Немая любовь

 Глава 1. В Андреевку и точка!

         Зачем что- то планировать, загадывать, готовить, когда родители одной фразой могут всё перечеркнуть, отменить, испортить?
- Ты едешь со мной в Андреевку. - Сказала мама в конце мая.
- Куда?- переспросила Ирина, не веря своим ушам.
-  На летнюю практику, в деревню. С моим вторым курсом. В этом году моя очередь везти студентов на полевую практику. Никулина защищает диссертацию, у  Петра Николаевича жена должна родить. Так что кроме меня  и Элеоноры Львовны от нашей кафедры некому ехать .
              Ирина мама Антонина Ивановна работала преподавателем на биофаке. Каждое лето студенты после первого курса ехали на практику по биологии беспозвоночных. Собирали материал, описывали его по определителям, сушили, делали коллекции. Лучшие коллекции бабочек, жуков, стрекоз и прочей живности красовались затем в шкафах кафедры беспозвоночных. А в студенческих зачётках красовались отличные  отметки.
 - А меня кто-нибудь спросил, хочу ли я туда ехать?! - Ира чуть не плакала. Она -то собиралась к бабушке, где её ждала Ленка, её подруга, да  и вся их летняя компашка: Олеся, близнецы  Коля и Вова. Колюсенька и Вовусенька, как звала их мама и вся Комсомольская улица Н-Днепровска. Всё лето они носились по кручам и "рвали траву  кролям", купались и загорали на берегу Днепра, по воскресеньям  бегали в местный парк на вечера танцев и глазели через ограду на танцующую молодёжь. Лена была неугомонной и радостной девочкой. Она успевала выполнить все-все домашние дела, которые оставляла ей мать и ещё что-то придумать интересное  для их компании. Иришу она  научила доить козу, лепить вареники и лазать по вишням за прозрачным вкусным клеем. Как-то они забрались на горище, чердак по-нашему, нашли там старые - престарые чемоданы, извлекли на свет такие " кухвайки и шкарпетки"! Падая со смеху и чихая от  махровой многолетней пыли, они вырядились настоящими скоморохами!  Когда их увидела Ленина бабушка Арсентьевна, утирая слезу она сказала: "По свайбам вам ходыть  можно, горе тай годи!! Людэй смешить"
        Ленка недавно прислала фотку:  она с двумя высокими парнями под ручку. Ничего себе Колюсенька -Вовусенька за год вымахали! Это тебе не прошлогодняя мелочь! Теперь с ними можно смело идти на танцы и в кино на "детям до шестнадцати".  Ира и сама подросла. И волосы красиво лежали по плечам.
- Ой не риж косы, Иришка! - приговаривала Арсентьевна любуясь  её золотыми волосами.
 

   Она и не резала.  Ещё Ира связала крючком  из яркого муслина топик. А новый сарафан? А новый купальник? Теперь перед гусями что ли красоваться, в деревенском пруду?
 - Мамочка, ну оправьте меня,  я сама доеду к бабушке. Я же уже в девятый перешла. - Она ещё не теряла надежду.
- Как сама? С пересадкой в Москве сама?
-  Вы меня посадите здесь, там дядя Лёша встретит и посадит меня на бабушкин поезд. -  Ирине казалось всё так легко и просто.
- Ничего себе, у тебя всё продумано! Брат мой не праздношатающийся. Он - полковник, если ты забыла.  И он сейчас на учениях. А у тёти Любы ноги больные, чтобы по  Москве таскаться с твоим чемоданом. И вообще, не отпущу одну. Даже не мечтай.  Маньяков везде хватает. Тем более на вокзалах, тем более в поездах..
- А папа, папа может отвезти? - уже вяло спросила Ира.
- У папы отпуск только в конце августа, сейчас они крупный объект сдают. Всё, диспут закрыт.
 Ира, не скрывая слёз, потащилась в свою комнату. Надо же написать подруге траурную весть..
- Ты ещё не занималась на инструменте сегодня. А на носу экзамен. - Летел ей вслед мамин голос.
Ирина отрыла  фортепиано, села и принялась за этюды. Ей сдавать технику. Пальцы и слёзы стали  зло стучать по клавишам. Э - тю-ды- Ге-ди-ке. Э-тю-ды- ге-ди-ке. ге-ди-ке, га-ди-ки, га-ды! Она бросила играть и разревелась. Вошла мама.
- Ну что ты? Что-ты? Это же моя работа, а не прихоть. Успокойся, дочь. В августе поедем непременно.
 - В августе уже не позагораешь. - всхлипывала Марина. - И купаться в Днепре уже нельзя. Бабушка говорит на Илью уже купаться нельзя.
- Вздор! Это детей пугают, чтобы в холодную воду не лезли наверное. - Мама обняла её, стараясь успокоить.- Отыграй программу и приходи пить чай.


Глава 2. Сборы

         Хочешь - не хочешь, а надо собираться. Ирина достала с антресолей большую спортивную сумку, которая там скучала с прошлого лета. Расстегнула молнию и задумчиво уставилась на её пыльное дно. Что брать с собой в Ярославскую глубинку? Чем заполнить месяц в деревне? Ну, должен же быть там хоть какой-то занюханный клуб! Должны быть танцы под магнитофон, под баян, под «траля-ля-ля» наконец! Ирина решительно протёрла  сумку влажной  тряпкой и начала складывать свои наряды. Сарафан берём! Топик берём!  Купальник берём, кепи со стразами назло врагам берём! А если природа будет рыдать вместе с Иришкой над неудавшимися каникулами? Что делать во время ненастья? Студенты будут сидеть над микроскопами, читать атласы и определители. А она? Кстати о чтении. Ира окинула взором книжные полки. Фантастику непременно.. Стругацких, Азимова и любимого Лема. "Звёздные дневники Йона Тихого" любую непогоду скрасят. А что там по программе задали? Где список на лето? Будь он трижды потерян! Нет, всё-таки нашёлся среди новых учебников на столе. Ирина ругала себя за свою исполнительность и обязательность в отношении уроков.  Ведь могут некоторые её одноклассники, как говорят французы, «закинуть чепец за мельницу» и не читать летом ничего, то есть абсолютно! А потом явиться с ясными невинными глазами и такими же чистыми мозгами на уроки к Эльвире Яновне. И списывать у таких всёчитающих дур, как она. В списке значились Тургенев, Чехов, Фадеев, Пушкин, Некрасов. Всех в глушь. В Саратов, то бишь, в Андреевку. Всех с собой. Особенно последнего! Он любил ярославские леса. Вот пусть теперь и собирается. Ира растолкала книги по углам сумки, которая стала неподъёмной. Ничего, автобус довезёт. Ещё она вспомнила про вязание. Неужели дойдёт до такого!? Летом на каникулах. Ей стало себя жалко до слёз. И они  опять закапали прямо  в сумку. Девочка, шмыгнув носом, застегнула сумку. Хватит сырость разводить.
      Надо было ещё обязательно написать Лене. Вот расстроится подруга. И Колюсенька с Вовусенькой.. А что написать? Приеду в конце лета или вовсе  не приеду? На   это Ира решительно не соглашалась и сообщила, что приложит все возможные усилия, чтобы уговорить родителей отвезти её к бабушке. Вплоть до объявления голодовки и  бритья своих кос налысо. В конверт она вложила своё фото, где она пока ещё с косами, чтобы друзья не забывали и ждали её. Может, их истовое ожидание вкупе с  истовым желанием Иры и сложат обстоятельства так, как всем хочется.
- Собираешься? - это мама заглянула в комнату.
- Уже собралась. - буркнула дочь.
- А можно узнать, что ты взяла с собой?
- Досмотр багажа устроишь? - Ира от расстройства начинала грубить. -  Не бойся. Оружия, наркотиков и прочих запрещённых к ввозу в глухомань грузов не имею.
-  Да я не боюсь, мама решила не замечать нелюбезный тон дочери. - Просто хотела посоветовать тебе кое-что непременно взять.
- Интересно что?
- Резиновые сапожки, например. - Мама улыбнулась.
- Я в дождь буду книжки читать. Во, смотри, как от них сумка вспухла!
- Да дождь тут ни при чём. У нас будет экскурсия на ферму. А там, извините, местами навоз попадается.
- А!? О колькоз боку де навоз! - прогнусавила Ирина на французский лад. - Ещё чего! Это без меня, пожалуйста. Может ещё противогаз захватить и противочумный скафандр с лопатой?!
- Не язви! Я тебе дело советую. - Мама вышла из комнаты и закрыла за собой дверь, зная, что лучше не накалять обстановку и пока не трогать  рассвирепевшее дитя.
Резиновые сапоги! Караул! Ира нервно рассмеялась. Ушанка и «куфайка», заправленная в сапоги — форма номер один в Ярославской области. Как она могла забыть?
- Ни-за-что! - она  решительно сказала вслух,  задрав голову к потолку. Она обращалась в космос. К неведомым силам, которые хохотали там над ней, решив унавозить её лето.
        К маме обращаться было бесполезно. Она не откажется от практики. Как очень добросовестный преподаватель, она любит свой факультет, своих студентов, свои лекции. Она готовиться к ним с таким воодушевлением и интересом, что часто забывает о кипящих на плите макаронах. Подгоревшие кастрюли  идут на помойку стройными рядами. Чтобы её лекции были интересными, Антонина Ивановна постоянно их дописывает, переписывает, дополняет новыми научными фактами, которые черпает в специальных журналах. Годовыми подписками «Биологии», «Гидробиологии», «Науки и жизни» забиты антресоли, книжные шкафы и внутренности диванов в их квартире. И студенты любят мамины лекции, практически не пропускают их. А, наоборот, студенты с других потоков стараются просочиться на задние ряды в аудитории, когда она читает.
     Отец, имея архитектурное образование, хорошо чертил и писал плакатными перьями. Он рисовал для маминых лекций шикарные плакаты. Своим энтузиазмом и фанатичной преданностью к биологии мама заразила и его. Ира окончательно поняла, что практика по биологии беспозвоночных — это её судьба на нынешнее лето. Ну, что же она собралась со своим скарбом и с духом.
 


