166. Петроградский кризис

Петроградцы стоически перенесли четыре года скудных продовольственных пайков. Они понимали, что в условиях войны ничего, кроме нормирования, ждать не приходится. Но война кончилась. Все ждали облегчения положения с продовольствием и топливом. Но облегчение не наступало.

По сравнению с 1919 годом урожай был лучше, а хлебозаготовки больше. Проблема заключалась в том, что все заготовленное продовольствие было сосредоточено на узловых станциях Украины, Северного Кавказа, Западной Сибири и Средней Азии, и вывезти его оттуда было практически не на чем. Большинство паровозов были "больны", а исправные машины простаивали из-за нехватки угля.

Положение с топливом было еще хуже. Запасы ранее добытого донецкого угля были исчерпаны, а новая добыча тормозилась из-за медленного восстановления шахт. Та же ситуация была в Кузбассе. Вывоз нефти по железным дорогам тоже приостановился. Нехватка продовольствия и топлива тут же ударила по крупнейшим промышленным центрам, где начали останавливаться заводы.

Одним из немногих учреждений Петрограда, активизировавшим свою деятельность, был Эрмитаж, где 2 января 1921 года после почти трехлетнего перерыва открылась картинная галерея.

Созданная в декабре 1920 года при СТО Комиссия по снабжению Москвы и Петрограда, 20 января 1921 года доложила, "что подход хлебных грузов за последние две недели к Московскому и Петроградскому узлам значительно понизился. Указанный факт объясняется главным образом недостатком топлива на железных дорогах, снежными заносами и метелями..."

Централизованное распределение продуктов позволяло горожанам кое-как выживать, но разделить больше, чем было на складах, продовольственные органы не могли. Рабочие получали и деньги, но огромная инфляция обесценивала их заработок, который уменьшился по сравнению с довоенным временем в сотни раз и продолжал сокращаться.

Поэтому главным источником для работающих горожан оставались натуральные выдачи, объем которых тоже уменьшался. Таким же тяжелым было положение на заводах Петрограда.

По решению Петрогубкоммуны (Петроградской потребительской коммуны) с 3 января 1921 г. хлебные нормы в Петрограде были установлены для вредного производства - 2 фунта в день, для ударных предприятий - 1,5 фунта, по "группе А" (национализированные предприятия) - 1 фунт, по "группе Б" - 0,5 фунта.

Неудивительно, что многие петроградцы покинули свой город в поисках пропитания. Немало из жителей бывшей столицы погибли на фронтах или умерли от голода и эпидемий. Население Петрограда за время "Германской" и Гражданской войн сократилось в три раза почти до 800 тысяч человек.

Значительно уменьшилось и количество рабочих на еще действовавших питерских заводах. Однако обеспечение еще работавших людей оставалось трудноразрешимой проблемой.

18 января 1921 г. Исполком Петросовета постановил: "Ввиду возникших затруднений с подвозом топлива... в целях экономии топлива, ...все заводы и фабрики гор. Петрограда закрываются на время с 19 по 23 января включительно..."

На многих предприятиях было запрещено использование электроэнергии. Вечером 11 февраля Петросовет на заседании, проходившем в темноте, принял решение закрыть до 1 марта 93 предприятия.

12 февраля "Правда" вышла с передовой статьей, в которой говорилось: "Всякий сообразит, что означает и для Питера, и для России такое положение вещей. Это, во-первых, огромная экономическая угроза. Это, далее, угроза социальная, так как закрытие таких заводов распыляет пролетариат и подрывает нашу основную классовую базу".

Положение тут же использовали противники правящей партии. 14 февраля на заводе Лесснер меньшевик Каменский выдвинул на рабочем собрании резолюцию с требованиями: "1) перевыборы всех Советов посредством тайного голосования, 2) коалиция всех социалистических партий, 3) восстановление свободы торговли, 4) восстановление частной собственности, вплоть до крупной, 5) свобода труда, 6) свобода передвижения и 7) снятие заградительных отрядов".

Впоследствии эти заявления делались эсерами и меньшевиками на других заводах. Откровенно политические резолюции на собраниях не принимали, но улучшения продовольственного снабжения требовали все более настойчиво.

21 февраля собрание на Трубочном заводе приняло резолюцию с требованием перехода к народовластию. 23 февраля началась забастовка ("волынка") на Трубочном и Балтийском заводах.

Рабочие потребовали улучшения продовольственного снабжения, восстановления рынков и свободной перевозки продуктов из сельских районов. Утром 24 февраля Исполком Петросовета закрыл Трубочный завод и объявил о перерегистрации всех работников. 300 рабочих закрытого предприятия вышли на улицу.

Была остановлена работа фабрики "Лаферм", затем - Балтийского завода. Рабочие Трубочного завода разоружили караул на гауптвахте Петроградской морской базы в Дерябинских казармах и освободили арестованных. К демонстрации рабочих присоединились студенты Петроградского университета и жители Василеостровского района. Численность людей, вышедших на улицу достигла 2500 человек.

На этот раз власти Петрограда от слов перешли к действиям. Вызванные кусанты военных училищ разогнали демонстрацию. Экстренное заседание бюро Петроградского губкома РКП(б) обсудило вопрос "О мероприятиях завтрашнего дня в связи с мятежом на заводах", одобрив решение о введении в Петрограде военного положения.

