СМС от покойника. Часть 2. Неожиданное знакомство

                Каждый кузнец своей судьбы
                (польская пословица)


             Кафе на углу дома Иоанны было хоть и не ультрамодным, но милым и уютным.  В небольшом зале стояли антикварные столики, на стенах висели фотографии старой Варшавы, в маленьких вазочках благоухали свежие цветы, в воздухе застыл аромат кофе и шоколада. Знакомая официантка мило улыбнулась постоянной посетительнице.
 - Вам как всегда, пани Иоанна? –
 - Да, и еще вот этот салат, а что ты Зоя? – девушка отдала меню подруге.
 - О! Мне только латте, ну и можно фаворки, хоть это и скажется пагубно на моей фигуре-

            Зоя, конечно, преувеличивала. Ее стройности могла бы позавидовать сама Паулина Крупиньская. Модный дизайнер могла съесть, что угодно, начиная от свиной рульки и заканчивая рaczki, и калории этих блюд никоим образом не отражались ни на одном уголке ее тела. Иоанне же приходилось все время держать свой аппетит в «ежовых рукавицах». Но иногда весы предательски показывали увеличение веса, и ей приходилось отворачиваться от шоколада и  пирожных.
Минуту девушки молчали. Пани Каминская схватила белоснежную салфетку и стала нервно теребить ее в руках.

 - Кто-то проникает в контору, вскрывает кабинет, сейф, что-то там ищет и не находит. Потом переворачивает к верху дном мою квартиру, и тоже, наверное, ничего не находит. Но что же он ищет? И почему у меня? – вопрошала она с недоумением.
 - Ты вспомни, может ты перешла кому-то дорогу? Что-то сделала не так в конторе? Кто-то что-то говорил тебе необычное? – честно пыталась подсказать ответ Зоя.
 - Кому я могу перейти дорогу? В конторе все было как всегда, не было ничего необычного, - девушка старалась вспомнить что-то экстраординарное, но не могла.
 - Но такого не может быть, должно быть что-то такое, что послужило толчком всем этим событиям –
 - Не могу, голова трещит. Наверное, сказывается мое падение в обморок. Кажется у меня шишка на затылке, - Иоанна пощупала голову и тряхнула рыжими кудряшками, - что мне делать?

 - Во-первых, успокойся, - официантка принесла заказ, кивок в ее сторону, - благодарю,  во-вторых, поешь, в-третьих, поедем ко мне.  – Зоя отдавала четкие распоряжения, - тебе сейчас не надо оставаться одной.
 - О, нет! – пани Каминская жадно вцепилась в теплый хлеб, - там твой муж Зденек. Одна ночь, куда ни шло, а несколько дней, для него будет слишком. О, какая я голодная! – и она накинулась на салат.
 - Ну, что ты, - успокоила ее подруга, - Зденек ничего не скажет, я ему все объясню.
 - Все равно, мне неудобно, - девушка проглотила салат и задумалась, - я поеду к тете Беате. Буду после работы ездить в свою квартиру, наводить порядок, а ночевать у нее.
 - Она же у тебя терминатор, ты сама говорила, - пани Ожешко откусила кусочек фаворки – хрупкого пирожного, посыпанного сахарной пудрой, - что ты с ней не уживаешься.

 - Да, но пока это тот вариант, который меня устраивает. Даже, если твой Зденек не будет бурчать, мне неудобно ездить из конторы к себе, потом к тебе, а до тети тут и пешком можно пройтись, - Иоанна допила кофе. – Не нравится мне все это, Зоя. И все это связано, как мне кажется с конторой. Что-то тут нечисто.
 - Думаешь, твой шеф в чем-то замешан? – подруга тоже поставила хрупкую чашечку на блюдце.
 - А черт его знает! Всегда думала, что наш Збышек кристально-честный нотариус, и вообще милый дядька –
 - Кстати, - заметила дизайнер, - этот твой сержант Новак не плохой вариант. Молодой, довольно симпатичный, к тому же, как мне кажется, здоровый карьерист, и, - подчеркнула она, - заработки в полиции совсем не плохи.
 - О! – воскликнула секретарь, - ты опять за свое. Мне он показался туповатым и простоватым. А такие по службе далеко не двигаются.
 - Но, - возразила Зоя, - он же – блондин, как тебе цыганка нагадала. И жизнь твоя изменилась, правда не совсем к лучшему.

