Любите своих детей

Как часто можно услышать сетования взрослых: «Дети совершенно не слушаются… от рук отбились… неуправляемые… непредсказуемые… жестокие…» И всё это не только в адрес подростков, но и малышей, дошкольников. Справедливы ли эти жалобы?

 Наблюдая за ребятами в детском саду, нельзя не заметить, что в конфликтных ситуациях (кто-то обидел, отнял игрушку, высмеял) малыши, чаще всего, бросаются в драку. И дерутся, порой, отчаянно, ожесточённо, не на жизнь, а на смерть. Чтож, дети отстаивают себя, как могут, как умеют, как, те, кого они часто видят. На телеэкране, даже тогда, когда смотрят свои любимые мультики. А ведь наши малыши умудряются посмотреть ещё и боевики, и детективы, и некоторые передачи для взрослых. Сидят они тихонько у телевизора или компьютера, никому не мешают. А нам, уставшим и занятым, только и нужно, чтобы сидели тихо, чтобы не мешали…

 И происходит страшное—мы теряем своих детей, которых Господь даровал нам, как величайший дар, как несказанное чудо, как Своё благословение. Мы теряем это сокровище в пустой суете. Нам ЖАЛЬ (!) потраченного на них времени, словно они лишь помеха в нашей жизни, словно их беды, слёзы, проблемы—что-то пустое и неважное. А наши дети от невнимания и нелюбви чахнут, как молодые росточки без солнышка и влаги.

 Учёные доказали, что мало накормить ребёнка, его ещё ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно отогреть лаской и вниманием, иначе он может умереть. Не случайно, ослабленный детдомовский ребёнок, попадая в любящую семью, начинает активно развиваться и физически, и психически. 

 Та что же мы делаем со своими РОДНЫМИ детьми?! Зачем же мы их губим, отмахиваясь от их забот и откупаясь игрушками и поблажками, “лишь бы не мешали”.

 Знаете, не ошибается тот, кто ничего не делает. И я не исключение. Одно знаю точно. Я люблю своих детей всей душой и изо всех сил стараюсь не навредить им, хоть и не всегда это удаётся.

  Я очень благодарна своим детям за то, что несмотря ни на что, они меня любят, хоть без конфликтов и не обходится. Я очень ценю их доверие, и страшно боюсь его потерять.

 Порой именно дети дают нам удивительные уроки чистоты и добра. Не зря сказано в Евангелии: “…если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесоне.”(Мф.18.3)А какие же уроки даём им мы, взрослые? Ведь часто мы даже не задумываемся о том , когда и чему учатся наши дети.

 А учатся они постоянно. И наша второпях брошенная угроза(“Я же тебе сказала... Сейчас же прекрати, иначе…”) , и непобедимые киногерои, внешне напоминающие роботов, кулаками доказывающие свою правоту, ясно дают понять ребёнку: кто сильнее, тот и прав.

Валерка сидел на корточках и вместе со своей крёстной рассматривал гусеницу.
-- Смотри, Валерка, какая она красивая, пушистая …
  И он с огромнейшим любопытством и радостью наблюдал за этой красотой. Детское сердечко переполнялось восторгом. Глаза горели…
  И вдруг, огромный сапог, опустившись сверху, безжалостно уничтожил всё, чем он так восхищался.
-- За чем, за чем он это сделал?.. – безутешно плакал малыш.
  И никакие уговоры и объяснения, мол, из неё получиться бабочка, которая съест капусту и т.д., не помогали.
-- … она ведь была такая красивая …-- повторял, захлёбываясь слезами, Валерка.


 Нам, взрослым, со своими “большими”проблемами и заботами, часто просто некогда вникнуть в проблемы собственного ребёнка. Мы не можем устоять перед соблазном поступить “как все”, выбрать то, что не требует особых усилий. Проще ведь запретить, чем понять и объяснить. Проще отшлёпать, наказать, чем выслушать и разобраться. Проще… Но лучше ли?

