Творчество Джошуа Рейнолдса

Джошуа Рейнолдс.Автопортрет, 1760-е.Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид


            ДЖОШУА РЕЙНОЛДС(Reynolds, Joshua) (1723–1792), английский художник, теоретик искусства и первый президент Королевской академии художеств. В ряду английских портретистов Рейнолдс выделяется непревзойденным мастерством улавливать и передавать черты характера человека, его индивидуальность. Он создал более 2 тысяч портретов. Среди тех, чьи портреты он написал, были выдающиеся мыслители и общественные деятели.

            Рейнолдс родился 16 июля 1723 г. в семье англиканского священника, учительствовавшего в приходской школе городка Плимптон в графстве Девоншир.Отец направляет его в Лондон, в мастерскую Томаса Хадсона — популярного, хотя и весьма поверхностного портретиста. Прилежание и талант Джошуа были таковы, что уже через 2;3 года учитель Хадсон стал испытывать творческую ревность, и ученик вынужден был вернуться домой, в Девоншир. К счастью, помимо художественных способностей, Рейнолдс имел настоящий талант сходиться с людьми, увлекать их за собой. Эти качества сделают его одним из крупнейших авторитетов своего времени, знаменитых не только своим искусством, но и широтой своих связей.

        Три года он провел в Риме, копируя рисунок Рафаэля, изучая колорит Тициана, оттачивая до совершенства собственное мастерство; успел посетить Венецию и Флоренцию, а в 1752 году возвратился на родину.

          Рейнолдс не был женат, но делал предложение переехавшей в Лондон немецкой художнице Ангелике Кауфман, а, будучи отвергнут, в виде мести познакомил Ангелику с жиголо Фредериком Брандтом. Последний втянул влюбившуюся художницу в такую авантюрную сеть и неприятности, что за этой интригой следила вся светская Европа, а Виктор Гюго позднее написал по её мотивам драму «Рюи Блаз».

           По возвращении в Лондон в 1753 Рейнолдс стал модным портретистом. Своими успехами он был обязан не только техническому совершенству и способности уловить сходство, но и творческому подходу к проблеме образной характеристики. Весь набор художественных средств, которыми Рейнолдс овладел в процессе изучения живописи, он использовал для того, чтобы как можно более ярко и многогранно выразить индивидуальность портретируемого.

            Способы истолкования человеческой личности у Рейнолдса весьма разнообразны, от непосредственного, прямо следующего натуре Портрета Нелли О'Брайен (Лондон, коллекция Уоллес), до возвышенного по замыслу, аллегорического Портрета Сары Сиддонс в образе музы Трагедии (Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтона).

 За заслуги Рейнолдс получил титул пэра, и с того времени его именуют «сэр Джошуа». Именно так к нему обращается в письмах Томас Гейнсборо. Вообще, говоря о Рейнолдсе, никак нельзя не упомянуть о Гейнсборо. Два самых даровитых мастера своего поколения, два знаменитейших британских портретиста — конечно, молва приписывала им все сложности взаимоотношений конкурентов. Но не следует забывать, что, будучи соперниками, оба были до мозга костей английскими джентльменами.
 
         Гейнсборо предпочитал более камерные стиль жизни и стиль живописи и не имел такого веса в обществе, как Рейнолдс. Да, Рейнолдс ревниво относился к лёгкости кисти и виртуозности исполнения некоторых вещей Гейнсборо. Но оба старались сгладить антагонизм в отношениях. Рейнолдс однажды даже предлагал кому-то из коллекционеров выменять своего Тициана на «Девочку с поросятами» Гейнборо, дескать, «это лучшее из того, что Гейнсборо написал и еще напишет». А Гейнсборо перед смертью очень просил «дорогого сэра Джошуа» прийти посмотреть и оценить его «Дровосека». И Рейнолдс вправду без промедления пришёл, а после смерти Гейнсборо опекал его вдову и включил в свои «Лекции» раздел о значении живописи соперника.
      
           Занимая до самой смерти пост президента Королевской Академии художеств, Рейнолдс исполнял исторические и мифологические композиции, много сил отдавал педагогической и общественной деятельности. Как теоретик искусства Рейнолдс призывал изучать художественное наследие прошлого, в частности искусство античности и Возрождения. Придерживаясь взглядов, близких классицизму, Рейнолдс в то же время подчеркивал особое значение воображения и чувства, предвосхищая этим эстетику романтизма.

            В последние годы жизни Рейнолдс ослеп. Это вынудило его в 1789 прекратить занятия живописью, а в 1790 он покинул Академию.

Умер Рейнолдс в Лондоне 23 февраля 1792.
         


Рецензии