  Глава 3. Погрузка
 
     В это летнее солнечное утро площадка перед биофаком была туго набита автобусами, рюкзаками, студентами и провожающими их родителями. Двери факультетского здания непрерывно хлопали, туда-сюда носились парни и девчата с коробками, ящиками, связками книг, тюками, сачками, бутылями. Слышались радостные возгласы, приветы, сердитые окрики «посторонись!", смех, бренчание гитар. Шла погрузка практики в автобусы. Руководили этим весёлым ульем  доцент Черепанов Юрий Иванович и завкафедрой Элеонора Львовна.
    Ириша с отцом подошли к  факультету как раз в разгар этого погрузочно - сортировочного бума.
- Осторожно с бутылями! Там эфир! -  командовала завкафедрой.
- Микроскопы, микроскопы ставьте среди тюков!
- Хочешь, скажу чем ты отличаешься от столицы Камбоджи Пном-Пеня? - Это куратор выговаривал какому-то долговязому студенту. - Ты пень пнём! Я тебе сказал, куда этот ящик поставить?! А ты его куда запихал?!
Мамы среди этого муравейника Ирина не обнаружила. Рискуя быть огретыми раскладушкой, они с отцом протиснулись в здание института. На кафедре беспозвоночных царил разгром, будто факультет срочно куда-то эвакуировался. Маму они нашли возле горы книг, связанных стопками. Она вручала эти стопки студентам и ставила галочки в длиннющем списке. Ира протиснулась к ней.
-В какой автобус мне садиться с моими сумками?
- Ой! Погоди, родная, - мама поставила очередную птичку в свой список. - Определители моллюсков пошли на выход. Потом она обратилась к дочери.
 - Свои сумки мы погрузим в последнюю очередь. А то потом не найдём. Вы их пока здесь оставьте и погуляйте минут сорок. Думаю, к тому времени мы уложимся.
Отец оставил сумки в углу возле шкафа. И они пошли в сквер.
- Может по морожке? - предложила Ира.
- Давай!

        Они направились в ближайшее кафе-стекляшку, любимую студентами.
- Не горюй, Ришка! - папа поставил на столик креманки с розовыми и белыми шариками мороженного, густо посыпанного орехами.
- Спасибо, пап. - Ира пододвинула к себе холодную вазочку. Он назвал её именем из далёкого детства, наверное, желая подбодрить её.
- Месяц пролетит быстро. А потом смотри, ты же не с домом престарелых едешь, а со студентами!  Я там три гитары насчитал. Студенты горазды на выдумки. Помню, когда мы ездили на бахчу арбузы собирать, чего мы там только не отчебучивали!
Девочка  потихоньку ложечкой отколупывала кусочки мороженого и слушала байки отца. Она чувствовала, что ей становится спокойней, теплее внутри, вопреки тому, что зубы ломило от пломбира. Её внимание куда-то иногда переключалось, и она не всё четко слышала, но слова « а к бабушке я тебя отвезу в августе" Ира услышала очень ясно. Положив ложечку, она порывисто обняла отца.
- Спасибо, папуля!
- Ну-ну, доедай и будем двигать к автобусам.

         Как и обещала мама, примерно через час всё имущество факультета и студентов было утрамбовано в автобусы. Осталось расположиться среди этого богатства самим практикантам и преподавателям. Им оставили свободные места в начале автобуса. Ириша с отцом внесли сумки и запихали их под сиденья. Отец чмокнул её и маму в щёчки - «счастливо!», пожал руку Юрию Ивановичу - «держитесь!» и убежал. Пока ждали Элеонору Львовну(она получала деньги в бухгалтерии на пропитание этой оравы). Ира села в пол оборота  и стала рассматривать студентов. Любопытно же!  Это были в основном девушки красавицы и не очень, с модными стрижками  и  локонами. Среди них в разных углах автобуса басила тройка парней. Все в ярких рубашках, джинсах, кепи и шляпах а ля ковбой. У одного на коленях тихо поскрипывал огромный магнитофон.
« Нормальненько, есть танцы у костра..» - подумала Ира. 
       Наконец появилась заведующая кафедрой. И не одна. За ней с чемоданом и большим этюдником на плече в автобус влез парень лет  шестнадцати. Он был высокий и лохматый. Кудрявая грива ниспадала почти до самых глаз!
 

- Здравствуйте ещё раз, товарищи студенты!
- Здрасьте, Элеонора Львовна. - Ирина поздоровалась вместе со всеми.
- Антонина Ивановна, всё в порядке? - обратилась  заведующая к маме. - О Ириночка, как выросла! Ну что же, прекрасно. А то я думала, мой Серёжа будет один болтаться. Кстати, знакомься, это мой сын.
Она показала глазами на лохматого парня. Но тот, как сидел, отвернувшись к окну, так и остался сидеть.
- Ладно, потом — махнула рукой Элеонора Львовна. - по списку все есть?
- Все в полном сборе. - Откликнулся  Юрий Иванович.
- Тогда трогаем! - это уже к водителю автобуса.
- Едем до Андреевки три часа. Санитарные остановки по требованию. Петь песни можно, но имейте совесть и сострадание. По прибытии на место, выгружаемся по моей команде. Потом Элеонора Львовна попросила Иру пересесть к Серёже. Она хотела обсудить с мамой детали размещения, режим занятий и жизни в Андреевке. Преподавательский состав сгруппировался со своими тетрадками вокруг первого сидения, а Ира неохотно перебралась к лохматому парню.
- Привет! - сказала она  и плюхнулась на сидение.
Серёжа повернул к неё голову,  кивнул и тотчас опять отвернулся к окну. Ей показалось. что он как-то ссутулился и втянул голову в плечи.
-Рисуешь? - Ириша кивнула  в сторону этюдника, решила продолжить разговор. Дорога ведь долгая. Парень не отреагировал. " И не поворотив головы кочан." Откуда -то всплыли в Ириной памяти классические строки.
 "  Не хочет общаться. - подумала она и не обиделась. - Мало ли какое настроение у человека бывает." У неё у самой до недавнего момента было состояние "хоть вой".
  Между тем в автобусе разворачивалась весёлая суета. За три часа можно выспаться, наговориться, проголодаться сто раз. Студенты стали шуршать бумагой , пакетами, доставать бутерброды и разливать чай из термоса.
-  Ой! Осторожно! Ты меня ошпаришь! - смех.
 - Нас мало. Вы нас должны беречь и подкармливать, - басил парень с магнитофоном. Девушки тут же принялись его подкармливать и беречь. Утолив голод, практиканты стали настраивать гитары.

       Минут через сорок пути автобус вдруг затормозил.
- Задний подал сигнал, остановиться просит. - Пояснил водитель.
Второй автобус действительно остановился. Несколько студентов выпрыгнули из него в придорожный кустарник. В этом автобусе со студентами в качестве куратора ехал молодой  преподаватель, орнитолог Сансаныч. Он подошёл к автобусу, в котором ехала Ира, заглянул  в него и радостно крикнул
-  Фестина ленте! (То бишь,  торопись медленно.) У моих  уринари рефлекс сработал.   - обратился он больше к Юрию Ивановичу. - Не успели отъехать, как сработал. Сейчас по-быстрому и поедем.
- А нам? Нам можно? — донеслось из глубины автобуса.
- Сейчас разбегутся, как жуки по кустам. - заворчал водитель.  - А мне засветло вернуться в город надо.
- Ничего. Ничего, милейший, физиологию организма надо уважать. - многозначительно сказал Юрий Иванович.- Везика уринария, то бишь мочевой пузырь, не резиновый, хотя и может растянуться до размеров  трёх литровой банки.
- А можно без ваших подробностей, фыркнул водитель.
Студенты уже повысыпали на обочину дороги.
     Через пять минут автобусы продолжили свой путь. Опять забренчали гитары. Сперва неровное, а потом всё более согласованное пение наполнило их небольшое, движущее на колёсах пространство.