 Я часто вспоминаю случай, который произошёл в нашей семье, когда старшему сыну, было года два. Мы делали ремонт, собирались клеить новые обои. Сын вертелся рядом, бегал от стены к стене, водил ручками по старым обоям, приговаривая : “ Цаца!” Эти выцвевшие, потёртые обои предстояло оборвать. Но как только мы начали это делать, малыш вдруг прижался к  стене, широко раскинув ручонки. Мы с трудом оттащили его в сторону. В ответ—истерика. Я растерялась” Почему? Что случилось?” И лишь потом я поняла: он защищал СВОЮ красоту! Ему нравились старые жёлтые обои с белым тиснёным узором. Ну и что, что они выгорели на солнце? По ним так приятно было водить ручкой, слушать, как они шуршат. Это была ЕГО красота, ЕГО радость. А мы вдруг стали её уничтожать… Пойми мы это сразу, конечно, неб было бы слёз и истерики. Но ведь мы спешили!

 Хорошо, если такие случаи редки. А если нет? Если они стали нормой? Не тогда ли ребёнок начинает защищаться и от нас , родителей? Не тогда ли зарождаются в нём упрямство и озлобленность? Не тогда ли ожесточается его душа?
 Жестокостью и силой сломить упрямство ребёнка можно. Но, я убеждена, что победить его способна только любовь. Естественно, я говорю о любви разумной, такой, которая невозможна без понимания, доверия ребёнка, уважения к его личности.

 У нашего старшего сына все рубашечки почему-то были « ужасно не послушными»: они всё время выползали из штанишек. А тапочки-непоседы вечно от него прятались. Нам уже надоело напоминать ему: « Заправь рубашку, надень тапки».
  -- Знаешь, Валерка,-- сказала я однажды,-- вчера ты был весь день такой аккуратный, просто загляденье! И рубашечка заправлена, и тапочки на ногах…
 В ту же минуту сын привёл себя в порядок.
 Нам, взрослым, порой трудно увидеть в ребёнке личность полноценную, равную себе: « Мы взрослые, нас положено уважать, это само собой разумеется. А вот ребёнка уважать за что? »

 А вы понаблюдайте за  детьми, послушайте, как они рассуждают. Сколько в этих рассуждениях мудрости и здравого смысла, какая потрясающая логика.
 Шестилетний Алёша интересуется:
--Девочек нельзя обижать?
--Ни в коем случае!- подтверждаю я.
-- А если они сами дерутся? Разве это девочки!!! – возмущённо заключает сын.   
Ну что тут скажешь?!

Их логика ни в чём не уступает нашей, взрослой, а наблюдательности у них порой даже больше чем у нас.

Я купила себе бусы и решила проверить, заметят ли дома. Старшие заметили, но не сразу. А вот самый младший, пятилетний Алёшка…
Как только я переступила порог дома, он тут же спросил:
-- Мама, а у тебя, что новые бусы?!..

 Дети ничего не делают просто так.
  Однажды Валерка расписал пододеяльник цифрами. Это меня, конечно, расстроило. Что за нелепый, бессмысленный поступок? Но как же я была удивлена, услышав,  объяснение сына: « Мама, в садике всегда ставят цифры на пододеяльниках». И сразу стало понятно, что в его действиях были и смысл, и  логика. В сущности, и наказывать его было не за что. Пришлось лишь объяснить, почему дома не надо ставить цифры на постельном белье.

 Павлуше три годика. Мы первый раз поехали с детьми на море. Сижу на берегу и вижу такую картинку. Мой Павлуша осторожно походит к воде, а потом со звонким смехом бежит к берегу. И снова идёт к воде, а потом убегает, что-то весело крича. Прислушалась, а мой мальчик весело кричит:
-- Не догонишь, не догонишь!..
Оказывается, это он с морем в догонялки играет.

  Наши дети вовсе не наша копия. Они другие. У них другие способности, другие желания, и с этим надо считаться. Надо постараться понять и принять их такими, какие они есть и, почаще говорить им о своей любви, о том, как они нужны вам.
 Как-то мне пришлось почти на месяц оставить у бабушки четырёхлетнего сынишку. Когда я вернулась, он часто-часто спрашивал: «Мама, а ты скучала без меня? Мама, ты меня любишь? » Ему было очень важно снова и снова слышать, как сильно я его люблю и как он мне нужен, не смотря на то, что он прекрасно знал это, не мог не чувствовать.

 Да, воспитывать любовью очень трудно. Но любовь даёт и детям, и родителям то, чего не могут дать « ежовые рукавицы » -- счастье любить и понимать друг друга.


Рецензии