Черноморские новеллы. Геленджик

   И снова нам нужен песчаный пляж!
После двух раз посещения Анапы с её бесконечными золотыми песчаными пляжами, я абсолютно потеряла к этому месту всякий интерес. Об этом я писала в новелле об Анапе. Теперь другая история...
    Теперь у меня другая семья, и у меня кроме дочери, есть ещё маленький сын. То есть всё по пословице:"Сначала нянька, потом лялька".  Сын родился на праздник- тогда он назывался День Советской Армии, 23 февраля.  Это означало, что летом  через два года, ему уже больше двух лет, и парню пора купаться в морской воде! Дочь к этому времени  каждый год бывала на Чёрном море и уже научилась плавать. Но с ней, как уже с "большой", мы ездили на мои любимые галечные пляжи.
А теперь с малышом опять надо на песок. Как же я не люблю песок! Я не могу идти по нему в шлёпках, потому как он забивается между пальцами ног и режет там кожу. Я не могу по нему ходить и босиком, потому как после этого кожа на ступнях становится "деревянной". Я не люблю купаться в воде с песчаным пляжем, потому как при малейшем движении воды, песок поднимается со дна и образует с водой эмульсионную смесь, которая оседает внутри купальника. Это меня сильно раздражает.
    Но малышу нужно мелкое море и песочек, строить свои замки... И мы выбираем Геленджик, расположенный в овальной бухте Чёрного моря, окружённой со всех сторон отрогами хребта Маркхот.
    Геленджик, в переводе с тюрского означает "Белый город", или "Невесточка". Назван так вероятно потому,что склоны гор, защищающих город от холодных северных ветров, весной покрываются шапками белых цветов. Но есть и другая версия такого названия. Коренное население адыгейцев в конце 15 века попало под власть султанской Турции. Небольшое село на берегу уютной бухты превратилось в место вывоза прекрасных невольниц ("невест") для гаремов в Турцию, Египет, Аравию и другие страны. И только после подписания Адрианопольского мирного договора эти земли отошли России. Здесь заложили военное укрепление с постоянным гарнизоном и вывоз девушек прекратился...
     Геленджикская бухта - это практически геометрически правильный овал, имеющий ровно в середине выход в открытое море. Его ворота составляют одну морскую милю. Вода в бухте прогревается раньше, чем в открытом море, значит и сезон купания начинается раньше.
    Оба мыса, образующие ворота, были совершенно различны. Если смотреть с горы в море, то правый берег -это Тонкий мыс. Он плоский, едва возвышается над водой. Там взлётно-посадочная полоса и аэропорт. Мы всегда прилетали в Геленджик самолётом. Тогда туда летали ЯКи, как их называли- "воздушные телеги". Небольшие и абсолютно безопасные самолёты. 15-20 минут от Ростова, и ты уже в море! На тонком мысу дно устлано камнем -пластушкой, иногда это большие тонкие плоскости, на которых очень удобно загорать. Там же и небольшая мелкая уютная бухточка -Голубая лагуна, с одноименной турбазой. А на самом мысу знаменито известный в СССР поселок Солнцедар, одноименный с винным заводом, выпускавший дешёвые вина.
    Мыс напротив называется Толстым. Там высота берега со стороны бухты постепенно нарастает, и уже со стороны открытого моря она достигает 25-30 метров высоты от воды. Там, на высоте стоит маяк Геленджика. Там и гарнизон пограничников, но дальше от берега были базы отдыха богатых предприятий.  Это всё окружено густыми соснами, а вот за ними, за дорогой, ведущей через холмы и горы в Дивноморск, находился большой виноградник.
    Ну, а середину берега бухты напротив её водных ворот занимал песчаный пляж.
    Он нравился всей моей семье, и я терпела... На пляж приходим рано, когда на нём лишь единицы отдыхающих.
    Отец с сыном не выходят из воды, дочка прыгает с пацанами с волнореза, а я осторожненько пройду к воде, стараюсь заплыть подальше, чтобы вокруг была чистая вода. Но возвращаясь через полосу, где кувыркаются малыши и "всколомучивуют"  песчаную смесь, я опять набираю полный купальник песка. Иду под душ на пляже, меняю купальник и падаю вниз лицом на покрывало. Ну что это за отдых?!
   Созываю детей к себе, чтобы муж мог вольно поплавать в море. Сидим,играем в подкидного дурочка или в вопросы - ответы. Или ещё что придумываем. Ждём мужа. Солнце поднимается высоко, пора уносить ноги с пляжа, что я и делаю с удовольствием. Идём обедать, благо столовых и кафешек вокруг полно. После обеда муж возвращается на пляж, где плавает и загорает до одури, а я с детьми домой.
   Им надо поспать днём. А я жалуюсь хозяйке на свою  "песчаную" долю.
И тут она говорит:
-Ну и зачем мучить себя? Не ходите вы на центральный пляж! Вот как выйдете из дома, и спускайтесь вниз по нашей улице, кстати обсаженной реликтовыми пицундскими соснами,до самого забора Лесной детской школы. Обойдите её слева и будет тебе пляж без песка. Правда он не галечный, а из камня-пластушки, но это ещё лучше. Вода там всегда чистая, дно всё просматривается. Есть где детям разгуляться и есть, где взрослому вволю поплавать.
 

