***

Помню в детстве, смотря парад ко Дню Победы по телевизору, я восхищенно наблюдала как маршируют военные  разных  структур и ведомств, но наибольшее восхищение и восторг испытывала к представителям Военно-Морского Флота. Когда я узнала, что мой прадед, можно сказать – дед (старший брат бабушки) и родной дядя были моряками, то поняла, почему я так заворожено и с интересом смотрю фильмы о моряках, почему наворачиваются слезы, когда слушаю песню «Прощай, любимый город» и почему могу бесконечно смотреть на танец «Яблочко».
День Военно-Морского Флота России каждый год отмечается в последнее воскресенье июля. Моей семье есть, о ком рассказать в этот день, есть, что вспомнить.
История начинается с моего прадеда Сальникова Ефрема, родившегося в д. Гурьевка приблизительно в 1875-1877 годах. Учитывая тот факт, что в конце 19 века в армию призывали в 21 год, можно сделать вывод, что на службу его призвали 1896-1898 годах.  В то время срок службы во флоте составлял 7 лет. Все это время Сальников Ефрем был матросом полуброненосного рангоутного фрегата российского императорского флота «Герцог Эдинбургский». Как раз в 1898 году   крейсер совершал плавание за границу, отсюда могу предположить, что Сальникову Ефрему посчастливилось сходить в это плавание. А остаток службы крейсер был в составе учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота.
 Вернувшись домой,  прадед женился на Капустиной Марие. Он был гораздо старше и более образованным. Имел свой дом, землю, хозяйство, и на селе он считался вполне зажиточным крестьянином. В семье родилось 14 детей, некоторые из них умирали в младенчестве. Самой младшей была моя бабушка – Плисова Анна Ефремовна ( в девичестве – Сальникова), которая, к сожалению, «тятю» совсем не помнит, так как прадед умер, когда ей было всего 3 года. Бабушка говорила, что прабабушка Мария его часто вспоминала и рассказывала детям о том, как Ефрем читал ей библию, в которой была предсказана война. Он говорил ей, что в этой войне пропадут их сыновья. Библия не сохранилась, так как мы знаем из истории, что в послереволюционное время отношение к религии изменилось, и верующие люди подвергались  репрессиям. Прабабушка сожгла библию, потому что боялась последствий, тем более, что семью хотели раскулачить. Сальниковых спасло только то, что они работали в поле сами, а не нанимали рабочих.
Не знаю, насколько правдива была библия, но война пришла. И один из трех сыновей Ефрема и Марии как раз служил в это время на Балтийском флоте.
Сальников Емельян Ефремович родился в 1915 году. В 1938 году был призван в армию Таканышским РВК. На побывку Емельян приехал как раз перед началом войны. Бабушка вспоминала, что он был абсолютно уверен в том, что скоро начнется война. Перед отъездом в отпуск командование предупредило его: «Если ты счастливый человек, то успеешь приехать домой и побыть в отпуске. Если нет – тебя вернут обратно с поезда». Емельяну повезло, и он провел свой отпуск с семьей. Только это было последний раз, когда он видел своих родных.
22 июня 1941 года крейсер «Киров», на котором служил Емельян, находился на рейде Риги. Позже участвовал в обороне Таллина, что позволило закрепиться на линии обороны отступавшим из Прибалтики войскам и на значительное время задержать немецкое наступление на Ленинград.
На крейсере эвакуировались Военный совет КБФ, члены Совета Министров Эстонской ССР, ценности Эстонского государственного банка и Красное знамя Балтийского флота.
29 августа 1941 года крейсер благополучно прибыл в Кронштадт.
30 августа 1941 года, приказом Наркома ВМФ крейсер передан как флагман в состав эскадры под командованием вице-адмирала В. П. Дрозда. Затем крейсер вёл артиллерийской огонь из Кронштадта. Почти ежедневно крейсер подвергался атакам авиации врага.
С 4 сентября 1941 года находился в Ленинграде, откуда с позиции на Неве продолжал вести огонь по врагу.
Но  24 апреля 1942 года после мощного артиллерийского удара по кораблям в ходе немецкой операции крейсер «Киров»  получил 3 прямых попадания авиабомб. Был уничтожен запасной командный пункт корабля, погибло 86 , и было ранено 46 членов экипажа. В их числе оказался Сальников Емельян Ефремович. Сейчас он покоится в братской могиле на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге.
Бабушка часто вспоминала его письмо, где был нарисован горящий самолет и надпись: «Горит наше море в огне». Письма не сохранились, что очень печально. А мне, после рассказов бабушки, не давала покоя эта фраза: «Горит наше море в огне». И только в этом году на 9 мая фраза вылилась в стихотворение.
"Горит наше море в огне"
Мама, пишу я тебе.
В блокаде стоит Ленинград.
В меня попадает снаряд.

"Горит наше море в огне."
Наш крейсер стоит на Неве.
В блокаде родной Ленинград.
Море убитых солдат.

Рисую в огне самолет.
К тебе похоронка придёт.
Прочтёшь ты в последнем письме:
"Горит наше море в огне".
Бабушка с гордостью рассказывала мне об отце и брате.  До последнего называла себя «Нюрка Сальникова», хотя была уже Плисова. Однако ее сын, Плисов Александр Иванович, мой дядя, принял эстафету.  И поступил в речное училище в поселке городского типа Аркуль Кировской области. Успешно его окончил и получил специальность рулевой-моторист. Неудивительно, что осенью 1978 года Александра забирают в армию и отправляют на Тихоокеанский флот. Только в отличие от своего деда и дяди, Александр служит не на воде, а под водой на атомной подводной лодке.
Идет время. Многое стирается из памяти. Дяди Саши, как я его называю, нет с нами уже пять лет. Мало, что известно о подробностях его службы: армейский альбом уничтожен безвозвратно, и спросить уже некого. Однако, совсем недавно ко мне в руки попала фотография прадеда. Старая и потертая, мало что можно на ней разобрать, но первое, что я подумала, увидев фотографию, как же на прадеда похож дядя Саша. 
Так моя семья непосредственно связана с ВМФ. Вот чем объясняется моя тяга к белым бескозыркам и воротникам в полоску. Это в крови. Это как часть меня.


Рецензии