Страшно ли быть русским?

Страшно ли быть русским?

Это интервью Андрей Жуков дал в 1990 году, в г.Закопане, хорошему интеллигентному адвокату Анджею Гжимале, который выразил желание  проявить себя в журналистике. Спустя десятилетия, оно может быть интересно сегодняшнему читателю. Перевод  любезно сделал  Станислав Карпенок.
Оригинал был   напечатан в газете TYGODNIK  PODNALANSKI (№ 36, сентябрь 1990г.) 



     С Андреем я познакомился в гостеприимном доме Эвы и Томаша Осуховских, приятные хозяева  были для нас и переводчиками. Лакомясь кедровыми орешками из Сибири (по словам Андрея, у самца соболя не будет потомства, если он не наестся этих орехов – внимание, мужчины, новое средство уже в продаже на польских рынках), мы беседовали как поляк с русским обо всем, начиная с политики и заканчивая... Марыней. Андрею 33 года, он литератор-журналист. Он отметил, что не боится КГБ, но просил не упоминать его фамилию и указать, что он проживает где-то в районе Ленинграда. Андрей не похож на русского европейца, он высокого роста, со смуглой кожей и раскосыми глазами, но утверждает, что он русский, его бабушка родом из поволжских племен, но зато отец «чистокровный русский». Андрей ездит по Советскому Союзу и Европе и собирает материалы для книги «Почему нас (русских) не любят». И вот что я услышал от Андрея.

– Я свободный человек, если говорить о работе, а в СССР это важно, потому что у нас у каждого должна быть штатная должность.
Я живу за счет халтуры, пишу статьи и продаю, так и живу.

– Я верю в Бога, хотя и не крещен. К религии я пришел через русскую литературу XIX века, конкретно через Достоевского. Эта литература убедила меня в том, что всего я не могу понять, что Бог существует, что он должен быть. Мой идеал – это Бог и Человек. Я не знаю, какая религия мне ближе, но точно та, которая признает  Бога. На русском языке нет религиозной литературы – я имею в виду в СССР, поэтому до многих вещей нам приходится доходить своим умом. Вам легче, многое уже обдумано другими, остается только читать и читать. Ты не знаешь, где бы я мог купить книги об Иоанне Павле II на русском?

– В Союзе происходит все более глубокое расслоение общества. Есть три сектора: государственный (огромный, частный, и связанный с иностранным капиталом. Рабочий в государственном секторе в день зарабатывает около 20 рублей (примерно 12 тысяч злотых), в месяц – 350–400 рублей. Самые высокие зарплаты в секторе, связанном с западным бизнесом, там можно заработать до 1000 рублей. У нас мало зарабатывают, но при этом и мало тратят – ничего нельзя купить. Из-за этого работать не имеет большого смысла. Квартплата (за квартиру площадью 40 м2) – 10–18 рублей в месяц, пачка масла стоит 19 копеек. Пачка масла эквивалента четырем бутылкам из-под водки, поэтому зачем работать. Идешь на помойку, находишь четыре бутылки, вот тебе и пачка масла. При этом не забывай, что товары у нас дешевые, только... их нет. К каждой цене, указанной на товаре, нужно добавить расходы на то, чтобы купить этот товар. К нам приходит западный бизнес, например, строят деревянные дома и отправляют их в Америку, из Америки привозят компьютеры, ксероксы, автомобили – обязательно «Шевроле». Этим в основном занимаются российские евреи, потому что торговля у них в крови, у них также есть контакты с соотечественниками по всему миру. Расчет простой: то, что на Западе самое дорогое – рабочая сила, у нас дешевле всего. Еврейская торговля, это не результат перестройки, это давление еврейского лобби. Вообще в Польше и на всем Западе переоценивают Горбачева. Это не демократ, это ловкий политик, который старается завоевать популярность на Западе. Во времена Брежнева ничего было нельзя, при Горбачеве кое-что можно! Но это не прописано в законе, это добрая воля повелителя. Например, нам можно ездить в Польшу, но однажды они придут к выводу, что мы не должны ездить, и тогда без объяснений границу закроют. Так уже было!
    Вот как Горбачев решает проблемы – пример с границей самый лучший. Были проблемы на границе – границу закрыли. Проблемы нет. Я за Ельцина, он хочет перемен на основе демократии, но будет тяжело, потому что жители СССР плохо себе представляют, что такое демократия. Если коротко, Ельцин хочет лечить причины, Горбачев – только симптомы, но боль останется, только внутри человека, и будет его беспокоить. В России никогда не было частной собственности, никогда не было капитализма, русские не знают, что такое благосостояние, и когда происходит конфликт власти и народа, власть кричит: виноваты другие, ату их! В этом причина и турецко-армянского конфликта.

