Хочешь жить умей плужить

  - Вам необходимо пробежать пять километров на беговой дорожке, сто пятьдесят раз подпрыгнуть со скакалкой, две минуты держать «планку»,  тридцать раз сделать упражнение для пресса,- сказал мне преподаватель физкультуры.
А?  Ну, что же, назвалась студенткой –  сдавай сеcсию.


     Поступая в художественный техникум на шестом десятке  жизни, я и думать не думала про физкультуру.
- Если я отожмусь тридцать раз, это будет последним моим достижением на этой земле, Дмитрий Сергеевич.
Преподаватель с пониманием посмотрел на меня.
- Ну, тогда пишите реферат, - предложил он.
- Реферат? О чём?
-О спорте. Какой вам спорт нравится?
- Лыжи! – выпалила я первое пришедшее в голову.
- Лыжи? – физрук задумался.
-А что вас смущает, Дмитрий Сергеевич?
- Да какой-то не актуальный для Калининграда вид спорта. – Мы почти одновременно посмотрели в окно: зеленел газон, накрапывал декабрьский дождик.
- А какой актуальный?
- Футбол, например, тем более чемпионат мира на носу.
- Где футбол и где я? Лыжами я хотя бы в юности занималась, я люблю лыжи.
- Ну ладно, пишите про лыжи, только всё, как положено.  Титульный лист, содержание, вступление, изложение темы, заключение, список литературы.
- Хорошо.
Когда я села за реферат, я даже не предполагала, сколько воспоминаний он оживит во мне.
* * *


      Ярославль.  Зима. Семь тридцать утра. Темно, метёт.  Отворачиваясь от хлопьев снега, которые норовят залепить мне глаза и нос, я еле плелась в школу. Кроме портфеля приходилось тащить лыжи с палками, лыжные ботинки, мешок с тёплыми рейтузами, свитером, варежками потому, что физкультура в расписании. Осенью и весной мы занимались в школьном спортзале. А зимой  все  уроки физры проходили на  улице. Почти пять месяцев мы бегали кроссы, оттачивали попеременно-приставной шаг, скольжение  и бег на лыжах.
      Лыжная гонка продолжилась и в университете. В здании нашего факультета не было спортзала. Мы учились в старом ярославском доме  недалеко от набережной Волги, и круглый год бегали  по набережной. Зимой там прокладывали отличную лыжню, на которой мы сдавали нормативы. Девушки бежали три километра, юноши - пять. К финишу я приходила не первая, но и не последняя.
- А поехали в Архыз, покатаемся на горных лыжах, - предложила на третьем курсе моя подруга Лена.(Архыз – небольшое поселение на Северном Кавказе)
- Я там уже была. Хорошая лыжная база. И красотища!- развивает тему подруга, - только  ботинки для горных лыж лучше иметь свои… и маску.

     Ботинки даже без маски, это сильный напряг для моего студенческого кошелька. Сто пятьдесят рублей против  сорока пяти рублей моей стипендии!
- Это твоя блажь. Сама и зарабатывай на  ботинки, - ответил отец на мою просьбу о помощи. Думал, я откажусь от затеи.
Я согласилась, что это блажь и устроилась в ближайший к нашему дому гастроном, мыть по вечерам подсобные помещения.
- Ты хоть соображаешь, в каком свете ты нас  выставила? – возмущались родители. Все соседи отовариваются в этом гастрономе. Все нас знают. Что они подумают о нас, увидев тебя, дочь доцента и начальника отдела  поломойкой.
 Страх вынудил свернуть мою трудовую деятельность в гастрономе. Но не страх за реноме родителей. А страх… крыс! Огромные крысы бегали между мешками с крупой и макаронами в подсобках магазина. О, Щелкунчик, как мне тебя не хватало тогда!

    Тогда…. Тогда я устроилась на моторный завод шлифовальщицей самого низшего не то пятнадцатого, не то семнадцатого разряда. Я должна была отшлифовать на станке за смену немыслимое для меня количество каких-то шуковин. Станок  бешено гудел и вращал ось со шлифовальным диском. Я его жутко боялась. Количество и качество отшлифованных мной штучек-дрючек оставляло желать лучшего. Рабочие, переговариваясь за моей спиной, незлобно посмеивались и матерились. Да, именно на ЯМЗ я услышала впервые другой «русский» язык во всей его красе и приняла твёрдое решение приложить все усилия, чтобы не распределиться на завод.
- Она, наверное, б…., залетела и  одна растит ребёнка,  - услышала я о себе новость в женской раздевалке( меня не заметили за открытой дверкой шкафчика).
Как бы то ни было, но свои сто рублей через месяц я получила и купила вожделенный ботинки.

- Это стоило моих страданий! – думала я, стоя на склоне горы в Архызе. – Господи! Как прекрасно!
Слёзы непроизвольно  катились по моим щекам. В Архызе и на следующий год в Домбае меня не покидало чувство восторга раскрепощённой души среди заснеженных гор, чистейшего неба, ослепительного солнца и величественных елей.
      Первым делом инструктор нас научил правильно падать: головой к склону, ногами от склона, чтобы лыжи автоматически отстёгивались, если что…. И учил потихоньку спускаться плугом, то есть носки вместе, пятки врозь.
- Хочешь жить – умей плужить! – орал на нас красавец - инструктор из местных. Чёрная шевелюра, карие с задорным блеском глаза.  Мы в него сразу влюбились.
    Я довольно быстро освоила спуск с горы и подъём на бугеле. Даже быстрее некоторых ребят. Пригодилась ярославская школа.
   После окончания университета мы с мужем поехали по распределению в Великий Новгород. Опять морозы под  тридцать градусов, сугробы в метр высотой и, конечно, лыжи! Вокруг Детинца,  новгородского Кремля, прокладывалась лыжня с освещением. И Волхов хорошо промерзал. Я беременная неслась на лыжах по замёрзшей реке и кричала мужу: « Не отставай!» Он еле полз где-то позади меня. Он не лыжник.  В Ярославле он занимался вольной борьбой. И в Новгородских лыжных прогулках сопровождал меня из чувства супружеского долга.

                * * *

 В  Арабских Эмиратах есть  лыжный склон длинной 400 метров, куда поставляют сотни тонн искусственного снега. Но  Калининград не Эмираты… к счастью для меня.
Реферат я сдала, зачёт получила и заскучала по снегу. А может написать одноклассникам и махнуть в Ярославль на лыжную базу?


Рецензии