Коррекции марксизма

Интерес к Марксу и к марксизму возрастает по мере обострения социально-экономических противоречий. Теперь это обострение связано не столько с национальными, сколько с глобальными, планетарными проблемами. В конечном счёте, оно вторгается в жизнь каждого человека. Открытие Марксом материалистического понимания истории и противоречий капитализма сделало возможным теоретическое обоснование сложных глобальных социально-экономических процессов. Автор в юности был одним из тех редких людей, которые не только читали первоисточники, но и стремились понять, осмыслить, развить идеи марксизма и даже применить в жизни. Но автор, будучи в большей степени платоником, не был ни марксистом, ни коммунистом, а стремился подойти к изучению марксизма объективно, критически, творчески, научно.
И развитие марксизма, и апология, и критика марксизма если не хорошо известны, то, по крайней мере, были «на слуху». Отсылая к обширной литературе и первоисточникам, автор ставит в этой заметке цель конспективного изложения контуров коррекций марксизма применительно к современности.
Гениальные произведения Маркса, Энгельса, Ленина остаются самыми читаемыми и переводимыми. Практическая реализация идей классиков марксизма, к сожалению, продолжалась недолго: ленинская попытка построения социализма и идеи мировой революции закончились в процессе борьбы за власть в 1924-1926 гг.; с 1927 г. в СССР стала побеждать сталинская скрытая контрреволюция, когда идеологически признавалась необходимость марксизма, а в реальности возникла феодальная империя «восточной деспотии» (как называл такую систему Маркс). Конечно, Сталин оказался великим политиком ХХ века, организовавшим на практике сверхдержаву и совершившим  конвергенцию восточной деспотии с некоторыми элементами социализма, но такая «мутантная» империя долго существовать не могла и проигрывала развитому капитализму. А развитые капиталистические страны из-за страха пред классовой борьбой и революциями пошли на уступки трудящимся и стали трансформироваться в правовые социальные государства. В результате лагерная система феодального псевдосоциализма не выдержала социально-экономической конкуренции и развалилась, ускоряя развал ещё и субъективными факторами, особенно кадровым. С развалом СССР капитализм вновь перешёл в наступление на права трудящихся. Причём США после 11 сентября 2001 г. стали постепенно превращаться в империю типа СССР. «Четвёртый Рим» стал всё более закрываться и бояться миграционных процессов. Соединённое Королевство стало обособляться. Европейские идеи и Европейский Союз остались один на один перед глобальными планетарными вызовами. Костяк ЕС практически сжался до союза Германии и Франции. Но пока европейские идеи и ценности остаются единственным прогрессивным начинанием на пути мирного объединения человечества.
Новые веяния стали бурно проявляться на Востоке. Эксперименты и решимость Мао Цзе Дуна (усмотревшего на примерах СССР и Китая дефекты в формах «обуржуазивания» и кадрового вырождения в управлении «мутантными» империями типа восточной деспотии) скорректировать и применить марксизм в условиях восточной деспотии и демографического взрыва в Китае привели к осмыслению идей восточно-деспотического социализма. Продолжатель дела Мао - Дэн Сяо Пин понял продуктивность  идеи и практики ленинского НЭПа и начал модернизацию Китая, сохранив командные высоты у КПК и допустив подконтрольно частную собственность, частную инициативу и свободное движение капитала. В результате Китай стал превращаться в «Пятый Рим», точнее, в империю с гибким и умным управлением. Так Китай творчески и успешно трансформировал и применил марксизм в своих условиях.
Кроме научного подхода, кроме творческого развития и применения модернизирующегося марксизма у человечества нет альтернатив прогрессивного социально-экономического развития. Все основные положения марксизма остались оправданными. Но концептуально главные понятия требуют уточнений.
