На детской площадке

                Солнце лучиком играет,
                Всех зовёт гулять с утра.
                На площадку высыпает
                Из подъездов детвора.
                (И.Рослова)

        Сейчас почти при каждом доме есть своя детская площадка, на которой детская жизнь кипит, бурлит. Мамаши с детьми и бабушки с внуками  приходят сюда. Пока дети бегают, играют, им можно и на скамеечке посидеть, от дел отдохнуть. Чего здесь только не бывает, если повнимательнее к происходящему приглядеться. Мы с Петенькой здесь частые гости.

                Начало прогулки. Качели.
       Во дворе Петя не ходит, только бегает, всё ему успеть надо. Вот он покачал руками пружинный мотоцикл, потом прокрутил карусельку, скатился с горки и, наконец, схватился за качели. Оглянулся на меня и требовательным «Аааа…! Аааа..!» просит его на качели подсадить. Здесь две качели – зелёная и красная. Сейчас он схватился за красную. Что ж, значит, через пару минут захочет и на зелёных качелях покачаться. Я подсаживаю внука, он поудобнее садится, крепко охватывает пальчиками поручни качелей, улыбается и я начинаю его качать. Нам с ним предстоит долгая прогулка, поэтому чтобы сберечь силы я присаживаюсь на соседнюю сидушку качелей и тоже покачиваюсь, толкая время от времени Петину сидушку.
       Не прошло и пяти минут, как он уже требует пересадить его на другую сидушку. Мы с ним меняемся местами, процесс продолжается снова.

                Карусели
       Качели давно забыты, мы с ним ходим по бревну. Вернее смеющийся Петя по нему семенит ножками, а я его за плечики придерживаю – не дай Бог внук сорвётся с бревна. Хоть оно и невысокое, всего полметра от земли, но падать с него не желательно.
       Значит, походил он по бревну, покачался на всех качелях, а к каруселям почему-то относится с равнодушием. Тогда я сама сажусь на карусельку и потихонечку кручусь, перебирая руками по кольцу. Петя с любопытством подошёл, посмотрел и стал руками подталкивать карусель. Карусель крутится всё быстрее и быстрее, Петя рядом с нею уже бежит, меня крутит.
- Вот молодец, Петенька, бабушку катает. – сказала я. Но крутиться перестала, т.к. побоялась, что железные поручни могут его толкнуть.

                Конфетти
       Чего только нет на дворовых газонах: блестящие кружочки конфетти после праздников; брошенные игрушки, ожидающие прихода своих хозяев;  муравьи с пауками; порхающие бабочки. Особенно любит Петя играть с конфетти. Присядет у газона, найдёт среди травы красненький, зелёненький, а может и синенький кружочек конфетти, выпрямится, вытянет руку и подбросит конфетти вверх. Маленький кружочек колышется на ветерке, летит, кружась и трепеща блестящей фольгой точно живая бабочка. Петя засмеётся, а сам уже приглядывается к траве, ищет в ней блестящее мельканье. Присмотрится, тут же сразу пальчиками ворошит траву, вытаскивает конфетти и опять подкидывает вверх его лёгкие пластинки.

                Потерялся
        Пете ещё и двух лет нет, куличики из песка лепить он ещё не понимает как, поэтому просто набирает совочком песок и ссыпает его вверх-вбок-вниз. Чтобы не запылиться и не запорошиться песком, я меняю игру, здесь в песочнице начинаю искать красивые камешки для коллекции. Красивые камешки редко попадаются, всё больше другие тут в песке есть. Петя их с размаху старается подальше бросить.
- Пусть развивает силу броска, - думаю я и лишь слежу, чтобы камни летели в безопасные места, никого не ударили. Я ногами песок ворошу, набранными камешками в ладонях потряхиваю. Они стукаются друг о дружку и звенят. Петя с любопытством хватает мои ладони и старается разжать, высмотреть что там у меня есть. Радуется, когда выгребает своими ручонками набранные мной камешки.
        Как-то получилось так, что забрела я за двухметровую декоративную стенку кирпичной кладки камешки поискать, полосатый камешек хочу найти. Вдруг слышу, что Петя заплакал. Я выглядываю из-за стеночки и вижу как он куда-то бежит.
- Петя! Петя! – кричу я ему. Петя приостанавливается, поворачивается, увидел меня и встал в растерянности, смотрит то на меня, то в ту сторону куда бежал. Я тоже посмотрела и вижу, что там женщина идёт ну точно таких же как у меня синих брюках.
- Ах! Вот, значит, что случилось. Ах, уж этот ширпотреб!- поняла я! – Петя, не увидев меня рядом, поискал вокруг глазами и нашёл идущие вдалеке мои синие брюки. Вот тут-то он и испугался, что я его бросила, ушла.
– Петя, Петя, иди сюда. Вот я же тут, не там.
       Обнялись мы с Петей, повела я его за стеночку, показываю место где я была. Он прошёлся вокруг этой двухметровой стеночки и вдруг стал со мной вокруг неё в прятки играть. Спрячется и выглядывает потихоньку, смотрит где я. Мелькнёт его личико, засмеётся он во весь голос, затопает от нетерпения ногами и опять бежит прятаться за стеной. Весёлой та стенка потом оказалась, хорошо в прятки поиграли.