 - Он не блондин, а рыжий, - в свою очередь возразила Иоанна,
 - Нет, у тебя нет определенности восприятия цвета, - уколола дизайнер, - у него скорее пшеничный цвет волос. Такой желто-бело-золотистый. Это у тебя волосы настоящие рыжие. Может, еще по кофе?
 - Вот и представь, какие у нас будут дети! Какой-то солнечный взрыв! - секретарь посмотрела на часики, - ого! Уже полдень. «Еще по кофе» не получится. Пойду к пану Pszenica. Если он разрешит, отправлюсь к тете Беате. Надо же ее подготовить, что какое-то время я побуду у нее. Да, и надо купить ее любимых пирожных
 - В любом случае, будь на связи. Я волнуюсь за тебя, Иоанна, - серьезным тоном подруга завершила их разговор.

               Выяснив у сержанта, что она на сегодня свободна, девушка  побрела по  улице в сторону дома тети Беаты. Мысли о странных событиях, произошедших  за столь короткое время, не давали ей покоя. Шагнув на переходе на проезжую часть, Иоанна почувствовала, что куда-то взлетает. Она услышала визг тормозов (мелькнула мысль «Это конец!»), краем глаза зацепила улепетывающий «Феррари», подлетевшую вверх коробку с «Терамесу» и ощутила тонкий запах «Фаренгейт». Ее мягко поставили на землю, и секретарь смогла, наконец, поднять  глаза на своего спасителя. Высокий брюнет с карими глазами, модной прической, в полу длинном пальто смотрел на нее тревожно и заинтересовано.

 - С вами все в порядке? – он одновременно нахмурился и улыбнулся уголками губ.
 - Да, кажется, - пани Каминская растерянно оглядела себя, - меня, что, чуть не сбил автомобиль?
 - Вообще-то да, - молодой человек уже посмеивался, - вы глубоко задумались и не видели, как он мчался прямо на вас.
 - Иезус Мария! – пробормотала она, - вы, значит, спасли мне жизнь? Благодарю вас.
 - Не стоит, - спаситель пытливо посмотрел на нее, - но вы можете в принципе отблагодарить меня чашечкой кофе или горячего чая.
 - Я бы с удовольствием… Ой! А где мои пирожные?-  Иоанна обреченно увидела, как по грязной коробке с «Терамису» проехал джип. – Вот так всегда! Патологическое невезение!
 - Не огорчайтесь, - утешил ее незнакомец, - тут недалеко кондитерская. Я с удовольствием куплю вам другие пирожные.

                Иоанна заметалась в мыслях. Она привыкла, что большинство молодых людей предпочитают общение с длинноногими блондинками с обворожительным томным взглядом и соблазнительной улыбкой. А такие, как она, полноватые рыжеволосые
скромницы, хоть и веселые по нраву, отдыхают в сторонке. Поэтому настойчивость спасителя ее несколько удивила.
 - Не стоит беспокоиться, я сама, - возразила девушка.
 - Ну, тогда я вас провожу? – не отступал спаситель, – а, то как-то беспокойно за вас.
Она засмущалась от его пронзительного взгляда,  румянец предательски заалел на ее пухлых щечках
 - А я уже почти пришла, вот дом, - стесненно кивнула она через дорогу.
 - Давайте я вас все-таки переведу хотя бы, - настойчиво предложил незнакомец.
 - Ну, хорошо, - девушка пожала плечами.
. Они купили новую коробку с «Терамису». И уже у дома тети, спаситель вытащил из внутреннего кармана визитку и протянул ей.
 - Созвонимся? – 
- Да, конечно. Спасибо еще раз, - она в ответ отдала свою, - пока, - махнула рукой и тут же постаралась забыть этот инцидент. Ведь ей предстоял тяжелый разговор с теткой.

