Рубашка из цветов. Татарская сказка

Перевёл Борис Вайнер

Иллюстрация Аиды Ромашовой
 

      В давние-предавние времена жил-был один падишах, и  не было у него детей. Пошел он однажды прогуляться по своему городу и увидел на  улице ребенка лет двух, игравшего в пыли. Малыш при виде незнакомца испугался и убежал. А падишах подумал: «Похоже, у него ни отца, ни матери нет – иначе не стал бы он возиться в грязи». И пошел за мальчиком следом. Вошел  в какой-то дом, смотрит – на печи старуха сидит.
      - Здравствуй, бабушка, - говорит падишах. – А почему ты за внуком так плохо смотришь?
      - И-и, сынок, старая я стала – с печи слезть тяжело, не то что за ним ходить.
      - Тогда отдай его мне, - говорит падишах. – Я о вас обоих позабочусь.
      Согласилась старуха, отдала ему мальчика. Забрал падишах их к себе, построил старухе дом, сторожей поставил, а слугам поручил за ней присматривать.
      Он так боялся потерять мальчика, что распорядился соорудить во дворце чугунный подвал, и своего приемного сына, которого назвал Биктимиром (что значит «железный»), поселил  там. А еще дал мальчику учителя, чтобы тот обучал его всяким наукам.
      Пятнадцать лет жил мальчик в подвале, пятнадцать лет с книжек деревья да траву срисовывал, никогда ни синего неба, ни земли живой не видел. Только со слов учителя и знал, что все это в самом деле на свете есть.
      Вырос он наконец, семнадцать ему исполнилось.
     - Отец, - просит как-то падишаха, - разреши мне город посмотреть, я ведь  его еще ни разу не видел.
     - Что ж, сынок, ты уже взрослый, можешь пойти.
     - Тогда прикажи, чтобы мне коня запрягли.
     Дали ему коня, взял он в руки вожжи и поехал по улицам. Весь город осмотрел, до окраины добрался и дальше по дороге направился. До самого вечера коня гнал. Сам устал, да и конь притомился – ход сбавил, бредет вдоль дороги, траву щиплет. Распрячь надо – а джигит не умеет. Ладно у него в кармане нож нашелся, разрезал Биктимир кое-как сбрую, распряг коня. А сам
на арбу забрался и спать лег.
     На землю между тем ночь спустилась. Проснулся юноша, видит – на колесо арбы змей намотался. Страшно Биктимиру стало, даже заплакал. Ведь ничего-то на свете не знает, хоть и вырос, ничего-то не видел. Плакал, плакал, а потом опять уснул.
     И явилась ему во сне красавица девушка. Будто дает она ему какую-то книгу и говорит: «Встанешь завтра – раскрой эту книгу и иди по дороге до конца. Выйдешь на луг, а на лугу мой дом будет».
Просыпается джигит утром, а на груди у него и в самом деле книга лежит.
     Раскрыл он ее, читать стал: до чтения он охотник был. Посмотрел вокруг, а коня и в помине нет. Правда, и нужды  в нем теперь не было. Слез Биктимир с арбы и пошел по дороге. Долго шел. Дорога потихоньку в тропинку превратилась, по лесу запетляла да и вывела джигита на чудесный луг у реки. На лугу два дома стояли. Вошел парень в один из них – и увидел девушку, что ночью приснилась.
     - А-а, пришел, джигит?
     - Пришел.
     - Ну и ладно. Вон для тебя на столе еда, подкрепись да ложись отдыхать.
     Накормила она Биктимира, напоила и спать уложила.
     - Завтра утром в соседний дом зайдешь.
     Наутро, спозаранок, заходит джигит в другой дом. Там старик сидит, лапти плетет. Кто такой – неизвестно. «Должно быть, отец девушки», – джигит думает.
     - Пришел, сынок?
     - Пришел, дедушка.
     - Ну что ж, давай я тебя работать научу.
     Отложил дед лапти в сторону и повел Биктимира в сад. Целый день они там яму под яблоню копали.
