Выпрямление имен. Книга 3. Глава 8

Главное заключается в том, чтобы соблюдать спокойствие.


Нашел сведения о Евгении Павловиче Эндека. На сына того самого дьяка Павла Эндека, что преподавал в Карасубазарской ЦПШ вместе с Николаем Олтаржевским. Сообщалось, что   родился он в 1883 году в Карасубазаре. Окончил, как свидетельствуют епархиальные ведомости, Таврическую духовную семинарию. Его пробольшевистские усилия себя не оправдали. Уже в 1923 году его арестовали и выслали из Крыма. По возвращении он относительно благополучно служил в различных храмах Крыма до 16 марта 1936 года, пока его не арестовали как греческого националиста. В то время он был настоятелем греческой Афанасьевой церкви в Керчи. После первых же допросов был отправлен в психиатрический диспансер на обследование.  21 октября 1936 года его осудили на четыре года лагерей с лишением прав на три года. Дальнейшая судьба неизвестна.

Наиболее ярким представителем общественно-политической жизни Крыма был выдающийся просветитель крымских татар Решит (Абдурешит) Медиев (1880-1912). В Карасубазаре А. Медиев активно включился в политическую жизнь города. После создания либеральной политической организации "Бутюнрусие иттифакэ эль муслимин" он вошел в ее крымское отделение, которое возглавлял Исмаил Гаспринский (1851 – 1914). Его активная политическая позиция привлекла внимание охранительных структур Таврической губернии, и вскоре он был арестован и помещен в симферопольскую тюрьму. Будучи авторитетным общественным деятелем крымских татар уже 31 октября 1905 г. был освобожден с триумфом, как "герой революции" .
Ему удалось в Карасубазаре организовать "Джемиет и хайрийе" – мусульманское благотворительное общество, открыть новометодное мектебе-руштие, национальную библиотеку. Он содействовал отправке талантливой крымскотатарской молодежи на учебу за границу. Ценя организаторский и политический талант Р. Медиева, карасубазарцы в 1907 г. избрали его городским головой. На этом важном посту ему удалось достичь заметных результатов в области развития городского хозяйства и национальной культуры .

Вскоре Р.Медиева избрали депутатом ІІ Государственной Думы Российской империи. Он вошел в мусульманскую фракцию и возглавил ее секретариат. Известны его пламенные речи, произнесенные с трибуны зала заседаний Таврического дворца. Наибольшее внимание общественности привлекло его выступление 9 апреля 1907 г., касавшееся аграрного вопроса. В Государственной Думе Медиев работал в комиссиях по рассмотрению законопроектов о неприкосновенности личности, об обеспечении отдыха служащих в торговых и ремесленных заведениях и, конечно же, о народном образовании.
Медиев был известен как издатель и редактор ряда крымскотатарских политических газет. Так, с мая 1906 г. стала выходить его газета "Ватан хадими" ("Слуга отечества"), с ноября 1907 г. русскоязычнный журнал "Голос мусульманина", боролся за создание газеты "Наш голос". Чем его политическая жизнь закончилась,  мне, увы, не известно. Известно, что борьба в Крыму за власть велась нешуточна:  большевики, курултай, белая гвардия, Антанта, войска Кайзеровской Германии, постоянно сменяли друг друга, пока в ноябре 1920 г. Карасу6азар не заняли Красные кавалеристы М. Фрунзе.

В трудные годы гражданской войны город, как и весь Крымский полуостров, переживал тяжёлые времена: разруха, голод, оккупация кайзеровских войск, действия белогвардейцев. В городе был создан большевистский партизанский Карасубазарский отряд, который действовал под руководством Василия Кузёмкина. В память об этих событиях в центре города на ул. Мирошниченко поставлен памятник.
Нашлись записи по движению красных к Карасубазару. «Шоссейная дорога была не плохая, но грязная. По дороге и всё время встречаются белогвардейцы – солдаты и офицеры. Солдат, не желающих вступать в наши полки, раздевали до гола и босиком пускали по грязи; офицеры оставались лежащими на дожде в кювете; за счёт раздетых солдат одевали своих партизан…

Наступал вечер; пехота въезжала в город Карасубазар по кривым улицам, загромождённым трупами белогвардейцев. Подводы не объезжали свежие трупы юнкеров, разбросанные по улицам города, и кровь их смешалась с грязью, слегка прихваченная наступившим морозом. Работа Сычёва (один из партизан) и нашей кавалерии в городе была видна. Жители от ужаса и страха уличного боя наспех закрыли ставни и ворота" .
Очевидиц Кулиш вспоминал: «После захвата Карасубазара красными партизанами в ноябре 1920 г. было арестовано около ста "вредных советской власти элементов", большинство из которых тут же расстреляли. А в Феодосии в период безвластия всего за одну ночь расстреляли 600-700 человек. При этом уничтожались не только офицеры, но и вообще все "подозрительные" из почти не оказывавших сопротивления повстанцам белых частей, которым "приказывали сдаваться".