   На французской  стороне, на чужой планете,
   Предстоит учиться мне в университете.
   Если те профессора, что студентов учат
   Горемыку школяра  насмерть не замучат.

 Ирише стало весело. Она тоже знала эту песню. Странно, Серёжка по-прежнему  никак не реагировал на этот разноголосый хор. Он всё смотрел в окно автобуса.
«Истукан с острова Пасхи какой - то.»  - Подумала Ира. Преподаватели обсуждали распорядок первого дня практики, пытаясь перекричать своих подопечных. Получалось у них это с большим трудом. Наконец Юрий Иванович махнул рукой и подхватил:
   Если не сведут с ума римляне и греки
   Написавшие тома для библиотеки. 
 



Глава 4.   Питекантроп

              Юрий Иванович Черепанов доцент кафедры антропологии, кандидат биологических наук, частенько сопровождал студенческие практики. Казалось, сама природа наделила его фамилией на двести процентов подходящей к его деятельности. А внешность запечатлела многие этапы эволюции гоминид, начиная с крупного бугристого черепа и заканчивая длиннющими руками с большими кистями. В студенческом народе за Юрьванычем закрепилось несколько кличек; Череп, Питекантроп, Супналей и другие.
 

 В свои молодые годы Черепанов режиссировал в студенческом театре « Ordinarium discipulo » ( Студент обыкновенный)  и страсть к эпатажу и театральным жестам сохранил до седых волос. Он был высок, худощав, с крупными чертами лица. Речь его изобиловала латинскими словечками, которые он  вставлял при каждом удобном случае. На его лекциях всегда был аншлаг. Можно было продавать билеты и собирать средства на прокорм его любимых гоминид. Не было отбоя от желающих стать аспирантами доцента Черепанова и ездить с ним на раскопки.
 Питекантроп так трепетно относился к костям и черепам, хранившимся в стеклянных витринах на кафедре. Что среди студентов ходили самые фантастические байки о нём. Поговаривали, будто в качестве  наглядных пособий, Череп использует останки своих родственников, которые он у них выпрашивал, клянчил, выкупал ещё при их жизни! Что свой собственный скелет до последней косточки он завещал любимому институту. Эти байки передавались из одного студенческого поколения в другое. Равно как и антропологический фольклор.

ПЕСНЯ О ПЕРВОМ HOMO SAPIENS

Какой же ты неандерталец?
Всю пещеру собой срамишь!
Лоб огромный, шея с палец,
Ну а челюсть? А челюсть — шиш!

Посмотри на медвежью печень!
Вот мужчина, самец. Кабан!
Глаз не видно. Челюсть — глыба.
И совсем никакого лба!
 

Радостно орали студенты.
      Знаниями об эволюции животного мира Юрий Иванович  обладал колоссальными. Много часов проведя в анатомичке, он досконально знал строение и расположение всех костей в скелете, все суставы, сочленения и связки.
Сдать ему зачёт или экзамен  с первого раза удавалось редким представителям вида Хомо сапиенс. Питекантроп клал на стол перед экзаменуемым череп и начинал с пулемётной скоростью тыкать спицей в разные отверстия и бугорки на нём. От несчастного студента требовалось с такой же скоростью называть их по латыни: форамен маженди, форамен люшка, мандибула, скапула и так  далее. В добавок, надо было объяснить какой нерв выходит из этого отверстия и какую мышцу приводит в движение, по латыни естественно.  Не дай бог студент по неосторожности ронял какую-либо кость или что-то отламывал! Питекантроп моментально возбуждался и начинал орать:
- Сударь, откуда растут ваши руки?  Ваши руки растут из мускулюс глютеус(из ягодичной мышцы. Попросту из ж…)
Свои лекции  Черепанов читал с таким задором и юмором, что не запомнить излагаемый материал было невозможно. Он всё показывал на себе - походку австралопитека, надбровные дуги синантропа, разные движения.
- Ну что тут непонятного? - он брал две плошки в свои огромные руки и показывал повороты кистей ПРОНАЦИО и СУПИНАЦИО. - Суп налей, суп пролей,. Суп налей. Суп пролей.
 То, что Юрий Иванович принимал участие в практике, было огромной удачей для всех. Студенты не сомневались, что скучать не придётся. А преподаватели - что латинские названия беспозвоночных студенты будут знать назубок! Зелёные выпускники первого курса, ещё не нюхавшие антропологии, уже успели выучить студенческие песни и радостно голосили в автобусе.

Вспомним кайнозойскую культуру.
У костра сидели мы с тобой,
 И ты свою разорванную шкуру, дорогая,
Зашивала каменной иглой.

Не было у нас магнитофона,
Не играл оркестр нам духовой.
Ты кричала голосом шакала, дорогая.
А я скакал под твой звериный вой!

Жрать захочешь, придёшь!
Вход в пещеру найдёшь!
Наши зубы остры.
Не погаснут костры-ы-ыыы!!!

        Иру здорово развеселил этот хор. Череп довольно улыбался. Мама с Элеонорой Львовной  старались не обращать внимания на галдёж, что -то писали в своих бумажках. Один Серёжа  не реагировал на песни. Зато его заинтересовал Юрий Иванович. Парень достал блокнот и карандаш и стал делать наброски головы и фигуры преподавателя. Автобус трясло, но ему удалось запечатлеть характерные черты Черепанова. Сделав два - три наброска , он убрал блокнотик в нагрудный карман. Ирина голова его явно не интересовала.
        Автобус покинул с сожалением асфальт и зафыркал по просёлочной дороге. Начались выбоины и «зигзуги».
- Держите коробки с микроскопами! - волновалась Элеонора Львовна.
Те, кто должны были держать, хохотали и радостно визжали, когда автобус кренился на поворотах. Пару раз автобус тряхнуло так, что кто-то заорал «Держи гитару!», а Ирина с Серёжей больно стукнулись плечами. Но и тут он не произнёс ни слова. Только потёр свою руку.
«Точно того!» - подумала вновь девочка.
      Но вот они подъехали к реке. Показались деревянные дома на  берегах и высокие вётлы. Автобусы проехали по мосту и и попылили по центральной улице. Проехав вглубь посёлка, они остановились у школы.
 - Молодёжь, с приездом! - гаркнул Череп.
- Ураа-а-а! - заголосила молодёжь. У Иры зазвенело в ушах. Она покосилась на соседа. Тот только усмехнулся и потянулся за этюдником.
- Девушки осторожно выходят. В  автобусе остаются парни и подают вещи мне и Сансанычу. - Командовал Черепанов. - Не расходимся, строимся у школы и слушаем Элеонору Львовну.
Пока выгружали багаж, к школе подкатил драндулет марки «Сделай сам». Из него выскочил крепыш в светлой кепке. Очевидно, местное начальство. Он сунул ключи от школы Юрьванычу, пожал руку и укатил.


Глава 5. Приснись жених невесте

     Студенты стали размещаться в двухэтажном бревенчатом здании сельской школы. Два класса заполнили книгами и оборудованием. А в остальных расставили раскладушки и разместились сами. Ирине с мамой достался класс на первом этаже. Для преподавателей сельское начальство поставило такую роскошь, как  железные кровати с панцирной сеткой. В большом полупустом книжном шкафу школьное имущество Ира запихала в нижние ящики. Это были учебники, атласы и общие тетради с отчётностью. Свои же вещички она разложила на освободившихся полках и развесила  на стульях. В соседних классах что-то грюкало, падало, смеялось. Студенты размещались, распаковывались.
- Ну как ты? Устроилась? - мама принесла откуда - то тёплые одеяла. - Как тебе Сергей?
- Мне кажется он с приветом! - скривилась Ира.- Всё отмалчивается, на шутки не реагирует, общаться со мной не захотел!
- Не суди с горяча. Он не может…
- Как это?
- Болезнь у него. Глухонемой он.- вздохнула мама.
- Так бибикать надо было! Предупреждать,- девочка была поражена этой новостью.
- Да я сама не знала, что  Элеонора Львовна возьмёт его с собой. Она его не зря в художку пристроила. А теперь он будет поступать летом в художественное училище. Живописцу не надо уметь говорить. Главное уметь рисовать, благо мальчик оказался способным. Вот он на практике эскизов для вступительных экзаменов нарисует, портфолио так сказать. И студентам может быть поможет работы оформить зачётные.
 - Понятно... - Ирина стала прокручивать своё поведение в автобусе. Нет, вроде бы ничего обидного по отношению к Серёже не сделала.