     - Ладно, сынок, на сегодня хватит, - ближе к вечеру старик говорит. – Неплохо поработали. Если и дальше так пойдет, это ж сколько мы ям за год выкопаем.
     Привел старик юношу в большую конюшню. Видит Биктимир: висит на
стене узда таких размеров, что обыкновенной лошади и как шлея велика будет.
     - Вот, - говорит старик, - эта уздечка тебе за работу. А теперь иди отдыхай. Завтра снова зайдешь.
     Вернулся джигит в дом девушки. Она ему уже попить-поесть приготовила. Поужинал парень и спать лег.
Наутро опять к старику пошел. Дед снова лапти в сторону:
     - Ну, пойдем.
     Еще одну яму под яблоню выкопали. Старик говорит:
    - Хватит на сегодня. Вот тебе награда, - и показывает джигиту седло, такое огромное, что парень его и с места сдвинуть не смог бы, не то что на спину коню поднять. - А теперь, сынок, иди отдыхай. Сможешь поднять или нет – все равно твое будет.
Пошел джигит в дом девушки, поел что хозяйка приготовила да спать лег.
     Назавтра снова к старику заглянул. Тот свою работу отложил и пошли опять в сад. Еще одну яму под яблоню выкопали.
     - Пойдем, сынок, покажу, что ты сегодня заработал.
     Открыл старик конюшню, а там жеребец стоит. Подошел к нему юноша, а жеребец как фыркнет – и отлетел парень далеко в сторону.
     - Все, дедушка, - говорит, - хватит, закрывай. Я к этому коню и подойти-то не могу.
     - Не трогай его, - старик жеребцу велит. – Это твой новый хозяин. Иди, сынок, смело, не бойся.
     Приблизился джигит с опаской к коню, по боку погладил – до спины и дотянуться не может, росту не хватает.
     - Это мой тебе подарок, - говорит старик. – Иди отдыхай. А завтра ты свободен, делай что хочешь.
     Возвращается джигит к девушке, кормит она его, поит и спать укладывает.
     - Завтра, - говорит, - гулять поедем, здесь ты свою работу уже закончил.
     Наутро запрягли они коня и поехали. Девушка джигиту ружье дает.
     - Будешь, - говорит, - уток стрелять, а я цветы собирать стану.
     Добрались они до другого луга на берегу. А луг тот весь цветами зарос. Джигит стал бродить – уток стрелять, пару сразу добыл, а девушка много цветов собрала и сплела из них Биктимиру рубашку, штаны и пояс.
- Ну-ка попробуй надеть, - говорит.
     Надел джигит штаны и почувствовал в себе силу огромную: было бы за что ухватиться – море бы сейчас поднял. Рубашку надел – еще сильнее стал: если бы у неба и земли было за что взяться – соединил бы их. А опоясался – такую силищу почувствовал, что мог бы, кажется, всю землю в кулаке сжать.
     Сказал Биктимир об этом девушке.
     - Пояс, пожалуй, лишний будет, - та говорит. – Сунь его пока в карман. Трудно придется – наденешь.
     Вернулись они в дом, переночевали, а наутро хозяйка ему говорит:
     - Возьми эти вещи от меня в подарок, только никому и никогда о них не рассказывай. А пуще всего бойся женщине довериться. И жене своей, как женишься,  ни о чем не говори, и в баню с ней не ходи. Помни: потеряешь их – снова не найдешь.
     Идет джигит к старику, а тот ему уздечку подает. Взнуздал юноша коня, оседлал, вскочил на него, три круга на прощанье по двору дал и помчался прочь.
     Вскоре добрался Биктимир до одного города. А над городом тем был черный флаг вывешен. Попросился джигит на квартиру к старухе, что совсем одна жила. Коня отпустил, а тот дал ему на прощанье кольцо: свистнешь в него –конь тут же примчится.
     - Бабушка, - просит парень старуху, - сварила бы ты мне поесть.
