Солсбери. Шпиль Голдинга

Непростительная забывчивость! Когда я писала об архитектурном феномене – строительстве башен, устремленных ввысь, («Персты, грозящие небесам») я как-то забыла о Солсбери. Нет, не о химической лаборатории, с помощью которой Тереза Мэй и ее команда неустанно шантажирует Россию, этих политических сплетников и фантастов мы вовсе оставим за кадром.
В Солсбери есть прекрасный объект, достойный просвещенного внимания и нашей темы: Собор Девы Марии, выстроенный в раннеанглийском готическом стиле. Его венчает самый высокий в Англии шпиль, вознесенный к небесам на 121 метр! Вспомним, что Вавилонская башня, призванная горделиво возвеличить Человека и осужденная Господом на разрушение, задумывалась всего на 100 метров высотой, а развалилась при высоте 90.
Знаменитая Пизанская башня в Италии, строительство которой длилось 200 лет и завершилось в 1360 году, поднялась на 56 метров. Примерно таких же параметров и наша отечественная Невьянская башня, возведенная в петровские времена, в восемнадцатом веке.
Увлеченная идеей машины времени, я нафантазировала встречу с прорабом Пизанской башни, который будто бы покаялся в том, что «хорошо задумали, да хреново исполнили, потому башня и накренилась». Теперь я должна покаяться: сам факт того, что все эти наклонные башни стоят в веках, свидетельствует об обратном: не имея предварительных разведданных о грунтах, опыта подобного строительства и техники расчета, строители тех давних времен блистательно справились со своей задачей! Не будем забывать, что проблемы перед ними возникали по ходу строительства и требовали незамедлительного решения.
Всё именно так обстояло и при строительстве башни и высоченного шпиля, её венчающего, и в Солсбери. Нет, тут все было еще сложнее: башней задумали пронзить уже имеющийся, действующий храм, пронзить сквозь кровлю, этажи и каменный пол, рискуя этот самый храм разрушить! Кому и как такое могло в ум взбрести, кто и как мог подобный замысел исполнить?!
Не надо ничего выдумывать, легенда о строительстве этой башни легла в основу великолепного романа Уильяма Голдинга «Шпиль». Практически наш современник (годы жизни 1911 – 1993), при жизни признанный классиком английской литературы, лауреат Нобелевской премии, Голдинг в этом произведении поднялся до высоты одухотворенной философской притчи. Не случайно литературоведы считают этот роман высочайшим достижением писателя. Он увлекателен, полон смыслов, в нем нет прямолинейной дидактики и нравоучений, каждый читатель потрясенно сделает в романе свое открытие.
Высочайшее художественное мастерство позволяет Голдингу при минимальном наборе средств, героев, невеликом объеме произведения совершить глубокое исследование человеческой психологии. КАК?!. Как человек замахивается на подобное предприятие, как преодолевает непреодолимые препятствия, как решается перешагнуть через близких ему людей, греша их уничтожением в буквальном смысле этого слова?!.
Героев немного и каждый из них – смысловая несущая функция.
Настоятель храма Джослин, которому привиделся шпиль, олицетворяет собой созидательную волю. Ее посыл не опирается даже на Бога, молитвы к которому будут вознесены с этим шпилем на небывалую высоту и убедительность. Джослин просто страстно хочет, чтобы этот шпиль был вознесен (гордыня!), он денно и нощно бредит им, он подчиняет своей воле всех окружающих.
Роджер Каменщик – исполнитель романтической идеи. Он понимает, что это – невозможно, сразу после того, как под каменными плитами пола увидит, что под храмом НЕТ ФУНДАМЕНТА. Нет и возможности заложить его под башней, которая задумана внутри храма. (Всё, как при строительстве Пизанской и Невьянской башен, покосившихся от неоправданно мелких фундаментов, неизученных почв под ними!) Роджер непрерывно вынужден по ходу строительства что-то придумывать, изобретать, просчитывать, чтобы не допустить обрушения башни и шпиля, наблюдая, как поют опоры храма, крошится камень, колеблется под напором ветра шпиль…
А есть еще преданный служитель храма Пэнголл, который как и множество обывателей видят в бредовой задумке настоятеля лишь угрозу храму. И его прелестная жена Гуди – ее солнечные следы в храме и вокруг него, любовь к этому нежному и трогательному существу всех троих главных героев. Ее-то и убьет и эта любовь, и эта безумная стройка.
Шпиль подкосит их всех троих, потому что деяние это окажется не по силам слабому человеку, - слишком оно велико, грандиозно! Здесь некому праздновать победу, Джослин, Роджер и Пэнголл сломлены, неподъемен для человека оказывается шаг в неизведанное, слишком дерзновенно предприятие – они сокрушенно признают это и осудят то, что сотворили. (Время от времени Роджер или Джослин вопрошают близких: « Упал? Он все еще стоит?» - Вопрос дней или часов.) Но самое потрясающее во всем этом, что они совершили-таки это безумное дело. Они возвели шпиль, который хоть и несколько накренился (!!!), но стоит поныне, спустя полтысячелетия.
Роман потрясающий. Его надо прочитать, поскольку хоть написан он, как реальная история, повествует он ни много ни мало – о дерзновенном устремлении человека к свершениям, которые кажутся просто невозможными. Я же говорю: персты, грозящие небесам…
Кстати, нынешние небоскребы подбираются к километровой отметке, облака ходят где-то понизу. Спрашивается, зачем такая высота?
Словно вертикальная взлетная полоса к звездам.
 
Небоскреб – стеклянный сталагмит,
Неуклонно к солнцу он стремится,
И того гляди шальная птица
В облако зеркальное влетит!
 
Маяки давно посрамлены,
Скоростные лифты – не ступени –
Преодолевая притяжение,
Мчатся ввысь, безумия полны!
 
Вертикальный взлет на пару верст
Сносит башни стали и бетона,
С этой полосы - к орбитам звезд
Ухожу, Земли покинув лоно!


Рецензии
По-моему книга о другом – о прельщенье дьяволом, гордыне.
Фактически храм разрушен – служба то в нем не ведётся, и башня стоит - пока!
Помните, что прикрывал крыльями являвшийся, вроде как хранитель, Джослину ангел?
Копыта!
А вообще, книга многоплановая, например, очень своеобразна линия любви.
Но, если честно, перечитать не тянет.
Успехов,

Санджак Марат Анатольевич   13.07.2018 19:09     Заявить о нарушении