Вот еще интересный момент. «После окончательного установления советской власти в Крыму многие бывшие красные партизаны активно пошли на службу в ЧК и другие карательные структуры, заняли должности следователей, начальников и охранников концлагерей, вошли в состав расстрельных команд. К примеру, воевавший под началом местного большевистского лидера А.В.Мокроусова, будущий видный советский полярник И.Д.Папанин, стал комендантом Крымской ЧК и занимался приведением в исполнение приговоров».
Самым знаменитым греком среди чекистов был А.Федоров. Он окончил Мариупольскую гимназию, учился в Харьковском университете на юридическом факультете, оказался в органах ЧК и дослужился до должности начальника иностранного отдела УНКВД по Ленинградской области. Принимал активное участие в разработке и задержанию Савенкова в 1924 году. Был расстрелян в 1938 году.
Вычитал анекдот о том, что «грек» и «образованный» по-грузински звучат одинаково: «бердзени».

После революции и гражданской войны в Карасубазаре началось советское строительство. Для ознакомления с положением дел 6 июля 1922 года в Карасубазар приезжал председатель ВЦИК М.И.Калинин. В центре города состоялся митинг. Здание, с балкона которого выступал Калинин, сохранилось и находится возле городской поликлиники.
 В 1922 году недалеко от Симферополя в имении немца Кесслера открылись курсы по подготовке учителей для татарских школ Крыма. Эта школа называлась "Тотай-Кой".
"Я тоже там учился, - вспоминал один из потомков рода Шеринских, - но потом меня уволили, как человека непролетарского происхождения. Директором школы был Амет Озенбашлы, преподавателями: Бекир Чобан-заде, Осман Акчокраклы, Михаилов, Свищев и др.  После 1923 года директора школы арестовали, а остальных учителей разогнали, признавая в них националистический уклон. Профессор Чобан-заде работал в институтах Баку, а потом и его изолировали. В последствии реабилитировали. Женой у него была Диляра, бывшая ранее женой Кыпчакского Исмаила. Так погиб великий татарский ученый - сын пастуха из Крыма».

После Первой мировой войны в местах компактного проживания греков открывались начальные школы, где преподавание велось на национальном языке, «греческие клубы», а при них кружки, театры, пионерские отряды и комсомольские организации. Катастрофически не хватало учителей, учебников, помещений для школ, письменных принадлежностей, однако прогресс был на лицо: в 1927-1928 гг. в Крыму работало 23 греческих начальных школы, в которых обучались 1293 ребенка, открыты 5 изб-читален, 6 греческих клубов. В Ялте, Керчи, Севастополе, Карасубазаре были созданы греческие драмкружки. В дальнейшем в местах компактного проживания греков были открыты и школы-семилетки. Перед учителями встал вопрос о языке преподавания в национальной школе, так как греки, проживавшие в Крыму, говорили на понтийском, фракийском, румейском и урумском языках. Эти же проблемы вынуждены были решать и другие греческие общины на юге Украины, на Кубани, в Закавказье.

В 1926 г. греков в Крыму уже насчитывалось 20536 (2,8% от всего населения), иностранно-подданных всего было 7066 человек из них 4068 – греческоподданных. Доля городского населения несколько уменьшилась и составляла около 45%. Оно распределялось следующим образом: Ялта - 1783 человека, Керчь – 1202, Севастополь – 1198, Симферополь – 1198, Феодосия – 916, Старый Крым – 900, Евпатория – 716, Балаклава - 480, Карасубазар – 426, Алушта – 249, Бахчисарай – 156, Джанкой – 82, другие пгт – 179 человек.
Греческое сельское население по переписи значилось в 1972 дворах, в основном, в Феодосийском (577), Симферопольском (399), Карасубазарском (295), Бахчисарайском (181) и Ялтинском (108) районах. Всего было землеустроено 16 греческих селений на площади 44978 га. Были созданы 5 национальных греческих сельских советов. 118 греков-выдвиженцев работали в райаппаратах. Греки-ремесленники работали как кустари-одиночки или были организованы в небольшие артели. Всего в кустарно-ремесленной промышленности Крыма было занято 863 человека (4,5% от общего количества), причем из них 108 – женщины. Накануне празднования 10-й годовщины революции 86 греков были избраны депутатами горсоветов и 89 – сельских. В 1930-х гг. в госучреждениях Крыма в общей сложности работали 184 грека.