1.Развитие производительных сил и производственных отношений в условиях неравномерного развития стран и мировой монополизации привело к стратификации прежних классов. Выделился всемирный слой экспроприаторов-монополистов. В каждой стране возник правящий и владеющий национальным богатством слой экспроприаторов. В странах восточной деспотии утвердились всемогущие неофеодальные кланы. При этом процессы присвоения собственности сопровождались всеобщей коррупцией во властных структурах и криминализацией, охватившей всю планету. Новизна заключается также в том, что жертвами, эксплуатируемым классом в этих процессах стало всё или почти всё население. Возродилось в новых формах рабство. Но человек стал не только рабом – он стал товаром (как предвидел Маркс в «Капитале» всеобщий характер товарности). Товаром стало всё, в том числе моральные ценности: честь, совесть, достоинство, любовь, красота, знание. Противоречие между всемогущей кучкой монопольных мировых и национальных экспроприаторов, с одной стороны, и обманутым, ограбленным, эксплуатируемым населением, с другой стороны, стало главным социально-экономическим противоречием современной эпохи.
Корректировка (уточнение) марксизма тут заключается в замене классовых функций: место капиталистов-производителей заняли властные кланы монополистов, а место пролетариата – всё население.
2.На фоне безрадостной картины попятного движения истории на современном этапе врывается в жизнь наука как новая производительная и трансформирующая природу сила.
Главным просчётом всех утопических экспериментов, а затем и практического марксизма являлся слишком оптимистический взгляд на природу человека. Алчность, зависть, ревность и другие отрицательные видовые черты мудрецы, философы и общественные деятели надеялись и в древние времена, и в век Просвещения преодолеть просвещением. Некоторые идеалисты и религиозные деятели надеялись на любовь и красоту (например, послания апостола Павла, высказывания Достоевского и др.), на моральное совершенствование. Ленин организовывал идеологическую и агитационную работу по повышению сознательности масс, по ликвидации безграмотности. К сожалению, природа человека во многом остаётся животной, особенно когда это касается массовых явлений. Демографический рост сопровождается не развитием мозга, а его деградацией. Количество гениев на душу населения за последние три тысячелетия продолжает неуклонно падать. Гетеротрофный принцип природы, когда одни виды поедают других, становится ярко проявленным при углублённом изучении природы, а эффект красоты оказывается иллюзией, связанной с отдалением и абстрагированием. Любить мысленно и дистанционно куда удобней, чем любить реально и конкретно здесь и сейчас, «под одной крышей». Пути морального,  в частности, религиозного, совершенствования человека оказывались либо невозможными, либо слишком долгими, либо цикличными («грешить и каяться», «грешить и каяться»)…
Всё бы и складывалось так пессимистично и трагично, если бы не появились в середине ХХ века генетика и кибернетика. Оказалось, что гены можно не только расшифровать, но и изменить, тем самым изменить природу человека. Перед человечеством возникла надежда разумного  изменения всего вида к лучшему, надежда на преодоление наследственных болезней, дефектов, надежда на создание гибридов, киборгов, информационных существ и т.п. Вместе с тем этот научный подход приводит к выделению новой всемогущей страты – слоя управляющих (топ-менеджеров) интеллектуальным развитием общества в условиях сращения с монополистическим мировым капиталом в сфере науки и информации. Всё остальное население планеты будет являться  биологической массой и генетической базой для дальнейших экспериментов. Правда, эта доля лучше, чем быть рабом или просто товаром. Вынужденный труд и товарно-денежные отношения уходят на второй план, а первый план выходят высшие формы интеллектуальной деятельности, заключающиеся в перепрограммировании генетических программ в ДНК, РНК, в вирусах, бактериях, растениях, животных, людях, биороботах и даже программ планет, галактик, метагалактик. Память человека, гибридов, биороботов, информационных существ становится «машиной времени», а мысль – главной производительной силой. Путь систематических преобразований станет естественным.  Затем будет автоматизирован и сам процесс такого регулярного перепрограммирования, обновления программ.  При этом невозможно разделять фантастический пессимизм относительно намерений высших цивилизаций, высшего интеллекта поработить людей или землян. Чем выше интеллект, чем шире разум, тем бережнее отношение к природе и выше оценка каждого индивида. Это на уровне эгоцентрично-собственнической, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, а в целом, временной земной недоразвитой реальности «выгодно» от кого-то и чего-то избавляться, кого-то сокращать, уничтожать. Развитие природы и высшего разума, совсем наоборот, для своей страховки, своего выживания, развития, расцвета требует самого обширного разнообразия, наличия огромного множества ветвей, вариантов. Поэтому отношение высшего интеллекта, будь то естественного или искусственного, земного или метагалактического, к людям будет намного более гуманным. Биомасса будет нужна ещё больше для «экспансии» и восходящего развития жизни, разума, интеллекта. Во всяком случае, нынешний земной гуманизм будет выглядеть как псевдогуманизм, как циничный социальный обман. Сам гетеротрофный природный принцип можно будет трансформировать в артотрофный, т.е. когда поедание одного вида другим заменится на поедание искусственно создаваемой специальной более предпочтительной пищи…
Соответствующая коррекция марксизма заключается в необходимости и целесообразности регулярных и разумных преобразований природы человека и планеты генно-инженерными и информационными методами с целью расширения и возвышения сознания  при социальных контактах и избавлении от вредных и болезненных дефектов.
