Святые апостолы Петр и Павел

- Я понимаю - апостол Павел! - Столько он сотворил для нашей Церкви, столько написал! Апостол же Петр - совсем другое дело: бедный рыбак, ничего особого не сделал...

- Погоди. А как же послания Петра и Евангелие от Марка?

- Ну, это же не он сам писал...

- И, что? А проповеднические труды? Их тоже за него кто-то делал?

- ...

Я не зря привел этот, имевший место, мой диалог с одним знакомым богословом. Мне кажется, что не следует так принижать роль апостола Петра, но стоит серьезно разобраться.


Апо­стол Петр, на­зы­вав­ший­ся преж­де Си­мо­ном, был сы­ном ры­ба­ка Ио­ны из Виф­са­и­ды Га­ли­лей­ской и бра­том апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го, ко­то­рый и при­вел его ко Хри­сту. Свя­той Петр был же­нат и имел дом в Ка­пер­на­у­ме. При­зван­ный Хри­стом Спа­си­те­лем за рыб­ной лов­лей на Ген­ни­са­рет­ском озе­ре, он все­гда вы­ра­жал осо­бен­ную пре­дан­ность и ре­ши­тель­ность, за что и удо­сто­ен был осо­бен­но­го при­бли­же­ния к Гос­по­ду вме­сте с апо­сто­ла­ми Иа­ко­вом и Иоан­ном Бо­го­сло­вом.

Силь­ный и пла­мен­ный ду­хом, он, есте­ствен­но, за­нял вли­я­тель­ное ме­сто в ли­ке Хри­сто­вых апо­сто­лов. Он пер­вый ре­ши­тель­но ис­по­ве­дал Гос­по­да Иису­са Хри­ста Хри­стом, то есть Мес­си­ей, и за что удо­сто­ил­ся на­име­но­ва­ния Ка­мень (Петр). На этом камне Пет­ро­вой ве­ры Гос­подь обе­щал со­здать Цер­ковь Свою, ко­то­рую вра­та адо­вы не одо­ле­ют.

Свое трое­крат­ное от­ре­че­ние от Гос­по­да на­ка­нуне Его рас­пя­тия апо­стол Петр омыл горь­ки­ми сле­за­ми рас­ка­я­ния, вслед­ствие че­го по­сле Сво­е­го вос­кре­се­ния Гос­подь вновь вос­ста­но­вил его в апо­столь­ском до­сто­ин­стве, трое­крат­но, по чис­лу от­ре­че­ний, по­ру­чив ему па­сти яг­нят и овец Сво­их. Со­глас­но пре­да­нию, апо­стол Петр каж­дое утро при зву­ке пе­ту­ха вспо­ми­нал свое ма­ло­душ­ное от­ре­че­ние от Хри­ста и на­чи­нал горь­ко пла­кать.

Апо­стол Петр пер­вый со­дей­ство­вал рас­про­стра­не­нию и утвер­жде­нию Церк­ви Хри­сто­вой по­сле со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха, про­из­не­ся силь­ную речь пе­ред на­ро­дом в день Пя­ти­де­сят­ни­цы и об­ра­тив 3000 душ ко Хри­сту. Спу­стя неко­то­рое вре­мя, ис­це­лив хро­мо­го от рож­де­ния, он вто­рой про­по­ве­дью об­ра­тил к ве­ре еще 5000 иуде­ев. Ду­хов­ная си­ла, ис­хо­див­шая от апо­сто­ла Пет­ра бы­ла на­столь­ко силь­на, что да­же тень его, осе­няя ле­жа­щих на ули­це боль­ных, ис­це­ля­ла их (Деян.5:15). Кни­га Де­я­ний с 1 гла­вы по 12 рас­ска­зы­ва­ет о его апо­столь­ской де­я­тель­но­сти.

Внук Иро­да Ве­ли­ко­го, Ирод Агрип­па Пер­вый, в 42 го­ду по­сле Р. X. воз­двиг го­не­ние про­тив хри­сти­ан. Он умерт­вил апо­сто­ла Иа­ко­ва Зе­ве­де­е­ва и за­клю­чил апо­сто­ла Пет­ра в тем­ни­цу. Хри­сти­ане, пред­ви­дя казнь апо­сто­ла Пет­ра, го­ря­чо за него мо­ли­лись. Но­чью слу­чи­лось чу­до: в тем­ни­цу к Пет­ру со­шел Ан­гел Бо­жий, око­вы спа­ли с Пет­ра, и он бес­пре­пят­ствен­но ушел из тем­ни­цы, ни­кем не за­ме­чен­ный. По­сле это­го чу­дес­но­го осво­бож­де­ния кни­га Де­я­ний упо­ми­на­ет о нем толь­ко еще раз при рас­ска­зе об Апо­столь­ском со­бо­ре.

Дру­гие све­де­ния о нем со­хра­ни­лись толь­ко в цер­ков­ных пре­да­ни­ях. Из­вест­но, что он про­по­ве­до­вал Еван­ге­лие по бе­ре­гам Сре­ди­зем­но­го мо­ря, в Ан­тио­хии (где ру­ко­по­ло­жил ап. Ево­дия). Апо­стол Петр про­по­ве­до­вал в Ма­лой Азии иуде­ям и про­зе­ли­там (языч­ни­кам, об­ра­щен­ным в иудей­ство), по­том – в Егип­те, где ру­ко­по­ло­жил Мар­ка в пер­во­го епи­ско­па Алек­сан­дрий­ской церк­ви. От­сю­да он пе­ре­шел в Гре­цию (Аха­ию) и про­по­ве­до­вал в Ко­рин­фе, по­том про­по­ве­до­вал в Ри­ме, Ис­па­нии, Кар­фа­гене и Бри­та­нии. Со­глас­но пре­да­нию, апо­стол Марк на­пи­сал свое Еван­ге­лие для рим­ских хри­сти­ан со слов апо­сто­ла Пет­ра. Сре­ди но­во­за­вет­ных свя­щен­ных книг есть два Со­бор­ных (окруж­ных) По­сла­ния апо­сто­ла Пет­ра. Пер­вое Со­бор­ное По­сла­ние апо­сто­ла Пет­ра об­ра­ще­но к «при­шель­цам, рас­се­ян­ным в Пон­те, Га­ла­тии, Кап­па­до­кии, Асии и Вифа­нии» – про­вин­ци­ях Ма­лой Азии. При­чи­ной на­пи­са­ния бы­ло же­ла­ние апо­сто­ла Пет­ра утвер­дить бра­тьев сво­их при воз­ник­но­ве­нии нестро­е­ний в этих об­щи­нах и го­не­ни­ях, по­стиг­ших их со сто­ро­ны вра­гов Кре­ста Хри­сто­ва. По­яви­лись сре­ди хри­сти­ан и внут­рен­ние вра­ги в ли­це лже­учи­те­лей. Поль­зу­ясь от­сут­стви­ем апо­сто­ла Пав­ла, они на­ча­ли ис­ка­жать его уче­ние о сво­бо­де хри­сти­ан­ской и по­кро­ви­тель­ство­вать вся­кой нрав­ствен­ной рас­пу­щен­но­сти.

Вто­рое Со­бор­ное По­сла­ние на­пи­са­но к тем же ма­ло­ази­ат­ским хри­сти­а­нам. В этом вто­ром По­сла­нии апо­стол Петр с осо­бой си­лой предо­сте­ре­га­ет ве­ру­ю­щих от раз­врат­ных лже­учи­те­лей. Эти лже­уче­ния сход­ны с те­ми, ко­то­рые об­ли­ча­ет апо­стол Па­вел в по­сла­ни­ях к Ти­мо­фею и Ти­ту, а так­же апо­стол Иуда – в сво­ем Со­бор­ном по­сла­нии. Лже­уче­ния ере­ти­ков угро­жа­ли ве­ре и нрав­ствен­но­сти хри­сти­ан. В то вре­мя ста­ли быст­ро рас­про­стра­нять­ся гно­сти­че­ские ере­си, впи­тав­шие в се­бя эле­мен­ты иудей­ства, хри­сти­ан­ства и раз­лич­ных язы­че­ских уче­ний. Это по­сла­ние на­пи­са­но неза­дол­го до му­че­ни­че­ской кон­чи­ны апо­сто­ла Пет­ра: «Знаю, что ско­ро дол­жен я оста­вить хра­ми­ну мою (те­ло), как и Гос­подь наш Иисус Хри­стос от­крыл мне».