                Тетя Беата была сестрой матери Иоанны, которая исчезла однажды в неизвестном направлении в компании с молодым дерзким авантюристом, бросив маленькую дочурку и добряка-мужа. Отец девочки, Леслав, недолго воспитывал ее один. «Сбесилась сестричка!» - сделала вывод тетушка и быстро пришла на помощь свояку. Племянницу она держала в строгости и послушании. Когда та повзрослела, то устроилась на работу в магазин одежды, что позволило накопить денег на учебу в юридическую школу. Конечно, и тетя Беата, и вся родня Леслава помогла ей.  А вскоре студентку приняли на работу в контору пана Збышека, и она, наконец, сняла квартиру. Вот тогда-то Иоанна и вздохнула с облегчением. Тетю Беату можно было выносить не более двадцати четырех часов. Леслав недавно женился во второй раз и укатил в Познань. В любом случае девушке некуда было больше идти.

 - О! Что, заявилась? – так встретили ее. – Наверное, что-то случилось? Так просто ты никогда не пришла бы. Дай угадаю, тебя выгнали с работы? Нет, ты сама ушла, влипла в какую-то историю. Сейчас так много мошенников. Вот недавно звонит мне по телефону молодой человек и начинает предлагать посетить их заведение, - и, не слушая попыток племянницы что-то возразить, тетушка начала рассказывать, как она отшила надоедливого менеджера.
 - Тетя, я поживу у тебя? – наконец вклинилась в словесный поток секретарь. – Это ненадолго.
 - А! Тебя выгнал хозяйка квартиры! – торжествующе предположила женщина. Она была еще не старой, но время, посвященной воспитанию племянницы, поглотило всю ее молодость. Тетушка никогда не жалела, что не вышла замуж, хотя положа руку на сердце вряд ли кто выдержал бы ее характер. – Что ты с ней сделала? Ты устроила потоп?!
 - Да нет, я просто выполняю задание пана Збышека, а от тебя будет ближе, чем от моего дома, - соврала на ходу девушка.
 - Ну ладно, - недоверчиво пробубнила пани Беата, - оставайся, живи, сколько хочешь. Только не повтори ошибку своей матери, - и она начала переставлять кастрюли, громыхая на всю кухню, в который раз вспоминая не очень красивую историю побега сестры.

                Будущий нотариус  с облегчением вздохнула. «Главное, что она ее оставила, а там пусть бурчит, сколько хочет». Она зашла в свою комнату, в которой провела всю сознательную жизнь. Со стены на нее смотрели вырезки из журналов с портретами актеров-красавцев, ее детские рисунки, в которых маленькая девочка пыталась отразить свои мечты. Пани Каминская  рухнула на кровать и закрыла глаза. В голове мелькали мысленные образы: пан Збышек, Зоя, сержант, здоровяк у сейфа, этот парень, спасший ей жизнь. «Он так похож на Джеймса Бонда, из какой серии не помню. О! Она даже не спросила, как его зовут. Да, он дал визитку, но лезть в сумочку искать, у нее уже нет сил. Да и зачем? Наверное, он из вежливости предложил ей продолжить знакомство. Такие, как он, обычно общаются с другими девушками». Она мысленно перебрала события пятницы. «Что-то ускользает от ее внимания. Что-то очень важное. Но что?» Секретарь вздохнула и заснула крепким сном.

          Все выходные они с теткой трудились не покладая рук. Та безжалостно отдавала команды, которые неукоснительно надо было выполнять. Иоанне даже некогда было ответить на телефонные звонки. Только Зое она на бегу сказала, что все в порядке и что ей некогда. Они что-то мыли, стирали, убирали, чистили, перебирали и так с утра до вечера. Сержант позвонил ей в воскресенье и поставил в известность о том, что они выполнили всю работу. Но наводить порядок в своей квартире уже  не было сил. В понедельник пани Каминская опоздала. Новый маршрут выбил ее из колеи, и она не рассчитала время, да и пробки были на дорогах. Войдя в контору, секретарь поняла, что опять что-то случилось. Из кабинета шефа доносились возмущенные крики.

