11. Синтра в свете аксиологии

Давно миновали времена Больших турне,которыми исключительно  молодые английские джентльмены завершали своё образование. Теперь во всяческие турне пускаются все, у кого осталось хоть немного денег после удовлетворения элементарных жизненных потребностей. Тут-то и выяснилось, что Земля мала, вожделенные для путешественников территории вообще крошечные, а то, куда и как привозят организованных вояжёров за разумные деньги, всего лишь продукт массового туристического бизнеса в упаковке, почти не дающей представления о подлинной ценности места.

Жертвами платежеспособной туристической любви стали и крупные города, такие как Париж, Рим, Венеция и относительно небольшие, вроде Дубровника, Ла Валетты, Петры. К последним смело можно отнести и Синтру. Поэтому основной проблемой её посещения нами было: как не попасть в жернова массового туристического продукта, называемого «Экскурсия в Синтру и на мыс Рока». Сделать это можно, прежде всего, умозрительно, и частично - организационно. Последнее означает, что в городок нужно приехать, когда там еще нет или мало организованных экскурсионных групп.


С умозрительной составляющей всё сложнее. Тут потребуется некоторое умственное напряжение для уяснения проблемы и путей ее решения, т.к. необходимо призвать на помощь аксиологию (аксиология - от греч. "axia" - ценность и logos - учение, понятие, слово) — философское учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальном мире).

Стремление увидеть мир есть не что иное, как желание пережить новые положительные эмоции через созерцание или даже потребление неких иноземных ценностей. «Каких это неких?» - заскучает легкомысленный читатель-путешественник, особенно, узнав через пару строк, что без кантовской классификации эмоциональной ценности ответ у автора окажется сильно затуманенным. Итак, "калининградский" философ, никогда не покидавший Кёнигсберга, делил эмоциональные ценности на сакраментальные и эстетические. Что это такое, поясню на примере двух видов ценности в любви. Начну с любви, как сакраментальной ценности.

Все мы плохо относимся к олигархам. То бишь, к миллиардерам у власти. Но нелюбовь эта - гипотетическая. Стоит любому олигарху оказать любому из нас знаки внимания, особенно если эти знаки денежные, мы начинаем ему симпатизировать, а подчас и просто его обожать. То же самое с царями и даже царьками, то есть региональными наместниками. В царя автоматически влюбляется любая его избранница (избранник). История почти не знает женщин (и очень мало мужчин) отвергших любовь монарха. Отмечу, большинство монарших избранниц и избранников вовсе не притворщики-корыстолюбцы, они – носители сакраментальной ценности любви. Высшим ее проявлением является религия с ее любовью к богу. Примерно так по Канту.


На самом деле любовь к богу у людей не такая сильная, как их чувства к представителям высшей земной власти. Понять почему, несложно.

Есть бог или, нет бога, научно доказать невозможно. Но то, что на молитвы бог не откликнулся, ни разу за историю наблюдений - научно доказанный факт). А земные субъекты сакраментальной любви к мольбам подданных не так равнодушны.

Теперь можно вернуться и к туристическим достопримечательностям. Мыс Рока, о котором речь шла в предшествующем рассказе, является источником сакраментальной эмоциональной ценности (самый-самый край Европы). Отними у него статус «самого-самого» и интерес туриста к месту под названием мыс Рока бесследно исчезнет.


Автор к сакраментальным ценностям более или мене равнодушен. Крайние, высшие или низшие точки земли, гигантские плотины, египетские пирамиды и тому подобные объекты сакраментальной эмоциональной ценности посетить, конечно, неплохо (иногда полезно, иногда интересно и почти всегда для факта «Я здесь был»), но полюбить их можно, если они воплощают и вторую ценность любви – эстетическую.

Наиболее ярким примером эстетической ценности любви является любовь мужчины к женщине. В этой ценности почти нет сакраментального. Практически чистая эстетика. Иначе как объяснить, когда умный мужчина буквально тонет в глубине сияния глаз юной возлюбленной, находя там вопросы, чаяния, мысли, о которых она понятия не имеет, хотя бы потому, что возлюбленная - дура набитая … Словом, «а если это так, то, что есть красота…»?