– О Горбачеве есть такой анекдот. Сегодня в СССР не едят, не курят и не пьют, только смотрят телевизор и слушают Горбачева, потому что он вкусно говорит! Антикоммунистической оппозиции нет, потому что не может быть. КГБ этого не позволит, он не лыком шит. Там служат самые лучшие и самые способные люди – привилегии, которыми она располагают, позволяют им подбирать такие кадры, о которых мечтают все политические службы. Привилегии, которые они имеют, связывают их с властью, которую они защищают, потому что таким образом защищают самих себя. Неправда, что они коррумпированы, нет такой структуры, которая их может перекупить. Лучший пример – это афера в Узбекистане. Я не боюсь КГБ! Когда я был маленьким, мой отец казался мне большим, теперь мне 33 года и отец для меня маленький. То же самое с КГБ. Когда-то мы их боялись, теперь они боятся нас.

– Я прекрасно отношусь к Польше – это демократическая страна. Нам до вас далеко по всем статьям. Вам кажется, что изменения произошли благодаря Горбачеву, но это неправда. Горбачева интересует сильный Союз, Польша его не интересует. В 1980 г. мы должны были заплатить за вас долги (? – прим. А.Г.), в 1839 году Горбачев сказал: предоставим их самих себе, пусть сами справляются. Согласно статистическим ежегодникам, наш национальный доход в 5 раз больше, чем у вас, на самом деле все наоборот. Когда 10 лет назад появилась «Солидарность», все у нас поверили, что  Лех Валенса нам поможет. Ты должен знать, что у нас в России следят за двумя государствами, Польшей и Китаем. За Китаем, потому что это большая страна, как Россия, а за Польшей из-за того, что характер у поляка такой, же, как у русского. Романтик и пьяница, но с широкой душой и к тому же казак! Чехи действуют из корыстных побуждений, немцы любят аккуратность, а поляки и русские поступают по велению сердца! Высоцкий – этот известный бард, всегда говорил, что любит три страны: Францию, потому что это Марина Влади, Польшу – потому что это он сам, ну и Россию – потому что это песни, которых больше нигде нет.

– У нас есть черный рынок для всех товаров, для книг тоже. Он должен быть, потому что Брежнев и Сенкевич стоит 4 рубля. Ну и Сенкевич есть, только за 40 рублей. Современных польских писателей на нашем рынке нет, о Милоше большинство русских не слышали!

