07. 18

  Усилия, направленные на развитие в людях привычки думать, старания разъяснить и вложить в них знания, расширить кругозор, попытки научить находить решения в сложных ситуациях – все они, уже не сопровождаясь осознанием высокой ответственности, принесли неожиданные плоды. Полученные знания и навыки люди стали использовать для обоснования своей лени, объяснения бездействия, дали им уверенность в своей безнаказанности, помогли им обособиться и позволили считать себя самодостаточными. При этом подтолкнули воспринимать ответственность сродни опасности. На фоне короткой исторической памяти и восприятия горизонта событий, как некой границы, проходящей вне пределов собственной жизни, слова и действия многих стали истекать из ошибочной уверенности в личной особенности и неприкосновенности. Лишь те, у кого изначально были заложены лучшие человеческие качества, или было воспитано чувство долга, чести, не стали использовать полученное с целью применения его в личных интересах. Возможно, следует сделать вывод: для того, чтобы люди не были так обособленны и разобщены, нецелесообразно прилагать столь значительные усилия, вектор которых направлен лишь на воспитание прагматизма. Знания без морали, нравственности и веры в добро, по меньшей мере, нейтральны. А в максимальном отношении – чудовищны и преступны.  Даже глубокие, но односторонние знания, без понимания их связи с миром и осознания обязательств, которые они дают, могут быть опасны. Что же говорить о поверхностном обучении и воспитании… Стечение обстоятельств, приводящее к этому, привносит соблазн воспользоваться ситуацией, применив опыт ограничения знаний, который практикуется уже не одно тысячелетие: их свертывание, замкнутость и поддержка связей на уровне веры, с добавкой к такой баланде крупного ломтя подчинения. Так ли плохо, что одни в большей степени будут полагаться на других людей и зависеть от них? Не знаю, не уверен в этом. Есть ли у такого опыта будущее? Если есть, не станет ли оно скорей проклятием, чем благостью для людей?

10.07.2018 г. С. Б.


Рецензии