     - Ой, сынок, - та отвечает, - сварила бы я, да не в чем. В реке нашей   семиглавый аждаха лежит, никому воды не дает – только ночью по ведерку и берем.
     - А ну-ка, - говорит джигит, - дай мне ведра, я сам за водой схожу.
     Подходит к реке, а аждаха тут как тут, все семь голов из воды выставил:
     - Зачем с двумя ведрами пришел?
     - Да я, кунак, чужеземец, обычаев здешних не знаю. Мне и есть хочется, и пить хочется.
     - Ладно, коли кунаком меня назвал, бери два ведра.
     Принес джигит в дом воду. Старуха одно ведро тут же выпила. А потом джигита напоила-накормила.
     - Бабушка, -  он спрашивает, - а почему над городом черный флаг висит?
     - Как же ему не висеть, если аждаха с города людьми дань берет…А то совсем бы воды не давал. А сейчас флаг висит, потому что падишахской дочери черед пришел. Горестный нынче день.
     Только вечер пришел, взял джигит свой меч и отправился к реке. А на берегу дом стоял, куда людей для аждахи приводили. Видит Биктимир: сидит в доме дочь падишаха, плачет-заливается.
     - Почему ты плачешь, милая?
     - Да как же не плакать: последний день на свете живу. Вот-вот аждаха из воды выйдет, чтобы меня съесть. Возвращался бы ты, джигит, туда, откуда пришел, не то он нас обоих проглотит.
     - Ладно, авось обойдется. Однако устал я что-то.  Пожалуй, посплю немного.
     - Если крепко уснешь, как же я тебя разбужу?
     - Вот тебе шило. Аждаха появится – ткни меня.
     Уснул джигит. Мало ли, много ли времени прошло, вылезает из воды аждаха
и к дому идет.
     - Эге, - дверь открывает, - падишах-то вместо одной двоих прислал.
     Заплакала девушка, а шило в ход не пускает: жалко ей джигита. Только вдруг слеза ее горючая на лицо джигита упала – и проснулся он.
     - Фу, едва не проспал, - говорит. - Что ж ты раньше не разбудила?
     Чудище опять свое:
     - Падишах-то вместо одной двоих прислал…
     Парень говорит:
     - Да ты и одним-то подавишься!
     Чудище пасть разинуло, хотело джигита проглотить, а он вошел в пасть, взмахнул мечом и разрубил аждаху надвое. А потом отсек все семь голов и спрятал их под большим камнем.
     - Пойдем во дворец, - девушка зовет. – Отец тебя щедро наградит.
     Отказывается парень:
     - Мне, - говорит, - отдыхать надо.
     - Ну тогда хоть платочек носовой на память обо мне возьми…
     Сунул джигит платок в карман да и пошел домой. Заодно пару ведер воды старухе принес. Та рада-радешенька, что воды в доме вдоволь стало.
     - Теперь, бабушка, воды хватит. Убил я аждаху.
     - Эхе-хе, кабы так, внучек…Аждаха-то у нас не один, они по очереди являются. Сегодня семиглавый был, завтра девятиглавый, а потом и чудище о двенадцати головах. У падишаха нашего не одна, а три дочери. Завтра черед второй к аждахе идти.
      Весь день спал Биктимир, а к вечеру опять на реку пошел. В доме на берегу снова девушка плачет. Посидел с ней парень, поговорил. Только полночь пробило – чудище заявляется.
     - Эге, – говорит, - а падишах-то вместо одной двоих прислал.
     - У тебя и один в глотке застрянет.
     - Тогда давай биться, - аждаха говорит.
     Победил джигит чудовище, все девять голов отсек и под большой камень спрятал. А туловище, разрубив, в воду бросил.
     Девушка просит:
     - Пойдем к отцу, он тебя наградит.
     Отказывается парень:
    - Мне отдохнуть надо.
     - Ладно, коли так, - говорит девушка. – Возьми тогда мое именное колечко
на память.
     Сунул джигит колечко в карман да домой пошел, ведра с водой прихватив. Старуха ему попить-поесть приготовила и спать уложила.