                Горка
       Полез Петя на горку. Хорошая горка тут стоит. И лесенка удобная. Сама горка металлическая, металл на заводе отполирован так, что хоть совсем без штанов скатывайся, всё нормально будет, даже не оцарапаешься. Хорошая горка.
      Петя скатился раз, потом второй, а в третий раз встал на ступеньке посередине лестницы, в проём между ступеньками смотрит, на меня поглядывает, взглядом приглашает тоже полюбоваться.
- Что там такое ты увидел, Петя? – спрашиваю я. Наклоняюсь и вижу как две мухи наперегонки друг возле друга носятся, круги наворачивают. Две чёрные точки с крылышками под горкой летают, ну точно в зоопарке, а мы с Петей смотрим на них и смеёмся. Так весело Пете за ними наблюдать, что про горку совсем забыл.
      А уже мимо него протискиваются, вверх на горку пролезть стараются, двое пятилетних мальчишек – толстый и тонкий. Толстый, Димоном зовут, сбитый и крепкий пацан. Другой же хлипенький, но шустрый. Залезли вверх, хлипенький быстро скатился вниз и говорит:
-  Димон, подожди съезжать. Я сейчас тут вот лягу (а сам снизу горки уже залёг головой вниз ногами наверх), а ты поедешь вниз и мы ногами с тобой встретимся. Вот здорово у нас получится!
- Ничего у вас не получится, - говорю я им. – Вы сами подумайте. У Димона вон какая масса и он вверху, а масса помноженная на ускорение есть сила. Он сейчас с этой силой поедет вниз и прямо на тебя, так своими ногами тебе наподдаст, что твоя голова об землю как орех расколется. Ишь, чего удумал. Давай уходи с дороги, пока жив.
       Ребятки притихли, на меня смотрят, конечно, ничего не поняли из моих объяснений, кроме что голова может как орех расколоться. Хлипенький не отводя с меня глаз по-быстрому с горки слез, а Димон сверху сидит, на меня смотрит, съезжать боится.
- Что сидишь? – говорю я Димону, - Давай съезжай скорее.
Димон голову нагнул и быстро съехал вниз.
       Побежали они оба от нас с Петей подальше играться. Глянула я на их мамаш, сидящих неподалёку на скамейке, и подумала, что они даже не заметили как я их ребят от травмы уберегла. Что ж, на детской площадке каждый взрослый не только за своим, но и за чужим ребёнком поглядывает.

                Дети
       В песочнице, на дорожках, на скамейках валяются детские игрушки. Каждый ребёнок со своей игрушкой приходит на площадку, а потом уже и не разберёшь чьей игрушкой играется. Когда уводят ребёнка с площадки, родители свои игрушки домой уносят. Разные дети, по-разному они играют.
       Как-то взял Петя чужую машинку, возит её по земле, гудит «Ууу…!». Тут же издалека бежит мальчик. Подбежал, хватает машинку, тянет к себе «Моя машинка!»
- Петя, отдай машинку. Она чужая. – говорю я.
Услышав слово «чужая», Петя разжимает пальцы и без сожаления смотрит на машинку и на мальчика.
       Я, чтобы его утешить, предлагаю побегать наперегонки. И мы с ним бежим. Петя, обгоняя меня, бежит быстро-быстро и, радуясь победе, вдруг со всего размаху падает на асфальт.  Конечно же разбил коленки, потекли слёзы, я стараюсь успокоить, утешить Петю. Подходит мальчик вроде как бы уже школьник, за руку держит малышку-сестру. Школьник наклоняется к плачущему Пете, заглядывает в его глаза и говорит:
- Не плачь, мальчик. Не плачь, всё очень быстро заживёт. Не плачь.
Потом говорит сестре: «Ты тоже пожалей мальчика». Сестрёнка, не выговаривая и половины букв, тоже старается утешить Петю:
- Не пьяч, не пьяч, манчик.
       Я вытираю влажной салфеткой петины коленки и с благодарностью отвечаю: «Спасибо, детки, спасибо». Дети уходят, Петины слёзы потихоньку просыхают, и мы с ним идём посидеть на лавочке.
       Мимо проходит женщина с трёхлетним мальчиком.
- Иди, Петя, поиграй с ребятами. – говорит ему своему малышу.
Мой Петя внезапно останавливается и смотрит на неё. Я улыбаюсь.
- Тебя тоже Петя зовут? – улыбается ему женщина, - Тогда ты тоже иди поиграй с ребятами.
Петя отправляется к ребятам, а я присаживаюсь рядом с нею на скамеечке.

