Битва за Днепр

Постройка набережных в Днепропетровске, без сомнения, явилась грандиозным прорывом для города, на этот раз, к счастью, без жертв…

В мире существует огромное количество городов, расположенных на реках, и не просто на реках, а на реках знаменитых. Чаще всего эти города и делают «свои» реки известными, но не во всяком городе ощущается присутствие реки. Так, скажем, в Варшаве можно прожить несколько месяцев и не увидеть Вислу, в Берлине можно вообще не догадаться, что в городе имеется река. Да что там Берлин – в столице бывшей нашей родины, Москве, река настолько «спрятана», что выйти на неё можно разве что случайно.

В этом смысле Днепропетровск – великолепное исключение. Огромная река идеально вписана в структуру города, который словно разрезан её пространством. Набережные нашего города – сооружение, бесспорно, уникальное в самом своем замысле, и в его реализации, прежде всего по масштабу, размаху сооружения. Ну что еще может прийти в голову при слове «Днепропетровск»? Завод Петровского, Новый мост, гостиница «Парус», Набережная (последовательность можно поменять). Вполне логично для города, в чьем названии присутствует имя реки.

Впрочем, так было не всегда. Сегодня сложно представить, что когда-то Днепр и у нас был «спрятан», да так спрятан, что даже выйти к нему было весьма и весьма затруднительно. Новому поколению трудно воспринимать город в его динамике, структурном росте – он сразу входит в сознание как нечто раз и навсегда заданное, большое и родное и лишь с годами начинаешь замечать, что город – живое существо, которое растет и меняется, причем меняются не только его физические параметры, но и характер, и мировоззрение… Думаете, это преувеличение? Ничего подобного: набережные Днепропетровска – прекрасная иллюстрация ко всему сказанному.

Уже в 1890-е годы Екатеринослав развивался стремительно – так стремительно, как, пожалуй, редкий город на просторах Российской империи. Но развитие шло скорее экстенсивное: город буквально накачивали промышленным оборудованием, техническими новшествами, привлекали сюда массы народа, однако, о создании каких-либо условий для их проживания, развития самого города мало кто заботился. Примерно такая же ситуация сложилась и в последующие эпохи, уже при советской власти, которая превратила Днепропетровск в индустриальную базу всего огромного юго-восточного региона. Мало того, после войны здесь разместились стратегические производства, что вновь обусловило приток людей со всех концов страны. И вся эта индустриальная база развивалась независимо от того, вмещает ли город такое количество людей, есть ли необходимые условия для их проживания. Характерный пример: в Днепропетровске в 1950-е годы не было единой системы водоснабжения, не было системы канализации. То есть трубы были, но очистки не было и всё сливалось прямо в Днепр. Количественное же развитие, как известно, идет лишь до тех пор, пока различные инженерные структуры пригодны к эксплуатации. А дальше?

К середине 60-х Днепропетровск подошел в состоянии полнейшего кризиса, называемого в науке «пороговым состоянием»: при всем желании он не мог далее развиваться количественно, поэтому пришлось ему развиваться качественно. Конечно, городу «повезло», прежде всего в том, что он имел большое значение для обороноспособности государства: его буквально накачивали деньгами, чтобы гнать оборонную продукцию. Так началась его перестройка, призванная подтянуть инфраструктуру до требуемого уровня. Необходимо было прежде всего решить проблему коммуникаций общегородского значения, которые необходимо было свести к единой общегородской инженерной системе.

Перед проектировщиками встал серьезнейший вопрос: как протрассировать эти общегородские коммуникации, прежде всего канализацию? Известно, что она должна проходить по самым низким отметкам города: говоря профессиональным языком, ей необходим непрерывный коридор. Было прощупано множество разнообразных вариантов – единственным местом для подобного рода коридора являлось побережье Днепра. Здесь – идеальный естественный, ландшафтный, структурный, архитектурный коридор … и, как поняли, инженерный тоже. Но место это было занято.

Еще с прошлого века весь городской берег реки был занят разного рода мелкими промышленными, складскими помещениями – это была полоса непрерывных баз, бирж, лесопилок, заводиков по производству стройматериалов и прочего. Всё это отрезало город от Днепра. Времена тогда были попроще – приказом высокого начальства помеха была устранена в короткий срок, берег расчищен. Но что это был за берег! Ломаная заболоченная заиленная линия, рассадник комаров. Проводить по ней коммуникационный коридор не представлялось никакой возможности.

Выручил, как всегда, счастливый случай. Возле завода Петровского долгие годы накапливались шлаковые отходы – целые горы шлака, отвалы (тогда не хватало то ли умения, то ли желания перерабатывать все эти отходы в доходы). Было решено положить их в основу новой набережной. Всю эту бросовую землю засыпали шлаком, решив сразу две задачи: построили прибрежную полосу и освободили берег от свалок. Усилия были колоссальные: проложили даже специальную железную дорогу вдоль строящейся набережной для подвоза шлака.

Третья техническая задача, остро стоявшая перед проектировщиками – строительство коллектора для проводки канализации и водопровода, кабелей, проводки, представляющего собой железобетонный туннель. Было предложено сделать этот тоннель из жестких сборных конструкций, расположив его на самом урезе воды. Таким образом, он и сейчас служит опорной стеной всей набережной, решая несколько задач одновременно.

