1. Форма и содержание

     Известное дело - относительность формы и содержания. Одно исходит из другого, одновременно являясь формирующим первое.
     Следуя выражению формы и содержания, можно обратиться к Библии:
     Во-первых следует вспомнить Евангелие от Матфея 15:10. „Не то, что входит в уста - оскверняет человека.“
     Зачастую нам, современникам постмодернизма, быстрого развития информационных технологий, минимализма и т. д. не понятно, что нас окружает новый мир, не знающий и отвергающий мир тридцатилетней давности, и тем более отвергающий мир давности более 300 лет. Но то, что мы воспринимает, принимаем как данность, формирует нас, если мы не противостоим и не выдерживаем наплыва новшеств. И все-таки даже в ходе процесса модернизации в нас заложено качество противостояния.
     Каждый из нас, переезжая на новое место жительства, пытается устроить новое жилище так, как ему этого хочется. При этом человек меняет не себя самого, а свое место обитания. Он вносит мебель, которая ему удобна, создает подходящий ему интерьер. Он не меняет свой образ, чтобы стать похожим на быт прежних хозяев, чтобы его одежда подходила под обои прежних хозяев. Тот порядок в квартире, который был до него, его не устраивает. И это правильно!
     Когда покупателю требуются туфли, они идет в магазин и покупает те, которые ему нравятся и подходят. Он не укоротит себе ногу, либо сдлетаь ее длиннее, лишь для того, чтобы купить ту пару обуви, которая по нраву большинству, по стандартам моды.
     В мифах Древней Греции существует легенда о Прокрусте. Прокруст был человеком склонным к грабежу, разбою, да еще и садизму. Эти его наклонности проявлались в том, что он часто подстерегал путников и обманом завлекал их к себе домой, чтобы ограбить. У него была кровать, на которую он укладывал своих жертв и, если они не умещались на ней, отрубал им ноги, если же „гость“ был слишком коротким и не занимал всю кровать, вытягивал ему их. Так продолжалось, пока Прокруста не убил Тесей, когда он не смог вместить в ту злополучную кровать самого Прокруста.
     В Царствии Духа все точно также. Однако как раз здесь нам и являются всевозможные варианты и вариации в понимании и толковании духовности. Почти всегда и везде в наше время происходит подмена новых образов за счет старых устоявшихся норм. Новая форма замещает старое содержание, хотя должна быть его выражением, дабы сохранить старое в будущем. Везде и повсюду от нас требуют новизны. Эконимист, носящий бороду, разве получит место работы в банке? А политик, а врач? – Может быть только в редких случаях.
     Во-вторых важно понять, что  "то, что выходит из уст, оскверняет человека."
     Задача христианина состоит не в том, чтобы стать говорящим апологетом своей веры, всегда знать и высказывать ответ, оправдывающий его форму, внешний облик, образ мыслей. Христианин – не мудрец, знающий ответ на каждый каверзный вопрос. Его задача в другом - выдержать сопротивление, противостоять! Если мы ставим себе задачу выдержать сопротивление, то все остальное приложится. Главное нести образ и форму, заповеданную нам издревле. Иначе же мы позволим Прокрустам нового времени издеваться над нами, терзать нас и, в конце концов, духовно уничтожить.
     Стоит вспомнить время веротерпимости в России начала ХХ века, особенно в предреволюционное время, когда русский религиозный философ Лев Александрович Цандер в труде "Единство без объединения" четко произнес свою позицию о старообрядцах того времени:

"Недавние исследования о старообрядчестве показали, что в религиозном смысле оно ни в коем случае не является продуктом невежества и суеверия, как полагали почти все российские и зарубежные историки, но глубокой верой в реальность «Святого Царства» в конкретной исторической форме как проявление идеальной христианской жизни. Таким образом, предательство этой формы является предательством самого христианства."

     Может следует упомянуть, чтобы подчеркнуть важность этого высказывания, что Цандер был апологетом русской веры, так как в свое время защищал православные принципы и мировоззрение в контексте тщетной попытки западных религиозных философов узреть во всех христианских деноминациях единство.
     Важно осознавать, что для старовера содержание важнее, чем форма, но именно содержание побуждает старовера блюсти свою форму, которая почти всегда в разладе с новшествами мира сего. А мир, отвергающий древнее предание как устаревшее, проповедующий новые формы, имеет уже по логике иное содержание, чем христианское. Путь христианина-старовера не может быть лишь следствием традиции, либо фанатизмом. Его путь предначертан его содержанием. Но это содержание вводит его в конфликт с миром. Сохраняя форму, христианин-старовер хранит и содержание, и должен быть готов выдержать противостояние.


Рецензии
Какой нафиг христианин, какое нафиг христианство? Христиане жили в античную эпоху, говорили на древнеарамейском и слушали помазанника Йешуа, галилеянина. А весь этот сброд, эта нечисть - самозванцы, язычники, многобожники-идолопоклонники.

Денис Фоменко   11.07.2021 12:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.