 - Я никому не позволю делать из меня дурака, - кричал посетитель,- вы ответите мне за все!!!
 - Пан Возняк, успокойтесь, - старался миролюбивым тоном утихомирить собеседника нотариус, - сейчас придет моя секретарь, и мы все проясним.
«Иезус Мария! Что опять я сделала не так?»
 - Доброе утро, пан Збышек, - девушка вошла в кабинет, - доброе утро, пан Возняк.
 - Кому доброе, а кому не очень, - пробурчал в ответ недовольный мужчина. Он был очень грузный, пыхтел, сопел и постоянно протирал лысину на голове носовым платком, - проясните милая пани…
 - Иоанна –
 - Пани Иоанна, скажите, где мой конверт с документами, который я в пятницу оставил в вашей конторе на хранение? –
 - Это желтый конверт, который надо было положить в сейф пана Збышека? – уточнила секретарь.
 - Да, именно так, - вмешался нотариус, - я вам дал указание положить его в мой сейф.

 - Но я так и сделала, пан Збышек, - обиделась пани Каминская, - он был в пятницу, помните, мы проверяли по списку.
 - Я все прекрасно помню, - устало вздохнул нотариус, - тут какое-то недоразумение. В  том конверте, который находился в сейфе, совсем не те документы, которые ожидал увидеть пан Возняк.
Секретарь удивленно посмотрела на багрового посетителя.
 - А что там? –
 - Да там какая-то дребедень про строительство, про землю, - со злостью уже взвизгивал пан Возняк, - совсем не то, что должно быть.
 - А что было у вас? – уточнила Иоанна.
И тут наступил ступор. Посетитель еще больше занервничал и с яростью стал тереть носовым платком и так красное лицо.
 - Видите ли, пани …
 - Иоанна, - опять подсказала секретарь.
 - Пани Иоанна, там находились очень важные документы конфиденциального характера. Большего я сказать вам ничего не могу, - толстяк скомкал платок и сжал его в кулак, - где могут быть мои документы, пани…

 - Иоанна, - машинально проговорила девушка. Она уже думала о своем. «Значит, сейф все-таки вскрыли и подменили документы, причем все обставив так, что и кражи как будто и не было. Но кому это надо было? И как они попали в контору, открыли сейф, знали, что искать?»
 - Пани Иоанна, я к вам обращаюсь, - услышала она раздраженный голос шефа сквозь свои мысли, - перестаньте витать в облаках и вспомните, куда вы положили конверт пана Возняка?
«Вот как! А шеф пытается всю вину свалить на нее! Ну, уж нет! Этот номер у него не пройдет!»
 - Пан Збышек, конверт пана Возняка надо искать не у меня, а у вора, который подменил его, когда в пятницу вскрыл ваш сейф, - отрезала она.
 - Что-о-о! – округлил глаза посетитель, - у вас еще и сейфы вскрывают?
 - Кого вы слушаете, пан Возняк, - попытался успокоить его нотариус, - приснилось ей, что у нас был вор. Полиция не зафиксировала ни взлома, ни кражи.

 - Пан Богуславский, мы так не договаривались. Я не знаю, что у вас тут происходило, но если мои документы до завтра не найдутся, я заявлю в прокуратуру, в Совет нотариальной палаты и самому президенту, - угрожающе завершил толстяк, и, запахнув полы плаща, вышел из кабинета.
 - Кто вас тянул за язык, пани Иоанна? – прошипел побагровевший босс, - не надо было распространяться про полицию. Вы совсем не думаете про репутацию моей конторы. Для вас это может кончиться плачевно. Вы еще со своим ложным вызовом не разобрались. Я не намерен платить полторы тысячи злотых.
Секретарь обмерла. «Ну, вот, она опять вляпалась в историю. Еще и работу может потерять»