3. Разумное и научное отношение человечества к своему расширяющемуся воспроизводству (это главный принцип, наследуемый от прежних форм марксизма) будет связано с повышением интеллекта, сознательности, социальной ответственности, с избавлением от болезней, криминальных качеств, деликвентного поведения, вредных привычек, «слишком животных» инстинктов, привычек  и прав собственника и т.п. Степень гуманного отношения на планете и в космосе к представителям человеческого вида будет зависеть от управляющей интеллектуальной элиты, которая заранее осознает разумность искоренения экспроприации планетарных и космических ресурсов, всех форм вредящей эксплуатации и негуманного использования биомассы.
4. В плане нынешних социальных преобразований на первом этапе необходимо будет передать власть на места, создать устойчивую базу и систему самоуправления, развернуть гражданскую инициативу и участие граждан в управлении каждой страной, каждым регионом, каждым сообществом. Переход к конфедерации гражданских республик, самоуправляемых территорий и этносов является единственным способом создать длительно устойчивую и перспективную систему управления. Не зря В.И. Ленин приводил в пример Швейцарию, демонстрирующую миру довольно длительно разумную систему управления. Другим странам и народам  также необходимы разумные, давно назревшие конституционные реформы.
Необходимо объединить усилия всех народов и их правителей для  решения первоочередных планетарных проблем: космической безопасности, предупреждения терроризма, ликвидации последствий стихийных бедствий, борьбы с болезнями, голодом, детской смертностью, экологическими загрязнениями. Разумеется, гонка вооружений приносит огромные прибыли правящим кланам. Но жертвами становятся миллионы ни в чём не повинных людей. Понятно, что изменить катастрофическую ситуацию в короткие сроки не удастся. Но кто-то когда-то должен возобновить процесс разоружения. Кто-то должен предложить решение глобальных планетарных проблем. Чтобы решить эти проблемы, надо руководителям всех стран, особенно 20-ки, отказаться от гонки вооружений, содержания армий, границ, госаппарата насилия, надо создать справедливый миропорядок, гуманное международное право, отказавшись от идей национальной и иной исключительности и доминирования. В историческом масштабе никакое право собственности, никакие территориальные претензии обосновать не удаётся. Поэтому мы предложили в международном праве бесконфликтный принцип этнического суверенитета, автономии или самоуправления для компактно  проживающих этносов на одной и той же территории без какого-либо «вечного» права на эту территорию. Разумеется, необходимо внедрение в право ещё нескольких гуманитарных принципов: принципа социального равноправия и социальной справедливости в фундаментальных отношениях всех субъектов права, будь то отдельная личность, робот, этнос, группа, нация или большинство населения (ведь не все вопросы можно и нужно решать голосованием в пользу большинства); принципа осуждения и искоренения всех форм насилия, вооружённого подавления и сопротивления. Тут могли бы подключиться и отдельные граждане, и пацифистские группы и объединения. Было бы разумно реорганизовать Совбез ООН таким образом, чтобы исчезло право вето и понятие сверхдержавы, чтобы все стратегические вооружения передать под международный контроль Совбеза.
Этих коррекций марксизма и практических шагов при создании единой планетарной конфедерации народов будет на первых порах вполне достаточно.


Рецензии