К кресту ступени

               
               
                Эссе
               
                Природа совершенна  независимо от времени года. Видно Творец долго присматривался к созданному, а потом рассыпал по миру  бриллианты в виде удивительно красивых уголков природы. Досталось, с избытком, и России. Смотришь и, сам того не замечая, становишься лучше, будто причастен к красоте и ощущать себя серостью уже негоже.
          Неудивительно, что во все времена гениальные скульпторы, зодчие, художники, писатели и поэты старались запечатлеть красоту в своих творениях, вдохнув в них страсть, душу, знания, талант. У одних это получалось лучше, у других хуже, но для простых смертных это – гениально. Само желание оставить красоту природы в памяти своей и поколений было неистребимо … И создавались шедевры. В равной степени это относится и к музыке. Ведь природа это живой организм, наполненный звуками. И в многолосии этих звуков композиторы слышат и волшебные.
          Мы же смотрим, изучаем, слушаем творения гениев, понимая, что это наши сокровища, поэтому хочется их понять, переосмыслить добавить что-то свое, пропустить через себя и пережить, чтобы это стало отчасти  и твоим. Но, по большому счету, любой шедевр - это лишь кусочек, выхваченный из жизни природы, маленький штрих, мазок и вроде бы даже и не шедевр. А настоящий шедевр - есть сама вечно живая природа во всей красоте и простоте, которую видишь, чувствуешь, слушаешь, читаешь ее мысли и понимаешь: какое же это счастье, что живешь в ней, что ты ее частица!
           Конечно, человек, видя прекрасное в природе, тоже хочет подсобить ей. И он, где терпеливыми и умелыми руками, где умом, вносит посильную лепту в красоту. Пусть вклад совсем скромный, но от этого природа-мир становится краше, и еще сотни лет будет вызывать у следующих поколений то замиранье, а то - трепетанья сердец.
              Именно такие чувства я и испытал при посещении в августе 2017г. Дивногорья, а именно: Малых Див на Дону. Я нутром почувствовал чудо от стараний природы с вкраплениями человеческого труда и разума. Я понял, что такое чудо нельзя  было расположить где угодно. Оно должно быть именно здесь, над широкой лентой Дона и змейкой Тихой Сосны, окаймленное вольным, шелковистым лугом, над которыми возвышаются белоснежные меловые стражи. Именно здесь, где органически переплетены  труды природы и человека, да так прочно, что мне захотелось, как никогда, просто жить, чтобы быть подольше свидетелем красоты.
              Свято-Успенский мужской монастырь в Малых Дивах основан в 1653году с целью защиты от набегов татар. Однако есть версия, что обитель существовала со времен первых христиан. И появляется мысль в подтверждение этой гипотезы, что может эту красоту отстояли от варягов люди, уже бывшие христианами, которые еще до крещения Руси в 988 летописном  году  уже были христианами!? Ведь Андрей Первозванный после крещения отправился на проповедь Евангелия в восточные страны, Малую Азию, Македонию, Крым … пока не достиг  Киева. Известно, что первые отшельники, иноки совместно с отрядом украинских казаков стали строить кельи для житья в меловых скалах  находящихся намного выше разливных вод Дона, а потом и крепости от набегов  татар и печенегов. Возможно, именно они и приняли христианскую веру Андрея еще задолго до Крещения Руси Владимиром. Кстати, в селе Селявное, что в двух километрах от монастыря, до сих пор дружно живут украинцы и русские. Да и в «Повести временных лет» летописец Нестор – первый церковный историк - в богословском обосновании подтверждает, что свет христианства  начал сиять на Руси задолго до общего крещения Руси.
