Кочевья. часть 1

                1.

     По-настоящему оседлых людей я в своей жизни встречала не часто. Спросишь местного человека: "А ты вообще-то откуда?" - "Я-то? Я-то здешний, коренной! Вот родители (или отец, или мать)из... (откуда-нибудь). А меня ещё маленьким привезли! (или даже: а я-то здесь родился)!" - "Ну, значит, не совсем коренной!" - потому что, если маленьким привезли, или даже сам-то здесь родился, а родители откуда-нибудь - значит, не совсем уж такой местный!.. А бывает так, что и сам здесь родился, и родители, и даже дед или бабка из этих мест; а послушаешь - уж носило-то человека по стране за жизнь, уж так носило; где только не жил!.. - "Да я ж вернулся!" - ну, вернулся; а всё-таки не то...
     Были, говорят, времена, когда люди и вправду поколение за поколением всё на одном месте жили. Только были те времена давно; да и были ли когда? - не знаю...

     А про себя расскажу так.
     Лично я начала кочевать ещё до своего рождения. Начались мои кочевья с Чукотки. Мама прикочевала туда из Хабаровского края, вместе с моим старшим братом. А в Хабаровский край перекочевали они, в своё время, с Украины. С Украины же перекочевал на Чукотку и мой отец. Но с мамой они уже встречались когда-то, во время прежних своих кочевий по Украине - мама по направлению РОНО (или как там называлось в те времена это учреждение), а папа, служивший тогда в армии, - со своей воинской частью.
     Ну вот; а снова встретились они в Анадыре, там же у них ещё двое детей родились; потом перекочевали в Островное. Всё это на Чукотке; и было там у них немало промежуточных кочевий - и на самолётах, и на олешках, и на собаках...
     Но в сорок пятом году, когда я должна была родиться, стали болеть лёгкими мои старшие брат и сестра, и даже медвежий жир им не помогал. Поэтому было решено, что маме со всем выводком (и со мною в проекте)надо выбираться на Большую землю.
     И вот приехала мама сначала в Москву, а оттуда на родину свою, на Украину, в город Смелу. Там я и родилась. А потом оказались мы в Погребище (не знаю, где это, но тоже на Украине). Там к табору нашему прибилась мамина тётка и крёстная, которую мы потом бабцей называли. В войну потеряла она обоих своих сыновей; а уж покочевать ей пришлось... Всего не знаю, но больше всего покочевать ей пришлось по Бессарабии...
     Потом приехал с Чукотки папа, и мы вернулись в Москву. И жили мы сначала в Москве всем табором в четырнадцатиметровой комнате у нашей тётки, папиной сестры; и кроме нас, в этой же комнате, жили перекочевавшие с Урала после эвакуации папина мама с двумя сёстрами и сын тёти Брони Алик. И весь наш табор помещался на этом самом пяточке в 14 квадратных метров (что было в те времена делом совершенно обыкновенным). Но потом часть семьи перекочевала в Пушкино под Москвой; и Пушкино той поры я уже немного помню. Совсем немного, чуточку-чуточку.
     Но недолгой была эта наша стоянка, потому что уже в сорок седьмом году перекочевали мы всемером на юг - мама с папой и бабцей и мы четверо, Олег, Таня, Юра и я. И поселились мы в маленьком приморском городке по имени Геленджик. И тот Геленджик, весь в послевоенных развалинах, я уже помню более-менее хорошо. А вот дорогу туда, сам процесс кочёвки - нет, этого ещё не помню...

