием фельдмаршала Миниха вошли в Крым, захватили и сожгли города Ор, Кезлев, Бахчисарай. В 1736 году после сожжения тогдашней столицы Крыма Бахчисарая, Карасубазар стал резиденцией хана Фетиха II Герая, однако уже через год город был сожжён армией генерала Дугласа. Фетих II Герай  хотя и узнал с запозданием о том, что русские войска во главе с шотландцем Питером Лесли продвигались вдоль устья Салгира к Карасубазару и уничтожали встречные поселения, всё же успел преградить врагу путь к Карасубазару. Но поскольку турки с пушками ещё не подошли от Арабата, ханская конница потерпела поражение. Карасубазар был захвачен и сожжен. Вскоре к городу подоспела турецкая артиллерия. Завязавшийся бой не принес явного преимущества никому, однако Лесли решил отступать - в войске расползлась холера. 4 августа Лесли вышел из Крыма через Чонгар.

По описанию участника тех событий К.Г. Манштейна: "25-го генерал-поручику Дугласу поручен авангард в 6000 человек, частью драгуны, частью пехотинцы и большая часть легкого войска, с тем, чтоб идти на Карасубазар. Фельдмаршал следовал за ними с армией, оставив обоз больных в лагере с прикрытием 5000 человек, под командой бригадира Колокольцова. Все неприятельские передовые отряды намеревавшиеся препятствовать наступлению русских, были опрокинуты: на высоте вблизи городов замечен укрепленный лагерь, занятый приблизительно 12-15 тысячами турок. Тогда фельдмаршал усилил корпус Дугласа двумя полками драгун и приказал ему атаковать неприятеля и завладеть Карасубазаром, что и было исполнено с совершенным успехом. После часового боя турки бежали. Все обыватели покинули свой город, оставалось несколько армянских и греческих семейств, так что город взят без сопротивления, разграблен и обращен в пепел. В этом городе насчитывалось до 6000 домов, наполовину выстроенных из камня, 38 мечетей, 2 христианских церкви для армян и греков, 60 водяных мельниц и множество разных общественных зданий. Доставшаяся войску добыча была очень значительна, потому что обыватели не успели спрятать своего имущества".

В том же году российские войска покинули Крым, жители вернулись в Карасубазар, но город уже так и не оправился от разорения. В 1768 году немецкий купец А. Клеман посетил Карасубазар, но даже не описал его, так как город уже не представлял интереса. Тем не менее, в последние годы существования Крымского Ханства и численность населения Карасубазара достигла 40 тысяч человек , тогда как в столице ханства проживало 25 тысяч человек
 Как отметил в своих записях один немецкий купец, Карасубазар в 1768 г. являлся центром одного из 6-ти каймаканств, административно-территориальных округов, разделявших полуостров. В состав Карасубазарского каймаканства входило 10 кадылыков, число деревень в которых насчитывалось 342. В Крыму это было крупнейшее по территории и количеству деревень каймаканство.

Жили в Карасубазаре и армяне Тумановы (Туманян). У Василия Степановича было два сына Петр и Иван. У Петра, в свою очередь, тоже два сына Христофор и Павел. Христофор Петрович был женат на дочери крымского хана. Звали ее София. За нее он получил приданное – мельницу в Карасубазаре. Было у них две дочери Мария и София. На примере семьи Тумановых, видно, что у армян имена Христофор и София, как у моего прадеда и прабабушки, были в ходу.
К концу XVIII века в Карасубазаре жило три тысячи человек. Жители города занимались ремеслом и торговлей. Особенно было развито кожевенное и сафьяновое производство. Как уже упоминалось, в 1787 году в Карасубазаре побывала Екатерина II. Она провела два дня во дворце Карасубазара, специально построенном для нее у места слияния двух рек: Биюк-Карасу и Танасу.

Как известно, в 1787 году началась очередная турецкая война. По этой причине проводились соответствующие мобилизационные и режимные мероприятия. Так, «для прикрытия провиантского и комиссариатского магазинов, полковых госпиталей и больных в Карасубазаре находились: 50 казаков, две гренадерские  роты Троицкого полка при 3 единорогах и 5 пушках. В Карасубазар были переведены присутственные места из Феодосии. Городской комендант Сарандов в это время боролся с распространением панических слухов. По его данным в городе находилось 40 турецко-поданных греков и 35 армян.
Изымали у населения оружие. По отчету, «От Карасубазара до Севастополя в один прием изъяли: 566 ружья, 403 пистолета, 375 пик, 678 сабель, 10 луков, 187 кинжалов. Когда в 1795 году, решили проверить, выяснилось, что больше половины изъятого не оказалось в наличие.

По Крыму с заездом в Карасубазар путешествовала Элизабет Кравен. Элизабет Кравен  — жена английского адмирала, которая после развода с мужем осуществила путешествие через Россию и Украину в столицу Османской империи.  Сохранились ее записки:.
"Около шести утра я прибыла к татарскому городу Карасубазар, расположенному влево от дороги, и остановилась в губернаторском доме, построенном ранее для отдыха императрицы. Губернатор, генерал Каховский, вместе с братом собрали весь офицерский состав, одетый в мундиры. Уставшая, в чепце, я поднялась на крыльцо к хорошо одетым, в напудренных париках людям. Меня тут же окружила гурьба кавалеров с орденскими знаками, цветными лентами и орденскими цепочками. Такая ситуация напомнила мне традиционные приемы в Сен-Жерменском дворце..."
В Карасубазаре имелись христианские храмы: Никольский, Ильинский и армяно-католический. Свято-Никольский храм построен греческой православной общиной в 1774 году. В 1854 году на средства титулярного советника Арестида Ивановича Кондранаки, грека по национальности, храм был отстроен заново. На месте маленькой деревянной церкви появился каменный собор.

 В 1889 году протоиереем Стефаном Бенуа была пристроена колокольная. На территории церковного двора покоится прах А.И.Кондранаки, умершего в 1868 году Рядом находится усыпальница с надгробной часовней генерала от инфантерии, губернатора края, графа Михаила Васильевича Каховского, умершего в 1800 году. В Карасубазаре провела свои последние дни и баронесса Крюденер.
В городе случались различные история. Одна из них нашла отражение в архивном деле Таврическиго архивного общества (ИТУАК) № 46 за 1824 год. В нем рассказывается о незаконном обращении в армянскую веру русской девки Анастасии Подрезовой, которая оказалась в семье армянина Авкадура Бенли с 12 лет. Дело рассматривалось в полиции по заявлению настоятеля Карасубазарского Никольского собора протоиерея Иоанна Василикиоти.


Рецензии