К кон­цу жиз­ни апо­стол Петр сно­ва при­был в Рим, где и при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну в 67 го­ду через рас­пя­тие вниз го­ло­вой. Это со­бы­тие ху­до­же­ствен­но опи­са­но Ген­ри­хом Сен­ке­ви­чем в кни­ге «Ка­мо гря­де­ши, Гос­по­ди».



Сло­во бла­жен­но­го Ав­гу­сти­на, епи­ско­па Ип­по­ний­ско­го

В на­сто­я­щий день Цер­ковь Свя­тая бла­го­чест­но вос­по­ми­на­ет стра­да­ния свя­тых слав­ных и все­х­валь­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла.

Свя­той Петр, рев­ност­ней­ший по­сле­до­ва­тель Иису­са Хри­ста, за свое вы­со­кое ис­по­ве­да­ние Его Бо­же­ства: «Ты еси Хри­стос, Сын Бо­га Жи­ва­го», – удо­сто­ил­ся от Спа­си­те­ля услы­шать в от­вет: «Бла­жен еси, Си­моне... Аз те­бе гла­го­лю, яко ты еси Петр, и на сем ка­ме­ни со­зи­жду Цер­ковь Мою» (Мф.16:16-18). На «сем ка­ме­ни» на том, что ты ска­зал: «Ты еси Хри­стос, Сын Бо­га Жи­ва­го», на этом ис­по­ве­да­нии тво­ем со­зи­жду Цер­ковь Мою. Ибо «ты еси Петр»: от «кам­ня» Петр, а не от Пет­ра «ка­мень», точ­но так же, как от Хри­ста хри­сти­а­нин, а не от хри­сти­а­ни­на Хри­стос. Хо­ти­те знать, от ка­ко­го «кам­ня» апо­стол Петр так на­зван? – По­слу­шай­те апо­сто­ла Пав­ла: «Не хо­щу же вас не ве­де­ти, бра­тие, – го­во­рит апо­стол Хри­стов, – яко от­цы на­ши вей под об­ла­ком бы­ша, и вей скво­зе мо­ре про­и­до­ша: и вси в Мо­и­сеа кре­сти­ша­ся во об­ла­це и в мо­ри. И вси тож­де браш­но ду­хов­ное ядо­ша, и вси тож­де пи­во ду­хов­ное пи­ша: пи­я­ху бо от ду­хов­на­го по­сле­ду­ю­ща­го ка­мене: ка­мень же бе Хри­стос» (1Кор.10:1-4). Вот от ка­ко­го «Ка­ме­ни» Петр!

Гос­подь наш Иисус Хри­стос в по­след­ние дни зем­ной жиз­ни Сво­ей, в дни Сво­е­го слу­же­ния ро­ду че­ло­ве­че­ско­му, из­брал из сре­ды уче­ни­ков Сво­их две­на­дцать апо­сто­лов для про­по­ве­ди Сло­ва Бо­жия. Меж­ду ни­ми апо­стол Петр за свою пла­мен­ную рев­ность удо­сто­ил­ся за­ни­мать пер­вое ме­сто (Мф.10:2) и быть как бы пред­ста­ви­тель­ным ли­цом всей Церк­ви. По­это­му и ска­за­но ему, по пре­иму­ще­ству, по­сле ис­по­ве­да­ния: «и дам ти клю­чи Цар­ствия Небес­на­го; и еже аще свя­же­ши на зем­ли, бу­дет свя­за­но на Небе­сех; и еже аще раз­ре­ши­ши на зем­ли, бу­дет раз­ре­ше­но на Небе­сех» (Мф.16:19). Ибо эти «клю­чи» и пра­во «вя­зать и ре­шить» по­лу­чил не один че­ло­век, но Еди­ная Все­лен­ская Цер­ковь. А что дей­стви­тель­но Цер­ковь по­лу­чи­ла это пра­во, а не од­но ис­клю­чи­тель­но ли­цо, то об­ра­ти­те вни­ма­ние на дру­гое ме­сто Пи­са­ния, где Гос­подь то же са­мое го­во­рит и ко всем апо­сто­лам Сво­им: «При­и­ми­те Дух Свят», – и вслед за тем: «Им­же от­пу­сти­те гре­хи, от­пу­стят­ся им: и Им­же дер­жи­те, дер­жат­ся» (Ин.20:22-23); или: «ели­ка аще свя­же­те на зем­ли, бу­дут свя­за­на на Небе­си: и ели­ка аще раз­ре­ши­те на зем­ли, бу­дут раз­ре­ше­на на Небе­сех» (Мф.18:18). Так, Цер­ковь свя­зы­ва­ет, Цер­ковь раз­ре­ша­ет; Цер­ковь, ос­но­ван­ная на кра­е­уголь­ном Камне – Са­мом Иису­се Хри­сте (Еф.2:20), свя­зы­ва­ет и раз­ре­ша­ет. Да убо­ят­ся же и свя­зан­ные, и раз­ре­шен­ные: раз­ре­шен­ные, чтобы не под­пасть опять то­му же; свя­зан­ные, чтобы не остать­ся на­все­гда в том же со­сто­я­нии. Ибо «пле­ни­ца­ми сво­их гре­хов, – го­во­рит Пре­муд­рый, – кийж­до за­тя­за­ет­ся» (Притч.5:22); а кро­ме Свя­той Церк­ви, ни­где нель­зя по­лу­чить раз­ре­ше­ния.

И по Вос­кре­се­нии Сво­ем Гос­подь пре­по­ру­ча­ет апо­сто­лу Пет­ру па­сти ста­до Свое ду­хов­ное не по­то­му, что меж­ду уче­ни­ка­ми од­но­му толь­ко Пет­ру предо­став­ле­но бы­ло па­сти ста­до Хри­сто­во, но об­ра­ща­ет­ся Хри­стос глав­ным об­ра­зом к Пет­ру по­то­му, что Петр был пер­вым меж­ду апо­сто­ла­ми и как бы пред­ста­ви­те­лем Церк­ви; при­том, об­ра­ща­ясь в этом слу­чае к од­но­му Пет­ру, как к вер­хов­но­му апо­сто­лу, Хри­стос тем са­мым одоб­ря­ет един­ство Церк­ви. «Си­моне Ионин, – го­во­рил Гос­подь Пет­ру, – лю­би­ши ли Мя?» И апо­стол от­ве­чал: «Ей, Гос­по­ди: ты ве­си, яко люб­лю Тя»; и во вто­рой раз был так же спро­шен, и во вто­рой раз то же от­ве­чал; бу­дучи же спро­шен в тре­тий раз, ви­дя, что ему как бы не ве­рят, опе­ча­лил­ся. Но как мог не ве­рить ему Тот, Кто знал его серд­це? И по­то­му по­сле это­го Петр от­ве­чал: «Гос­по­ди, Ты вся ве­си; Ты ве­си, яко люб­лю Тя». «И гла­го­ла ему Иисус» во все три ра­за: «Па­си ов­цы Моя» (Ин.20:15-17). Кро­ме это­го, трое­крат­ное воз­зва­ние Спа­си­те­ля к Пет­ру и трое­крат­ное ис­по­ве­да­ние Пет­ро­во пред сво­им Гос­по­дом име­ло еще осо­бен­ную, бла­го­де­тель­ную для апо­сто­ла цель. Тот, ко­му да­ны бы­ли «клю­чи Цар­ствия» и пра­во «вя­зать и ре­шить», сам трое­крат­но свя­зал се­бя стра­хом и ма­ло­ду­ши­ем (Мф.26:69-75), и Гос­подь трое­крат­но же раз­ре­ша­ет его Сво­им воз­зва­ни­ем и его же ис­по­ве­да­ни­ем креп­кой люб­ви. А па­сти сло­вес­ное ста­до Хри­сто­во усво­е­но всем апо­сто­лам и пре­ем­ни­кам их. «Вни­май­те се­бе и все­му ста­ду, – взы­ва­ет апо­стол Па­вел к пре­сви­те­рам цер­ков­ным, – в нем же вас Дух Свя­тый по­ста­ви епи­ско­пы, па­сти Цер­ковь Гос­по­да и Бо­га, юже стя­жа Кро­вию Сво­ею» (Деян.20:28); и апо­стол Петр к стар­цам: «Па­си­те еже в вас ста­до Бо­жие, по­се­ща­ю­ще не нуж­дею, но во­лею, и по Бо­зе: ни­же непра­вед­ны­ми при­быт­ки, но усерд­но: не яко об­ла­да­ю­ще прит­чу, но об­ра­зи бы­вай­те ста­ду. И яв­ль­шу­ся Пас­ты­ре­на­чаль­ни­ку, прий­ме­те неувя­да­е­мый сла­вы ве­нец» (1Пет.5:2-4).

