Мой отец мне рассказывал...

Когда я приезжал к отцу в гости, он обычно доставал из холодильника пельмени, замешивал свой любимый соус с чесноком, ставил на стол рюмочки из серванта. Мы садились за стол и разговаривали.

Мы обычно сидели долго,  рассказывали друг другу, что у нас новенького, какие события произошли за последнее время. Макали пельмени в соус и... чокались рюмками.

Иногда, отец вспоминал прошлое и рассказывал разные истории из своей жизни. Это были рассказы о наших родственниках. Про его работу. Про путешествия, во время отпусков и поездок с мамой по огромной нашей стране. Сидя со мной на кухне, он просто отдыхал душой. Если бывало он жаловался, то только на то, что водка становится дороже, начальство бессовестнее и тупее, но он никогда не высказывал сожаления о том, что что-то в своей жизни он сделал не так как хотел. 

Однажды, во время одного из таких разговоров он рассказал мне о том, как они с мамой после моего рождения советовались между собой, по поводу моего будущего, - как воспитывать меня, - каким они хотели бы видеть меня.

Отец говорил - в те времена жить было не легко, но главными качествами человека он всегда считал - честность, трудолюбие и смелость. А ещё он считал, что добрым всегда быть важнее.

Сила и доброта всегда идут рядом. Ведь только сильный человек может быть добрым и прощать чужие проступки и помогать тем кто слабее. Слабый человек не сможет помогать - ему не хватит сил душевных и физических. Значит выходило, что меня нужно было воспитывать сильным?

Но, сила может быть и другого качества - она может быть холодной, расчетливой и даже жестокой. Сильный человек может обижать слабого если это ему выгодно. Сильный человек может сам совершать ошибки, за которые потом пострадают более слабые, не обращая внимания на других людей.

Вот отец и поставил на первое место перед силой - доброту. Добрый сможет быть сильным если знает свою правоту. Добрый не станет обижать другого и даже не даст его в обиду, если тот слабее и ему нужна будет помощь. Несправедливость никогда не остановит доброго перед выбором - помочь другому или пожалеть себя. Добрый найдет силы.

Выходило так, что доброта важнее и нужнее в жизни чем сила. Но отец понимал, что слабый человек не сможет быть добрым, а это значило, что к доброте обязательно должна была прилагаться и сила.
Вот такая проблема выбора была тогда у него.

Он мне рассказал, что они с мамой долго решали и сделали выбор в пользу доброты. Они решили меня воспитывать добрым.

Я сейчас действительно вспоминаю в своём детстве моменты которые были устроены не просто так, а с большим прицелом на будущее. Меня почти никогда не наказывали, подробно объясняли если я совершал проступок, в чем я ошибся.

Бабушка была не многословной, но даже её слова содержали в себе глубину цели и направлены были на воспитание во мне этих качеств. Она говорила,  "Ласковый теленок двух маток сосет".  И её дела никогда не расходились со словами. Она сама была всегда ласкова со мной и с братом. И от меня всегда требовалось именно доброе отношение к другим людям. Я не припомню ни одного случая в жизни когда мне довелось проявить злость или поступать не справедливо по отношению к тем людям которые находились со мной рядом.

Даже во время детской драки во дворе с задиристым соседом я не чувствовал злости, мне просто нужно было его победить и заставить признать свою неправоту.
Я в первом классе уже ходил в спортивную секцию классической борьбы и научился некоторым приёмам.

Барахтаясь в шубах на утоптанном снегу в окружении мальчишек со всего двора мы пытались отстоять каждый свою позицию. Мой противник - Лешка Лыжин был немного нагловатым парнишкой, но по возрасту не сильно меня опережавшим. Ему нравилось зацепить другого обидным словом или просто откровенно поиздеваться над слабым или неуклюжим. Он считал себя более умным и сильным и считал, что это дает ему право презирать других, слабых или просто брать себе чужое.

Я уже не помню из-за чего началась наша ссора, но я точно знал, что он не прав, и доказать это мог только поединок на виду всего двора. Просто ударить кулаком в лицо было бы более присуще ему чем мне. А вот побороть его и доказать, что я сильнее - это было очень важно именно для меня. Ведь я в таком случае и не наносил ему вреда, и в то же время доказывал и ему и другим, что он не прав.
Боролись мы сначала стоя, но я легко его уронил и, уже лежа, смог поймать его руку в захват ногой, положить его на лопатки и показать всем его бессилие в этой позе. После этого я потребовал, что бы он во всеуслышание попросил прощения за обиду и признал перед всеми, что я сильнее.

После этого случая никто во всем дворе никогда не относился ко мне с пренебрежением или издевкой. Сверстники не боялись меня, как бывало побаивались Леху, а просто уважали. У меня было много друзей во дворе.