     Коренными, то есть, дольше всего жившими на этой территории, людьми, считались греки. Но это не совсем правильно. Те греки, которые жили здесь в незапамятные времена и основали город - то есть, конечно, потомки тех греков, - давно там не жили. Их вытесняли то кавказцы-адыги, то турки, то... Честно скажу, не знаю, как там дело было в древности, но только откочевали  т е  греки из этих мест. Потом здесь жили кавказцы. А потом на Северный Кавказ пришла Россия, и на берегу Чёрного моря стали строить крепости. Стали заселять их казаками. Но казаки, хоть и народ бывалый, однако закрепиться и удержаться в этих местах и они не смогли. Тогда разрешило Российское правительство селиться тут грекам (а в самой Греции в то время грекам туго приходилось под игом Турции: они-то ведь были христиане, а турки - мусульмане. Да и вообще - не часто завоёванным от завоевателей ласка, чаще постоянная таска да обиды разные). И стали греки, вместе с казаками-малороссами и всякими русскими ссыльными, осваивать н а ш е  побережье Чёрного моря. И постепенно освоили. Так что  н а ш и  уже  к о р е н н ы е  греки и казаки, а также русские и украинцы, которые жили в Геленджике, происходили от   
э т и х , а не  т е х , древних, колонистов. Тоже, то есть, народ всё больше кочевой. У многих из них и до сих пор ещё в Греции родственники живут, с которыми наши греки и до сих пор ещё отношения поддерживают.
     Но вот что интересно. Когда к нашим грекам приезжают их родственники из Греции погостить, то, бывает, возникают странные ситуации. Вроде все они говорят между собой по-гречески; но наши греки  г р е ч е с к и х  греков понимают, а
г р е ч е с к и е греки наших - не всегда. Так изменился язык!
     И более того скажу. На что уж украинцы - казалось бы, совсем свои, верно? Но речь  у к р а и н с к и х  украинцев и  н а ш и х (кубанских, черноморских) так различается, что  т е ,  н а с т о я щ и е  украинцы над нашими часто смеялись и называли их речь  б а л а к а н ь е м , а не  м о в о й . Вот так, представляете, изменился язык. За такое, в общем-то, короткое время!..
     А само слово "Геленджик", оказывается, в переводе на русский означает "белая невесточка". И одни говорят, что так назвали город, потому что турки отсюда девушек воровали и у себя на невольничьих рынках продавали; а другие полагают, что всё дело в белой акации, которая, как зацветёт, - весь город в белое нарядит, точь-в-точь, как невесту под венец. А тут ещё и тёрн в горах расцветает, и сливы-груши-яблони в садах...
     Действительно, белая невесточка под фатой!..
     Очень красивое место был тот Геленджик. И горы у нас красивые, и бухта красивая...
     В этой бухте во время войны базировался весь Новороссийский флот, который до войны размещался в большой Цемесской бухте. Отсюда уходили наши корабли освобождать Новороссийск. И Куниковский десант на Малую землю отсюда уходил. А когда закрепившиеся на Малой земле десантники оказались отрезаны (вы, конечно, знаете эту историю), именно отсюда наши отважные греческие рыбаки на своих совсем невоенных судёнышках умудрялись доставлять на Малую землю и продовольствие, и питьевую воду, и боеприпасы; и раненых они оттуда увозили в наш прифронтовой госпиталь...
     Но вот после войны начались известные сталинские репрессии против малых народов Кавказа, и героических наших греков вместе с семьями выселили в Казахстан. Многие дети и старики померли на тех дорогах, многие другие - в степях Казахстана, где наши черноморцы жить были непривычны; да никто и не ждал их там... Дети, конечно, были не царской крови, не Романовы, и никто могилок их не разыскивал и мощей туда-сюда не перевозил, - однако и этих жалко... Тоже ведь мучились, тоже ведь жить хотели, и тоже ведь загублены были невинно...
     Уже в начале пятидесятых, однако, стали наши греки назад возвращаться; но эта история была ещё впереди.

                (продолжение следует)    
         


Рецензии
О тяжёлых временах пишете с теплом, а не с обидой. У меня Наталья есть маленькая поэмка в стихах- Апокалипсис- называется, прочтите на досуге. Я правда её написал в 40 с лишним лет, всё кипело внутри. Может сейчас поостыл, помягче написал бы. Но всё равно прочтите. Я уже сказал вам, ВЫ притягиваете тем что о тяжелых временах беззакония пишете мягко и с любовью. Николай.

Николай Яковлев 4   18.08.2018 19:12     Заявить о нарушении
Видите ли, Николай. Не тяжёлых времён история не знает. Как это у Кушнера: "Что ни век - то век железный. Но дымится сад чудесный; блещет тучка... Я в пять лет должен был от скарлатины умереть, живи в невинный век, в котором горя нет"...
Хотелось бы прочитать вашу "поэмку". Где её найти?

Наталия Ланковская 2   18.08.2018 21:35   Заявить о нарушении
Она на моей странице.Написана в самом начале, ближе к первым числам, от первого № по восьмой. Согласен с вами, У России передышки не большие, ну в поэме и найдёте ответ почему. Буду дальше вас читать. Николай.

Николай Яковлев 4   19.08.2018 04:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.