За­ме­ча­тель­но, что Хри­стос, го­во­ря Пет­ру: «па­си ов­цы Моя», – не ска­зал: «па­си ов­цы своя», – но па­си, бла­гий ра­бе, ов­цы Гос­под­ни. «Еда бо раз­де­ли­ся Хри­стос, еда Па­вел рас­пят­ся по вас, или во имя пет­ро­во или пав­ло­во кре­сти­сте­ся» (1Кор.1:13)? «Па­си ов­цы Моя». Ибо «вол­цы хищ­ни­цы, вол­цы тяж­цы, лжи­вии учи­те­ли и на­ем­ни­ки, не ща­дя­щии ста­да» (Мф.7:15, Деян.20:29; 2Пет.2:1; Ин.10:12), рас­хи­щая чу­жое ста­до и де­лая из до­бы­чи как бы соб­ствен­ное стя­жа­ние, ду­ма­ют, что они па­сут свое ста­до. Не та­ко­вы пас­ты­ри доб­рые, пас­ты­ри Гос­под­ни. «Пас­тырь доб­рый ду­шу свою по­ла­га­ет за ов­цы» (Ин.10:11), вру­чен­ные ему Са­мим Пас­ты­ре­на­чаль­ни­ком (1Пет.5:4). И апо­стол Петр, вер­ный сво­е­му при­зва­нию, по­ло­жил ду­шу свою за сло­вес­ное ста­до Хри­сто­во, за­пе­чатлев апо­столь­ство свое му­че­ни­че­ской смер­тью, ныне по все­му ми­ру про­слав­ля­е­мой.

И апо­стол Па­вел, бу­дучи преж­де Сав­лом, сде­лал­ся из хищ­но­го вол­ка крот­ким агн­цем; преж­де был вра­гом Церк­ви, по­том яв­ля­ет­ся апо­сто­лом; преж­де пре­сле­до­ва­те­лем ее, по­том про­по­вед­ни­ком. По­лу­чив от пер­во­свя­щен­ни­ков власть пред­став­лять всех во­об­ще хри­сти­ан во узах на казнь, он был уже на пу­ти, «ды­шал пре­ще­ни­ем и убий­ством на уче­ни­ков Гос­под­них» (Деян.9:1), жаж­дал кро­ви, но – «Жи­вый на Небе­сах по­смеял­ся ему» (Пс.2:4). Ко­гда он, «го­ня и озлоб­ляя» та­ким об­ра­зом «Цер­ковь Бо­жию» (1Кор.15:9; Деян.8:5), при­бли­жал­ся к Да­мас­ку, то­гда Гос­подь с Неба воз­звал к нему: «Сав­ле, Сав­ле, что Мя го­ни­ши?» – Я и здесь, Я и там, Я вез­де: здесь гла­ва Моя; там те­ло Мое. Не ста­нем удив­лять­ся это­му; мы са­ми – чле­ны Те­ла Хри­сто­ва. «Сав­ле, Сав­ле, что Мя го­ни­ши; же­сто­ко ти есть про­ти­ву рож­ну пра­ти» (Деян.9:4-5). Савл же, «тре­пе­ща и ужа­са­я­ся», возо­пил: «Кто еси, Гос­по­ди?» – «Аз есмь Иисус, – от­вет­ство­вал ему Гос­подь, – Его­же ты го­ни­ши». И Савл вне­зап­но пе­ре­ме­ня­ет­ся: «Что мя хо­ще­ши со­тво­ри­ти?» – вос­кли­ца­ет. И бысть к нему Глас: «Во­ста­ни и вни­ди во град, и ре­чет­ся ти, что ти по­до­ба­ет тво­ри­ти» (Деян.9:5-6). Тут Гос­подь по­сы­ла­ет Ана­нию: «Во­став по­ди на стог­ну» к че­ло­ве­ку, «име­нем Сав­лу», и кре­сти его, «яко со­суд из­бран Ми есть сей, про­не­сти Имя Мое пред язы­ки и ца­рь­ми и сы­на­ми из­ра­иле­вы­ми» (Деян.9:11,15,18). Со­суд этот дол­жен пре­ис­пол­нить­ся бла­го­да­тью Мо­ею. «От­ве­ща же Ана­ния: «Гос­по­ди, слы­шал от мно­гих о му­жи сем, ко­ли­ка зла со­тво­ри свя­тым Тво­им во Иеру­са­ли­ме: и зде имать власть от ар­хи­ерей, свя­за­ти вся на­ри­ца­ю­щия Имя Твое» (Деян.9:13-14). Но Гос­подь на­сто­я­тель­но по­веле­ва­ет Ана­нии: «Иди и взы­щи его, яко со­суд из­бран Ми есть: Аз бо ска­жу ему, ели­ка по­до­ба­ет ему о Име­ни Мо­ем по­стра­да­ти» (Деян.9:11,15-16).

