О буднях наших правоохранительных органов

«В детективном романе мы каждый раз получаем точно очерченные отрезки жизни, изолированные, отграниченные маленькие комплексы происшествий, где удовлетворительно действует механизм причинности. Это дает возможность получать удовольствие от размышления».
                Бертольт Брехт


13 июля 1920 года родился будущий писатель детективного жанра, основатель жанра нового советского детектива, сын писателя-фантаста Г. Адамова – Аркадий Григорьевич Адамов.

В биографии писателя говорится о том, что начинал он студентом МАИ (Московского авиационного института; возможно, под влиянием произведений отца), но институт не закончил: началась война и он ушел добровольцем на фронт. Был участником Московской битвы, служил на Западном фронте. После ранения в 1943 году, по болезни, был уволен в запас. После демобилизации Аркадий Григорьевич не стал продолжать свою учёбу в МАИ, а учился на историческом факультете МГУ, закончив его в 1948 году. Вместе с учебой он занимается и литературной деятельностью, пробуя себя в различных жанрах. Но в 1952 году модой писатель выходит на руководителей МУРа (Московский Уголовный Розыск) с конкретным предложением: дать ему возможность изучить работу уголовного розыска и подготовить на основе собранных материалов литературные произведения, по-новому освещающие задачи и методы современной милиции. Предложение руководство заинтересовало, так как действительно назрел момент широкой популяризации нового взгляда на деятельность данной организации, и разрешение вскоре было получено. А это значило, что А. Адамов имел доступ ко всей необходимой для своей работы информации, изучив которую, он мог бы подготовить литературное произведение, основанное на собранных данных. Однако писатель не ограничился только «кабинетной» работой и работой с документами в архивах. Для того, чтобы написанное им было «живым» и объективным, А. Адамов получает разрешение и на полновесное участие в работе советской милиции, занятой в уголовном розыске. То есть он (как в последствии и его «коллега» - французский писатель Жорж Симеон, известный циклом своих романов о «комиссаре Мегрэ») не ограничивается одними только беседами с сотрудниками МУРа, но принимает активное участие в его работе. Автор интуитивно понимал: для того, чтобы написать хорошую книгу – одних бесед, пусть даже со специалистами, не достаточно. Не видя самой работы милиционеров, невозможно достоверно и увлекательно показать читателям специфику сыскной работы, сочетающую науку смелых логических построений  и реального риска, так как работа часто заключалась не по поимке и раскрытии «дел» обычных мошенников, но опасных преступников, спасая свою жизнь, идущих на крайние меры…  А. Адамов не только сидел на оперативных совещаниях, но и дежурил по ночам в МУРе, выезжал на «задания»,  участвовал в обысках и т.д.  Таким образом (плюс, конечно, литературный талант писателя) ему действительно удалось создать произведение, по-новому освещающие задачи и методы современной милиции.

Работа над первой повестью «Дело пёстрых» была завершена в 1956 году. Главный редактор тогдашнего журнала «Юность» - знаменитый писатель Валентин Катаев – поддержал молодого автора, разглядев в первом романе данного жанра возможный читательский интерес. И не ошибся. В том же году в журнале состоялся дебют А. Адамова, а сам автор был признан основателем жанра нового советского детектива. Его детективная повесть не только стала популярной у читателей, но повлекла за собой возрождение отечественного детективного жанра. По одноименной повести Адамова «Дело «пёстрых» режиссёр Н. Досталь в 1958 году снял одноименную киноленту. Основным персонажем книг Адамова (как это было у Эдгара По, Артура Конандойля, Агаты Кристи и др. зарубежных известных авторов детективов, писавших серию детективов с одним сквозным главным героем) сначала это был сотрудник МУРа Сергей Коршунов, а в поздних произведениях – ученик Коршунова – Виталий Лосев… За трилогию «Инспектор Лосев» А.Г. Адамов (бывший членом Союза Писателей (СП) был награжден Золотой медалью имени Героя Советского Союза Николая Кузнецова за лучшее героико-приключенческое произведение 1981 года, учреждённой СПРСФСР…  Плодотворная деятельность писателя отмечена  и другими наградами. Стоит добавить, что Аркадий Григорьевич является также автором документальных записок «Мой любимый жанр – детектив» и ряда исследований по зарубежной детективной литературе.

Не ослабевающий интерес к данному жанру, это, разумеется, заслуга конкретных личностей, многие из которых и сегодня идут проторенной дорогой писателя А.Г. Адамова, писавшего детективы, буквально наполняя всех своих персонажей живой энергетикой.



(фото: Яндекс)


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.