Верхне - подгороденская церковь

               
Первыми основателями деревни Подгородней (позднее Верхней Подгородней, Верхней)  были  крестьяне.  Из города Тобольска в 1621 году из 20  «ссыльных» в Енисейский острог  и,  посаженных на «государеву пашню» по просьбе боярского сына Максима Трубчанинова. Здесь первое время играло роль заинтересованность правительства в увеличении казённой запашки. И, первых крестьян,  посадили на пашню в 3 – х верстах от Енисейского острога (вверх по р. Енисей)    Подгородней и, в 4-х  верстах в Нижней  Подгородней,   первых деревень Енисейского уезда. Название  Нижней Подгородней  упомянуто в таможней книге за 1630 год по Енисейскому уезду.
  Доставлять продовольствие по реке Кеть через острог  Маковское по волоку до основанного в 1619 году Енисейского острога  было довольно хлопотно. Поскольку первое поселение было основано в трёх верстах от острога, то «духовные» нужды исполнялись в церквях острога. Первая церковь во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Енисейском остроге была построена при воеводе Ошанине в 1625 году.
   Первая церковь в Подгородней,  была деревянная.    Верхне- Подгороденский Михайло- Архангельский приход открыт не позднее  первой половины 18 столетия.  Г.Ф. Миллер в «Описании Красноярского уезда Енисейской провинции в Сибири в нынешнем его состоянии, в феврале 1735 года» отмечает, что в деревне Верхне – Подгородной существует  Архистратига  Михаила Архангела церковь и 16 относящихся к ней деревень расположенных по обе стороны реки Енисея.
  С. Верхне-Подгороденское  (иначе «Верхне-Пашенное» или «Верхняя деревня»),    находится от г. Красноярска  в 325 в., от Енисейска в 8 вер., от вол правления в 23в.  Почтовые сношения с селом производятся через Енисейск. В приходе семь деревень: Симоновская в 2 в., Прутовская в 3 в., Потапова в 2 в.,  Чикинёва в 3 в., Малышева в 12 вер., Южанова в 12 вер., Кузминка в 9 в.  Пути сообщения  не удобны только с деревней Малышевой  находящеёся за рекой Енисеем. В  1770 году деревянная церковь  сгорела. На её месте  в 1772 году был построен каменный  храм двухпрестольный  во имя Архистрха  Михаила и Святого Николая.
   Церковная ограда была похожа на ограду Успенской церкви в г. Енисейске, только чуть ниже кирпичное основание. В южной части ограды посажено было несколько кедров. Местные ребятишки в урожайный год собирали кедровые шишки. Спилили кедры в середине 70-х годов. Всего по воспоминанием старожилов  села было пять кедров. Два стояли к дороге с западной стороны, три к южной стороне. К берегу Енисея с восточной стороны располагалось церковное кладбище. В начале 1970 – х годов, когда закапывали «мертвяки» для тросов удерживающих плоты с древесиной для Саратовской лесоперевалочной базы, то выкапывали кости погребенных людей.
   В ризнице храма имелась  древняя икона Святого Николая (1763 г.), оловянные сосуды, древние грамоты и старинные планы. Метрические книги в церкви имелись с1794 г. Местно-чтимою иконою являлась  икона св. Великомученицы Параскевы, на поклонение которой в прежние  времена стекалось до двух тысяч паломников. Празновалась Великомученица Параскева на девятую пятницу после Пасхи.
  «Мои записки и вспоминания»  с 1891 по 1916 годы Миндаровский М.П. описывает так: «В селе Верхнепашинском ежегодно празднуется день Св. Параскевы в девятую пятницу и воскресение, после пасхи; В эти дни в село Верхнепашинское съезжаются много молящихся и просто собравшихся приятно  провести время на лоне природы и горожане всегда  охотно и торжественно праздновали этот день.  Проще сказать, это был  народный праздник, установленный в честь святой мученицы Праскевы.
  Казалось бы  довольно этого, но вдруг, до сих пор неизвестно чего ради, словно ради конкуренции святой Параскевы, при особом содействии протеерея Евтихеева…».
  Штатный притч состоит из священника с жалованием в 500 р. и,  псаломщика – 450 руб.  в год. Причтовые дома имеются. Земли сенокосной 52 дес. Капиталов причта 200 р. Капиталов церкви 1310 руб. Население занимается хлебопашеством, сенокошением и огородничеством. Из хранящихся документов видно, что первым священником в приходе был о. Никита Поротов. Из указа Енисейского Духовного Правления от 17 окт. 1774 г. видно, что он, о. Поротов, выслан был ещё в наказание по Пугачёвскому делу. Указ говорит о том, что о. Поротов, зная о каком то злодеянии Пугачёва, своевременно не донёс о том  начальству, а посему и был наказан высылкой в с. Верхне- Пашенное Тобольской епархии в назидание прочему духовенству.
   (Краткое описание приходов Енисейской епархии. Репринтное воспроизведение издания 1916 года. Красноярск 1995.)
   Сельские священники  получали ругу в следующем размере: в Верхнепашинском о. И. Касьянов получил в три месяца 60 пудов, дьякон – 21 пуд, просвирня – 6 пудов, …
  В 1869 году в Енисейске вспыхнул страшнейший пожар.  «Сгорело 6/7 частей города. В том числе женский монастырь. В нём сгорели шесть монахинь, ученицы училища спаслись благодаря энергии девицы Ксении бегством в Верхнюю деревню. Игуменья и монахи женского монастыря сперва  приютились в церковной сторожке при Верхнепашинской церкви, затем переехали в с. Казачинское,…»
   «16 октября в Енисейск приехал архиерей Никодим. Не доезжая семи вёрст до Енисейска, он остановился на квартире у священника Ильи Касьянова в селе Верхнепашинском. …»
  ( А.И. Кытманов. КРАТКАЯ ЛЕТОПИСЬ Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии 1594-1893 год.)
  Метрические  книги по Верхне- Подгородней церкви с 1862 года по 1920 год хранятся в Енисейском городском архиве. 
   В 1922 году в конце июня, по решению  «Уисполкома по изъятию церковных  ценностей» в пользу голодающих, было изъято  из Верхне-Пашинской церкви: серебра – 2 фун., золота – 2  фун., предмет – 1.  По отчёту в Енисейский уездный отдел управления от  Зав. Церков. Причтом  Протоирея Е. Григорьева, церковного старосты Сухотина от 1922 года 27-го июня, что при церкви комиссией оставлено: звездица, крест, ковшичек, дароносица и два ковцежца – вещи серебряные.  Больше в церкви нет ценностей – серебра, золота и камней. Изъятые ценности сданы под  расписку Маклаковскому  Волпредседателю Перфильеву Я. В. 28 июня 1922 г., уполномоченным Галеповым. 
 