Строительство было начато в 1962 году, практически сразу же после знаменитого пожара деревянного моста, на месте которого впоследствии был построен Новый мост. Конечно, совпадение пожара и начала стройки совершенно случайно, но в этом можно при желании разглядеть и перст судьбы. Ведь попытки создать набережную в Днепропетровске предпринимались и прежде, но локально и незначительно. Мало кто знает, что участок набережной напротив улицы Миронова (там, где небольшой полукруглый спуск к воде) был построен еще в 30-е годы. Но последний «рывок к Днепру» был обставлен куда серьезнее. Ресурсы, брошенные сюда, были чудовищны: многие миллионы рублей, мощная техника, специалисты со всей страны. И дело, прежде всего в тех людях, которые вложили свой труд, свою энергию, всю свою жизнь на реализацию этой монументальной идеи. Таков был Борис Яковлевич Мильман, управляющий трестом Укрспецстрой (главный строитель и подрядчик набережного комплекса). Мильману принадлежали технические идеи, а главное, вся организация работ. Другая видная фигура – Владимир Александрович Зуев: ему принадлежит ведущая архитектурная роль в постройке набережных.

Строительство шло быстрыми темпами – вполне в духе времени. К сожалению, это привело и к ошибкам, без которых, как водится, не обойтись. Так, коллектор потек почти сразу же после пуска, потому что имел сборную, а не монолитную структуру и полное отсутствие дренажа. Но ведь это всё можно было предвидеть, спросим мы, просчитать? Но ведь не сделали… Так же пропала идея разнообразных интересных вещей, связанных с коллекторами. К сожалению, теплотрассу протянули не через эти новейшие в то время коллекторы, а прямо рядом с подпорной стенкой. Коллектор был, таким образом, заброшен.

Но по большому счету это всё мелочи. Грандиозный инженерно-коммуникационный коридор длиной 90 км в конечном счете был создан и его значение поистине огромно. Благодаря ему город перешел в совершенно новое технологическое качество, смог развиваться по-человечески. Будем надеяться, что потенциал, заложенный в те годы, будет работать еще долго. К тому же набережная – еще и транспортная коммуникация, единственная в городе, которая проходит через основные правобережные районы и которая решила на много лет проблему транспортных потоков, она объединяла на себя все элементы правобережной части города. Ведь город пронизан балками, и это беда Днепропетровска. Впрочем, это уже тема другого разговора…

Это не просто набережная – это прибрежная зона Днепропетровска, благодаря которой город из прокопченной заводской фактории превратился в цивилизованный прибрежный мегаполис. Нигде в мире на великих реках нет такого удивительного сочетания городской структуры с ландшафтом. Создание набережных в Днепропетровске – уникальный комплекс в мировых масштабах. Построенные на одном дыхании, они перевели город в принципиально иное состояние, причем во многих аспектах: техническом, социальном, историческом, архитектурно-градостроительном.

Разве не стал Днепропетровск более комфортабельным для проживания? Проживание – это не только место сна и место работы, но, вдобавок ко всему, перемещения. Радикально улучшились средства транспорта и система перевозок. Изменилось всё, даже микроклимат.

Изменились и экономические факторы. Стало возможным развивать город и вниз и вверх по течению, он приобрел массу территорий для нового строительства. До самого 1991 г. прибрежные подтопленные территории, которые осушались, были прекрасной находкой для быстрой, недорогой постройки новых жилых массивов, к тому же не особо отдаленных от центра. Тем более – экологический эффект: где раньше была помойка – сейчас свежий ветер.

Сегодня мы можем говорить об эстетике и о красоте Днепропетровска, что ранее было просто немыслимо в этом промышленном городе. И всё это благодаря набережным. У нас река из пространства разрыва благодаря набережным стала пространством слияния. Предприятия стали структурно и архитектурно «поворачиваться» к набережной. Особенно это заметно от Амурского моста до завода Петровского: прежде там были вонючие задворки, а теперь главные корпуса и проходные. Река, таким образом, стала достоянием города, чего раньше не было.

Но главное – в городе образовалась Прибрежная зона. Посмотрите на цепь жилых прибрежных районов на Правом берегу: Парус, Коммунар, Красный Камень, массивы Победы, Солнечный на левом берегу. Сейчас планируется реконструкция Воронцовки (надеемся, парк – хоть и загаженный – и пляж останутся в целости и сохранности). Конечно, тема эта необозрима и в маленькой журнальной статье невозможно рассмотреть её полностью. Можно посокрушаться, что работы давно приостановлены, что за громадным комплексом набережных нет надлежащего присмотра, что всё это разрушается, загрязняется… Но ведь времена – они меняются, и скорее всего, не за горами тот момент, когда город вновь повернется лицом к Днепру и не отойдет от однажды достигнутых рубежей. Это очень важно – и не столько для нас, сколько для наших близких и дальних потомков.

2001


Рецензии
Красивый современный город. И Вы хорошо рассказали о нем и его истории.

Татьяна Шмидт   17.07.2018 19:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.