Часть 38. Ночная рыбалка

(Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2018/06/28/1851)

54. Ночная рыбалка.

Следующий день прошёл в чтении, беседах, созерцаниях и размышлениях. «Королёв» стремительно летел на северо-запад, к полигону следующей серии экспериментов, а мы, наоборот, лениво занимались личными делами.

Однако без внимания нас не оставили. При невинной попытке «расписать пулю» перед обедом, мы услышали, как по трансляции загремела команда «Шлюпочная тревога!»
Капитан резонно решил подтянуть дисциплину после расслабляющего действия «берега», а заодно напомнить некоторым, что они на корабле, в смысле, на судне.
 
Здесь стоит сказать, что на этот раз тревога нас не только не испугала, а наоборот, внесла приятное разнообразие в нашу судовую жизнь. Ведь мы уже были не те, что месяц назад! Не какие-то там «прикомандированные», а можно сказать, морские волки! Поэтому на этот раз мы со Славкой достаточно сноровисто нацепили спасжилеты, попрыгали в шлюпки, и даже помогли матросам освободиться от шлюпочных талей. И никто не пострадал! Никто не получил гаком по голове. В общем, всё прошло образцово. Добавлю, что на этот раз я первым делом сменил шорты на брюки без всякого напоминания.

Покружившись вокруг корабля и вволю покачавшись на волнах, мы благополучно вернулись на борт, а по итогам учений даже получили сдержанную похвалу от боцмана за умелые действия. И поверьте, эта «морская» похвала была не менее приятна, чем, скажем, благодарность за нашу основную деятельность.

После обеда мы со Славкой устроили двойной «адмиральский час», а отдохнув, отправились на камбуз лепить пельмени, поскольку по трансляции дважды передали просьбу коков о помощи. Мы первый раз участвовали в этом действе, поэтому сначала нас попросили изготовить несколько образцов. И мы не подкачали! Образцы были приняты шефом почти без замечаний. Она же не знала, что мой отец был родом из Сибири, а мама – с Урала. Как и Славкины родители. И в наших семьях искусство лепки пельменей было фамильным и передавалось по наследству! Так что присутствующим оставалось только наращивать темп, пытаясь сравняться с нами-«профессионалами»!

За успехи в труде нам разрешили сварить пару порций для себя и уничтожить их ещё до полдника. Что мы и сделали, назвавшись «дегустационной комиссией»!


Наступил вечер. После короткого заката на палубе стали появляться рыбаки. Все ждали остановки для очередной станции, которая объявлялась длительной, поскольку глубины в этой точке были значительными, и гидрологи планировали опустить удлинённую косу – чуть ли не полтора километра.

Наконец, рокот дизелей затих, буруны у форштевня улеглись, а «Королёв» стал слегка подворачивать, чтобы лечь в дрейф так, как просили гидрологи – немного под углом к поверхностному течению.

Дело в том, что на глубине направление течения меняется, причём иногда весьма значительно, вплоть до того, что может идти под прямым углом к поверхностному. Поэтому гидрологи, зная это, выпускают свою косу с учётом того, что она может уйти от вертикали. И рассчитывают спуск так, чтобы трос всегда уходил за корму, подальше от винтов.

Всё, судно неподвижно. С обоих бортов включаются прожектора, направленные вниз. Вода становится прозрачно-зеленоватой, и в ней начинает закипать жизнь: летучие и нелетучие рыбки, кальмары и другие хищники выплывают на свет и устраивают охоту друг за другом; в прозрачной, но тёмной глубине иногда мелькают крупные тени, которые не стремятся показаться на поверхности, а просто иногда утаскивают вниз какую-нибудь зазевавшуюся мелочь. В общем, все заняты, пищевая цепочка играет всеми своими звеньями прямо перед нами.

Наши рыбаки уже готовы. Вниз летят разнообразные снасти, иногда кто-нибудь бросает куски чёрствого хлеба или горсть крупы. Вот уже первый счастливчик тащит наверх первую добычу – маленькую ставридку или треску, повар потом разберётся.

Я, Славка и Толик встали у борта ближе к корме. В этом месте образовался разрыв в ряду прожекторов, поэтому отсюда удобнее наблюдать за более освещёнными местами, где толпятся рыбаки, кроме того, мы им не мешаем, ведь мы – зрители.

Однако рядом с нами обосновался знакомый матрос-электрик Антон. Он притащил свой рыбацкий сундучок и копается в нём, привязывая к леске какую-то хитрую снасть. Кроме сундучка он поставил у борта большое перевёрнутое ведро, на которое и уселся. Мы удивляемся тому, что он выбрал такое неосвещённое место: вода внизу черна и кажется непрозрачной.