    Я не знаю, как сейчас, но в те годы, в Геленджике, довольно небольшом  городе, было расположено вдоль берега несколько Лесных Детских школ, где длительно лечили детей с серьёзными  заболеваниями. Все они были расположены в сосновых борах, все хорошо огорожены. Дети там лежали по году-полтора, некоторые больше, поэтому у них, как в любой школе, были занятия и каникулы.У одной из моих сотрудниц в такой школе лежал сын с туберкулёзом позвоночника. Он был загипсован по подмышки и внизу до паха. Представляете, как месяцами лежать закованным в броню? Раз в несколько месяцев меняли гипс, потому что дети растут. Раз в квартал разрешали родителям проведать своих детей. И при этом их учили, чтобы дети не отставали  от школьной программы. И всё за счёт государства, а не на сборы спонсоров и меценатов. И вылечивали! Выходили здоровые дети, и никогда по внешнему виду не догадаешься, что перенёс этот маленький человек...

    И так, мы нашли себе отличное местечко, и теперь отдыхала и я.
Вечером, как принято, мы шли на прогулку. Она состояла из похода в парк на "качели-карусели" и променад вдоль набережной Геленджика чуть дальше морского вокзала и обратно, ближе к толстому мысу. Набережная вечером превращалась в яркую, разноцветную ярмарку с сувенирами и разными поделками.Сияли разноцветные огни и гремела громкая музыка. Одним словом, было то, что мне ненадобно.

   И снова выручила хозяйка. Она сказала, что у неё день рождения в начале октября и они своей компанией ходят плавать в Дивноморск. Я была поражена,неужели это так близко? Расспросив дорогу, мы всей семьёй теперь ходили гулять в сторону Дивноморска. Конечно, мы с малышом не проходили весь путь. У нас был свой маршрут. Выйдя из двора дома, мы по своей улице, обсаженной реликтовой пицундской сосной поворачивали в противоположную сторону от бухты Геленджика и поднимались потихоньку вверх.Поравнявшись с виноградником, мы всегда заглядывали в него за виноградом. А потом, огибая погранзаставу, выходили к берегу открытого моря недалеко от маяка.К этому времени уже темнело, из-за горизонта выкатывалась огромная жёлтая луна, на море сверкала лунная дорога. Мы садились на траву Толстого мыса, протягивая ноги к морю, и сидели молча.

    Мы слушали, как где-то в море зарождалась волна, как она вначале аккуратно шуршала галькой, потом замолкала, набирая воды и силы, и с грохотом обрушивалась на берег прямо под нашими ногами. Берег сотрясался крупной дрожью, и ещё не успев прийти в себя от удара, получал следующий мощный удар. Окружающий миролюбивый вид, сверкающая вода лунной дорожки никак не вязался с дикой злобой воды, бьющей в берег. Это ощущение вызывало бурю эмоций, и поздно ночью мы с неохотой покидали наше место. Возвращались в тишине и пустоте, потому как не было слышно даже прибоя на дороге и спали потом крепким сном.


    Однажды мы поехали с экскурсией в посёлок Джанхот, на дачу известного русского писателя В.Г. Короленко. Его книга "Слепой музыкант" была очень известной детской книгой.
    Но меня в Джанхоте покорили огромные утёсы, обрывающиеся к морю. В окрестностях Джанхота по склонам гор около 100 гектаров занимает массив приморской сосны.  Сам Джанхот расположен в узком извилистом ущелье горной речки Хомстой. В глубь побережья уходят богатые сады и виноградники, огороды и табачные плантации. А пляж помещался на довольно узком промежутке берега вместе с деревянной пристанью. А ещё как-то не вязались между собой обычной величины галька на пляже и огромных размеров "галька" в море, начиная прямо от прибрежной полосы.  Длина такой "гальки" составляла 2-5 метров, ширина 1-3 метра. В море она лежала в основном горизонтально на дне. Но даже при таком положении идти по ней было опасно. Соскользнёт нога между плоскими валунами и перелом обеспечен. Благо глубина начиналась недалеко от берега. Сразу можно было плыть. У меня всё время была мысль о том, что галька помельче на пляже - привозная, чтобы закрыть валуны... Зато вода была чистейшая! И мы ещё не раз на морском теплоходике ездили туда купаться из Геленджика.

    Спустя много лет я неожиданно получила путёвку в пансионат "Полярная звезда" в Геленджике на двоих. Муж был занят на работе и мы поехали с сынишкой. Только по прибытия я узнала, что пансионат принадлежит предприятию Воркута-уголь.Пляж пансионата был буквально у Толстого мыса с высоким берегом, настоящей галькой и приморскими соснами по склону. Вот там мы отлично отдохнули. Правда вначале нас не хотели заселять и всё допытывались, каким образом путёвка из Воркуты оказалась в Ростове -на-Дону. Но мне это было неизвестно и по большому счёту, неинтересно.

    Ещё несколько лет подряд мы отдыхали в Геленджике и Дивноморске. Поднимались пешком в гору, на которую теперь бегают вагончики фуникулёра. На гору, где сейчас надпись камнями "Геленджик", годами  белела надпись "Ленин с нами". Жили и у Тонкого мыса и у Толстого. Но потом надоело, и мы пошли искать новую землю "обетованную."
    Но от Геленджика у меня на долгие годы остался "подарок". Гуляя по городу, я приметила  "невозможно" красивую махровую герань, высаженную на большом круге земли вокруг памятника Ленину. Каждый раз я останавливалась возле этой многоцветной клумбы, украшенной  невиданными оттенками разноцветной герани. Вечером, перед отъездом я взяла на прогулку детское ведёрко с водой и от каждого цвета герани отломила черенок. Вот так в ведёрке с водой утром я на самолёте привезла черенки домой. В течении десятилетия от калитки к дому вела аллея из чудесных цветов. Возни с ними было много, потому как на зиму надо было закладывать посадочный материал, зато и красота была на зависть всем!

    Я думаю, что мы - нынешние люди ничем не отличаемся от древних кочевников. Только они не имели таких средств к передвижению, как мы, и не могли мотаться в разные стороны на отдых, а собирали весь свой скарб и искали новую землю. Вообще-то так же, как и мы...
   
 
    


Рецензии