- Ну вот, все угнездились и план на завтра составили. - мама устало села на кровать рядом с  Ирой.
- Предлагаешь «на горшок и в люлю»?
-Да. Самое лучшее предложение в данный момент.
- Согласна, - Ира переоделась в пижаму.- « Спим на новом месте - приснись жених невесте».
- Спокойной ночи, невеста моя!
               
                * * *


- Какое  утро солнечное! Вставай, Ира.
- Ещё поспать бы, да петухи так кричат, будто их последних перьев лишают. - Ира не торопилась вылезать из - под одеяла.
- Ну что, приснился тебе на новом месте жених? - мама чмокнула девочку в лоб.
- Кошмар какой - то снился, а не жених! Вода.. какие - то руки, вода тёмная… будто тонул кто - то. То ли я спасала кого - то. То ли меня тянули из воды. Б-р-р-р!
- Тогда скажи: «Куда ночь - туда и сон»  и всё пройдёт, вставай. Пора завтракать.
       Сансаныч уже ходил — будил студентов. Видать, ни  одной Иришке хотелось ещё поваляться. А вот доцент Черепанов уже успел с утра пораньше поплавать в речке. «Водичка — парное молоко!»
Пахло гречневой кашей. Дежурные с шести утра хлопотали вокруг большой кастрюли на плите и двух закопчённых чайников.
- Подъём! Подъём, сударыни! - к Сансанычу присоединился Черепанов. - Если будем спать до обеда, то программу практики и за два месяца не выполним. Кормить же нас тут так долго никто не будет. Пойдёте в доярки или за местных замуж! - умел, однако, Череп уговаривать студентов. Послышался скрип раскладушек, топот ног, бренчание умывальников на улице, наконец, стук ложек по тарелкам. Студенты завтракали и попутно слушали инструктаж.
- Идём в лес. Сегодня - беспозвоночные лесного биоценоза. В лесу сбор материала. Возвращаемся к обеду. После обеда систематизируем, описываем в дневниках собранный материал. Рассматриваем под микроскопами, зарисовываем. Ужинаем. Готовимся ко сну . В 22.00 — отбой!
-  Ё моё! Ничего себе построили! - кто -то из парней подал голос.
- Построят тебя в армии, если не сдашь сессию. И давайте сразу расставим точки над всеми «ё и ё моё». Мы с вами не на курорте. Работать приехали. Учиться.
- Ну, Сансаныч… А у костра посидеть, под гитары попеть! - стали канючить девчата.
- с 21.00 до 22.00  И — всё. Понятно?

      Двинулись от школы пёстрой колонной. Кто- то затянул : «Студенты шумною толпой по Ярославии кочуют!» С морилками и сачками кочуют. В школе кроме кашеваров никого не оставалось. Ира решила тоже  не тащиться в лес, а почитать.
- А правда, оставайся. Поможешь девочкам картошку к обеду почистить. Много надо начистить. - Cказала мама.
Иру ветром сдуло с койки. Она решила всё же принять участие в сборе материала. Тем более на улице слышался весёлый гомон студентов. Среди них в обнимку с этюдником возле Элеоноры Львовны стоял Серёжа. Приличная колонна вытянулась по деревенской улице на радость собакам и и скучающим старушкам.
-Кокова-то молодёжь! Кокова!
               
               
            Глава 6. Отправление кислородом

       Небо было чистое ясное. Утренняя роса ещё не высохла. Денёк обещал быть жарким, безветренным. Зашли в ближайший лесок. Расстелили на большой поляне несколько одеял. Поставили морилки, банки с ватой, пропитанной эфиром. Это для бабочек, жуков и прочей живности. Решили недалеко от поляны углубляться в лес, потом с добычей возвращаться к морилкам и опять нырять в заросли. Поделились на четыре группы  по числу преподавателей и разошлись. Сергей облюбовал красивую поляну с берёзками. Надо  их запечатлеть. Похоже, ему было хорошо. Он, не обращая ни на кого ни малейшего внимания, стал расправлять свою треногу и выдавливать краски на палитру.
Ира, естественно пошла с группой, руководимой её мамой.       
 - Биоценоз - это исторически сложившиеся группировки растений, животных, грибов и микроорганизмов, населяющие относительно однородное жизненное пространство (участок суши или водоема). Обратите внимание на этот старый пень. Наверняка он служит домом для многих организмов. Приготовьте пинцеты и пробирки. -  Мама палочкой поддела край коры и отломила довольно большой кусок. Там, действительно, бегала куча всякой живности. Как будто бурей снесло крышу коммуналки, и её жильцы ошарашенные забегали по комнатам.
- О! Многоножка, представитель отряда геофил, - Мама пинцетом подхватила толстую извивающуюся многоножку. - А это короед. Разбирайте! Что застыли?
Студенты опомнились, стали отрывать другие куски коры и ловить пинцетом обитателей пня.
- Мясо- о- о!  - захохотал Тодор (парень из Молдавии)- и поднёс к лицу своей сокурснице толстую личинку короеда. Та завизжала. Не личинка. Разумеется, студентка. А может, обе.
- Даскал! Прекратите! — мама осадила шутника.
- А что? Я на всякий случай. Юрьваныч сказал же, что нас сельские не будут долго кормить. Надо и об альтернативных источниках питания подумать.
- Вот сам и питайся! Других не пугай.
Больше всего в лесу наловили представителей семейств  мягкотелок , коровок, усачей, листоедов, трубковёртов, слоников, щелкунов.

   Собрав достаточное количество насекомых, вернулись на поляну, чтобы пересадить их в банки.
Ира подошла к Серёже. Он, заметив её, кивнул.
- Привет! - сказала Ира и  посмотрела на эскиз. Там на голубом фоне  уже кудрявились две берёзки.
- Здорово! - она подняла большой палец. Серёжа улыбнулся.
 «Он улыбаться умеет? Есть контакт!» - Ира улыбнулась художнику в ответ. Но тот  опять углубился в работу. Постояв рядом  ещё  немного и не придумав чтобы ещё сделать или сказать, она вернулась к маме. В результате второго захода в лес, банки ещё пополнились жуками, клопами, какими-то мотыльками. Три часа продолжалась эта бескровна охота, сопровождавшаяся лекциями под сенью елок и берёз. Наконец, преподаватели смилостивились и разрешили  всем отдохнуть на поляне перед возвращением в село.
   После обеда, как и было предписано, студенты рассматривали свою добычу под лупами, искали описание насекомых  в учебниках. Это - полбеды. Главное, требовалось это богатство зарисовать, записать тип, класс, вид, подвид по латыни. Выучить размножение, питание, среду обитания и стадии развития.


                * * *
        Долгоносики питаются почти всеми видами растений, но больше связаны с двудольными, чем с однодольными. Личинки минируют листья, их развитие происходит в плодах, бутонах, цветках, черешках, молодых побегах и в ветках; прогрызают ходы под корой на различной глубине как в здоровых, так и в засохших или трухлявых деревьях. По характеру питания долгоносиков бывают:
•монофаги — жуки, которые питаются одним или несколькими видами растений, принадлежащих одному или нескольким близким родам;
•олигофаги — жуки, которые питаются растениями одного или нескольких близких семейств;
•полифаги — жуки, которые питаются растениями разных семейств.
Взрослые жуки чаще всего питаются зелёными частями растений, пыльцой, тканями цветков или развивающихся плодов. Такие виды, как представители родов Cryptorrhynchus и Cossonus, грызут древесину, поражённую грибами, и поедают мицелий грибов.»               
      Сразу выяснилось, что многие из студентов понятия не имели, как рисовать этих красавцев?! Очень тут  оказалась кстати Серёжина помощь. Он нарисовал мелом  на доске простые схемы изображения бабочек, жуков, личинок. И сильно облегчил студентам задачу.