     Весь день джигит спал, а вечером опять к реке.  А в доме на берегу уже младшая дочь падишаха сидит, смерти ждет. За беседой и не заметили, как полночь наступила. Аждаха тут как тут:
     - Эге, падишах вместо одной двоих прислал.
     - Тебе и одной много! – говорит джигит.
     - Начали они биться. Тяжелый был бой, здорово устал джигит, пока одиннадцать голов отрубил. А двенадцатая взмолилась: не руби меня, пощади, я тебе никогда больше зла не сделаю. Пожалел Биктимир аждаху, не стал последнюю голову рубить. Притащил чудище во дворец, а падишах приказал его в чугунный подвал посадить.
     Женил падишах джигита на своей младшей дочери. И я  на той свадьбе был, ситом да решетом вино пил. И зажил парень счастливо с молодой женой.
     Но случилось однажды дочери падишаха заглянуть в тот чугунный подвал. А аждаха взял и обернулся прекрасным юношей – таким красивым, что дочь падишаха в него сразу влюбилась.
     - Разве ты можешь с таким мужем счастливой быть?  - говорит ей аждаха. –
Вся сила его в рубашке из цветов. Вот если бы ты моей женой стала…
     - А как же ты сможешь моего мужа победить?
     - Укради у него волшебную рубашку и мне принеси.
     - Так ведь он ее никогда не снимает.
     - А ты баню затопи, позови его мыться да обиженной притворись, если
отказываться станет.
     Так дочь падишаха и сделала. Зазвала мужа в баню. Он разделся, а рубашку волшебную оставил.
     - А рубашку почему не снял? – жена спрашивает.
     - Нельзя.
     - Почему? Давай я ее пока в санях повешу, а вымоешься – принесу, да сама мыться стану.
     Послушался джигит, снял одежду, из цветов сплетенную, и мыться пошел. А
жена  схватила ее и отнесла аждахе, в окошечко подвала подала. Надел ее оборотень и сразу могучим стал: чуть плечом шевельнул – подвал и развалился. Пошел он тогда к бане, голову в дверь сует:
     - Ну, джигит, последний твой миг настал. Сейчас я тебя  все-таки съем. Гляди, одежда-то твоя из цветов – у меня!
Делать нечего.
     - Ладно, съешь так съешь, - говорит Биктимир. – Дай только домыться.    
Вымылся, из бани вышел, к смерти приготовился. Говорит аждахе:
     - Выполни мою последнюю просьбу. У меня в кармане рубашки колечко лежит. Съешь меня – свистни в колечко, мой конь прибежит. Под седлом у него сумка, положи туда мои кости.
     Ладно. Съел аждаха джигита, а просьбу все же выполнил: коня свистом вызвал, кости в сумку положил. Конь тут же умчался.
     И остался оборотень с женой Биктимира. А конь вернулся к дому той девушки, что на лугу у реки жила, и заржал жалобно. «Видать, случилось что-то с джигитом», - подумала девушка и вышла коню навстречу. Взяла она из сумки кости, положила их на землю, живой водой побрызгала – и встал джигит целым и невредимым.
     - Эх, и долго же я спал, - говорит.
     - Долго, джигит, долго, – девушка отзывается. – Забыл, видно, мои слова: не доверяй женщинам, не ходи с женой в баню. Не послушался – вот и убили тебя. Нет у тебя теперь прежней силы. Но я тебе помогу. Вот, возьми три цветка:  зеленый, красный и белый. На обратном пути встретятся тебе зеленые змеи. А ты цветок в рот возьми, и они тебя не тронут. Потом красные змеи появятся – а ты красный цветок в рот сунь, и они отстанут. А в конце дороги белые змеи захотят напасть. Тогда белый цветок тебе поможет. А вот коня теперь у тебя не будет – силы у тебя не хватит поймать его да удержать.