И дей­стви­тель­но Гос­подь ука­зал апо­сто­лу Пав­лу, что долж­но бы­ло ему пре­тер­петь за Имя Его. Он на­став­лял его в по­дви­гах; не остав­лял во узах, око­вах, тем­ни­цах, ко­раб­ле­кру­ше­ни­ях; Сам со­стра­дал ему в его стра­да­ни­ях, Сам ру­ко­во­дил его к это­му дню. В один день со­вер­ша­ем па­мять стра­да­ния обо­их апо­сто­лов этих, ибо, хо­тя они по­стра­да­ли и в раз­ные дни, но по ду­ху и по бли­зо­сти стра­да­ний сво­их они со­став­ля­ют од­но. Петр пред­ше­ство­вал, Па­вел же вско­ре за ним по­сле­до­вал, – преж­де на­ри­цав­ший­ся Сав­лом, а по­том Пав­лом, пре­тво­рив­ший в ли­це сво­ем гор­дость в сми­ре­ние, как и са­мое имя его, то есть «ма­лый, немно­гий, мень­ший», по­ка­зы­ва­ет это. Что же по­сле это­го апо­стол Па­вел? Во­про­си­те его, он сам на это от­ве­ча­ет: «Аз есмь, – го­во­рит он, – мний апо­сто­лов: но па­че всех по­тру­дих­ся: не аз же, но бла­го­дать Бо­жия, яже со мною» (1Кор.15:9,10). Итак, бра­тья, празд­нуя ныне па­мять свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, вос­по­ми­ная чест­ные их стра­да­ния, воз­лю­бим их ис­тин­ную ве­ру, свя­тую жизнь, воз­лю­бим непо­вин­ность, стра­да­ния их и чи­сто­ту ис­по­ве­да­ния. Лю­бя в них эти вы­со­кие ка­че­ства и под­ра­жая их ве­ли­ким по­дви­гам, «во еже упо­до­би­ти­ся им» (2Сол.5:9), и мы до­стиг­нем то­го веч­но­го бла­жен­ства, ко­то­рое уго­то­ва­но всем свя­тым. Сте­зя жиз­ни на­шей преж­де бы­ла тя­же­лее, тер­ни­стее, труд­нее, но «то­ли­ким об­ле­жа­щим нас об­ла­ком сви­де­те­лей» (Евр.12:1), про­шед­ших по ней, со­де­ла­лась ныне для нас она и лег­че, и гла­же, и удо­бо­про­хо­ди­мее. Спер­ва про­шел по ней Сам «На­чаль­ник ве­ры и Со­вер­ши­тель» Гос­подь наш Иисус Хри­стос (Евр. 12:2); за Ним по­сле­до­ва­ли Его неустра­ши­мые апо­сто­лы; по­том му­че­ни­ки, от­ро­ки, же­ны, де­вы и мног сонм сви­де­те­лей. Кто же дей­ство­вал в них и по­мо­гал им на этом пу­ти? – Тот, Кто ска­зал: «Без Мене не мо­же­те тво­ри­ти ни­че­со­же» (Ин.15:5).

См. так­же: «Жи­тие, по­дви­ги и стра­да­ние свя­то­го слав­но­го и все­х­валь­но­го вер­хов­но­го Апо­сто­ла Пет­ра» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

См. так­же: «Со­бор свя­тых слав­ных и все­х­валь­ных две­на­дца­ти Апо­сто­лов» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.


Поклонение честны;м веригам святого апостола Петра

Око­ло 42 го­да апо­стол Петр по по­ве­ле­нию Иро­да Агрип­пы был за­клю­чен в тем­ни­цу за про­по­ведь о Хри­сте Спа­си­те­ле. В тем­ни­це он был свя­зан дву­мя же­лез­ны­ми це­пя­ми. Но­чью, на­ка­нуне су­да над ним, Ан­гел Гос­по­день снял с апо­сто­ла эти це­пи и чу­дес­но вы­вел его из тем­ни­цы (Де­ян.12,1-11). Хри­сти­ане, услы­шав о чу­де, взя­ли вери­ги (це­пи) и хра­ни­ли их как дра­го­цен­ность. Одер­жи­мые раз­ны­ми бо­лез­ня­ми, при­хо­дя к ним с ве­рою, по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния. Вери­ги свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра хра­ни­лись в Иеру­са­ли­ме до пат­ри­ар­ха Юве­на­лия, ко­то­рый по­да­рил их Ев­до­кии, су­пру­ге им­пе­ра­то­ра Фе­о­до­сия Млад­ше­го, а она в 437 и 439 го­дах пе­ре­нес­ла их из Иеру­са­ли­ма в Ца­рь­град. Од­ну ве­ри­гу Ев­до­кия по­сла­ла в Рим сво­ей до­че­ри Ев­док­сии, ко­то­рая по­стро­и­ла храм во имя апо­сто­ла Пет­ра и по­ло­жи­ла в нем ве­ри­гу. В Ри­ме бы­ли так­же и дру­гие вери­ги, в ко­то­рых на­хо­дил­ся апо­стол пе­ред сво­ей кон­чи­ной при им­пе­ра­то­ре Нероне.

16 ян­ва­ря вери­ги апо­сто­ла Пет­ра вы­но­сят­ся на по­кло­не­ние на­ро­ду.



Апостол Павел


Жизненный путь св. ап. Павла до начала его миссионерской деятельности

Апостол Павел происходил из малоазийского города Тарса Киликийского (Деян.21:39) и носил еврейское имя Савл, или же Саул. Точно неизвестно, когда усвоил он себе другое имя – Павел (paulus – малый), – возможно при рождении, как римский гражданин, но не употреблял его до времени. Из Деяний (13, 9) известно, что после обращения в христианство проконсула о. Крита Сергия Павла далее везде употребляется имя Павел.

Дата рождения Апостола точно неизвестна. В послании к Филимону (9) ап. Павел называет себя «старцем». Так как послание написано около 63 г., «старческим» можно назвать возраст около 60 лет, то можно заключить, что родился Апостол не позднее 3–5 г. по Р.Х. По происхождению он был из колена Вениамина, а по воспитанию – фарисей (Флп.3:4–5).

Город Тарс славился греческой Академией, образованностью своих жителей. Савл также хорошо был знаком с греческой культурой, систематическое образование он, как иудей, получил в местной синагоге. Дальнейшее образование продолжал в раввинской школе в Иерусалиме – он учился у ног знаменитого Гамалиила (Деян.22:3). Здесь Апостол освоил также профессию плетения палаток, что потом давало ему материальную свободу и избавляло его от нареканий в корыстолюбии.

Савл, естественно, владел своим родным арамейским языком, но официальным языком в Иудее того времени был греческий, на котором Савл изучал и Ветхий Завет по переводу 70-ти толковников, следовательно, владел и греческим языком. За особую ревность Савла к национальным отеческим преданиям и своей религии евреи возлагали на него большие надежды на возрождение былой славы своей религии, а Гамалиил хотел видеть в нем своего преемника. Савл отличался не только патриотизмом, но и особой религиозной нетерпимостью, с которой он преследовал христиан. Впоследствии он называл себя за это «извергом» (1Кор.15:8). Он испрашивал поручительные письма от первосвященника и разыскивал христиан даже вне Палестины, в Сирии; он одобрял также убиение архидиакона Стефана (Деян.7:58–8, 1).

Но Господь провидел в Савле будущего ревнителя истинной веры. Он не отверг его за жестокие преследования, но открылся ему в чудесном явлении (Деян.9 гл.). На пути в Дамаск Савлу явился Сам Христос, что коренным образом изменило всю его жизнь и мировоззрение. По принятии крещения Савл становится ревностным проповедником гонимого им прежде учения. Это произошло ок. 34 г.

Проповедь Савла в Дамаске вызвала злобу у иудеев, и ему было опасно оставаться там. Поэтому он удалился в Аравию на три года (34–37 гг., Гал.1:17), где в уединении и постигал возвышенные истины христианства.

Возвратившись в Дамаск, Савл ревностно проповедует христианство, что снова вызвало преследование со стороны иудеев, и он вынужден был спастись бегством – его спустили в корзине по городской стене (Деян.9:23–25). Савл вместе с ап. Варнавой отправляется в Иерусалим, чтобы увидеться с ап. Петром и ап. Иаковом (Гал.1:18–19). Пробыв здесь около 15-ти дней, он возвратился в родной Тарс (Деян.3:30, 11, 22–26; Гал.1:21), где и оставался с 37 по 44 год, когда ап. Варнава вновь призвал его в Антиохию для дела проповеди. Здесь, в Антиохии, ученики апостолов впервые стали называться христианами (Деян.11:26).


Миссионерская деятельность апостола Павла. Первое путешествие св. ап. Павла (Деян.13:4–14:27) (45–46 год по Р.Х.)