                * * *



          То ли день был насыщенный, то ли студенты надышались лесным воздухом, перебрали кислорода, но повторных предложений попеть под гитару у костра в этот вечер не поступало.
К десяти вечера народ разошёлся по комнатам, и школа погрузилась в тишину. Ира  начала уже видеть какой - то сон, как вдруг резкий визг выдернул её из сна и разбудил остальных. Мама подскочила и  прямо в пижаме бросилась в коридор. Тут же она столкнулась с Юрием Ивановичем и несколькими студентками. В соседнем классе что-то грохнуло об пол, и загорелся свет.
- Что тут у вас? - Черепанов рывком открыл дверь.
- Мышь!!!! - выпалила одна из студенток с крупными бигуди на голове и с такими же крупными глазами.
- Тьфу ты, пропасть! Было из - за чего так орать!  Я думал, к вам местные влезли. Может вам приснилось, а вы всех перебудили?
-А кто на столе пряник грыз? - доказывала студентка с шухером на голове.
- А нечего оставлять жрачку на столе! - возмутился один из парней.
Черепанов заглянул под стол, под кровать.
- У мышей специфический запах. Тут ими не пахнет. Уберите всю еду и вообще подумайте о своих фигурах, сударыни, прежде чем сдобу на ночь употреблять. Лишний вес - преждевременная старость!
Все успокоились и разошлись по классам. Всё улеглось.

               
               
Глава 7. Шефский концерт

       Ирина всерьёз задумалась, как ей общаться с Серёжей. Дни стояли хорошие, даже жаркие. Хорошо бы в речке плескаться и загорать. Одной туда ходить не хотелось из-за местных. Ира их побаивалась. Они уже наматывали круги возле школы на своих мопедах. Демонстративно курили, громко смеялись: чудики , мол, приехали с книжками и сачками. Покруче цирка! Читать классиков особо не тянуло, сидеть за столами со студентами и слушать пояснения преподавателей тоже не вдохновляло. Был один сверстник,  да и тот….. Он, казалось, был абсолютно самодостаточен. За обедом ел, глядя в свою тарелку, таскался на поле и в лес с этюдником или альбомом, любил сидеть у костра и смотреть на танец огненных языков. Изредка Ира встречала его взгляд. Но и тогда он смотрел на неё, как на одну из деталей пейзажа. Как с ним общаться? Вот задачка со сплошными неизвестными!- думала Ира. Языком жестов она не владела. Такой случай в её жизни был первым.
- Ты что в такую жару на голову намотала? - удивилась мама, увидев чалму из полотенец на голове дочери.
- А? Что? - Ира размотала полотенца, под ними оказалась ещё резиновая шапочка для плавания и комки ваты на ушах. - Пытаюсь себе организовать абсолютную тишину. Не получается. Представляешь?! Через все мои затычки и повязки хоть какие - то звуки  да проникают!
- Хочешь почувствовать, как  он себя чувствует?- понимающе кивнула мама. - Ты ещё пластырем рот заклей!
- Кошмар!
- Он читает по губам у Элеоноры Львовны.
- К ней - то он привык за 16 лет.
-Можно попробовать писать в блокноте.
- Можно, но не знаю, захочет ли он…

                * * *


          В один из вечеров к школе подкатил на мотоцикле местный начальник и о чём - то беседовал с Юрием Ивановичем  и Элеонорой Львовной. Оказалось, он попросил преподавателей силами студентов организовать концерт. Намечался праздник местного масштаба, то ли День берёзового веника, то ли День дояра. Вы, мол, нам концерт, а мы вам мясца подкинем, молока бидон другой. После макарон с тушёнкой кому же мясца не охота? Стали студентов уговаривать.
- Три гитары! Неужели не споёте что - нибудь задушевное для работников полей и огородов?!
- У нас репертуар студенческий — Отвечает молодёжь. - Споём им про питекантропов, ещё обидятся.
  - А можно на английском «кинь бабе лом» или «водки найду» - хохотнул кто - то из гитаристов.
- Это неприлично кидать в женщину ломом и про водку не годится петь. Они её и без вас найдут! -возмутилась завкафедрой.
- Да это Дима шутит. Это про любовь. «Can baby love” и « What can i do”- пояснил Сансаныч.
- Да Господи, неужели не споём по-русски, «Вот кто-то с горочки спустился» или «Зачем вы девушки красивых любите?»- всплеснула руками Элеонора Львовна.
- Споём — согласились девушки.
- Так. Уже лучше! А какой-нибудь акробатический номер исполним?
- Лера у нас  художественной гимнастикой в школе занималась. Пускай мостик покажет, шпагат, колесом пройдётся.
- Не буду я перед деревенщиной колесом ходить и на шпагат садиться.- заартачилась Лера.
- Эта «деревенщина» нас кормит, а вы тут свисток накрасили и хлопушками моргаете! - Осерчал вдруг Черепаноа. - Что вы о себе возомнили? Вот для чего вам эволюция ресницы дала? Отвечайте, коль вы  умнее «деревенщины».
Лера густо покраснела.
- Молчите? Для защиты bulbus oculi ( глазного яблока) от пыли, механических частиц, осадков, а не для покраски.
- Будет вам, Юрий Иванович! Участие в концерте - дело добровольное. - Вступилась за студентку Антонина Ивановна.
- А  давайте сценку из Чехова поставим. - Предложил вдруг кто - то. - Классику все уважают.
- А Ира пару стихотворений продекламирует у неё и книги с собой есть. - Это опять Ирина мама подала голос.
- Та-ак.  -  Потёр руки Юрий Иванович и как - то сразу перестал злиться. - Вот это разговор! Сценку предоставьте мне. Большой театр будет плакать, я вас уверяю!
- Отлично! Два стиха, четыре песни, две - на английском, две - на русском и сценка. - Подытожила Элеонора Львовна. - За полторы недели должны приготовиться.
     Для сценки понадобилось изготовить кое - какие декорации. Что - то нашли в школьных классах, что -то попросили нарисовать Серёжу. Краски и рулоны старых обоев привёз всё тот же начальник из сельсовета. Времени было на подготовку крайне мало, и Элеонора Львовна попросила Иру помочь сыну.
- Так я рисовать совсем того... не умею. - удивилась девочка.
- А там чисто технически надо: подать, подержать.
 Сергей  посмотрел на Иру скептически, но от помощи не отказался. Она помогла ему резать и склеивать куски обоев. Потом он ей доверил  самой широкой кистью просто закрасить фон. Надо было нарисовать морской пейзаж, поскольку  действие происходило на берегу моря. Передний план  с растительностью и балюстрадой  Серёжа рисовал сам. Сроки поджимали, и он в конце концов доверил Ире раскрасить  кое - какие листья. Когда она закончила раскрашивать свою часть, Серёжа посмотрел, вздохнул, махнул рукой "что уж, сойдёт и так, переделывать некогда."
  Говорят, совместная деятельность сближает. Может и так. По крайней мере Серёжа стал замечать Ирину и реагировать на неё. Она дотрагивалась до его руки и показывала пальцем на то, к чему хотела привлечь его внимание. Он почти всегда был серьёзен. Но когда он улыбался, его лицо преображалось так, что Ира всякий раз удивлялась: « Какой бы он был, наверное, весёлый и интересный, если бы не болезнь.»

    *  * *
    Концерт в целом прошёл хорошо. Жители Андреевки и соседних деревень бурно реагировали на каждый номер, при исполнении русских песен даже подпевали с удовольствием. И спектакль им очень понравился. Артистам преподнесли букеты ромашек с соседнего луга. Правда, декорации кое-где прорвались. Обои то ветхие. Но это не испортило общего впечатления. Студенты были вознаграждены натуральными продуктами, как и обещал начальник. А ещё он пообещал отписать им несколько ящиков яблок, если практиканты помогут собрать урожай в колхозном саду. Это несколько ломало график занятий, но делать нечего, надо помочь. Да и поход на ферму ещё надо было согласовать с местным начальством. Преподаватели решили соединить приятное с полезным и насобирать в саду вместе с яблоками плодожорок, гусениц-листовёрток и прочих вредителей.