  В протоколе общего собрания колхозников В. Пашинской бригады колхоза «Знамя Труда» от 6 мая 1934 года в Повестке дня: -Разное. Слушали: Информацию т. Мастюкова о яслях и закрытии церкви.   
 
                Жители села Верхнепашино на фоне церкви в1934 году
    Постановили: Произвести запись за закрытие церкви.
                Председатель собрания: Непомнящих  Николай Васильевич.
                Секретарь  Корелин Владимир Понтелеевич.
                Список колхозников подписавшихся за закрытие церкви.
    1.Зырянов  Егор Дем. (подпись).    13.Волынская Евд Вас (подпись).
   2. Вторых Андрей Ан. (подпись).     14.Карелин Влад Пон (подпись).
   3.Непомнящих Евг (подпись).           15.Карелин Понт Ед (подпись).
   4. Непомнящих Ив Вс (подпись).       16.Серебряников Дм Ал (подпись).
   5.Прутовых И Вас (подпись).               17. Маркова Мария Дан ( за подпись).
   6 Прутовых Анна Мих (подпись).       18.Вязьмин Яков Андр (подпись).
   7 Захарова Мария Алек  (подпись).   19.Пашина Паркен Евг (подпись).
    8.Вязьмин Нил Ив (подпись).               20.Семёнова Аграф Да (подпись).
    9.Прутовых Анна Ал  (подпись).           21.Пашина Мария Евг (подпись).
    10. Симонов Пав Ив (за подпись).        22.Крюкова Устинья Е (за подпись).
    11.Кашкарёв Ал Ми (--).                23.Поротова Анисья Дм (подпись).
     12.Вязьмина Екатер Ан (подпись).       24.Коренев Пав Вас (подпись).
                Енисейский Районный Архив. Р-17; оп.-1;д.121.
  После наводнения 1937 года церковь простояла до 1940 года.  В наводнение здание церкви сдержало лёд, не дав смыть саму деревню. Затем её начали разбирать. Основной объём кирпича использовали для строительства сушилки в «Заготзерно» на высоком берегу Енисея при впадении речки Симановки. Не большую часть кирпичей использовали местные жители Верхнепашино, г. Енисейска  для печей отопления своих домов.(Симонова Е, Гурулёв, Корелина К,) .
  Симонова Клавдия Семёновна (1936 г. р.)  вспоминает, что будучи девчонкой играла  в закрытой церкви со сверстниками перед войной. 