Когда ученики апостолов в Антиохии были вместе на молитве, Дух Святый повелел отделить Савла и Варнаву на дело проповеди. После поста и молитвы апостолы возложили на них руки и отправили их для благовестия. Путешествие проходило через Кипр (родина Варнавы) от Саламина до Пафа. Здесь, в Пафе, Савл поразил слепотою Елиму-волхва за противление проповеди. Видя это чудо, к вере обратился сам проконсул острова Сергий Павел. С этого времени имя Савл в книге Деяний уже не встречается – он именуется Павлом. Дальнейший путь проходил через Пергию, Антиохию Писидийскую, Иконию и Листру. В Листре ап. Павел исцелил хромого; пораженные чудом местные жители приняли апостолов за богов, сошедших с неба, и хотели принести им в жертву животных. Апостолам стоило немалых трудов убедить их не делать этого. Из Дервии обратно тем же путем апостолы возвратились в Антиохию, продолжая дело проповеди и устройство первохристианских церквей.


Апостольский Собор (Деян.15:1–29). 51 год

Апостолы открыли свободный вход в Церковь Христову всем, уверовавшим во Христа, независимо от национальной или религиозной принадлежности. Это вызвало противодействие со стороны христиан из иудеев, желавших сохранить и в христианстве обрезание и прочие предписания Закона Моисеева. Для решения спора авторитетом главных Апостолов антиохийская Церковь направила ап. Павла и Варнаву в Иерусалим. Как известно, собор постановил «не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян.15:19–20). Собор, таким образом, освободил вступающих в Церковь от необходимости придерживаться ветхозаветных обрядов.


Второе миссионерское путешествие ап. Павла (Деян.15:36–18, 22). 52–54 гг.

Вскоре после собора ап. Павел и Варнава предприняли и второе путешествие. По причине разногласия относительно участия Марка, Варнава и Павел разошлись: Варнава, взяв Марка, пошел на Кипр, а Павел вместе с Силой пошел через Киликию. В Листре ап. Павел взял с собой Тимофея, ставшего впоследствии его любимым учеником и сотрудником (Деян.16:1–5). Через Фригию и Галатию они дошли в Троаду, где к ним присоединился ап. Лука (Деян.16:9), почему с этого момента повествование ведется от первого лица множественного числа.

Из Троады, призванные Духом Святым в видении некоего мужа Македонянина, апостолы переправились в Македонию и остановились в Филиппах. За исцеление одной служанки, одержимой духом прорицания, апостолы были заключены в темницу, а по чудесном освобождении отправились в Фессалонику. Оставив Силу и Тимофея в Верии, ап. Павел прибыл в Афины. Известна его знаменитая речь в Ареопаге (Деян.17:22–31). Полтора года ап. Павел жил в Коринфе у Акилы и Прискиллы.

Из Коринфа около 53 г. Апостол написал свои первые два послания к Фессалоникийцам. Оставив Коринф и посетив по пути Ефес, ап. Павел через Иерусалим возвратился в Антиохию.


Третье миссионерское путешествие св. ап. Павла (Деян.18:23–23, 35), 54–58 гг.

Из Антиохии ап. Павел совместно с Тимофеем отправляется в новое путешествие – еще далее в среду языческих народов. Посетив Фригию и Галатию, он прибыл в Ефес, занимаясь в продолжение трех лет делом проповеди в училище некоего Тиранна. Из Ефеса были написаны около 57 г. первое послание к Коринфянам и послание к Галатам. В результате падения у ефесян интереса к изготовляемым идолам некий ремесленник Димитрий среброковач возбудил восстание народа против ап. Павла, что понудило его удалиться в Македонию. Встретив в Филиппах Тита, принесшего известия о жизни Коринфской Церкви и о радушном приеме первого к ней послания, ап. Павел пишет второе послание к Коринфянам (57 или нач. 58 г.); вскоре и сам ап. Павел прибыл в Коринф, где пробыл 3 месяца, написав послание к Римлянам (нач. 58 г.). На обратном пути через Македонию, собрав милостыню для бедной Иерусалимской Церкви, Апостол направился в Иерусалим. Здесь, будучи обвинен в осквернении храма, он был заключен в темницу и отправлен в Кесарию к проконсулу Феликсу, который томил его, ожидая взятки, около 2-х лет (58–60 г.). Феликса сменил Порций Фест, который готов был освободить ап. Павла, не найдя в нем достаточной вины, но Апостол, как римский гражданин, истребовал суда кесарева, в чем и был удовлетворен (24, 1 – 25, 25).


Первые римские узы св. ап. Павла (Деян.27:1–28, 16), 61–63 гг.

В сентябре 60 г. ап. Павел был отправлен под стражей в Рим. На море у о. Мелит (Мальты) произошло кораблекрушение, так что бывшие на корабле едва спаслись от гибели. Только весной 61 г. ап. Павел достиг Рима. Здесь Апостол был радушно принят христианами и, пользуясь большим снисхождением властей, свободно проповедовал христианство. В это время Филиппийская Церковь, и ранее отличавшаяся делами милосердия, прислала к апостолу Епафродита с денежным пособием. В благодарность ап. Павел пишет послание к Филиппийцам (ок. 63 г.). В это время он пишет еще три христологических послания: к Ефесянам, к Колоссянам и к Евреям (ок. 64 г.) и частное письмо к Филимону.


Четвертое миссионерское путешествие св. ап. Павла (64–66 гг.)

Согласно Преданию, после успешной защиты своего дела перед Сенатом ап. Павел был освобожден и предпринял новое путешествие на Восток, посетив ранее основанные им церкви. На о. Крите он рукоположил Тита во епископа Критского. Путешествуя далее по Малой Азии, Апостол ок. 64–65 гг. написал письмо к Титу. Затем он рукоположил Тимофея во епископа Ефесского. Снова посетил Македонию, откуда написал 1 послание к Тимофею (65 г.). В Коринфе он встретил ап. Петра, с которым дошел до Рима в 66 г. Здесь ап. Петр остался для дела благовестия, а ап. Павел осуществил путешествие в Испанию, что подтверждает св. Климент Римский. По возвращении из Испании он был взят повторно в Риме в узы, из которых ок. 67 г. написал второе послание к Тимофею в Ефес. В 67 г. во время гонения на христиан при Нероне ап. Павел был усечен мечом.



Проповедь

 "Петр и Павел, от Рима сошедшися, посетите и укрепите нас", – так говорится в одном из праздничных песнопений, которые посвящены верховным апостолам Петру и Павлу.

Эти святые изображаются на иконе вдвоем, умерли в одном месте, но их жизнь и путь к Христу сильно различаются.

Петр был простым рыбаком, но знал Христа с самого начала. Павел - ученый человек, узнал Христа только по Воскресении, уже во славе. Воскресший Христос обратился к нему со словами: "Савле, Савле, что мя гонишь". Павел спросил: "Ты кто, Господи?", на что получил ответ: "Я Иисус, которого ты гонишь".

Павел никогда не был женат, а у Петра была жена - его верная спутница, которая умерла вместе с ним в Риме, когда казнили мужа.

Несмотря на разную судьбу, два апостола были вместе. Как говорилось в древности, все дороги ведут в Рим, так оно и было. Дорожная система была подобна сеткам, которые покрывали всю Европу. И сердцем системы стал Рим, к которому стекались все дороги. По этим мощеным дорогам разными путями пришли к Риму апостолы Павел и Петр. Пришли, чтобы проповедовать Евангелие, и там закончили свою жизнь.

Умерли они тоже по-разному. Петра распяли стремглав, то есть головой вниз и ногами вверх. Он сам просил о том, чтобы его не распинали как Иисуса Христа, считая себя недостойным. Святая церковь говорит, что ногами апостол Петр указал нам путь на небо. Так он дал знак: "Горняя мудрствуйте, а не земная", житие наше на небесах.

Павел погиб по-другому, ему отсекли голову на месте под названием "Три фонтана". Отсеченная голова упала три раза, ударилась о землю и остановилась. На этих местах потекли три ручейка, которые и дали одному из дальних пригородов Рима название "Три фонтана". Сейчас это уже не пригород: Рим, разросшийся до размеров мегаполиса, вобрал его в себя. Оказавшись на этой территории, вы увидите объявление на разных языках: "Нельзя разговаривать, нужно молчать". И действительно, все молчат, объясняются знаками. Только современные туристы не понимают этого и шумят даже там. Но монахи, которые живут в "Трех фонтанах", всегда молчат.