 Глава 8. На лугу
    Луг благоухал разнотравьем, стрекотал  и жужжал. Студенты с сачками пёстрыми лоскутками рассыпались по лугу.  Трепещите и прячьтесь букашки! По вашу душу пришли будущие биологи-энтомологи!
- Сколько маленьких тружеников - опылителей  работают на этом лугу, чтобы всё росло, цвело и плодоносило! – Антонина Ивановна собрала возле себя группу студентов и через лупу показывала им хоботок только что пойманной бабочки.
     - Боярышница - яркий представитель отряда лапидоптера.  чешуекрылых– вдалбливал Юрий Иванович своим подопечным на другом краю луга.
 А между ними, вспоминая  панамочно солнечное детство,  с огромными сачками носились Сансаныч, Элеонора Львовна и их подгруппа. 
          Ира не стала толкаться среди студентов. Кому охота прослыть «маминым хвостом».  Она заприметила Серёжу с этюдником. Вот за кем она понаблюдает.
          Тот писал акварелью цветы. Они получались такими яркими и объёмными, что пчела, стремясь за очередной порцией нектара, стукнулась со всего лёта о картон. Обманутая, улетела. Обижено гудя: «Жжжулики!» Затем, также очарованная Серёжиными художествами, на этюдник села ярко голубая бабочка. Ира любовалась натюрмортом и жалела обманувшихся опылителей. А парень увлечённо ваял!
-  Это чудо какое –то! – Ириша делилась впечатлениями с мамой после ужина.- Представляешь, пчела подумала, что увидела живой цветок!
- Сергей и вправду талантлив. Ведь были такие художники в старину, с картин которых птицы пытались склевать ягоды!
- Жаль, что я совсем не умею рисовать. Вот я за ним наблюдала, как-то всё у него легко получается, а я даже ума не приложу, как к листу бумаги подступиться.
- Может, он поучит тебя? – Антонина Ивановна высказала идею,  второй день крутившуюся в голове Иры.
- А ему это надо? - вздохнула она. – Да и не знаю пока, как его об этом попросить.
- Хочешь, я с Элеонорой Львовной поговорю?
- Нет-нет! Что я маленькая?  Как -то сама договорюсь, если приспичит.
- Как пожелаешь. - Улыбнулась мама. Ей нравилось, что дочь проникается всё большей симпатией  к нелюдимому сверстнику. Общаться с приятным вежливым человеком легко. А вот попробуй наладить  хорошие отношения с тем, кто груб, ершист, замкнут. Здесь нужно потрудиться. Нужные слова найти, жесты. Поступки свершить, излучить тепло душевное. Здорово, если что-то получится! Если – нет, всё равно спасибо, что хотя бы попробовал, не оттолкнул сразу человека. Так думала Антонина Ивановна. Но вслух она только сказала: « Пойдём, посидим с ребятами у костра. Перед сном песни послушаем».
 Где то багульник на сопках цветёт.
Сосны вонзаются в небо.
Кажется, будто давно меня ждёт
Край, где ни разу я не был…
Песня сначала витала над костром, согреваясь его жаром, а потом улетала в вечернее небо. Ира, кутаясь в вязаную кофту, слушала  студенческие голоса. Серёжа тоже сидел неподалёку, прижимаясь к Элеоноре Львовне. Он смотрел на огонь.
Вдруг девочка почувствовала сильную жалость к нему: « Он ведь не слышит ни этих молодых голосов, ни звуков гитары, ни потрескивания дров в огне, ни ночных сверчков, ни смеха, ни шуток! НИ-ЧЕ-ГО! «Жалость» - мерзкое слово! Похоже на «жало», «жалить», делать больно». Ира не хотела делать больно парню, оказавшемуся  не по своей воле в изоляции от мира. Вернее, от его значительной части.  Не жалеть. А делать то что?

  Глава 9 Надо было предупреждать!

     Студенты знали о недуге Сергея и относились к нему спокойно, без излишней жалости, так просила Элеонора Львовна. Если он рисовал кого-либо из студентов, они охотно позировали ему, наброски не выпрашивали, знали для чего они парню. Он же охотно им зарисовывал какого - либо жука или бабочку.
      В этот день Вова не пошёл на практику вместе со всеми. Ирина нашла его на берегу реки. Он рисовал камни, камыши и выводок утят, которые в этих же камышах плескались. Ира тронула его за плечо. Парень обернулся и кивнул ей, мол «привет!» Ира взглянула на листок — рисунок почти готов. Она опять дотронулась до его руки и жестом показала « туда пойдём». Серёжа закрыл альбом, встал и пошёл за Ириной. Они прошли вдоль берега несколько метров. Она показала группу ярко жёлтых кувшинок, покачивающихся на речной глади. Сначала на кувшинки, потом  на себя, опять  на кувшинки и на себя. Парень согласно кивнул, открыл альбом и принялся, было рисовать кувшинки. Но Ирина отрицательно покачала головой. Нет, нет. Не надо рисовать. Она хотела, чтобы он достал их. Серёжа,  наконец, понял и покраснел. Потом резко развернулся и зашагал прочь.
- Ты что? - удивилась Ирина. - Но сообразив, что вопрос кроме камышей никто не услышал. Догнала парня. Хотела взять его за локоть. Тот вырвал руку.
- Ну что ты? Ладно я сама. -  Ира скинула сарафан, полезла в реку.
Серёжка  растерялся. На его лице отражалась борьба разных чувств. Стыд, растерянность, страх какой - то. Наконец, он бросил альбом, карандаши, стянул шорты и в семейках полез в воду за Ириной. Она  была уже в двух метрах от кувшинок, как услышала всплеск воды. Она обернулась. Он шёл по шейку в воде, а потом вдруг ушёл под воду. Только кисти рук торчали над поверхностью. Потом он выскочил из воды, глотнул воздух и опять исчез. Ирина подумала, что он дурачится и барахтается просто так. Но вдруг она поняла, что он тонет. Вот когда ей пригодились многолетние тренировки на Днепре. Заплывы с Колюсенькой — Вовусенькой наперегонки. Она отлично плавала.. В два счёта она доплыла до Вовы, нырнула и схватила его за гриву. Сильными рывками поплыла к берегу. Серёжа  помогал ей, как мог, барахтаясь руками и ногами.
Когда они выбрались на берег, то некоторое время лежали неподвижно. Сердце Ирины колотилось в самом горле. Отдышавшись, она дала волю своим нервам.
- Дурень! Ты что не мог сказать, что не умеешь плавать?!. Ах, да! Муму несчастное! зачем в воду полез?! Ты вон лось какой! Еле вытащила тебя, идиот!
Серёжа, казалось, всё читал по её губам. Он виновато смотрел на Иру. По его лицу текла вода. Его зубы выбивали бешеную дробь.
- Всё, Муму, Я тебя должна научить плавать! Ты меня научишь рисовать цветы, а я тебя — плавать. Она достала дрожащими руками красный карандаш, Написала ему в альбом: «Ты меня научишь рисовать цветы, а я тебя -  плавать». Она знала, что он не согласится по-другому. Гордый.
 Сергей  взял карандаш и тоже написал в альбоме: «Никому не говори».
 
-Ладно, - Кивнула Ира. - Просто искупались.



Глава 10 Уроки плавания

        - Пошли! -  Ира решительно потянула Серёжу за руку. В его глазах читался вопрос: «Куда?»
- Туда. Туда! – она махнула рукой в сторону реки и показала на кусок пенопласта, извлечённого тайком из ящика с микроскопом. - Обещала тебя научить плавать -  буду учить! Она показала руками загребательные движения.
До него дошло. Понял,  что Ира не отстанет и пошёл за ней на берег. Там, к его величайшей радости рыбаков, ныряльщиков и других свидетелей их занятий не оказалось.
 - Сначала надо привыкнуть к воде, научиться нырять, - больше для себя  проговорила Ира. Они вошли в воду по пояс. Одной рукой она взяла его за руку, другой зажала себе нос, громко вдохнула ртом и присела. Через несколько секунд она показалась над водой.
- Понял? – она продолжала держать его за руку.
Серёжа кивнул. «Да», мол. Теперь они вместе зажали носы, вдохнули воздух, плотно сжали губы и погрузились под воду.
Раз, два, три, четыре, пять. Встаём!  Ира потянула за собой Серёжу. Они вынырнули разом, чтобы отдышаться.
- Теперь сам! – она выпустила его руку.
Потренировавшись таким манером, они перешли к упражнениям с пенопластом.
- Ничего! Ты у меня через неделю карасиком будешь плавать! – Ира одобрительно похлопала парня по мокрому плечу и удивилась своей смелости, своему покровительственному тону.  А что, собственно, робеть, такой же мальчишка, как Вовусенька с Колюсенькой. С теми она не церемонилась отродясь!
По возвращению в сельскую школу, они разошлись по своим комнатам.
- Есть хочу – умираю! - Ира не могла дождаться ужина и захрустела печеньем.
- Попей молока. – предложила мама.
В дверь тихо постучали.
- Можно? – Элеонора Львовна деликатно приоткрыла  дверь.- Тоже проголодалась? Мой пришёл с реки и набросился на  сухой паёк! – Она немного помолчала и потом с особым чувством обратилась к Ирише.
- Спасибо тебе, деточка, что с моим  Серёжкой водишься. Знаешь, он стал чаще улыбаться.
Ира жевала печенье, не успев проглотить и что-то ответить. Элеонора Львовна быстро вышла из комнаты. Оставив на столе большую плитку шоколада.
- Ещё секунду и мы стали бы свидетелями редкого явления природы- слёз завкафедрой, мне так показалось.
- И мне – наконец вымолвила Ира.