С южной  и западной сторон ограды росли пять кедров. Их спилили часть до строительства гаража на 2 машины колхоза «Знамя Труда», и в середине семидесятых   годов  после строительства рыбкооповского  магазина. С восточной стороны было церковное кладбище. Её отец в то время работал в сельском совете. Церковь была  похожа на Воскресенскую в городе Енисейске. Церковь располагалась в метрах десяти от забора магазина, 20 метрах к Енисею от Енисейского тракта, 40-50 метров от берега Енисея. Фундамент церкви был кирпичный до одного метра высотой. Разобрали в 60 – е годы.
    Место, где стояла церковь. От забора магазина, до забора начальной школы построенной в 1926 году.
 
   За шишками на кедры в 60-70 годы лазили  детьми  Игнатьев Вячеслав, Устиненко Александр, Папулов Сергей и другие (по их сегодняшним воспоминаниям).   Кедры, которые  росли у церкви с южной стороны      В доме через дорогу, чуть на искоса  жил священники  Верхне – Подгороденской церкви. После смерти священника дом переделали в сельский клуб, затем в столовую межхозяйственного предприятия «Верхнепашинское».  Сейчас это жилой дом.

   Гурулёв Михаил рассказывал, что на их огороде стояла церковная баня и складское строение. Валуны, которые лежат на берегу привозились прихожанами  с Бурмакиной горы для защиты берега от подмывания водами Енисея. При строительстве воинской части возле Енисейска, строители в конце 50-х годов хотели забрать валуны с берега препятствующие его размыву. Но жители села не позволили.

      Священники Верхне- Подгородненской  Михайло-Архангельской церкви.
 –священник Иван Поротов 1755 г. –деревянная церковь.
  отец Никита Поротов            1774 г.  – каменная церковь.
  священник Илья Касьянов 1869 г.   
-. священник Иоан Лебедев  1871 -
-. Священник Василий Докротынский  1871 -  1872
-. Протоиерей Дмитрий Закоурцев  1872 - 1874
-.  Священник Александр Алексеев 1875 - 1876
-. Священник Александр Евтихиев 1876 – 1883
  – священник Николай Серебренников 1880-1885 г.г.
  – священник Пётр Трескин 1887 г.
-. священник Иоанн Хаов 1888 - 1892
-. священник  Александр Яковлевич  Копейкин 1901-1915 г.г.
 – священник Даниил Чикинёв -1914 г.
  –священник  Даниил Тыжнов 1917-1919 г.г.
  –Протоиерей Валентин Антонов 1920 г.
   –Протоиерей Е. Григорьев  1922 г.
 Псаломщики Верхне-Подгороденской Михайло-Архангельской  церкви.
- старший псаломщик Николай Серебренников  1871-1874 г.г.
  – псаломщик Аммосом Византийский 1874-1885 г.г.
  - псаломщик Павел Ефремов 1887-1890 г.г.
  - псаломщик Николай Тыжнов 1891-1892 г.г.
  - псаломщик Николай Тюрнев 1917-1920 г.г.
   – пономарь Сухотин  1919-1922 г.г.


Рецензии