Не стану добивать внимание читателя рассуждениями о кантианской связке красота-эстетика, допустив, что это очень близкие понятия. Скажу просто, Синтра, как раз и есть носительница эстетической ценности, с почти не замеченной мною, хотя и присутствующей ценностью сакраментальной. Если бы Синтра была моей возлюбленной и спросила: «За что ты меня полюбил?» - я, не колеблясь, ответил бы: «За общий вид». Женщина, наверное, потребовала бы детализации, ну, а Синтра просто носит титул мирового достояния человечества от ЮНЕСКО именно в категории «Культурный пейзаж». Туристы, которые едут прямиком к замку Пена, а потом на мыс Рока, или наоборот, уподабливаются замотанному работой менеджеру корпорации, который видит и любит свою молодую красавицу-жену только ночью, только спящей, без света и под одеялом. По Синтре следует ходить пешком, ее расположение на красивых лесистых холмах (Сьерра-де-Синтра) обеспечивает бессчетное многообразие замечательных видов.


Приехав на вокзал (железнодорожный вокзал и автовокзал расположены рядом, в историческом центре), отправляемся в сторону Королевского охотничьего дворца, который является, если можно так выразиться, центром центра Синтры. Идти следует по улице Volta da Dusha. Найти её несложно, встроившись в еще не слишком выраженный пешеходный трафик, который только через пару-тройку часов превратится в туристический, всё сметающий железный поток, описанный писателем Серафимовичем, правда по другому поводу и с другим целями.


Volta da Dusha дугой проходит по склону лесистого холма, поэтому справа от неё - заросший деревьями и кустарниками овражистый склон, переходящий далеко внизу в луга и сады с домами, а слева - лесистый горный склон, местами - очень крутой, местами - не слишком. Где позволяют складки местности, вдоль дороги - разного рода постройки. Справа видны их крыши, слева - только стены, крыш почти не видно, слишком высоко.


С португальского Volta da Dusha переводится смешно: «Дорога вокруг душа». И действительно, это скорее дорога, нежели улица. Название, якобы, связано с тем, что когда-то дорога вела в городские общественные купальни, ныне уже не существующие. Протяженность Volta da Dusha невелика, думаю, с километр, автомобильное движение очень слабое (если вообще есть, не помню), скорее всего, из-за каких-то ограничений (типа запрета стоянок). Дорога хороша, прежде всего, постоянно меняющимися многоплановыми видами. Кроме того, вдоль балюстрады, отгораживающей обрыв от тротуара, установлены разнообразные, и временами весьма примечательные, скульптуры. В подавляющем большинстве скульптуры - высокохудожественные, хотя и не объединенные какими-то направлениями. Полная эклектика, от мемориальной классики до постмодернизма (дорога используется для проведения ежегодного фестиваля скульптуры “Sintra Arte P;blica” современных авторов, каждый год экспозиция под открытым небом меняется).

Для фотографов здесь просто рай, так как первые, вторые…пятые и десятые планы соперничают друг с другом красотой, которую не может в полной мере испортить даже ощерившаяся в притворной улыбке физиономия любителя селфи на переднем плане. Твори - не хочу!


У королевского дворца надолго не останавливаемся. Своими странными трубами он служит скорее легкоузнаваемым ориентиром, нежели предметом для восторженного созерцания. Садимся в тени на ступени дворцовой лестницы попить водички, заодно наблюдаем съёмки какого-то гастрономического телевизионного шоу на площади возле дворца. Отдохнув, отправляемся в парк Кинта да Регалейра. Прельстились мы им из-за пешеходной досягаемости и некоторой странности архитектурной ориентации: нечто замешенное на мистике. Ключевые слова там: тамплиеры, алхимия, масоны. Кроме того, помимо богатой растительности склон паркового холма буквально изъеден подземными ходами, гротами, колодцами с винтовыми лестницами, этакими башнями наоборот, уходящими под землю, куда открыт доступ для публики.


Расчет наш оправдался. В кассы парка нет очереди, а в самом парке еще полно мест, где почти пустынно. Гуляем по извилистым, местами крутым, дорожкам, рассматриваем всяческие парковые причуды, навроде гротов, смотровых башен, подпорных стен и искусственных (а может и настоящих) руин.