 Глава 11 Уроки рисования

        В целом Серёжка был доволен: рядом с ним его мама, его этюдник и кисти. Он думал, что эта белобрысая от него отстанет, как только узнает, что он глухонемой. Так  было уже не раз с другими его сверстниками. Но она  настырно заглядывала ему через плечо. Пускай смотрит. Не до неё. Ему надо было тренировать глаз и руку. Впереди экзамены. А девица оказалась приставучей, как репей на хвосте. А после случая на реке, когда он ей наобещал кучу всего, вовсе стало неудобно  уйти в тень. Впрочем, ему всё больше нравились её одобрительные улыбки во время пленэра.
        Вот теперь Ира тащит его на реку, учиться плавать.
Неожиданно для себя Серёжа довольно быстро освоился в воде. Ему понравилось открывать глаза под водой, наблюдать колыхание водорослей, игру солнечных лучей, пронзающих толщу воды. Он старался  сильно не бултыхаться, не взбалтывать ил, и разглядеть в прозрачной воде зелёно коричневых раков, что прятались среди камней. Разумеется всё это - блики света, камни, водоросли и пучеглазые раки, вскоре появилось в его альбоме.
         Ира тоже завела альбом для занятий с Серёжей. Хорошо, что для практики альбомов и других канцелярских товаров закупили предостаточно.
      Парень оказался неплохим педагогом. Возможно, проявились мамины преподавательские гены. Правда, деревенская ребятня дразнила его "Леонардо Недовинченный". Серёжа пытался рисовать их конопатые физиономии.
- Где ты у меня такие уши-груши нашёл?! А нос? У меня не такой нос!- толпились возле художника деревенские ценители прекрасного.
Да и как их можно было нарисовать, если больше пяти минут  они, эти ужаленные в мягкое место, не сидели спокойно.
- Покажи, что получается! Ух, ты!
Он размещал на столе яблоко и, не торопясь, показывал, как наметить форму карандашной линией, а потом создать объём  цветом, светом и тенями. Ира старалась точно копировать Серёжкины штрихи, движения кистью шаг за шагом. Первое яблоко у неё сильно смахивало на помятый помидор, и тем не менее она его с гордостью показала маме. Потом ей позировали груши, огурцы. капуста. Цветы рисовать было интересней, но сложнее. Тут разнообразие форм заставляло попотеть. " Увидели бы меня Ленка с Колей и Вовой! Художницу от слова «худо». Надо им отослать пару рисунков в качестве отчёта о каникулах. Пускай похохочут." - думала Ира, вспоминая о друзьях. Незаметно для себя она оказалась среди студентов и их коллекций. Бабочки, стрекозы, жуки, вернее их  изображения также поселились в её альбоме с рисунками.
- Какой красивый клоп! - одобрительно восклицала мама , просматривая её художества.
- Клоп! Фу! Я думала это жук. - удивилась Ира.
- Вот тебе и "фу". Это растительный клоп, двоечница! А какой красивый навозный жук! Завтра на ферме сама полюбуешься.
- Навозный?! А без фермы не обойтись?
- Увы, это обязательная часть практики.

 Глава 12 Неудача на ферме


      Дошла очередь и до обитателей фермы, вернее до тех,  кто их кусает, ползает, жужжит и копошится вокруг. Надо было наловить слепней, навозных жуков, мух и прочих паразитов. Студенты оделись основательно: рубашки с длинными рукавами, старые брюки, заправленные в резиновые сапоги, косынки и кепки. Ириша почапала  в коровник в своих тряпичных тапочках в цветочек. Никому почему - то  даже в голову  не пришло взять на всякий случай две пары сапог. Безобразие, понимаешь! Можно было, конечно, остаться помогать дежурным по кухне. Там рабочие руки всегда нужны. Но Ире хотелось посмотреть на  коров и новорожденных телят. Они оказались очень милыми рыженькими с белыми пятнами на головах.  Они лизали ладони шершавыми языками и пытались сосать пальцы.  Пока Ира гладила телят, студенты собирали материал и запихивали пойманные экземпляры в банки.
- Лучшая китайская кухня к вашим услугам! - шутили парни.
Девушки зажимали носы, передёргивая плечами.
-Ой, ой, ой! Какие все городские! - Юрий Иванович подтрунивал над особо брезгливыми.
     Серёжа на ферму не пошёл. У Иры экскурсия закончилась очень быстро, можно сказать, свернулась через полчаса. Ира нечаянно подскользнулась на доске, перекинутой через какую-то сточную канаву. Она оступилась и напоролась на гвоздь, торчащий из доски. Конечно, ржавый и кривой. Мама с Сансанычем сразу стали хлопотать об обработке раны. Но на ферме в аптечке человеческих лекарств не оказалось. Только вакцины для коров. И вот Ира похромала два километра до села под мамины бурчания и причитания. " Я тебя просила, я тебя предупреждала, никогда не слушаешь мать и т.д. и т.п."
   Несмотря на обработку перекисью и зелёнкой, через час подошва начала опухать и пульсировать.
- Надо срочно ехать в город! - мама побежала искать  машину или какой-то ещё транспорт, идущий в город. Как назло, в этот день никто не собирался в областной центр. Рейсовый автобус надо было ждать до вечера. Да и тащился он, собирая всех в округе, аж четыре с половиной часа!
   Ира, сидя на кровати, плакала и отгоняла страшные мысли, которые настойчиво лезли ей в голову. В голове крутились слова "ампутация", "лётчик Маресьев", "подайте люди добрые инвалиду в коляске" и прочие ужасы.
- Собирайся, Ириша! Уговорила я самого начальника. - В комнату вошла запыхавшаяся мама.- Быстрее все свои вещички собирай!
-Да я уже готова.- Ира вытерла лицо полотенцем. В сумку со своим барахлишком она не забыла положить альбом и коробку акварели.
" С Серёжкой не успела попрощаться, - грустно вздохнула девочка.- Он где-то с этюдником бродит". Её осенило: "Оставлю записку".
- Мам, ещё пять сек! Я Серёже записку зарапну!
- Давай, только шустрей, в темпе аллегро модерато, нас ждут. Слышишь, мотор тарахтит?!- мама металась по комнате в поисках очков,  своей косметички с ключами от квартиры. Ну, как всегда.
Что написать то? Буду скучать? Жаль, что уезжаю? Надо что-то дружески деловое. Нормальное. Без сиропа. Вот: «Извини, что уехала, не попрощавшись. Авария вышла. Подробности узнай у Элеоноры Львовны, если интересно. Спасибо тебе, Серёжа, за уроки рисования. А ты продолжай тренироваться на реке. Надеюсь, увидимся. Ира».
P.S. ошибки исправлять некогда, целую."
Она положила записку на стол в Серёжиной комнате  и поспешила в машину.
    В городе они прямиком отправились в больницу скорой помощи. У Иры поднялась температура. Уложив её на кушетку, ей сделали пару уколов и дали микстуру. Когда Ира голосом умирающего лебедя поинтересовалась, грозит ли ей ампутация конечности, дежурный врач, дико взглянув на неё, покачал головой и принялся выписывать рецепт.
- Вот вам рецепт  мази, чаще меняйте повязку, как только образуется абсцесс, приедете со своей оптимисткой, - сказал он маме.
- Вскрытие будут делать?! - Иру прошиб пот.
- Спокойно, - мама взяла её под руку и повела к выходу. - Разрежут нарывчик на ноге, если он появится. Спасибо, доктор! До свидания.
- Ножиком разрежут?! - Ира повисла на маминой руке.
- Пилой! Хорош паниковать раньше времени!
    Нарыв или абсцесс по- научному, всё-таки быстро образовался, и его, как обещал врач, вскрыли. Мама опять укатила на практику. Ира же осталась с папой и неизбежным списком литературы на лето. Вот теперь было самое время почитать! А поездка к бабушке накрылась, по - видимому, большой панамой.
    Ира получила, наконец, письмо от Лены с фотографией. На фото Ленка с Олесей сидели на сверкающем мотоцикле в таких же сверкающих красных шлемах, улыбках, загорелые, в шортах. Рядом стоял Коля, держась за руль, тоже сияя от счастья. Другой близнец очевидно их снимал. Этим летом Колюсеньке с Вовусенькой предки подарили  на день варенья настоящий мотоцикл.  Они катались по кручам и катали девчат. Радость так и лилась из письма: " Жаль, Ириш, что тебя нет с нами!"
          М-даа. Но у неё тоже лето не скучное. Столько произошло за две недели. Впечатлений на год! Что удивительно, теперь её мысли чаще занимали не Лена и компания, а Сергей. Как он там? Прочитал её поспешное послание? Вот она чучело: написала "целую". Что он подумал? Поздняк метаться. Что написано, то написано. Что он рисует, этот Леонардо Недовинченный? Ира улыбнулась. Хорошо, что он этого не слышал. Обиделся бы, а может, и нет.