              Одно точно: этот упорный труд через столетья, настоянный на крови и любви, возродили это памятное место - Дивногорье . И эти первые христиане долбили себе  пещеры, позже строили  пещерные храмы,  в один из которых  по преданию и была доставлена Сицилийская  икона Божьей Матери или как ее называют местные жители в округе Исцелийская  икона. Именно  80 человек из Острогожска и Коротояка строили оборонительные сооружения от нападения татар. И все эти удивительные творения как Свято-Успенский мужской монастырь, церковь Рождества Предтечи (Малые Дивы их -  упоминают во 2 веке), церковь Сицилийской Божьей матери (Большие Дивы) совместно с дождем и ветром создавали и сохранили и продолжают чудодействовать люди России. Неожиданно мысль не вытерпев, выпалила: «Да  здесь всегда были из поколения в поколения дивные люди! Жили, продолжая труды Творца, создавали эти чудные места, да так, чтобы Ему было по душе, если учесть, что и саму природу создал Всевышний».
                От Свято-Успенского монастыря я поднимался, как и большинство туристов, по лестнице и почему-то сразу начал считать ступени. Было очень жарко, подниматься стало труднее. Вода в бутылке стала горячей (было 33градуса) и не освежала. А вот и площадка для отдыха. Я присел на один из пеньков. Вспомнилось как мы в седьмом-восьмом классе, исследуя Дон, целой ватагой посещали эти места, вскочив на подножки товарняка, и путешествовали на тормозных площадках, благо в этих местах железка делает крутой поворот и поезд значительно замедляет ход, а мы, пользуясь этим, легко соскакивали, а вечером так же легко запрыгивали  на них. Конечно, многое стерлось в памяти, да и понимания красоты, которая нас окружала – тогда не было. Было простое любопытство: полазить в пещерах, забраться на высокий останец и, конечно, неоднократно искупаться в Дону, благо он рядом.  Сейчас осмысленно понимаю, что жить нужно в беспрерывном созидательном труде на благо Родине. И будешь ты  самым счастливым и самым богатым!
        Но вот ступени преодолены, Я насчитал 432ступени. Можно отдохнуть, но поднимаюсь по пологому склону еще выше, на плато. С его вершины долго смотрю: и впереди, и справа, и слева только простор и свобода, заливные луга, перечеркнутые реками и стайки деревьев. Разные мысли приходили в голову. Может монахи назвали реку Сосну Тихой, а она, впадая в Дон, умерила его бег и его тоже стали называть Тихим Доном.
            Отсюда, с высоты, появилось стойкое желание обрести два крыла и птицей  подняться в голубую высь и наблюдать эти дивные места, плавно описывая большие круги, поднимаясь то выше, то вновь опускаясь и чувствовать, что ты принадлежишь уже двум твердям: и бесконечной земле и бесконечному небу. А ведь это лишь малый кусочек природы в центре  России! И я переполняюсь свободой и гордостью за то, что эта красота принадлежит и мне, и всем.
          Подспудно в голове настойчиво одолевала мысль: ведь когда ты поднимался по ступеням, то слева видел два останц'а, увенчанные шаровидными главками, которые говорят о наличии пещерных церквей, а чуть выше стоял крест, - место для покаяния труду (рыть пещеру – это труд покаяния) и, который также  хранит память о первых обитателях монастыря первопустынниках  Ксенофонте и Иоасафе.
По преданию  это они были инициаторами  строительства первой Пещерной церкви. Именно тогда был выбран меловой столб для строительства  Пещерной церкви во имя Успенья Божьей Матери. Позже Пещерную Успенскую церковь реконструировали и вновь освятили в 1693году во имя Иоанна Предтечи. А у креста покаяния, по преданию, Петр 1стоял и смотрел, как флот России шел по Дону, а потом пел своим красивым голосом в Храме Сицилийской иконы Божией Матери (Большие Дивы).

                И уже навязчивая мысль не давала покоя: надо было идти  к кресту, не по лестнице, а по тропе, как издавна преодолевали ее монахи, и на которой до сих пор изредка попадаются фрагменты ракушек. Ведь когда-то здесь было море. И тогда дал себе слово, что приеду сюда вновь и поднимусь к кресту уже по тропе.
          Уезжая, я чувствовал гордость, и даже преклонение перед природой, перед Творцом, и трудом дивных людей, которые внесли и свою лепту, в создание, сохранение и совершенствования этого чудного  уголка России.

                Виктор Попов


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.