– Советские люди торгуют, потому что в СССР нет обмена валют. Торговля выгодна, потому что иначе бы никто не торговал. Я продам тебе часы за 50 тысяч злотых, т.е. за 5 долларов, за которые я заплатил 30 рублей, то есть 1 доллар мне обходится в 6 рублей. В России за доллар мне пришлось бы заплатить 16–18 рублей. Видишь выгоду? Но обмен товарами еще выгоднее. За 4 доллара я покупаю блок сигарет, получаю за этот блок 120 рублей, то есть за один доллар — 30 рублей. Это был хороший бизнес, но он закончился, потому что сигареты в магазинах Pewex подорожали. Если у вас что-то дорожает, то мы вместе с вами переживаем. И это нас объединяет. Официального курса доллара в СССР нет. Если ты работаешь в КГБ, ты эти доллары можешь купить, я не знаю, сколько они платят, где-то по 6 рублей. Простой человек должен крутиться, потому что не может купить валюту, да и просто так простой человек у нас в банк не может попасть! И поэтому у нас есть люди, которые занимаются только тем, что следят за тем, где «выбрасывают» какой-нибудь товар. Они его покупают, потом перепродают другим, другие его вывозят, и торговля идет. Вы не смотрите на цены на банках, это такой парадокс, на банке с икрой написано 4,5 рубля. На самом деле банка стоит больше 50 рублей, в Польше я ее продам за 80 000 злотых, на эти деньги куплю оптом футболки с надписью «Chanel», продам их в Москве по 200 рублей за штуку, и так далее. Страшно быть русским, разве нет? Горбачев нам немного облегчил жизнь, он хочет, чтобы на российском рынке были западные товары, поэтому я покупаю здесь итальянскую зубную пасту, английское мыло – по 75 копеек за штуку. В Польше оно стоит 3–4 тыс. злотых. Выгоднее всего продавать тушенку: у нас она стоит 1 рубль, у вас – 15 тысяч злотых. Но в Польше цены все выше, поэтому  выгоднее вывозить доллары. В Финляндии за 100 долларов можно купить старые «Жигули», а поскольку советские автомобили не облагаются пошлиной, торговля процветает. У вас мы покупаем старые «Волги», в городе Новы Тарг один поляк хотел мне продать 14-летнюю «Волгу» за 900 долларов, у нас за нее можно получить 35 000 рублей, получается почти 40 рублей за доллар. Водкой русские не торгуют, потому что в России водки нет, на черном рынке она дороже, чем у вас. Если ты видишь, что кто-то торгует водкой, это украинец, потому что у них водка еще есть. Джинсы уже в прошлом. Но смотрите, чтобы не случилось как в Югославии. Советские люди сначала вывозили товары, и жители Югославии были довольны. Однако цены стали расти, поэтому покупать товары стало не выгодно, стали вывозить валюту. Югославы ввели требование предъявлять доллары при въезде в страну, но это уже искусственное спасение рынка. Вам выгодно с нами торговать, но товары должны быть по доступным для нас ценам, иначе мы будем вывозить от вас доллары. Теперь мы можем ездить практически по всему Советскому Союзу (есть еще закрытые территории, например, Камчатка), и оказалось, что компьютерное оборудование, которое мы тоже у вас покупаем, намного дешевле во Владивостоке и при этом качественнее. «Тойота» стоит там всего 2 000 долларов! Да, это далеко, но билет на самолет в СССР на маршрут протяженностью 4 000 км стоит 84 рубля – в Польше за билет на поезд из Варшавы в Закопане мне пришлось заплатить 42 тысячи злотых, а это 70 рублей!
 
– Русское «иметь» сложнее, чем ваше. Если у нас что-то имеешь, ты всегда должен считаться с тем, что могут издать декрет, и у тебя это отберут. Поэтому у нас лучше иметь все в кармане, а это влечет за собой последствия, хотя бы в области развития частной собственности. Наши инвестировать не хотят, поэтому есть где развернуться вашим предприятиям. Томек (наш хозяин – прим. А.Г.) один из владельцев магазина Alpis-Sport - это удивительный магазин, там есть все, тебя вежливо обслужат, говорят по-русски и еще на нескольких языках – если бы такой магазин открыли в Ленинграде, то нажили бы целое состояние. Я  уговариваю их это сделать, у нас иностранцев трогать не будут, потому что Горбачев в глазах Запада хочет считаться демократом, а Польша – это уже запад. Я им и говорю, приезжайте и открывайте магазин, а я буду работать продавцом!

– Почему я хочу написать книгу «Почему нас не любят»? Это просто! Все поляки, чехи, словаки, венгры и прочие, говорят, что им плохо из-за нас! А это не так! Ведь это последствия Потсдама и Ялты, а там договаривались не одни русские между собой. Где были американцы, англичане когда вас продавали, а вы только русских не любите, американцев, англичан и французов обожаете! Будьте справедливы – мне кажется, что если их интересам хоть самую малость будет что-то угрожать, они снова вас продадут. Ты смеешься и думаешь, что во мне еще сидит советский пропагандист. Может и сидит, но вспомни историю.
— Я люблю поляков, потому что благодаря полякам могу познакомиться с  Западом, меня приглашают люди, которых я в глаза не видел, но они мне доверяют, так же, как я доверяю тем, кого приглашаю в СССР. Я сожалею, что не все у нас восхищаются поляками, но на это есть причины. Когда поляки приезжают в Советский Союз, они должны помнить, что тот факт, что они поляки и Папа тоже поляк, не дает им  права покупать без очереди.

— Ты знаешь, как лучше всего путешествовать по Союзу? С бумагой. У тебя должно быть письмо, например, из «Правды», что ты их гость, тогда все двери перед тобой будут открыты. Не говоря уже о том, если у тебя будет такое письмо из КГБ, о Боже! Тогда ты даже мне смог бы помочь.
Мы еще долго беседовали с Андреем, он много говорил, я его слушал и думал о том, что у нас тоже за 5 бутылок из-под водки можно купить пачку масла…
Анджей Гжимала, 1990


Рецензии