Ремарк и его женщины

Этого жизнеописания много лет не доставало знаменитой серии «ЖЗЛ», хотя, казалось бы, такой читаемый писатель как Эрих Мария Ремарк просто необходим в биографической линейке литературного цеха, где уже прочно обосновались Хемингуэй и Джек Лондон, Джеймс Джойс и Марсель Пруст, Экзюпери и Гарсиа Маркес.
Поэтому выход на русском языке книги Вильгельма фон Штернбурга «Ремарк» с многозначительным подзаголовком «Как будто всё в последний раз» стал несомненным событием как для редакции «ЖЗЛ», так и для всех почитателей ремарковской прозы.
Он ворвался в мировую литературы с антивоенным романом «На Западном фронте без перемен», который отнюдь не был писательским дебютом. Современники писателя уже читали его раннюю прозу: «Приют грёз», «Гэм», «Станция на горизонте», с которой он был бы вскоре забыт как десятки других ныне безвестных литераторов Веймарской республики.
«На Западном фронте…» поставил Ремарка в первый ряд писателей «потерянного поколения» наряду с романами «Прощай, оружие» Хемингуэя, «Смерть героя» Олдингтона, «Огонь» Барбюса …
Головокружительный успех романа «На Западном фронте без перемен» в Европе и Америке сделал Ремарка знаменитым и …богатым. Следующие книги «Возвращение» и «Три товарища» лишь частично продолжили антивоенную тему, открывая возникающие на горизонте темы любви и одиночества.
Перефразируя известную песню «битлов», о нем можно сказать, что всё что ему было нужно – это любовь.
Его любовные романы были сколь восхитительны, столь и мучительны. Женщин в его жизни, особенно в Голливуде, было множество, но многолетняя всепоглощающая страсть была связана с первой женой Ютой Цамбоной, с которой расставался и соединялся, потом долгий роман с Марлен Дитрих, на смену которой пришла «муза многих» Натали Палей из императорского дома Романовых, и много позже голливудская знаменитость экс-жена Чарли Чаплина Полетт Годдар.
Был ли он счастлив с ними? Кто знает? Любовь  писателя безоглядна и мучительна.
Можно с уверенностью утверждать, что Эрих Мария Ремарк – певец любви и одиночества.
Любовь была необходима как воздух, чтобы спасаться от одиночества. Но только пребывая в одиночестве и страдая от любовной недостаточности, он создавал свои пронзительные романы, которыми зачитывалось не только поколение «шестидесятников», (именно тогда в наш культурный обиход ворвалась проза Ремарка, составившая серьёзную конкуренцию Хемингуэю), но уже сегодня его книги вновь овладели душами их внуков и правнуков. Возможно последняя фраза прозвучала высокопарно, но именно в этой ВСЕвременности романов Ремарка  и заключается секрет феномена непреходящей читательской популярности писателя, который не забронзовел и не покрылся «патиной классика».
Потому что ВСЁ что нам нужно вчера , сегодня и завтра – это любовь.


Рецензии