Был образован Комитет Обороны Петрограда, в который вошли командующий Петроградским военным округом Д.Н.Авров, член РВС М.М.Лашевич и Н.М.Анцелович. Петроградский губком РКП(б) постановил создать в районах революционные тройки, привести в боевую готовность отряды особого назначения и организовать революционные тройки во всех предприятиях и учреждениях.

Коммунисты были мобилизованы для агитации на улицах и в казармах. Петроградская ГубЧК арестовала около 120 видных меньшевиков и эсеров. В Петропавловскую крепость были посажены Ф.И.Дан, Н.А.Рожков, В.И.Каменский и И.Шпаковский.

Командующий округом Д.Н.Авров и комендант Петроградского укрепленного района А.С.Булин привели в боевую готовность войска. Митинги и собрания без разрешения военного совета были запрещены, как и выход на улицу после 23.00. Нарушителям грозило наказание по законам военного времени.

Положение стало напоминать ситуацию февраля 1917 года, когда все начиналось с перебоев в снабжении продовольствием. 25 февраля к забастовкам на Васильевском острове присоединились Обуховский завод, завод Розенкранца, Экспедиция заготовления государственных бумаг, кондитерская фабрика "Жорж Борман", Невская бумагопрядильная фабрика и некоторые мастерские Путиловского завода.

Однако, несмотря на начавшуюся забастовку Путиловского завода и верфи, повторения Февральской революции не получилось. Никто свергать Советскую власть не собирался.

Лозунг созыва Учредительного собрания, прозвучавший на собрании в кожевенном цехе фабрики "Скороход", не был поддержан. Основные требования рабочих остались экономическими. Кроме того, руководство Петрограда сразу пошло навстречу этим требованиям и сняло на въезде в город милицейские посты, боровшиеся с нелегальной хлебной торговлей.

В 19.00 26 февраля на заседании Петроградского совета выступил Председатель ВЦИК М.И.Калинин с разъяснением позиции правительства.

27 февраля в печати появилось сообщение о подготовке постановления Совнаркома о замене продразвёрстки натуральным налогом. Началось возвращение домой трудмобилизованных. Петроградский губком РКП(б) развернул агитационную кампанию по разъяснению причин продовольственного и топливного кризисов. Одновременно в город экстренно завозились топливо и продовольствие.

Послабления не сразу остановили забастовки, но существенно ограничили их масштаб. Уже 2 марта приступили к работе бастовавшие предприятия Петроградского, Невского, Выборгского, Пороховского, Московского, 1-го и 2-го Городского районов. 3 марта возобновили работу заводы Василеостровского и Нарвско-Петергофского районов.

5 марта прекратили забастовку рабочие Невской ниточной и бумагопрядильной фабрик. И наконец, 7 марта возобновил работу Балтийский, 8 марта - Путиловский завод. "Волынка" продолжалась на Обуховском заводе, который был открыт только после перерегистрации рабочих. 11 марта в Петрограде работали уже все предприятия.

Любопытно, что забастовки, как и в 1917 году, продолжались с 23 февраля по 11 марта, но по новому стилю. На этом сходство заканчивалось. Коммунисты доказали, что могут найти выход из кризиса, не разрушая систему, созданную в ходе Октябрьской революции.


1. Питерские рабочие и "диктатура пролетариата". Октябрь 1917-1929. Экономические конфликты и политический протест. СПб. Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ. 2000. 464 с.

2. Д.А.Баевский. Рабочий класс в первые годы Советской власти (1917-1921). М. 1974.

3. А.3.Ваксер. Из истории классовой борьбы в Петрограде в начале восстановительного периода (январь-апрель 1921 г.). Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. Т. 188. 1959.

4. А.С.Пухов. В Петрограде накануне Кронштадтского восстания 1921 г. Красная летопись. 1930. Т. 4.

5. С.А.Павлюченков. Военный коммунизм в России. Власть и массы. М. 1997.

6. Трудовые конфликты в Советской России 1918-1929 гг. М. 1998.

7. Ю.И.Кирьянов. Стачки и трудовые конфликты в Советской России в 20-е гг. Россия XXI. 1997. № 9-10. С. 80-104.

8. С.В.Яров. Привелегии "ответственных работников": опыт официозной интерпретации в Петрограде 1917-1921 годов. Cоциологический Журнал. 2005. № 1.

9. История рабочих Ленинграда. Т. 2. Л. 1972.

10. О.О.Зайцева. Трудовые копфликты в Советской России в 1921-1925 гг. (по материалам Петрограда-Ленинграда). Автореферат кандидатской диссертации. СПб. 2012.

11. О.И.Шкаратан. К вопросу об уровне благосостояния рабочего класса СССР в переходный период от капитализма к социализму. 1917-1937 гг. (На материалах Ленинграда). История рабочего класса Ленинграда. Вып. 1. 1962. С. 91-105.

12. С.В.Яров. Пролетарий как политик. Политическая психология рабочих Петрограда в 1917-1923 гг. СПб. Дмитрий Буланин. 1999. 224 с.

13. Л.Б.Борисова. Трудовые отношения в советской России (1918-1924 гг.). М. Собрание. 2006. 288 с.

14. "Горячешный и триумфальный город". Петроград: от "военного коммунизма" к НЭПу. Документы и материалы. СПб. Издательство Санкт-Петербургского ун­иверситета. 2000. 400 с.

15. Очерки истории Ленинградской организации КПСС. Ч. II. Л. 1968.


Рецензии