На зайца

В зимний воскресный день компания деревенских охотников, с двумя гончими, гоняла зайца в ближнем от нашей деревни лесу. Собаки голосами указывали путь зайца, а охотники старались перехватить его. Зайчишка уже выбивался из сил, чуя смертоньку, выскочил из леса и не мешкая прямиком пошел к деревне.

На что рассчитывал косой, ему одному известно. Подлетев к околице, рванул к сеновалу, в самом низу которого был вырезан узкий лаз для кошки. Юркнул зайчишка в сеновал и забился в угол на душистое сено.

Вскоре послышался лай преследовавших его гончих.  Собаки, подбежав к сеновалу, попытались влезть внутрь, но увы, даже головы в лаз не проходили. Оглашая громким лаем тихую деревеньку заметались псы возле сеновала, из подворотен дружно вторили им все деревенские дворняги. Сообразил ведь заяц, что огромным гончим в сеновал не влезть.

А вот про охотников косой не подумал. А они уже у сеновала. И любопытствующие деревенские подоспели на шум. Охотники объяснили, что в сеновале ихний заяц спрятался.  Для маленькой деревеньки это целое событие. Собралась толпа, но охотники отгоняли всех за огород.

Сеновал, в котором спрятался зайчишка, принадлежал моему деду. На разговор охотники решили послать уполномоченного. Требовать выдачу зайца вызвался Митюха. 

Большая дедова семья обедала, когда в избу ввалился переговорщик.

– Хлеб да соль, – поприветствовал он хозяев.

Получив приглашение к столу, отказался и торопливо стал излагать свои требования.
– Да присядь ты, Митрей, перекури. Успеешь, возьмешь своего зайца, – добродушно отозвался дед, – вот отобедаю и отдам.

Митрей присел на порожек, у печки, но курить не стал. Видимо, не терпелось поскорее получить зайца. Дед же не спеша пообедал и стал одеваться. Зачем-то надел только что сшитую шубу на борах.

Пошли. У сеновала дед попросил охотников убрать собак:

– До греха недалеко, порвут окаянные новую шубу.

На сворку охотники собак не взяли и попросту потащили гончих за загривки за сеновал.

– И ты бы, Митрей, не щеперился с ружьищем. Люди рядом, – кивнул на зрителей дед. Ружьё тоже последовало за собаками.

Дед открыл замок на воротах и исчез внутри сеновала. Вышел с зайцем в руках. Митрей вытянул руки, готовясь принять добычу.

– Возьми, – хитро подмигнул дед. И зайчишка мимо рук охотника кубарем полетел в сугроб.

Опомнившись, горе-охотник, высоко выбрасывая ноги по глубокому снегу и падая, поскакал за сеновал.

Вслед ему, хохоча, кричал дед:

– Скорей, Митюха, уйдёт, уйдёт!

А зайчишка, окрыленный верой в людскую добропорядочность, стрелой летел к ближнему лесу. Пока охотники и собаки поняли в чём дело, заяц был таков. Собаки, правда, бросились в погоню, но без охотников они не опасны зайцу.

Народ у сеновала, изощряясь в остротах, морально добивал Митюху.

Автор фото: Наталья Сорокина.

1982 г.


Рецензии