В годы коллективизации (20-е гг.) в Крыму имели место различные виды сопротивления насильственной коллективизации людей. Согласно советским описаниям, многие крестьяне в Крыму уничтожали свою скотину, чтобы не отдавать ее в новым государственным фермам. "В Карасубазарском регионе в 1927 г. имелось 9309 лошадей и 65000 овец, тогда как в 1930 г. было лишь 4835 лошадей и 26000 овец".
Обнаружилась заметка, которая появилась в журнале "Революция и национальности" в 1934 г. В ней говорилось: "Местные Крымские коммунистические власти действовали безответственно в плане определения, каких крымскотатарских крестьяне называть кулаками.

Советский аппарат  района Карасубазара очевидно в плохом положении. Не только сельские советы безразличны к жалованиям жителей, но и сам Районный Исполнительный Комитет. Советы в этих районах  давали крестьянам-истцам вымышленные, крайне необоснованные и даже фантастические классификации, такие как:  владение 400 гектарами земли, или 200-300 головами скота, наличие 20 ферм..... В ходе проверок обнаружилось, что домашние хозяйства всегда состояли из рабочих крестьян, и никто из дедов и прадедов никогда ничего подобного не имел».
По переписи 1926 г. в Карасубазаре насчитывалось 7625 жителей. В городе были сняты все церковные колокола православных храмов, закрыта синагога, католический кафедральный собор, разобран ряд старинных минаретов. В том числе были снесены армяно-католический и Ильинский соборы. Свято-Никольский хам на время был превращен в мучной склад. Открыли его лишь в 1942 году. Город в это время находился в немецкой оккупации.
С 1 ноября 1941 года по 13 апреля 1944 года город находился под оккупацией германских войск. После войны из Карасубазара были депортированы крымские татары, греки, армяне, болгары. Немцы были выселены еще в 1941 году. Город переименовали в Белогорск.

На место выселенных жителей Белогорска стали приезжать переселенцы из России и Украины. Город стал отстраиваться и залечивать нанесённые раны.  В начале 50-х на  пустырях появились новые улицы: Пушкина, Новгородская, Суздальская, Южная, Лежнева, Чехова, Маяковского, Шевченко и Зелёная. Начались строиться Белогорская ГЭС, новый колхозный рынок, двухэтажное общежитие для курсантов училища механизации, рассчитанное на 100 человек.
Появились пятиэтажные дома, новые предприятия (в основном по переработке сельхозпродукции), водовод от источника Карасу-Баши, больничный комплекс, музыкальная и спортивная школы, универсамы.
В городе имеются исторические памятники. У входа в здание школы №2 находится памятный знак, установленный в честь карасубазарского подпольщика И.Г.Попова, погибшего в годы войны. При въезде в город со стороны Симферополя  стоит памятник, посвящённый встрече Отдельной Приморской армии с частями 4-го  Украинского фронта. Город освободили 13 апреля 1944 года. Ко всему надо добавить, что в городе одно время проживал и учился известный ученый-ядерщик, дважды Герой Социалистического труда,  Щелкин Кирилл Иванович.
Нынче в городе проживает около 20 тысяч человек, в основном русские, украинцы и крымские татары (последние составляют 33% жителей города). В городе функционирует один православный и два мусульманских храма, шесть школ, профессионально-техническое училище, районная больница, два музея.

Белогорск еще сохранил свой средневековый колорит. В этом можно убедиться, пройдя по его узким кривым улочкам. Здесь еще стоят старые саманные дома, крытые черепицей. Город небольшой, и за один день его можно обойти весь. Господствующая высота в Белогорске – это гора Дёрт Куль, которая находится на расстоянии 700-800 метров от автостанции. На ней установлен ретранслятор. В 1980 году там же была смонтирована специальная видовая площадка, позволяющая каждому насладиться пейзажем города и его окрестностей.
Обычно считается, что название Карасубазар переводится как "Рынок на Чёрной реке". Однако, в Крымскотатарской энциклопедии Р. Музафарова (1993 г.) перевод даётся другой — "Берег чёрной реки".


Рецензии