Монетка

    Вот уже несколько дней подряд Маруся вынашивала план посещения клуба в ближайшую субботу, когда можно будет послушать игру симпатичного гармониста Паши и посмотреть на танцующие пары, да и самой потанцевать, если кто-нибудь из ребят пригласит на танец. А в том, что пригласит, Маруся не сомневалась, – среди сельских девчонок она была самая красивая.
    В пятницу утром Маруся проснулась пораньше, оделась и, не найдя мать в хате, вышла во двор, – та выпроваживала гусей за ограду.
    - Мама, - сказала она, - дай мне пожалуйста монетку, – я завтра хочу пойти в клуб на танцы.
    - Добре, дочка, я дам тебе деньги, только ты должна заготовить мешок травы для живности, чтобы завтра было чем их покормить.
    - Хорошо, мама, - улыбнулась девушка, - я сделаю всё, как ты скажешь.
    «Только где же её накосить, эту траву, – да ещё целый мешок? - подумала она. - В селе ведь каждый двор держит скот и птицу, да и трава в округе уже давным-давно выкошена до последней былинки». Но желание сходить в субботу на танцы было столь велико, что мозг Маруси принялся незамедлительно просчитывать различные варианты исполнения полученного задания. Перебрав в уме некоторые из них как приоритетные, она вспомнила, что их сельское кладбище заросло травой так, что иногда бывает трудно отыскать могилы.
«А не сходить ли на погост, - решила она, - травы там море, и никто её не косит, потому что страшно. А мне не страшно – я ничего не боюсь! Надо только дождаться ночи и уйти незаметно».
 
    Мешок для травы и косу Маруся унесла в сарай заранее, и ближе к полуночи, когда все спали, тихонько выскользнула из хаты во двор. Не мешкая, засунула мешок за пазуху и, взяв косу, подалась в сторону кладбища. Над селом – как раз в той стороне – светила полная луна, вокруг неё сиял радужный ореол, но само небо с россыпью мерцающих звёзд было высоким и тёмным. Лунный свет освещал дорогу, и Маруся радовалась этому.
    Подойдя вплотную к погосту, она остановилась, перевела дух, но не от того, что испугалась, а оттого что шла очень быстро – почти бежала, чтобы управиться побыстрее. Внимательно осмотревшись, выбрала две крайние могилки с густой травой вокруг и, пробравшись к ним, начала потихоньку косить. Через несколько минут сочная зелень ровными рядами лежала у её ног, и Маруся, прислонив косу к дереву, стала быстренько укладывать её в мешок, но он заполнился всего лишь на три четверти.
    «Подойду-ка ещё вон к тем могилкам, - решила она, - надо заполнить мешок полностью» - и, водрузив поклажу на плечо, с косой в руке стала продвигаться к намеченному месту.
    А в это время у одной из могил с холмиком из свеженасыпанной земли стоял морской офицер, не успевший вовремя прибыть на похороны отца. Склонив голову, офицер долго стоял у могилы, прощаясь с дорогим ему человеком, он был настолько погружен в свои думы, что не сразу услышал шорох, который, будто дуновение ветерка, прошелестел поблизости, а когда услышал, – невольно вздрогнул. Повернув голову в ту сторону, откуда доносились неясные звуки, молодой человек оторопел: при свете луны в зарослях травы недалеко от себя он увидел… движущуюся горбатую тень. С косой. «Боже праведный! – взмолился офицер, - никак сама костлявая пожаловала!»
    Тень прекратила движение и, постояв с минуту в полной неподвижности – будто её пригвоздили к месту, – развернулась в сторону молодого человека.
    - Господи, помилуй… господи помилуй… - зашептал тот и перекрестился.
И тут тень, заикаясь от испуга, заговорила сама:
    - Не бойтесь, дядечка, – туточки я, Маруся Овчаренко.
Это была деревенская девочка-подросток – офицер узнал её.
    - Маруся, Боже-ж ты мий, – яка ты бесстрашна! Що ты робышь тут у ночи?   – от волнения он перешёл на родной язык.
    - Понимаете, дядечка, - подходя к нему вплотную, заговорила девочка, - мне нужны деньги – всего двадцать копеек*, на танцы, – и я попросила монетку у мамы, но она взамен велела накосить травы для скотины, а травы рядом нигде нема, вот я и решила пойти ночью на кладбище, потому что здесь море травы, и никто её не режет.
    - Ой, Маруся-Маруся! Ты же должна знать, что на кладбище ничего нельзя брать. Как же ты решилась на такое, да ещё ночью?
Увидев, что девушка виновато потупила голову, сказал:
    - Ну ладно, пойдём уже – я провожу тебя до дому, но больше так не делай, а то Боженька накажет. Давай сюда мешок и косу – я помогу тебе.

    По-прежнему ярко светила луна, и по-прежнему такой же мерцающей россыпью на небе сверкали звёзды. Офицер проводил девушку домой и, пожелав ей спокойной ночи, отправился на соседнюю улицу, где жила его мать. Маруся постояла, разглядывая ночное небо, потом прошла через ограду к сараю и, отворив его, перешагнула через порог. Лунный свет, пробивавшийся сквозь небольшое оконце, неплохо освещал предметы, находящиеся в нём. Положив мешок в угол и повесив косу на крючок, вбитый в стену, Маруся помыла руки у ведра с водой и, поднявшись на крыльцо дома, осторожно открыла дверь. Приподнявшись на цыпочки, девушка прошла в комнату и, нырнув мышкой в постель, через пять минут уже крепко спала. Ей снился сон, как с монеткой в кулачке, счастливая и гордая, в субботу вечером она идёт на танцы.

* Денежная единица конца пятидесятых годов XX века.

2017 г.


Рецензии
Вечера доброго Вам!

Надо же, какой суеверный и набожный офицер попался, по тем временам - редкость большая. А девушка, наоборот, смелая и без малейших комплексов.
И в чем-то выбор её был верен - на кладбище нечасто косят, да и встретить там кого-то вероятность 6е столь велика.
И почему-то хочется надеяться, что на танцы она все-таки попала.

С уважением,

Сергей Макаров Юс   06.09.2021 20:41     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.