Миссия и жизнь двух апостолов была закончена в самом большом городе мира, каким был тогда Рим. Сейчас невозможно вообразить, что еще при императоре Нероне город был трехмиллионником. В Риме отсутствовал транспорт, но были дорожные знаки и улицы с односторонним движением, чтобы избежать толпы и давки. В этот огромный город стекались все богатства, шли все люди империи. Именно здесь до конца жизни проповедовали Петр и Павел, чьи заслуги для Церкви очень велики.

Мы почитаем их нераздельно друг от друга, просим у них Божией помощи для святой лодки Петра, как символически изображается Церковь. Просим, чтобы они незримо стояли у руля и помогали кораблю Церкви переплыть бурное море. Ведь жить тяжело, а по-христиански жить еще тяжелее.

Протоиерей Андрей Ткачев




Литература


Источники

БИБЛИЯ на разных языках в параллельном изложении
   

Введение в библеистику

    Введение в Ветхий Завет (конспект лекций) свящ. Лев Шихляров
    Доступно зарегистрированным прот. Георгий Шмид 32
    Доступно зарегистрированным М.А. Скобелев, И.А. Хангиреев 27
    Дошел ли до нас оригинал Библии? А.С. Десницкий
    Есть ли в Библии ошибки?
    Зачем читать Ветхий Завет? диакон Роман Штаудингер
    Зуб за зуб А.С. Десницкий
    Как читать Библию? сборник 42,2K
    Как читать Библию? митр.Каллист (Уэр) 6,3K
    Как читать Библию? прот. Александр Мень 10,5K
    Как читать Ветхий Завет? протопресв. Иоанн Брек 8,6K
    Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета Л.И. Бриллиантов 33,6K
    Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. Часть 1 митр. Амвросий (Подобедов) 938
    Лекции по введению в Священное Писание Ветхого Завета Д.Г. Добыкин
    О чтении Евангелия свт. Игнатий (Брянчанинов)
    Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета А.В. Иванов 117,8K
    Руководство к изучению Нового Завета. Апостол А.В. Иванов 115,6K
    Руководство к изучению Посланий Святого Апостола Павла и Апокалипсиса 127,9K
    Руководство к изучению Священного Писания арх. Аверкий (Таушев) архиеп. Аверкий (Таушев)
    Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол архиеп. Аверкий (Таушев) 112,1K
    Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Соборные Послания архиеп. Аверкий (Таушев) 64,9K
    Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие архиеп. Аверкий (Таушев) 233,5K
    Священное Писание Ветхого Завета иерей Геннадий Егоров 198,5K
    Священное Писание Ветхого Завета. Общее введение в Св. Писание Ветхого Завета. Пятикнижие А.C. Кашкин 1,1K
    Сорок вопросов о Библии А.С. Десницкий 51,3K
    Форум: Толкование трудных для понимания мест Библии
    Что такое Библия еп. Александр (Милеант) 103,1K
    Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания. Книга 1 прот. Геннадий Фаст 1,1K



Справочные материалы

    Библейская энциклопедия архим. Никифор (Бажанов) 2226,3K
    Библейская Энциклопедия Брокгауза
    Библейская энциклопедия РБО 988
    Библейский атлас 1,5K
    Библейский богословский словарь свящ. Василий Михайловский 383
    Библейский словарь проф. Н. Н. Глубоковский 906
    Библейский словарь Геце Б. Геце
    Библейский словарь Нюстрема Эрик Нюстрем
    Женевская Библия 590,7K
    Опыт библейского словаря собственных имен П.Ф. Солярский
    Словарь библейских образов Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т.
    Слово Божие (цитаты из Библии) cоставитель К.В. Гриценко 43,9K



Археология библейская

    Библейская археология И.Г. Троицкий
    Библейская археология Д.Э. Райт
    Библейская археология прот. Ростислав Снигирев
    Библия и археология Николай Василиадис 2K
    Древний Восток при свете Божественного Откровения иером. Платон (Рождественский) 642
    Изучение Библии в свете археологии Уэйн Джексон
    Мегалитические памятники Святой Земли проф. А.А. Олесницкий 1,5K
    Доступно зарегистрированным А.С. Норов 81
    Руководство к библейской археологии проф. А.А. Олесницкий 692
    Святая Земля. Отчет по командировке в Палестину и прилегающие к ней страны. Т. 1: Иерусалим и его древние памятники. Т. 2: Другие замечательные по древним памятникам места Иудеи». проф. А.А. Олесницкий 734



Текстология

    Документы Нового Завета: достоверны ли они? Брюс Фредерик
    К вопросу о языке оригинала второй книги Ездры и ее происхождении еп. Серафим (Шарапов) 805
    Новый Завет. Контекст, формирование, содержание Брюс М. Мецгер
    Псалтирь пророка Давида проф. П. А. Юнгеров 179K
    Текстология Нового Завета А. Иванов 24,3K
    Текстология Нового Завета и издание Нестле-Аланда А.А. Алексеев 954
    Текстология славянской Библии А.А. Алексеев 36,3K
    Текстуальные памятники Священных Новозаветных писаний 11,4K



Исагогика (автор, дата, жанр, историческая среда...)

    Библейская история прот. Иоанн Базаров 12,1K
    Библейский культурно-исторический комментарий. Ветхий Завет Джон X. Уолтон, Виктор X. Мэтьюз, Марк У. Чавалес 226,5K
    Библейско-агадические параллели к летописным сказаниям о Владимире Святом Г.Н. Барац 225
    Доступно зарегистрированным В.А. Андросова 33
    Доступно зарегистрированным В.А. Андросова 29
    Библия и наука сборник 10K
    Введение в Ветхий Завет проф. П.А. Юнгеров 106,7K
    Введение в Ветхий Завет 18,1K
    Введение в Ветхий Завет Сорокин В. 14,8K
    Введение в Новый Завет Иоаннис Каравидопулус 84,6K
    Доступно зарегистрированным прот. Димитрий Юревич 240
    Введение в Четвероевангелие прот. Алексей Емельянов 11,4K
    Ветхозаветный праздник Пятидесятницы Н.П. Добронравов 178
    Возлюбивший Христа. Святоотеческие толкования на книгу Иова П.Ю. Малков 574
    Вторая книга Ездры. Историко-критическое введение в книгу еп. Серафим (Шарапов) 557
    Доступно зарегистрированным 11
    Исагогика. Том II. Эпоха пророков. Священная письменность времен Второго Храма прот. Александр (Мень)
    Исагогика. Эпоха пророков
    К познанию Библии. Новый Завет еп. Александр (Милеант) 31K
    Культурно-исторический комментарий. Новый Завет Крейг Кинер 42,4K
    Новый Завет. Вводная часть. Лекции прот. Алексий Емельянов 2,8K
    О первоначальном переводе Священного Писания на славянский язык О.М. Новицкий 144
    Об авторстве четвертого Евангелия 1,3K
    Опыт истории Библии в России в связи с просвещением и нравами Н.А. Астафьев 83
    Первое соборное послание святого апостола Петра В. Суханов 10K
    Послания апостольские и апокалипсис прот. Михаил Херасков 690
    Послания св. апостола Павла к Тимофею и Титу свящ. Михаил Троицкий 3K
    Пророческая книга Нового Завета Апокалипсис или Откровение святого Иоанна Богослова Иванов А. В. 11,8K
    Пророчества о Христе в рукописях Мёртвого моря свящ. Димитрий Юревич 8,1K
    Рассуждение о книге Соломоновой, нарицаемой Песни Песней архиепископ Феофан (Прокопович) 640
    Речи св. ап. Петра в книге Деяний Э.И. Мищенко 606
    Священное Писание Нового Завета (Деяния святых апостолов; Соборные послания) 55K
    Семь церквей Апокалипсиса прот. Георгий Урбанович 11,7K
    Тайна Иова епископ Иоанн епископ Иоанн 3,6K
    Филон Александрийский и его миросозерцание Г.Ф. Монзолевский 136
    Хронология книг Ветхого и Нового Завета проф. Н.Н. Глубоковский 1,4K
    Библейский канон
        Ветхозаветный канон проф. Н. Н. Глубоковский 652
        Два важнейших вопроса в истории ветхозаветного канона Нестор Дагаев 1,3K
        История ветхозаветного канона Нестор Дагаев 6,8K
        Канон Нового Завета Брюс М. Мецгер
        Образование канона священных книг Нового Завета прот. Александр Горский 647



