Капитаны дальнего плавания. Начало. Ч. 3

Якби мені сивий кінь,
Я сідельце маю,
Поїхав би за Дунай,
Там дівчину маю.

Приспів
А я все дивлюся,
Де моя Маруся,
А я все дивлюся,
Де ж ти моя Маруся. |


Глава 3."Детки в "клетке" или откуда я взялся?"(Род деда Анатолия).

/Деда своего, Анатолия, я не знаю совсем.Остались фото.Мы с папой похожи на него, глазами, носом и ушами.И отношением к жизни, я думаю, тоже.Мы не практичны, не умеем использовать людей, урвать от жизни всё, обмануть и объегорить мы тоже не умеем и любим то, что нельзя съесть))книги например, природу, картины и музыку.И под деньги, а значит и под выживание мы не очень то и заточены.Особенно мне нравится  совместное фото деда с бабушкой.Наверное, это ещё до рождения моего папы.Одеты по моде 30-х.У бабушки такая шляпка и подкрашены губы, как у женщин из фильмов с Чарли Чаплином.Отец всегда так хохотал на этими фильмами.До слёз.Любимая песня деда "А я все дивлюся де моя Маруся".Как они встретились, как увидели друг друга в первый раз?Он из интеллигентой, родовитой семьи, образованный, благородный, аристократичный и она, девчушка из народа, беднота и голь перекатная, с тремя классами образования.Папа говорил, что они поженились, так как бабушка очень вкусно готовила))).Я думаю,что бабушка очень понимала и ценила дедушку, была горда за него и предана,скромна и обладала душевной тонкостью, присущей и ему, разделяла все его увлечения.В ней тоже не было грубости, развязной нахрапистости, стяжательства.Она всегда думала, что говорила, и была мудрой женщиной.Кроме того в ней была житейская смётка, то, чего скорее всего деду не очень хватало.Ну и конечно она была хорошенькая: маленькая, худенькая, с миловидным личиком./


  Бабушка Маня познакомилась с дедом Толей в Вапнярке.Он после окончания с/х техникума был направлен работать в МТС Вапнярки.И в 1934 году они поженились. Бабушка Маня сразу не смогла родить детей-была внематочная беременность и ей сделали операцию (удалили правую трубу в г.Одесса). Ей нельзя было рожать. Потом она решилась и родила мальчика Алексея, который умер в 10-ти дневном возрасте.В 1938 году родился мой отец Виктор.Потом родились дядя Володя и дядя Аркадий.

/Вот бедные намаялись 4 года, пока не родился мой папа/

    Дедушку Владимира, по отцовской линии, я тоже не застал.Он умер молодым, ещё в 1934 году, сердечный приступ.
    Бабушку по отцовской линии звали Елена.Отчество плохо помню, не то Мефодиевна, не то Матвеевна.
    Дедушка был бухгалтером в какой то конторе, а бабушка была учительницей в сельской школе с.Лопатинцы.Оба были с высшим образованием.Бабушка до революции закончила гимназию и университет (кажется Киевский)/папа говорил, что бабушка была удивительно доброй,душевнейшей женщиной, но и очень некрасивой внешне/

    У дедушки Владимира было ещё два брата-младшего звали Александр, старшего не помню. Младший- Александр, был священником православной церкви в Винницкой области (приходы).Старший брат дедушки был учителем-начальником райотдела образования.Его и всю его семью репрессировали в 1937 году.В лагерях они и пропали.
   У бабушки Лены, кажется, братьев и сестёр не было или была одна сестра?Девичья фамилия у неё тоже была русская, но я не помню.

/...и это называется у нас в роду учителей не было???))))/

   У моего отца Анатолия была сестра Людмила (тётя Мила) и брат Георгий (по паспорту Юрий).Мы его звали дядя Жора.Не знаю живы они или нет-переписки с ними нет.Тётя Мила с 1916 г.рождения, дядя Жора с 1919 г.рождения.
   У тёти Милы детей не было.Муж погиб ещё в Финскую войну (до 1941г).Она так замуж больше и не вышла.Она работала в последнее время учительницей украинского и русского языков и литературы.Закончила Винницкий пединститут.У дяди Жоры двое детей: Славик и Ия. Жену дяди Жоры зовут Ядвига (Ядзя).Она по национальности полька. Они оба закончили Харьковский авиационный институт и работали до войны на Воронежском авиазаводе. Во время войны завод перевели в Казань.Так что они и их дети проживали в Казани.
/...к Ядзе не очень то были расположены...Ядзя, взяла мужа в оборот, отстранила от всех его родственников, ну чтоб ни с кем не делиться..понятное желание)))-холодноватая , мне так показалось, женщина (одно слово-полька, что взять).А дядю Жору, кажется, любили все.Однажды он, поехал по путёвке отдыхать в санаторий, и остановился у бабушки Мани,в Вапнярке, проездом.Бабушка, привечала как могла, и ни на какие попытки со стороны дяди Жоры дать ей денег, ну хотя бы за питание, не поддавалась.И когда они пошли на вокзал, бабушка провожала дядю Жору, то на перроне перед вагоном он ей на ушко сказал-"Маня, ты как зайдёшь в хату, там на столе, под скатёрочкой ..посмотри..."))).Оставил он ей таким образом денюжек, сочувствовал, видя её не очень хорошее материальное положение.Когда папа рассказывал об этом эпизоде, то улыбался с теплотой...вообще папа считал, что в Вапнярке (и на Украине) гораздо больше бескорыстных , с юморком, душевно щедрых и любящих людей, чем где бы то ни было(это он скорее всего Сибирь (и Россию) имел ввиду...))/

  Мой отец воевал и погиб на территории Тернопольской области западной Украины.Погиб в августе 1944 года и похоронен в братской могиле, что подтверждает надпись на стелле.

/..я не могу представить как это восприняла моя бабушка, как собрала детей в хате и сообщила им..Она я так понимаю, была оптимистка.До гибели деда, бабушка попыталась его найти на фронте, т.к. была информация, что часть в которой дед воевал, направляется близко к Вапнярке и тогда Маруся с другими женщинами, у которых мужья были в этой части, собрали кое- какую провизию и на телегах отправились искать своих мужчин, но попытка не удалась.Они так больше и не встретились/

  Мать моя, после войны получала пенсию на погибшего отца(её свекровь, бабушка Лена, до конца дней своих отправляла свою пенсию Марусе), подрабатывала на разных работах, чтобы прокормить нас, троих маленьких детей.

   Умерла мать в июле 1992 года на Украине в пос.Вапнярка.Умерла мать на моих руках.Какое это для меня было горе!!!

/А я в этом году закончила школу и куда то поступала....Я помню, что точка опоры в то время у меня пропала совсем..Мне кажется папа, так до конца своих дней и не смог оправиться после смерти своей мамы. Жил раненым, пожилым и больным тигром.Считал, что она мало прожила, считал, небезосновательно, что в этом виноват Аркадий, его младший брат, ..и ..даже я (безосновательно, но я его простила)
     Незадолго до папиной смерти, ещё раз выслушав папины сожаления по поводу бабушкиной смерти, я- умничка такая, ему сказала:
-пап..мы все умрём, кто раньше, кто позже.Ты же не думал, что бабушка будет жить вечно?Нет, конечно.А что может быть лучше, чем такая смерть как у неё?В своём доме, на своей постели, вместе с любимыми и любящими её людьми?Мне кажется-ничего.Это очень хорошая смерть.Может быть одна из самых лучших из всех возможных.
  Отец согласился.И ему полегчало.Вот почему я самый лучший проводник на свете и дочь победителя/


Рецензии