 Глава.13 Серёжа ловит раков и ещё кого-то

       Сергей продолжал общаться с природой с помощью карандашей и кисточек. С удовольствием плавал. Это дело пришлось ему по душе, вернее по телу. Он мог уже достаточно долго находиться под водой и даже пару раз переплыл реку в её самом узком месте. Поспешный отъезд Иры, её травма, конечно, огорчили парня. Не так много  у него было друзей. Честно сказать, совсем не было, если не считать его самого близкого друга, вернее двоюродного брата Артёма. Два раза в год он приезжал с тётей  Лидой, маминой сестрой, к ним в гости. Тогда - то ребята ходили на каток, играли в шахматы, боролись по - мальчишечьи на ковре. Они дружили чуть ли не с рождения.
     Теперь Серёжа понял, что может общаться и дружить не только с родственниками, но и с чужими и даже с девчонкой, которая его научила плавать. Он понял, что сам тоже может кое-чему научить других, даже студентов. Мир не так уж глух и безразличен к нему. Сам не замыкайся. Этим летом он много гулял по полям, много рисовал. Предстояло поступление в художественное училище, и он готовился, не покладая кистей. Между тем он ни сном, ни духом не ведал, что его мама, сама будучи членом приёмной комиссии пединститута, добралась до коллег в училище. Она внушила им со всей убедительностью, что для её сына стать художником - единственная возможность занять достойное место в жизни. Поступление для Серёжи было обеспечено. Ему надо было только сдать специальные предметы: живопись, рисунок и композицию. В этом Элеонора Львовна не сомневалась и только внушала сыну: " У тебя всё получится, готовься".
         Но когда-то надо  и отдыхать!  В этот день он решил только плавать и ловить раков. Он взял полотенце, пластиковый пакет и отправился к реке. На мостках  с удочками сидели пацанята лет шести-семи. Серёжа заглянул в их банку. Там плавало несколько мелких ершей. Он отошёл от мостков, разделся, нашёл палку и стал шарить у камней в поисках раков. Боковым зрением он увидел движение на мостках. Дети радостно прыгали с открытыми ртами, махали руками. Наверняка выловили что-то покрупнее ершей. Так и есть! На леске трепыхалась приличная рыба! Вдруг, не выдержав прыжков, мостки поплыли. Доски оторвались от прогнивших опор. Мальчишки прекратили прыгать и как-то растерялись. Доски уже отплыли от берега несколько метров, когда все поняли, что они плывут на середину реки, где течение  быстрее. Радость на их лицах сменилась страхом. Серёжа бросил пакет с палкой и ринулся к детям. Старший из них прыгнул в воду и стал  толкать доски к берегу. Младший - грёб руками. Но у него ничего не выходило. Мышц, как у воробья под коленкой. Сергей подплыл к ним в тот момент, когда, выбившись из сил, мальчик нырнул под поду. Парень нырнул за ним и рывком поднял  на поверхность,  положил мальчика на мостки, и стал, что есть силы, толкать плотик к берегу, бешено работая ногами  и одной рукой.
Ясное дело, тут уж было не до раков и рыбы. Сергей вытер ребят своим полотенцем, оделся и пошёл к сельской школе.
            О том, что произошло на реке, преподаватели и студенты узнали только вечером, когда к зданию школы подкатил мотоцикл с коляской. Из него выпрыгнул мужичок с красной, обгоревшей на солнце, физиономией и пухлая молодая женщина. Это были родители спасённых ребят.
- Мы это, с покоса то пришли.. рыба то где?  Уху мать хотела... Ни рыбы, ни удочек! Твою налево!
- Он за ремень! А они плачут, в реке удочки те... мы чуть не утопли... нас дядька- студент то вытащит..- Перебивая друг друга, размазывая слёзы, сельчане стали требовать  у Юрия Ивановича показать им студента - спасителя. Никто ничего не понимал, пока их не усадили на лавку, и пока Элеонора Львовна не накапала им корвалола с валерьянкой в стакан с водой. Немного успокоившись, стали прояснять ситуацию. Все студенты в этот день были в колхозном саду.  В школе оставались только  дежурные девушки и Сергей. Какой студент-спаситель?
- Нет, - колотил себя в грудь красномордый, - мои -то мормышки говорят, что их спас ваш городской, лохматый такой.
Тогда Элеонора Львовна пошла в школу и вернулась с сыном.
-  Да! Он! - женщина бросилась к Серёже и стала его целовать, поливая своими горючими слезами. - Спасибо, родненький!
-  Да мы вам того.. мёда, денег, поросёночка, если пожелаете заколем! - мужичок кинулся к мотоциклу.
Сергей сразу всё понял, сильно покраснел. Он ничего такого не предвидел, не ожидал. Он вернул долг за своё спасение и все дела.
- Никаких денег и убитых поросят! - строго гаркнул Череп. - А от мёда не откажемся.
 Студенты   и студентки окружили Серёжку, стали обнимать его, тискать и  пожимать руку. Поднялся такой гвалт удивлённых и восхищённых возгласов, женского плача , слов благодарности, что  парень растерялся в конец. Он  разволновался в этой накалённой обстановке, ещё мгновение и его голова взорвётся.  На помощь, как всегда пришла мама. Она вытащила сына из окружения и увела в школу. Там она крепко прижала его к себе."Ты рисковал собой ради других, сокровище моё. Ты повзрослел." - шептала она и гладила лохматую голову сына. Ей вдруг вспомнилась белобрысая  дочка Антонины Ивановны.

 Глава 14 Встреча в августе

   Рана затянулась. Можно было уже кататься на велике. Но Ира накупила бумаги, мелков, гуаши. Она всё больше увлекалась зарисовками всего, что видела. Ходила на городское озеро. Там плавали лебеди с серым пушистым выводком. Она рисовала их и  ирисы у воды.  Ещё пробовала рисовать свои впечатления от прочитанных книг. Критически рассматривая свои художества, думала, как бы их воспринял Серёжа?
- Нет, никуда не годится, -  она рвала свою мазню и бросала в  мусорную корзину. Надо учиться. Чем чаще она садилась за стол рисовать, тем реже её тянуло к  фортепиано. И в один прекрасный для себя день решила:" Иду в художку! С музыкалкой пора заканчивать. Пианист Ференц Лист из меня всё равно не получится. Мама расстроится, конечно. Сколько сил, денег, времени потрачено за шесть лет! Надо будет её как- то подготовить."  Ира узнала адрес художественной школы, прихватила свои  наброски и отправилась пытать счастья.  Встретивший её педагог, объяснил, что конкурсный набор будет в августе. Здорово! Серёжа как раз будет поступать в училище в августе, а она параллельным курсом - в школу. Художка находилась в здании училища.
       Ира считала дни до окончании практики и возвращения мамы.
- Вот, Серёжа просил тебе передать это, - мама протянула ей, завёрнутые в газету, листы картона. С одного листа на неё смотрело очень знакомое лицо. Вроде это она и не она. Когда  он успел нарисовать её портрет?
- Мам, а правда я здесь другая какая - то? Посмотри!
- Да  это ты, только, я бы сказала, более нежная, волшебная. - Антонина Ивановна всматривалась в акварельный портрет.
- Я не позировала, он по памяти писал. Когда  нежность во мне разглядел?
- А вот, видать разглядел то, чего сама о себе видела.
 На втором рисунке качались на волнах жёлтые кувшинки, капли воды сверкали на их чашечках.
- А записки никакой не было?
- Это всё, что он передал.- Мама ушла на кухню. Ира ещё раз осмотрела газету, в которую был завёрнут подарок, и вернулась к кувшинкам. Перевернула картон. На обороте карандашом было написано всего три слова. Не угадали! Просто:" Спасибо тебе, Ира" Радость охватила её теплом и ликованием.
-  Я тебе не сказала самого главного, - вдруг мама вернулась в комнату.- Серёжа спас на реке двух ребят.
- Правда?! Ну, ты даёшь! С этого надо было начинать. Расскажи!
- Подробностей никто толком не знает.
- Ах, да. - вздохнула Ира, а про себя подумала -  и тебе спасибо.
                * * *
                Они столкнулись на ступенях лестницы в училище. Он спускался, сдав очередной экзамен. А Ира спешила на собеседование. Сергей  улыбнулся и взял Иру за руку. Было видно, что он много хотел ей сказать, или передать, или внушить.  Ей тоже много чего хотелось рассказать ему, но они стояли, молча, лишь ощущая тепло рук.
- Привет, всё хорошо? - всё же произнесла Ира. Она знала, что он поймёт. Серёжа кивнул в ответ. Потом он достал блокнотик и быстро написал: «Пойдём вечером на озеро на лодках кататься?» Ира улыбнулась: «Конечно».


Рецензии