 - Пан Збышек, - глаза девушки налились слезами, - я не пойму, в чем моя вина? Я сделала все, как вы мне сказали. Желтый конверт с документами пана Возняка положить в ваш сейф. Я так и сделала. Понятия не имею, как там оказались документы о стройке. В конце концов, мы не отвечаем за содержимое конверта, а только за сам конверт. Пан Возняк прекрасно про это знал. Свидетельство может все подтвердить и никаких претензий у него быть к нам не должно.
Нотариальные правила гласили, что документы сдаются на хранение по описи. Один экземпляр описи остается у нотариуса, другой экземпляр выдается лицу, сдавшему документы на хранение. Но можно принять документы и без описи, если они упакованы надлежащим образом (упаковка скрепляется печатью нотариуса, подписывается им и лицом, сдавшим документы). В таких случаях нотариус несет ответственность только за сохранность упаковки. Вот что имела ввиду Иоанна.
 - Знаю, знаю, - примирительно махнул рукой шеф, - но вы видите какой он нервный. Мне шумиха не нужна. Поэтому к концу дня вам надо вспомнить все до мелочей: какие документы вы принимали в пятницу, куда подшивали, где регистрировали. Иначе и мне, и вам придется туго.

                Пани Каминская  села за свой стол и рассеянно принялась листать книгу регистрации документов. Рука предательски потянулась к ящику стола. Там всегда лежал ее любимый шоколад. «Нет! Она же дала слово – никаких тортиков, конфет и прочей сладкой дряни». Вздохнув, она убрала руку и углубилась в записи. «Так вот пятница. Было не так много входящих. Куда же могли подеваться бумаги пана Возняк?». Девушка закрыла глаза и мысленно перебрала весь рабочий день. Внезапно ее как будто что-то подтолкнуло. «Иезус Мария! Какая она все-таки растяпа. В пятницу же было два желтых конверта. Один – с документами этого толстяка, другой как раз с документами о строительстве торгового центра. Пан Збышек дал ей один конверт, сказав, что его надо зарегистрировать и заверить по всей форме, а другой (на нем стояла дата и печать нотариуса) спрятать в сейф. Причем он сам ей дал первый конверт.

                Она, понятное дело отдала его пану Янушу. Надо его спросить, куда он дел те документы? Просто произошла путаница! Наверняка пан Збышек сунул конверт с документами пана Возняка  вместо документов про строительство, а те документы оформили, как документы пана Возняка!». Иоанна подскочила и чуть ли не влетела в кабинет помощника нотариуса. Тот испуганно вздрогнул при виде возбужденной девушки.
 - Что с вами, пани Иоанна? –
 - Пан Януш, вы не помните, в пятницу я приносила документы по стройке, пан Збышек все приказал оформить и заверить? – секретарь требовательно уставилась на пожилого коллегу. Он отличался спокойным и рассудительным нравом,  и не переносил резких телодвижений.

 - Пани Иоанна, успокойтесь,  - поморщился пожилой мужчина и поправил очки в тяжелой роговой оправе, -  если документы были, они из конторы никуда не денутся.
Он полез в свои записи и через некоторое время удовлетворительно воскликнул: «Ну, вот,  они ваши документы о стройке торгового центра».
 - Где же они? – нетерпеливо поерзала девушка.
 - Ну, как где, пани Иоанна? Как будто вы не знаете порядок? – спокойно отчитывал коллегу пан Януш, - я отдал их в канцелярию, стажерам. Они должны были…
Но, уже не слушая, что с документами должны были сделать аппликанты, секретарь второпях поблагодарила помощника нотариуса и уже была на пороге канцелярии. В ней находилась одна Божена – легкомысленная блондинка, непонятно как очутившаяся в их конторе, так как представление о праве и юриспруденции она имела весьма отдаленное. Она, не стесняясь, напевала и пилила пилочкой свои красивые ноготки.