Герменевтика и экзегетика (толкование)

    Апокалипсис в перспективе XX века архиеп. Дмитрий (Вознесенский) 897
    Апокалипсис святого Иоанна Богослова: Опыт православного толкования свящ. Николай Орлов 1,1K
    Беседы на Евангелие от Марка еп. Василий Кинешемский 102,4K
    Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Евсевий, архиеп. Могилевский 3,2K
    Беседы на псалмы свт. Василий Великий 30,2K
    Беседы на Шестоднев свт. Василий Великий 51,3K
    Библейская герменевтика П.И. Савваитов 874
    Библейские ветхозаветные факты по толкованиям святых отцов и учителей Церкви П. Протопопов 719
    Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу. Книга 1 проф. Н.Н. Глубоковский 5,3K
    Благовестник. Толкование на Святое Евангелие и книги Нового Завета блаж. Феофилакт Болгарский
    Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди иером. Серафим (Роуз) 72,6K
    Введение в библейскую экзегетику А.С. Десницкий 81,4K
    Воскресение Господа и явления Его ученикам по воскресении И. Глебов 129
    Герменевтические предпосылки в труде «Ответы Фаласию» св. Максима Исповедника. Вклад в православную библейскую герменевтику 4,1K
    Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его предтечи, по Евангелиям святых апостолов Матфея и Луки М. Богословский 575
    Евангелие по Матфею проф. М.Д. Муретов 2,7K
    История толкования Ветхого Завета митр. Амфилохий (Радович) 15,7K
    Книга пророка Аввакума. Введение и толкование иером. Варфоломей 575
    Книга пророка Аггея. Исагогико-экзегетическое исследование свящ. Николай Виноградов 589
    Комментарии к Новому Завету Уильям Баркли 474,4K
    Мнение Отцов и учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом законе Моисея Д.А. Добромыслов 584
    Нагорная проповедь А.Г. Долженко 338,5K
    Над Евангелием еп. Михаил (Грибановский) 4,8K
    Над строками Нового Завета свящ. Георгий Чистяков
    Начала толкований: анагогия, уподобление Богу и иерархия в типологических толкованиях Священного Писания Е.А. Маковецкий 586
    Начало и конец нашего земного мира неизвестный автор 25K
    Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова В.А. Андросова 33,9K
    Несколько правил, руководствующих к чтению книг и мест содержания пророческого 595
    Новый Библейский Комментарий. Часть 1 (Ветхий Завет). Книга Бытие – книга Иова Дональд Карсон 7,2K
    Новый Завет: православная перспектива Теодор Стилианопулос 746
    О Боговдохновенности Священного Писания и о том, как должно читать и понимать его
    О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческаго седмидесяти толковников и славенскаго переводов Священнаго Писания свт. Филарет Московский (Дроздов) 7,4K
    О конечных судьбах мира и человека Н.И. Виноградов 1,3K
    Об одной заповеди Христа прот. Алексий Потокин 2,2K
    Объяснение важнейших мест Четвероевангелия С.В. Кохомский 2,5K
    Объяснение священной книги псалмов прот. Георгий Разумовский 365,6K
    Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I Г.К. Властов 7,7K
    Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II Г.К. Властов 2,7K
    Опыт обозрения и объяснения Соборного Послания святого апостола Иакова свящ. Иоанн Кибалчич 1,5K
    Откровение Господа о семи азийских церквах (опыт изъяснения первых трех глав Апокалипсиса) А. Жданов 694
    Палея толковая 8,6K
    Поединок Иакова Ф.Н. Козырев 17,3K
    Православное учение о толковании Священного Писания Д.Г. Добыкин 420
    Примечания к чтению и толкованию Священного Писания по указанию самого Писания и толкований святоотеческих архиеп. Игнатий (Семёнов) 705
    Притчи Христа проф. Н.И. Виноградов 765
    Пророческие сотницы 2,1K
    Псалтирь в святоотеческом изъяснении 107,7K
    Раннехристианская и византийская экзегетика проф. А.И. Сидоров 5K
    Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и книги Деяний апостольских Д. Боголепов 696
    Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса М.В. Барсов 64,7K
    Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов М.В. Барсов 149,8K
    Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том I М.В. Барсов 106,7K
    Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том II М.В. Барсов 35,2K
    Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов (Троицкие листки) 712,6K
    Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея еп. Мефодий (Кульман) 5,8K
    Священная летопись. Том 1 Г.К. Властов 13,8K
    Священная летопись. Том 2 Г.К. Властов 12,4K
    Священная летопись. Том 3 Г.К. Властов 4,4K
    Священная летопись. Том 4 Г.К. Властов 16,8K
    Священная летопись. Том 5 Г.К. Властов 14K
    Священное Писание Ветхого Завета прот. Владимир Иванов 38,5K
    Стоит ли убивать кротов, или как не попасть впросак при чтении современной православной литературы свящ. Георгий Максимов 10,5K
    Типичные ошибки экзегетов А.С. Десницкий
    Толкование Апокалипсиса прот. Иоанн Павловцев 13,7K
    Толкование Евангелия Б.И. Гладков 567,5K
    Толкование на Апокалипсис прот. Геннадий Фаст 5,1K
    Толкование на Евангелие от Иоанна еп. Михаил (Лузин) 30K
    Толкование на Евангелие от Луки еп. Михаил (Лузин) 33,7K
    Толкование на Евангелие от Марка еп. Михаил (Лузин) 18,6K
    Толкование на Евангелие от Матфея еп. Михаил (Лузин) 57,5K
    Толкование на Евангелие по Матфею блаж. Иероним Стридонский 104,1K
    Толкование на книгу пророка Аввакума или опыт церковной теодицеи прот. Геннадий Фаст 740
    Толкование на книгу пророка Исаии свт. Василий Великий 28,6K
    Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы 1–12) сост. Якимов И. 545
    Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы XLIX-LXVI) сост. Троицкий И. Г. 564
    Толкование на Псалтирь свящ. Николай Вишняков 802
    Толкование на Псалтирь (Пс.I-XXXV) сост. Вишняков Н. 684
    Толкование Священного Писания у отцов Церкви. Том 1 Иоаннис Панагопулос 910
    Толкование Священного Писания у отцов Церкви. Том 2 Иоаннис Панагопулос 1,3K
    Толкования на Книгу Святого пророка Иеремии сост. Якимов И. 617
    Толкования Св. Писания свт. Феофан Затворник
    Толкования святых отцов на мессианские места Библии прот. Димитрий Поликарпов 5,9K
    Толковая Библия Ветхого и Нового Завета проф. А.П. Лопухин 257,5K
    Толковый Апостол епископ Никанор (Каменский) 903
    Толковый Апостол еп. Михаил (Лузин) 40,1K
    Толковый Апостол Д. Боголепов 14,7K
    Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа свт. Феофан Затворник 4,6K
    Феофана Керамея, архиепископа Тавроминского. Беседы на утренние Евангелия архиеп. Феофан Керамей 195
    Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия блаж. Аврелий Августин 10K
    Чтение Священного Писания по учению Святых Отцов протопресв. Иоанн Брек 7,6K
    Экзегеза. Учебное пособие
    Экзегетические творения свт. Иоанн Златоуст
    Экзегетический анализ первых двух глав Послания апостола Павла к Евреям свщмч. Петр (Зверев) 3,8K
    Экзегетический и богословский анализ Исх. 20:5–6: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель...» А.С. Бордоусов 807



