Кочевья. часть 1
По-настоящему оседлых людей я в своей жизни встречала не часто. Спросишь местного человека: "А ты вообще-то откуда?" - "Я-то? Я-то здешний, коренной! Вот родители (или отец, или мать)из... (откуда-нибудь). А меня ещё маленьким привезли! (или даже: а я-то здесь родился)!" - "Ну, значит, не совсем коренной!" - потому что, если маленьким привезли, или даже сам-то здесь родился, а родители откуда-нибудь - значит, не совсем уж такой местный!.. А бывает так, что и сам здесь родился, и родители, и даже дед или бабка из этих мест; а послушаешь - уж носило-то человека по стране за жизнь, уж так носило; где только не жил!.. - "Да я ж вернулся!" - ну, вернулся; а всё-таки не то...
Были, говорят, времена, когда люди и вправду поколение за поколением всё на одном месте жили. Только были те времена давно; да и были ли когда? - не знаю...
А про себя расскажу так.
Лично я начала кочевать ещё до своего рождения. Начались мои кочевья с Чукотки. Мама прикочевала туда из Хабаровского края, вместе с моим старшим братом. А в Хабаровский край перекочевали они, в своё время, с Украины. С Украины же перекочевал на Чукотку и мой отец. Но с мамой они уже встречались когда-то, во время прежних своих кочевий по Украине - мама по направлению РОНО (или как там называлось в те времена это учреждение), а папа, служивший тогда в армии, - со своей воинской частью.
Ну вот; а снова встретились они в Анадыре, там же у них ещё двое детей родились; потом перекочевали в Островное. Всё это на Чукотке; и было там у них немало промежуточных кочевий - и на самолётах, и на олешках, и на собаках...
Но в сорок пятом году, когда я должна была родиться, стали болеть лёгкими мои старшие брат и сестра, и даже медвежий жир им не помогал. Поэтому было решено, что маме со всем выводком (и со мною в проекте)надо выбираться на Большую землю.
И вот приехала мама сначала в Москву, а оттуда на родину свою, на Украину, в город Смелу. Там я и родилась. А потом оказались мы в Погребище (не знаю, где это, но тоже на Украине). Там к табору нашему прибилась мамина тётка и крёстная, которую мы потом бабцей называли. В войну потеряла она обоих своих сыновей; а уж покочевать ей пришлось... Всего не знаю, но больше всего покочевать ей пришлось по Бессарабии...
Потом приехал с Чукотки папа, и мы вернулись в Москву. И жили мы сначала в Москве всем табором в четырнадцатиметровой комнате у нашей тётки, папиной сестры; и кроме нас, в этой же комнате, жили перекочевавшие с Урала после эвакуации папина мама с двумя сёстрами и сын тёти Брони Алик. И весь наш табор помещался на этом самом пяточке в 14 квадратных метров (что было в те времена делом совершенно обыкновенным). Но потом часть семьи перекочевала в Пушкино под Москвой; и Пушкино той поры я уже немного помню. Совсем немного, чуточку-чуточку.
Но недолгой была эта наша стоянка, потому что уже в сорок седьмом году перекочевали мы всемером на юг - мама с папой и бабцей и мы четверо, Олег, Таня, Юра и я. И поселились мы в маленьком приморском городке по имени Геленджик. И тот Геленджик, весь в послевоенных развалинах, я уже помню более-менее хорошо. А вот дорогу туда, сам процесс кочёвки - нет, этого ещё не помню...
Коренными, то есть, дольше всего жившими на этой территории, людьми, считались греки. Но это не совсем правильно. Те греки, которые жили здесь в незапамятные времена и основали город - то есть, конечно, потомки тех греков, - давно там не жили. Их вытесняли то кавказцы-адыги, то турки, то... Честно скажу, не знаю, как там дело было в древности, но только откочевали т е греки из этих мест. Потом здесь жили кавказцы. А потом на Северный Кавказ пришла Россия, и на берегу Чёрного моря стали строить крепости. Стали заселять их казаками. Но казаки, хоть и народ бывалый, однако закрепиться и удержаться в этих местах и они не смогли. Тогда разрешило Российское правительство селиться тут грекам (а в самой Греции в то время грекам туго приходилось под игом Турции: они-то ведь были христиане, а турки - мусульмане. Да и вообще - не часто завоёванным от завоевателей ласка, чаще постоянная таска да обиды разные). И стали греки, вместе с казаками-малороссами и всякими русскими ссыльными, осваивать н а ш е побережье Чёрного моря. И постепенно освоили. Так что н а ш и уже к о р е н н ы е греки и казаки, а также русские и украинцы, которые жили в Геленджике, происходили от
э т и х , а не т е х , древних, колонистов. Тоже, то есть, народ всё больше кочевой. У многих из них и до сих пор ещё в Греции родственники живут, с которыми наши греки и до сих пор ещё отношения поддерживают.
Но вот что интересно. Когда к нашим грекам приезжают их родственники из Греции погостить, то, бывает, возникают странные ситуации. Вроде все они говорят между собой по-гречески; но наши греки г р е ч е с к и х греков понимают, а
г р е ч е с к и е греки наших - не всегда. Так изменился язык!
И более того скажу. На что уж украинцы - казалось бы, совсем свои, верно? Но речь у к р а и н с к и х украинцев и н а ш и х (кубанских, черноморских) так различается, что т е , н а с т о я щ и е украинцы над нашими часто смеялись и называли их речь б а л а к а н ь е м , а не м о в о й . Вот так, представляете, изменился язык. За такое, в общем-то, короткое время!..
А само слово "Геленджик", оказывается, в переводе на русский означает "белая невесточка". И одни говорят, что так назвали город, потому что турки отсюда девушек воровали и у себя на невольничьих рынках продавали; а другие полагают, что всё дело в белой акации, которая, как зацветёт, - весь город в белое нарядит, точь-в-точь, как невесту под венец. А тут ещё и тёрн в горах расцветает, и сливы-груши-яблони в садах...
Действительно, белая невесточка под фатой!..
Очень красивое место был тот Геленджик. И горы у нас красивые, и бухта красивая...
В этой бухте во время войны базировался весь Новороссийский флот, который до войны размещался в большой Цемесской бухте. Отсюда уходили наши корабли освобождать Новороссийск. И Куниковский десант на Малую землю отсюда уходил. А когда закрепившиеся на Малой земле десантники оказались отрезаны (вы, конечно, знаете эту историю), именно отсюда наши отважные греческие рыбаки на своих совсем невоенных судёнышках умудрялись доставлять на Малую землю и продовольствие, и питьевую воду, и боеприпасы; и раненых они оттуда увозили в наш прифронтовой госпиталь...
Но вот после войны начались известные сталинские репрессии против малых народов Кавказа, и героических наших греков вместе с семьями выселили в Казахстан. Многие дети и старики померли на тех дорогах, многие другие - в степях Казахстана, где наши черноморцы жить были непривычны; да никто и не ждал их там... Дети, конечно, были не царской крови, не Романовы, и никто могилок их не разыскивал и мощей туда-сюда не перевозил, - однако и этих жалко... Тоже ведь мучились, тоже ведь жить хотели, и тоже ведь загублены были невинно...
Уже в начале пятидесятых, однако, стали наши греки назад возвращаться; но эта история была ещё впереди.
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №218071400401
Николай Яковлев 4 18.08.2018 19:12 Заявить о нарушении
Хотелось бы прочитать вашу "поэмку". Где её найти?
Наталия Ланковская 2 18.08.2018 21:35 Заявить о нарушении
Николай Яковлев 4 19.08.2018 04:48 Заявить о нарушении