                Вишенки
       Любим мы с Петей двухместные качели. Нравится нам с ним вместе обнявшись сидеть и потихоньку покачиваться. Качаемся и наблюдаем за проходящими кошками и собаками, за порхающими бабочками, за прохожими. Щебетанье птиц и шелест деревьев слушаем, отдыхаем. Прошли мимо нас паренёк с девушкой, с завистью посмотрели на нас качающихся, наверное они тоже хотели вдвоём на этих качелях покачаться, но заняты качели. Кто ж будет бабушку с внуком с качелей гнать.
      Накачался Петя, слазит с качелей. Слез и пошёл к невдалеке растущему кусту войлочной вишни, там пара красные ягодки виднелись. Сорвал ягодки, надкусил и мне принёс: «Кушай тоже, бабушка». И так он  этим кустом заинтересовался, ходил-ходил вокруг него, присаживался, выискивал красные ягодки.

                Гера
      Вышла женщина во двор погулять со своею собачкой, чёрной таксой Герой. Такса совершенно ручная, всем ребятам даёт себя по спинке погладить, потрепать её мягкие лопушистые ушки. Петя смотрел-смотрел как ребята Геру треплют, осмелел и тоже один разик провёл рукой по собачьей спинке. Гера ничего, как стояла так и стоит, а Петя своей смелости испугался, попятился и потом лишь со стороны наблюдал как собачка траву ест, как бегает, как играет.

                Другая технология
      У развесистого куста краснотала стоят на земле двусторонние качели. Они сделаны из полых труб, на концах которых по сидушке, совсем другая технология. Одному нельзя покачаться, надо чтобы двое сели по разным сторонам и друг друга качали вверх-вниз. Я качаться на этих качелях сразу отказалась, тогда Петя обошёл качели со всех сторон, постоял перед качельной сидушкой, потом взялся за неё руками и потянул её вниз, к земле, вторая же сидушка, естественно поднялась, вверх поехала. Петя поглядел на неё, перешёл на другую сторону, теперь эту сидушку к земле тянет. 
       Я же сижу на скамье рядом, смотрю на его действия, готовая в случае чего помочь. А маленький мальчик ходит взад-вперёд в соответствии с ходом качели, сам с собою «в шахматы играет», пустые качели качает. Вдруг качельная сидушка, продолжая свой ход, толкнула его. Петя удивился, на безопасное расстояние отошёл, постоял, с опаской приблизился и снова толкнул.
       Наконец, как бы выяснив для себя возникшие вопросы, подошёл ко мне и взяв за руку потянул меня уходить. На обследованные со всех сторон качели он даже не оглянулся.

                Шишки
       Под растущими елями много валяется прошлогодних шишек. Пришли и мы с Петей на ели полюбоваться, иголки её потрогать. Я даже стих вспомнила: «Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает и в карман кладёт…».
Петя внимательно на шишки посмотрел, нагнулся, поднял одну шишку и … в мой карман начал её засовывать. Уж как я ни протестовала, пришлось с полными карманами шишек уводить внука из-под елей.

                Конец прогулки
       Уже почти три часа мы с ним гуляем. Я вижу, что Петя совсем устал, еле-еле, зигзагами бредёт вслед за мною. От усталости начинает нарочно падать на колени. Упадёт и смеётся, ждёт когда я его поднимать начну. Потом пройдёт пару шагов и опять на колени падает. Ну, совсем как заморенная лошадка.
       Подвела я его к тротуарному бордюру, посадила уставшего Петю на него и встала рядом, что-то ему рассказываю про окружающие деревья, травы, облака на небе. Долго сидел на бордюре, слушал мои истории, гладил руками травку, растущую рядом, отдыхал.
Вот так и пришли домой.


Рецензии