Странное, но приятное ощущение, возникшее во мне сразу по приезду в Синтру, с каждым часом все более крепнет. Будто я - не разменявший седьмой десяток джентльмен из никому неведомой тьму-таракани, а семи-восьмилетний мальчонка на каникулах, попавший в сказочную страну. Страну, где полно жутковатых потаенных мест, но нет угроз тебе лично, где всё незнакомо, но не страшно, потому что слева от тебя мама, а справа и чуть позади надежно защищает тылы отец. Мне почему-то хочется спуститься в масонский колодец - башню и по подземному ходу пройти насквозь холм, к которому мы подошли. Имея диплом горного инженера, я хорошо знаю, что ничего особенно примечательного в штольне не увижу, но почему-то все равно хочется. В себя приводит мама, роль которой в данный момент исполняет супруга. В колодец и подземный ход спускаться она категорически отказывается. Она прочла в путеводителе, что там темно и очень сыро, а на ней светлые замшевые туфли от Max Mara. Оставляю «маму» наверху и быстренько скатываюсь по винтовой каменной лестнице на восемь этажей вниз. Делаю фотоснимки… и пускаюсь в обратный путь, который менее легок, т.к. «спускаться» из подземной башни приходится вверх…

В парке нет никаких кафе или просто лотков с напитками и едой, а время обеда давно наступило. Уходить еще рано, но натощак красоты ландшафта стали меркнуть. Однако сказка продолжается. Жена всё еще остается мамой. Усаживает меня на лавочку возле небольшого фонтана и достает из сумки великолепные сэндвичи: белая круглая булка (хлеб) размером с мой кулак, а кулак у меня - с помойное ведро. В разрез булки щедро уложены ломтики овечьего сыра, прошютто и кружки томатов. Перекусываем с большим аппетитом. Мешает одно. Вокруг нас начинают все чаще фланировать другие посетители парка, неизменно вперивающие в нас алчущие взоры, так что скоро я стал понимать фразу «Где вы купили такую вкуснятину?» даже на хинди и африканском наречии малинка.

Обычно при длительных пешеходных прогулках мы не посещаем музеев. Это перегружает и физически и информационно. Однако парковый дворец Регалейра решили осмотреть.

В путеводителях его характеризуют как неоготический замок. На мой взгляд, это скорее большая вилла, построенная в сказочно вычурном стиле. Сейчас такого рода новоделов по миру разбросано великое множество. Начиная с замков в парках Уолта Диснея и кончая особняками разбогатевших и дурящих братков, да слуг лидера нации в России. Но в том-то и дело, что Регалейра - не новодел!


Из парка замок смотрится как большая игрушка, поставленная в цветочную клумбу. Красив ли он? Большинство скажет, что очень. Для меня же важнее иная его эстетическая ценность, он ещё больше усиливает ощущение ребенка: веру в реальность сказочности и волшебства.

Бродим по комнатам и этажам, пытаемся разобраться в планировке, которая весьма мудрена, несмотря на небольшие площади. Рассматриваем барельефы, скульптуры и мозаики. Интерьеры пустоваты, но уютны. Как ни странно, в таких комнатах удобно жить, а не только проводить заседания масонских лож. Все помещения размерами невелики и очень светлые, из окон открываются великолепные виды на сад, на город, а с верхнего этажа и смотровых площадок, балконов - на холмы с крепостью мавров и замком Пена.

Когда-то здесь была уникальная библиотека, алхимическая лаборатория и размещались еще какие-то знаменитые коллекции хозяев. Все разбазарили наследники. К примеру, знаменитое собрание книг Камоенса теперь в Вашингтонской библиотеке Конгресса и эта не худший вариант для раритетов…

Когда мы, двигаясь к выходу, проходили по одной из террас на подпорной стене замка, то увидели внизу, под нами, как по площади перед воротами парка змеится очередь, хвост которой скрывался вдали за плавным поворотом улицы. Жизнь подтверждала не единожды декларируемый моей супругой принцип, который в этом контексте я сформулировал бы так: «Хочешь попасть в сказку – рассчитывай все трезво на основе реальностей, а не желаний».


Рецензии