Профессор из Сорбоны

  Президент на призыв философа не откликнулся. Может, даже не знает о нём. Теперь это вообще не имеет значения:факт уже свершился, президент на матче побывал.
  "Чемпионат мира по футболу - прекрасный праздник,- написал перед этим в газетной колонке Le Mond Мишель Ельчанинофф, тот самый философ, который обратился к президенту страны,- и желание поддержать сборную Франции совершенно обоснованно. Между тем, ваше присутствие на трибуне может прозвучать как политическое и моральное поражение для нашей страны...".
  С чего бы это вдруг? Ну как же, голодает Сенцов, и если, по словам Ельчаниноффа, "не предпринять никакой решительной инициативы, Сенцов умрет в тюрьме".
  И какая должна быть эта "решительная инициатива"? Макрон должен обусловить свой приезд на матч(Ельчанинов назвал его визитом) требованием к Путину - освободить Сенцова.
  "Сегодня истинной сильной личностью - в прямом смысле этого слова - в России является уже не Владимир Путин, а русскоязычный и невероятно упорный украинец Сенцов",- убеждал философ Макрона.
  Мишель Елчанинофф - внук русского священника Александра Ельчанинова, в 1921 году уехавшего с семьей во Францию, и скончавшегося там в 1934 от болезни.
  Михаил вырос французом с русскими корнями, стал Мишелем, букву "в" в окончании своей фамилии заменил двумя "ф", сделал диссертацию по Достоевскому, которого  поколение за поколением на Западе считают "истинным лицом России", полагая, что в книгах писателя об этой стране можно узнать всё и навсегда.
  Со временем Ельчанинофф стал доктором философии, преподавателем Сорбонского университета, женился на гражданке России, и у них в Париже, в сентябре 2000 года, родился сын.
  Потом пара рассталась, бывшая жена с сыном уехали в Москву,и в один из приездов к ним Мишель похитил семилетнего сына и вывез во Францию.
  Видимо, с тех пор Елчанинофф  в Россию ездить остерегается, но "специалистом" по России остается. И даже написал книгу "Что у Путина в голове".
  Как объясняет сам Елчанинофф в интервью, он хотел разобраться, на идеях каких философов выстраивал свою власть Путин, и сделал вывод, что "главным" философом для него был Иван Ильин.
  А что в голове у самого Ельчаниноффа?
  В последние годы он носится с идеей "новых диссидентов", даже ассоциацию под таким названием создал, успел уже и книгу написать, героями которой стали и некоторые "диссиденты" из Беларуси.
  В Беларуси никогда не было никакого диссидентского движения. Откуда вдруг они "появились" у Ельчаниноффа?
  В 2014 году он приехал в Минск, чтобы посмотреть, как живет Алексиевич и побеседовать с ней.
  Минск произвел на него впечатление типично советского города, но вечером его повели на какую-то, чуть ли не тайную тусовку интеллектуалов, и Елчанинофф понял, что и здесь живут интересные люди, которые свободны в своих поисках.
  Он сам об этом рассказал в июне 2016 года, приняв участие в дискуссии о старых и новых диссидентах в стенах европейского колледжа, которая прошла под патронажем немецкого Института имени Гёте.
  Некоторые из героев его книги сидели рядом с ним на сцене. Одна, совсем еще молодая культуролог, поблагодарила Мишеля за возможность побывать в Париже и получить доступ к "открытому" творчеству, что усилило её диссидентский дух, который, видимо, у нее еще от деда -диссидента, скромно заметила она.
  Более зрелый человек среднего возраста, поэт, рассказал вообще фантастическую историю. Человек,- он даже назвал его фамилию -, в 149 году, учась в Белорусском государственном университете, открыто призывал к убийству Сталина, за что был репрессирован, и когда потом он вернулся из тюрьмы, вокруг него и собрались "тайные диссиденты".
  К одному из таких "диссидентов"  он причислил поэта, безусловно, очень талантливого, но жившего настолько в своем мире, что его прозвали Блаженным, и это определение даже стало его вторым именем.
  В реальный мир он выбирался крайне редко, и, вполне возможно, даже не совсем понимал, как тот функционирует.
  Ну а что же нынешний поэт-"диссидент"? Он уже примерно два десятилетия является успешным издателем религиозной литературы, а в советское время просто был несогласен с коммунистической идеологией.
  И этого достаточно, чтобы быть диссидентом?
  Оказалось, что для Елчаниноффа достаточно. По его мнению, прежнее понятие диссидента уже устарело. Сегодня диссидент - этот  тот, кто внутренне стремится быть свободным, неважно, где и в какой сфере деятельности он занят. Это может быть и артист, и художник, и правозащитник, и культуролог,- да кто угодно.
  Вот в Мексике, где погибли тысячи людей без суда и следствия, одна женщина по субботам ходит в горы и разыскивает останки тайно похороненных жертв, чтобы потом их могли идентифицировать, а родственники похоронить.
  Разве она не диссидентка?
  При таком широком "понимании" диссидентства У Елчаниноффа пол-мира может ходить в "диссидентах", что, судя по всему, его совсем не смущает. Он создал свою теорию и теперь пытается в ней убедить других.
  У него есть даже пример "дважды диссидента" - таковым он считает Мустафу Джемилева, который в советское время боролся за права крымско-татарского народа и сидел за это в тюрьме, и теперь, живя в Украине, продолжает эту борьбу.
  Философу даже невдомек, что более, чем странно называть диссидентом депутата Верховной Рады, коим является ныне Джемилев.
  Впрочем, судя и по его обращению к Макрону, у философа явные трудности с адекватным определением и восприятием существующей реальности. Зачем он вообще занялся "чужими диссидентами"? Как явствует из его слов все на том же обсуждении в Минске, во Франции утерян интерес к защите демократии. Людей больше интересуют насущные проблемы, в частности, связанные с мигрантами, и он , Ельчанинофф, хочет показать им, что в других странах есть люди, которые не ограничиваются  только своей частной жизнью, и в Беларуси тоже, о которой, сожалеет он, во Франции почти ничего не знают.
  Ельчанинофф собирается просвещать "незнающих". Когда в минувшем году в Беларуси были массовые выступления против закона о "тунеядцах", ассоциация "Новые диссиденты" помогла организовать пикеты в Париже в их поддержку.
  Кстати, в январе минувшего года членом этой ассоциации стал и художник Павленский. В честь такого видного "политического диссидента" был устроен даже специальный вечер, на котором его горячо приветствовали.
  По его окончании Павленский и записался в ассоциацию.
  Интересно, он до сих пор там числится? Сидя во французской тюрьме и признанный французскими властями сумасшедшим?
  Философ не очень-то разборчив в своем выборе.
  Может, и за Сенцова ухватился, чтобы как-то подкрасить свой имидж?
  Что касается футбольного поединка, на котором присутствовал французский президент, то он закончился в пользу французов.
  Теперь им предстоит бороться за титул чемпиона.
  Может, Макрон вновь захочет прилететь в Россию?
  Тогда у философа появится очередной повод для обращения к нему. Надо же постоянно напоминать о себе.

   
 

   


Рецензии