Библейское богословие

    Алфавит Библии преп. Макарий Алтайский 12,9K
    Библейские темы свт. Николай Сербский 48,5K
    Библейское учение о природе и отношении к ней человека П.В. Левитов 1K
    Библейское учение об ипостасном Слове Божием митр. Антоний (Храповицкий) 845
    Бог и современный мир свящ. Георгий Завершинский 1,6K
    Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви еп. Вениамин (Милов) 60,6K
    Братья Господни проф. А.П. Лебедев 7,6K
    Ветхий Завет в Новозаветной Церкви протопресв. Михаил Помазанский 7,6K
    Ветхий Завет о Мессии еп. Александр (Милеант) 21,2K
    Ветхозаветная библейская критика проф. А.В. Карташёв 4,5K
    Ветхозаветное библейское учение об Ангелах свщмч. Александр Глаголев 3,6K
    Вино в Библии 31K
    Война и Библия свт. Николай Сербский 14,1K
    Евангелие как основа жизни свящ. Григорий Петров
    Женщина в Ветхом Завете прот. Константин Кустодиев 7,1K
    Искушение и победа Святого Иова Ф.Н. Козырев 12,4K
    Лекции по Ветхому Завету прот. Николай Соколов 688
    Мессианская эсхатология в междузаветный период и в Новом Завете проф. А.А. Алексеев 2,6K
    Миссионерский путеводитель по Библии диакон Иоанн Смолин 7K
    Неоспоримые свидетельства Джош Макдауэлл
    Непреходящее значение Ветхого Завета свщмч. Александр Глаголев 2,2K
    О единстве рода человеческого: Свидетельства библейские В. Д. Кудрявцев-Платонов 583
    Об изучении библейского новозаветного периода в историко-догматическом отношении проф. А.Л. Катанский 871
    Пасха в Библии. Воскресший Христос – наша Пасха и спасение 4,6K
    Пасха и пасхалия игумен Илия (Жуков) 258
    Почему у православных «не всё по Библии»? А.С. Десницкий
    Психология Апостола Павла Феодор Симон 3,7K
    Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе А.С. Норов 130
    Рабство в Библии диакон Михаил Першин
    Сверхъестественный элемент в новозаветном откровении по свидетельствам евангелий и посланий апостола Павла 561
    Священное Писание и Церковь свщмч. Иларион (Троицкий) 9,6K
    Только одно Писание Джон Уайтфорд
    Учение апостола Павла об антихристе архим. Феодор (Бухарев) 1,2K
    Учение св. апостола Павла о законе дел и законе веры проф. В.Н. Мышцын 2,1K
    Учение Святого Апостола Павла о душевном и духовном человеке свящ. Илия Гумилевский 4,4K
    Чудеса и притчи Христовы прот. Лев Липеровский 50,6K



Библейская история

    Библейский патриарх Авраам иерей Вячеслав Зыков 7,8K
    Ветхозаветные пророческие школы свщмч. Иларион (Троицкий) 5,3K
    Время деятельности пророка Иоиля Ф.И. Покровский 839
    Евангельская история свт. Феофан Затворник 124,4K
    Заветы двенадцати патриархов, сыновей Иакова проф. А. Смирнов 704
    Лекции по Священной Библейской истории Ветхого и Нового Заветов И.Ц. Миронович 2,5K
    Об историческом значении книг малых пророков П.И. Казанский 1,7K
    Обозрение книг Ветхого Завета свт. Иоанн Златоуст 29,4K
    Пророк Даниил и его время О. Ванина 559
    Руководство к изучению Священной Библейской Истории 123,6K
    Саддукеи свящ. Иоанн Арсеньев 799
    Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, его жизнь и благовестнические труды архиеп. Евдоким (Мещерский) 5,3K
    Священная Библейская история Ветхого Завета еп. Вениамин 197,4K
    Священная Библейская история Нового Завета еп. Вениамин 103,8K
    Священная история Ветхого Завета прот. Николай Попов 33,1K
    Священная история Нового Завета свящ. Николай Попов 613
    Священная история Нового Завета прот. Пётр Смирнов 2,2K
    Священная история Нового Завета свящ. А. Левитский 11,2K
    Священная история Нового Завета протопресв. Михаил Богословский 300
    Слово плоть бысть Н. Кедров 650
    Столетняя годовщина русского перевода Библии проф. И.Е. Евсеев 73
    Таблицы и схемы по Библейской истории
    Указания, по которым всякий сам для себя может составить из четырех Евангелий одну последовательную историю Евангельскую свт. Феофан Затворник 1,9K
    Уроки покаяния по библейским сказаниям еп. Виссарион (Нечаев) 49,2K
    Учебник Священной истории Нового Завета свящ. Михаил Фивейский 2,3K
    Христос и первое христианское поколение еп. Кассиан (Безобразов) 87K
    Христос и Церковь в Новом Завете прот. Александр Сорокин



О переводах Библии

    Исторические сведения о переводе LXX архим. Иосиф (Баженов) 2,5K
    История перевода Библии на русский язык И.А. Чистович 4,8K
    К вопросу об отношении греческого перевода LXX-ти и еврейского текста Ветхого Завета проф. Н.Н. Глубоковский 1,3K
    К Паммахию о наилучшем способе перевода блаж. Иероним Стридонский 3,2K
    Критические исследования текста славянского перевода Ветхого Завета в его зависимости от текста перевода семидесяти толковников проф. И.С. Якимов 560
    Новый Завет (перевод под ред. еп. Кассиана [Безобразова]) еп. Кассиан (Безобразов) 92,1K
    Нужен ли нам греческий перевод Библии при существовании еврейского подлинника? проф. В.Н. Мышцын 564
    О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческаго седмидесяти толковников и славенскаго переводов Священнаго Писания свт. Филарет Московский (Дроздов) 7,4K
    О нашем долге держаться перевода 70-ти толковников свт. Феофан Затворник 1,6K
    О славянском переводе пятикнижия Моисеева, исправленном в XV веке по еврейскому тексту прот. Александр Горский 568
    Образцы русского перевода священных книг Ветхого Завета с греческого перевода 72 толковников еп. Порфирий (Успенский) 1,1K
    Перевод 70-ти. Его значение в истории греческого языка и словесности проф. И.Н. Корсунский 578
    По поводу издания священных книг Ветхого Завета в русском переводе свт. Феофан Затворник 1,2K
    Проблемы библейского перевода архим. Ианнуарий (Ивлиев)
    Русский перевод Библии прот. Григорий Смирнов-Платонов 3,2K
    Септуагинта: древнегреческий текст Ветхого Завета в истории религиозной мысли И.С. Вевюрко 6,6K
    Славянский перевод Библии Роман Цуркан 712


Поэтические переложения Библии

    Деяния Иисуса Нонн Панополитанский (;;;;;;) 277
    Евангелие от Матфея в стихах прот. Василий Пробатов
    Евангелие от Луки в стихах прот. Василий Пробатов
    Евангелие от Марка в стихах прот. Василий Пробатов
    Евангелие от Иоанна в стихах прот. Василий Пробатов
    Преложения псалмов 1, 14, 26, 34, 70, 103, 143, 145 Михаил Ломоносов
    Псалмы царя Давида в устах поэтов
    Псалтирь в переводах (переложениях) стихами
    Псалтирь в стихах прот. Василий Пробатов


Рецензии