     Взял джигит цветы и пошел. Выползли ему навстречу зеленые змеи, напасть хотят. А он зеленый цветок в рот взял – падишахом зеленых змей стал и спокойно дальше прошел. Тут красные змеи появились. Красный цветок парень в рот берет – падишахом красных змей становится. А потом белые змеи  невесть откуда взялись. Ползут, шипят, проглотить хотят джигита. А он  белый цветок в зубах зажал – и в падишаха белых змей превратился.
     Дальше Биктимир по дороге пошел. Вернулся в тот город, у старика одного угол снял. И говорит хозяину:
     - Дедушка, сходи на базар, купи уздечку. Я в жеребца превращусь, красавца, меня падишах за большие деньги купит.
     Пошел старик на базар и купил уздечку.
     - Будешь меня продавать, - говорит джигит, - уздечку оставь. Сколько бы ни пообещали – не отдавай: уздечкой-то я сам и буду.
     Превратился Биктимир в коня-красавца с золотой гривой и серебряным хвостом. Повел хозяин его на базар. Многие богачи к нему примерялись, да уж очень дорого старик просил.
     Вот приходит на базар оборотень с женой. Тоже прицениваться стал. И жене его конь очень понравился:
     -Какой красавец! Вот бы на нем прокатиться…
     Ладно, сторговались по той цене, что старик назначил. Он говорит:
     - Уздечку не продаю. У меня дома еще конь есть, а уздечка одна.
     Тут оборотень и догадался, что это за конь. Жена просит:
     - Купи без уздечки, мы другую закажем.
     А он:
     - Нет, только с уздечкой. Я тебе, - старику говорит, - за нее мешок денег дам.
     Поддался старик соблазну, отдал уздечку.
     Вернулись оборотень и дочь падишаха во дворец, коня привязали.
     - А знаешь ли ты, что это за конь? – говорит оборотень. – Это тот самый джигит. Или мы его со свету сживем, или он нас.
     А у падишаха была девушка- служанка. Она этот разговор услышала и прибежала к коню.
     - Эй, джигит, тебя убить хотят.
     Конь ей говорит:
     - Коли тебе меня жалко,  когда мне зубы выбьют, подбери один да за домом, под окном закопай.
     Пришли слуги, выбили коню зубы, зарезали его и сожгли. А служанка им вроде бы помогать вызвалась. Подобрала она незаметно один зуб и зарыла за домом.
     Наутро вырос из того зуба прекрасный цветок.
     - Погляди, какой красивый цветок под окном вырос, - говорит дочь падишаха.
     А муж ее взглянул и сразу все понял.
     - Это не цветок, а тот самый джигит. Видать, осталось вчера от него что-то. Надо этот цветок с корнем вырвать и сжечь.
     Служанка снова разговор слышала и опять к пленнику бежит:
     - Плохо твое дело, опять тебя убить хотят.
     - А ты, если жалко меня, один мой листочек возьми да в воду брось.
     Она так и сделала. Тут оборотень  вышел, цветок с корнем вырвал и в печи сжег.
     - Все, - говорит, - одолел я его наконец. Даже испачкался, пока рвал. Надо бы искупаться, грязь смыть.    
     Снял он одежду из цветов, воткнул меч в землю и вошел в воду. А листок от цветка превратился в утку со сломанным крылом. Стала утка в реке плавать. Увидел ее оборотень:
- А, так ты еще жив? Ну погоди, сейчас я тебя поймаю.
      И поплыл за уткой. А та от него на самую середину уплыла. А потом вдруг взлетела и к берегу помчалась. Ударилась о меч и тут же обернулась джигитом.
Надел он свою цветочную одежду, меч в руку взял:
- Ну, аждаха, выходи, биться будем.
     Испугался оборотень, не выходит из воды. Тогда джигит сам в воду вошел и отрубил ему голову.
     А дочь падишаха все это с балкона дворца видела. Когда  парень аждаху убил, она со страху вниз бросилась и разбилась.
     Биктимир же во дворец хозяином вступил, женился на девушке-служанке и стал могучим падишахом.
     Говорят, они с той поры в этом городе и живут.

   


Рецензии