 - Божена, - кинулась к ней Иоанна, - в пятницу вам принесли документы о стройке торгового центра на оформление. Где они?
 - Ой! Откуда я знаю, - отмахнулась та, разглядывая безупречный маникюр, - в пятницу Павел всем занимался. У меня так болела голова. Не знаю, может магнитные бури, а может, эти магазины меня свели с ума. Ты не представляешь, как подорожала косметика!
 - А где Павел? – не слушая болтовню ветреной коллеги, спросила пани Каминская.
 - Ой! Да он не явился, - Божена прикрыла пышные реснички и снизила голос на полушепот, - он вообще был в пятницу какой-то странный, как не в себе. Дергался, что-то искал в интернете, на меня никак не реагировал.
 - А ты ему не звонила? Может что-то случилось? – девушка почувствовала, как неприятный холодок прошелся по ее телу.
 - Ой! Да он трубку не берет! – блондинка лениво потянулась, - дрыхнет, наверное, выходные должно быть были зажигательные, – она принялась яростно пилить и без того ровные ногти.

               Иоанна безуспешно попыталась набрать стажера. Равнодушный голос-автомат возвестил, что абонент вне зоны доступа.
«Ну, хорошо, допустим, к Павлу попали не те документы. Но почему он сразу не показал пану Янушу ошибку? И почему он нервничал. Что же там за документы, что за тайная информация? А что если стажер, ознакомившись с бумагами, вынес их из конторы, что было строжайше запрещено и …». Что было дальше, секретарь не смогла придумать, потому что фантазия ее иссякла. «Надо съездить к Павлу. Он, наверное, заболел и не может подойти к телефону. А может, отключил его и спит? Короче, надо срочно ехать к нему!». Но срочно у нее не получилось. Работы навалили столько, что некогда было даже отпроситься у шефа уйти пораньше.

              Да и  пан Збышек был все время занят. Потом он вдруг появился в дверях ее секретарской, уже одетый, и каким-то взволнованным голосом сказал: «Пани Иоанна, я ухожу, постарайтесь ничего не забыть и закрыть все двери» и, не дожидаясь ответа, быстро ушел прочь. Секретарь, поразмыслив над странным поведением шефа, не стала долго тянуть резину, отпросилась у пана Януша и поехала к аппликанту. Тот жил в районе Влохи, что было не так близко от нотариальной конторы. Поэтому, когда Иоанна добралась до нужного дома, уже стемнело. Девушка позвонила в дверь. Молчание. Постучала. Тишина. Решила еще раз набрать номер стажера. Сотовый отозвался трелью за стеной. Она прислонилась ухом к двери и чуть не рухнула в коридор квартиры: та оказалась не заперта. Уже опасаясь так неожиданно открытых дверей, пани Каминская с трепетом прошла вглубь помещения. Павел жил в однокомнатной квартире старой постройки с извилистыми коридорами и выступами. Поэтому она не сразу заметила, что прямо посредине кухни на веревке подтянутой к крюку в потолке висел труп мужчины. Осознав, что это был стажер, девушка издала сдавленный крик.


                - А-а-а!!! – Иоанна зажала рот обеими руками и в ужасе отшатнулась к стене. Вдруг, в комнате раздались чьи-то шаги. «Иезус Мария! – страх парализовал все ее тело, мысли четко отбивали молоточками в голове, - это, наверное, бандиты! Они пришли за документами, а она разоралась, как последняя дура!» Она перевела взгляд на стол, около которого болтались ноги покойника. Там лежала какая-то бумага. Шаги раздавались по всей квартире. Вот они все ближе и ближе к девушке. Та очнулась от шока и стала лихорадочно искать в сумочке что-то, что могло бы напугать злоумышленника. «О! Газовый баллончик! Спасение!».  Как только шаги неизвестного приблизились, Иоанна, не долго думая, выскочила из-за выступа и, нажав на кнопку баллончика, пустила газ незнакомцу прямо в глаза. Тот, вскрикнув, прижал руки к лицу, а она, схватив зачем-то бумагу со стола, кинулась к выходу. Выбежав стрелой на ярко-освещенную улицу, девушка заметалась. «Куда же ей идти? Да и документ со стола, что там? И надо бы вызвать полицию». Но опасаясь преследования неизвестного мужчины, она запрыгнула в автобус, следующий до центра.


Паулина Крупиньская – польская модель, параметры фигуры – 86-63-91
Рaczki –пончики с начинкой из джема
Pszenica - пшеница

Продолжение следует http://www.proza.ru/2018/07/13/353


Рецензии