Отец научил меня не обижать даже маленьких жучков и лягушек. У меня дома был собственный маленький живой уголок, в котором жили и улитки, и лягушки, и даже ящерица, которую я кормил кузнечиками.  От сытной еды она за лето выросла, была активной и даже выглядела толстой. Мы с братом её отпустили в конце лета на склоне железнодорожной насыпи, где было много её подружек. Ведь зимой я не смог бы её кормить кузнечиками.

Однажды, когда мы с бабушкой гуляли по лесу и она мне рассказывала про разные травы - мы собирали грибы. Нам случайно встретился бурундук.

Он залез на большую сосну посередине поляны и не мог убежать далеко. Бурундук был хитрым и пугливым. Он прятался от нас с противоположной стороны ствола дерева. Мы ходили вокруг дерева, и бурундук бегал по стволу прячась от нас. Я никак не мог его разглядеть. Что бы выгнать его с той стороны и показать его мне, бабушка сломила прутик, и стала шлепать по дереву, выгоняя зверька на видное место. Но случайно так получилось, что прутик ударил бурундука по носику и ...
Я вдруг увидел что полосатый житель тайги упал в траву возле наших ног и забился в смертельных конвульсиях.

Это получилось не специально - случайно. Мы стояли с бабушкой и ничего уже сделать не могли. Бурундучек умер.

Бабушка взяла его в ладошку и положила в карман халата. Мы пошли домой. Дома мы с бабушкой рассказали о случившемся маме. С её помощью трупик этого бурундука выпотрошили и сделали из него чучело. На проволоку намотали тряпок и ваты, обработали их соленым раствором. На этот каркас натянули шкурку бурундучка. Зашили ему брюшко.

Бабушка тогда сказала - "Раз уж так получилось, то пусть он послужит хотя бы украшением на шкафу, на вазе с букетом сухоцветов. Не пропадать же даром несчастной зверушке."

Ещё много лет этот бурундук, стоя в виде чучела на шкафу, служил напоминанием мне и другим, что нужно быть осторожнее с природой и с её созданиями. Ведь маленькие существа беззащитны перед нами.

В то же лето я видел возле зоопарка на рынке дядьку который продавал степных черепашек по пять рублей за штуку. Черепашки лежали в птичьей клетке большой кучей - слоями - друг на друге.

Мне было жалко черепашек, но бабушка мне объяснила, что если я куплю у него даже всех черепашек, то он снова поедет в Казахстан и будет ловить этих черепах ещё в большем количестве. Ведь он за них получит деньги.

Мы не стали покупать у этого дядьки черепашку. А к осени, у меня дома была уже целая компания из семи черепах разного размера и даже разного вида.

Многие из тех детей, которым все таки купили черепашку как игрушку, гуляя с ней теряли своего питомца или просто забывали его на улице. Такие найденыши были обречены с наступлением зимы в нашей сибирской природе на гибель. Они поселились у меня.

Я очень старался, ухаживал за ними. Каждый день я приносил им свежие листья и цветы одуванчика, подорожник, мелко резал листья капусты, чистил от испражнений коробку. Многим нашёл нового хозяина. Они у меня прожили всю зиму, а некоторые остались со мной на много лет.

Доброта должна быть с пониманием того, что ты делаешь, а иначе она легко превращается в глупость. Для того что бы быть добрым нужно ещё и очень много знать. Нужно много читать и главное понимать почему происходят те или иные события. Мне в то время повезло. Нашим соседом был ученый биолог. Он давал мне книги и помогал советами. Я читал, смотрел телевизор - любимую передачу "В мире животных", слушал рассказы о природе по радиоприемнику. В школе посещал факультативы по физике и математике. Ездил в спортивный городок на занятия по классической борьбе. За два с половиной километра от дома ходил в изостудию - учился рисовать. И постоянно рядом со мной был мой отец.

Это не значит, что он всегда был рядом и мы разговаривали. Просто я всегда чувствовал его присутствие и все свои поступки соизмерял с его точкой зрения.

Наоборот, почти все моё детство, отца дома не было. Он много работал, что бы обеспечить семье нормальную жизнь. Да и позже, мы не часто встречались за столом, но если встречались - нам всегда было о чем поговорить.


... Рюмки на столе всегда стояли наполненными. Отец не любил пустой посуды. Мы разговаривали и не спешили брать их в руки. Мы могли проговорить до самой темноты. Нам всегда хватало водки. Очень редко мы доставали вторую бутылку. Это бывало только если в нашей компании был кто-то третий или за столом собиралась большая компания. Ведь не сама водка и пельмени были главными в наших встречах.

Нам нужно было - ПОГОВОРИТЬ.


Рецензии