     -  Антоша, а чего это ты в темноте обосновался? – не выдерживает Славка,– Вон, смотри, рядом уже таскают…
     -  Так то рыбка! – хитро отвечает Антон, – А мы кальмарами займёмся.
     -  А зачем? – не унимается Славка, – Вон, мы пельменей налепили, на ужин будут!
     -  Да ну их, ваши пельмени! – добродушно машет руками Антон, – Меня ребята за кальмарами послали, вечерком сготовим. Так что если захотите кальмарчиков – прошу к нам!

С этими словами Антон вытащил из кармана зажигалку, чиркнул ей и поднёс к небольшому, как нам показалось, шарику в другой руке. Через несколько секунд зажигалка погасла, но в его руке остался гореть слабенький зелёный огонёк. Антон встал с ведра и, размахнувшись, метнул этот огонёк в воду. Было видно, что за огоньком потянулась тонкая леска. Антон подёргал её и стал медленно подтягивать снасть к борту.

Не прошло и десяти секунд, как из воды выскочил небольшой кальмар и бросился на огонёк… Антон подсёк и быстро вытащил бедолагу на палубу!

Кальмар был небольшим. В длину вместе со щупальцами – сантиметров сорок. Антон отцепил его от своего загадочного огонька и бросил в ведро. Вытер руки, снова достал зажигалку, чиркнул. Через несколько мгновений огонёк полетел в воду, и почти сразу на палубе очутился следующий кальмар. Ещё через минуту в ведро угодил третий экземпляр, на этот раз побольше.

Мы подошли поближе и попросили показать невиданную чудо-снасть. Антон положил на ладонь почти погасший огонёк и протянул его нам.
     -  Только осторожно! – предупредил он.

Мы опасливо приблизились, стараясь рассмотреть источник свечения.
 
Оказалось, что чудо-снасть представляла собой прозрачное тело размером с перепелиное яйцо. Выточенный из оргстекла и отполированный эллипсоид имел герметичную полость внутри, куда была помещена пропитанная фосфором бумажка. Вся боковая поверхность «яйца» была усеяна довольно крупными рыболовными крючками – штук восемь, не меньше. От чего вид у этой «кальмарницы» был устрашающий.
 
Фосфорная бумажка быстро «заряжалась» от любого источника света, и после этого довольно долго светилась красивым голубовато-зелёным огнём.

Против такой снасти любой глупый кальмар ничего не мог поделать. Он был просто обречён. Считая, что это какая-то фосфоресцирующая вкусность, он кидался на неё и тут же попадался на один или несколько крючков.

     -  Какая же это рыбалка? – воскликнул Славка, – Это же просто сбор грибов!
     -  Сбор опят! – уточнил Толик, – С одного пня!
     -  Много вы понимаете! – обиделся Антон – Это сегодня так! Просто стая попалась! А бывает, что за час одного-двух вытащишь, и то доволен!

С этими словами он снова закинул свою страшную «кальмарницу».

Я присел над ведром и стал рассматривать улов. Кальмары ещё не понимали, куда попали и просто изучали место своего обиталища, шевеля своими пупырчатыми щупальцами. Один даже нащупал край ведра, и, было, вылез наружу, но следующий пойманный собрат сбил его на дно.
 
Меня поразили глаза кальмаров. Чёрные, миндалевидные, они издали напоминали человеческие. И от их мокрого, немигающего взгляда у меня по спине вдруг побежали мурашки. Скорее всего, у меня просто разыгралось воображение, но я поёжился и отошёл от ведра.

     -  Пойду на кнехты, покурю! – сказал я, ни к кому не обращаясь.
     -  Да, посмотрели, и будет! – поддержал меня Славка.
     -  Так, если надумаете – приходите к восьми! – снова пригласил нас Антон.
     -  Спасибо, мы больше по пельменям! – ответил за всех Толик.

И мы пошли на наше любимое место – кормовые кнехты, чтобы подымить, полюбоваться звёздным небом и чёткой слаженной работой гидрологов, которые тоже забрасывали свои снасти в воду, но никого не ловили, и их добыча не смотрела на них тоскливым взглядом человеческих глаз.

Вы можете смеяться, но с тех пор я не ем кальмаров. Ни в каком виде, даже в салате.

С той рыбалки прошло почти полвека, но иногда передо мной встаёт та картина: ночь, Атлантика, оцинкованное ведро и немного укоризненный взгляд из него.

                (Продолжение: http://www.proza.ru/2018/07/14/1600)


Рецензии
Прекрасный язык и стиль. Читать интересно. Что еще нужно для хорошего рассказа! У меня в разделе "Рыбацкие байки" есть про каракатиц - родственниц кальмаров. В отличии от вас, обожаю этих милых созданий в салатах. Жму руку.

Владимир Пастернак   23.01.2020 15:19     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за добрую оценку! Обязательно найду время заглянуть к вам!
Успехов!
Виктор.

Виктор Мясников   23.01.2020 15:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.